«Это мир гонок, перевернутый с ног на голову». Почему ралли-кросс снова популярен
Привод 4х4, 608 сил, 1,9 секунды до сотни и... полный контакт! После многих лет подполья этот боевой вид автоспорта выходит в мир
Те, кто застал спортивную передачу канала BBC “Трибуна”, с удовольствием посмотрят субботним вечером ралли-кросс. Ведь этот вид гонок был придуман для телевидения в 1967 году, и ему отводилось много эфирного времени, распределенного между гонками на родном поле, в кентском Лидден-Хилле, и на таких же простеньких трассах по всей Европе.
В семидесятых и восьмидесятых эти боевые гонки стали еще более популярны, особенно когда в них появились запрещенные в ралли монстры “группы Б”. Но с новыми машинами пришли новые правила и региональные ассоциации. Телекомпании стали терять интерес, и спорт надолго перешел в подполье.
Но в последние несколько лет ралли-кросс снова стал привлекать к себе внимание. “Формула-1” становится все более закрытой и мудреной затеей (экономия топлива – как вам такое, а?), и простой зритель снова возвращается в грязный мир ралли-кросса. Этот примитивный и грубый спорт увлекает спринтерскими гонками, где 608-сильные монстры бьются за первенство на асфальтово-гравийных треках.
В наш век, когда люди могут сконцентрироваться на зрелище, только пока в стакане шипит газировка, формат этой гонки идеален: четыре-пять интенсивных кругов, минимум правил, мощные машины и ухабистые трассы с трамплинами. А еще ралли-кросс коммерчески привлекателен. Особенно для производителей энергетических напитков, которым выгодны параллели между адреналином горячей борьбы и действием своих ядрено-оранжевых коктейлей.
Этот вид автоспорта быстро вернул себе популярность на телевидении, среди других видов гонок и распространился по всему миру. Теперь есть национальные чемпионаты, а также чемпионат Европы и Global Rallycross Championship (так янки скромно называют чемпионат, про ходящий в Америке). Только недавно большая шишка FIA Жан Тодт дал ралли-кроссу право быть полноценным чемпионатом FIA. Другими словами, нынешний европейский чемпионат станет чемпионатом мира с легкой руки FIA и нового промоутера.
Новый статус привлек в ралли-кросс (можно просто RX, если экономите чернила в принтере) дополнительные инвестиции. Он молодежный, относительно дешевый и популярный в соцсетях. Вот почему в этом году в чемпионате участвуют и Monster Energy, и Ford, и VW, и Peugeot. В бюджете глобального маркетинга содержание команды RX – незначительная статья расхода. Но для спорта заводская поддержка – живительный источник финансов.
Как следствие – в RX стали все чаще звучать громкие имена, в том числе чемпиона WRC Петтера Сольберга, чемпиона BTCC Энди Джордана, чемпиона DTM Матиаса Экстрема, чемпиона GRC Тоомаса Хейккинена (Топи) и чемпиона X-Games Лиама Дорана. Да, и чемпиона F1, Indy Car и победителя Indy 500 Жака Вильнева.
“Я люблю ралли-кросс, – говорит он нам. – Все остальные виды гонок отказываются от мощных машин. А здесь, наоборот, мощность в цене. Это мир гонок, перевернутый с ног на голову, – таким он и должен быть”.
Вильнев поедет в классе Supercar, где рубятся 608-сильные полноприводные монстры с крутящим моментом 800 Нм. Силуэты на базе обычных супермини вроде Citroen DS3, Peugeot 208, VW Polo и Audi S1. Эти карбоновые отморозки могут разогнаться до сотни за 1,9 с… по грунту! Формульным болидам такое и не снилось. И Топи хочет, чтобы мы прочувствовали это, прокатившись в его VW Polo. А мы только за!
Как только я сел в пассажирское сиденье, чемпион GRC потянул вертикальный рычаг, как ручку игрового автомата. Потом вдавил в пол педаль газа, чтобы раскрутились турбины. Вот он, антилаг – звук такой, как будто бушует пожар на складе пиротехники. Топи отпускает тормоз, и нас бросает вперед, как на американских горках. На особенно зверских, с турбиной и колесами.
Автомобили настроены сразу и для гладкого асфальта, и для неровной грунтовки, поэтому снаружи кажется, что они раскачиваются на осях – задирают колеса, переходя из сноса в занос. Но в салоне чувствуется, что автомобиль устойчив и комфортен, даже когда мы взлетаем с трамплина на два метра в воздух. Только не ждите тишины. Бормочут турбины, антилаг все время прочищает горло, и на высоких тонах гудит трансмиссия. Такое впечатление, что вокруг тебя мечутся разъяренные хорьки. И гремит гром. Каково же это, когда в гонке тебя окружают еще пять машин?
На открытии сезона в Португалии, в начале мая, борьба была весьма оживленная. Петтер Сольберг стал первым, а Вильнев в самом начале сошел и закончил выходные на последнем месте. Дальше ему будет еще труднее, потому что, кроме прочих, интерес к спорту стали проявлять знаменитости автогонок. Дэвид Култхард, Валентино Росси, Джиджи Галли и Себ Леб строят планы насчет ралли-кросса. А поскольку теперь есть чемпионат мира, Кен Блок и ведущий американского TopGear Таннер Фауст из Global Rallycross примут участие в нескольких из 12 раундов, которые пройдут не только в Англии, но и в Европе, Канаде, Аргентине и Турции.
Тех, кто переживает, что с новыми деньгами, про изводителями и пилотами дух гонки может безвозвратно измениться, могу успокоить. Организаторы RX говорят, что ни за что не сменят пиво и гамбургеры на лобстеров и фуа-гра. Они помнят, как появился ралли-кросс, который держали на плаву небогатые, но увлеченные частные команды. И они поклялись хранить верность корням.
ИСТОРИЯ РАЛЛИ-КРОССА
1967. Асфальтово-грунтовая мясорубка придумана в Лидден- Хилле, графство Кент
1986. Болиды “Группы Б”, изгнанные из чемпионата по ралли, нашли себе новое применение на трассах ралли-кросса
2012. Джереми, Джеймс и Ричард доказывают, что ралли-кросс дешевле и веселее, чем гольф
ТЕКСТ и ФОТО: РОУЭН ХОРНКАСЛ
---
Читайте еще:
Самые смешные автобусы вселенной. Правда, не знаем плакать или смеяться
Райкконен сражается в гонке на газонокосилках (видео)
Opel Kadett vs Ferrari 458, Porsche 911 и Yamaha R1 Больше, больше турбо! (видео)
Всё, в топку Ф1, смотрю ралли-кросс!