13 лучших развязок в истории MotoGP
Пока Марк Маркес и Хорхе Лоренсо готовятся к битве в Валенсии, блог «Motomania» вспоминает остальные решающие гонки в MotoGP.
1950 год. Монца, Италия
Претенденты на титул: Умберто Мазетти, Джефф Дьюк
В далеком 1950 году последний Гран-при сезона проходил на итальянской трассе в Монце. За звание сильнейшего гонщика боролись двое: хозяин трассы Умберто Мазетти, гонявший на четырехцилиндровом байке «Джилера», и британец Джефф Дьюк, выступавший на одноцилиндровом мотоцикле «Нортон».
Британский пилот одержал победу, но этого оказалось недостаточно для итогового успеха. Итальянец же пришел к финишу вторым, и в итоговой таблице соперников разделил всего один зачетный балл. Так Мазетти отпраздновал свое первое чемпионство в 500-кубовом классе мотоциклов.
1952 год. Монжуик-парк, Испания
Претенденты: Умберто Мазетти, Лесли Грэм, Рег Армстронг
Двумя годами позже Мазетти – вновь один из героев сезона, который завершался на барселонской трассе «Монжуик-парк». Только на этот раз итальянцу противостояло уже два оппонента: гонщик команды «Агуста» и первый чемпион серии MotoGP 1949 года британец Лесли Грэм, а также ирландец Рег Армстронг, гонявшийся на уже знакомом мотоцикле «Нортон».
Грэму удается выиграть 48-круговую гонку, но хладнокровный Мазетти добирается до финиша вторым, и для титула этого хватает – Грэм в трех очках позади, а Рег Армстронг в чемпионате становится третьим.
1966 год. Монца, Италия
Претенденты: Джакомо Агостини, Майк Хэйлвуд
1966 год, финальный Гран-при вновь проходит на легендарной трассе в Монце. Борьбу за звание лучшего пилота года ведут местный гонщик Джакомо Агостини и его вечный оппонент, британец Майк Хэйлвуд, который после мотоспортивной карьеры уйдет пробовать свои силы в «Формуле-1».
Со старта гонщики принялись выяснять, кто из них больше достоин чемпионского звания, пока Хэйлвуд, или, как его еще называли «Мотоцикл», не уронил свою 500-кубовую «Хонду» в одном из поворотов. Агостини спокойно доехал до финиша на первой позиции и выиграл свой первый титул в премьер–категории. В итоговом зачете итальянского и британского мотогонщиков разделили шесть призовых баллов.
1975 год. Брно, Чехословакия
Претенденты: Джакомо Агостини, Фил Рид
Последний, десятый этап сезона-1975, проходящий на треке в чехословацком Брно, свел лицом к лицу Агостини – на тот момент уже семикратного чемпиона мира – и британского гонщика Фила Рида.
В то время Джакомо уже покинул итальянскую «Агусту», и выступал за японскую «Ямаху», в то время как Рид два года подряд завоевывал чемпионские звания с бывшей командой итальянца.
В последнем Гран-при чемпионата первенствовал Рид, но Агостини финишировал вторым, и тем самым не позволил конкуренту взять третий титул подряд.
Джакомо не просто выиграл сезон-1975, но и стал первым гонщиком, примерившим корону победителя на двух и четырехтактных мотоциклах. Также стоит добавить, что это был последний титул итальянца в карьере. Спустя два года восьмикратный чемпион мира завершит свою эпохальную карьеру.
1978 год. «Нюрбургринг», Германия
Претенденты: Барри Шин, Кенни Робертс-старший
Вот он, пожалуй, тот чемпионат, который похож на нынешний. Перед заключительной гонкой, которая состоялась на 22-километровой трассе «Нюрбургринг», на титул претендовали два спортсмена: двукратный чемпион мира в категории MotoGP, британец Барри Шинн, и гонщик, для которого сезон-1978 стал премьерным в королевском классе – американский мотогонщик Кенни Робертс-старший.
Перед стартом немецкого Гран-при претендентов на титул отделяло расстояние в восемь очков, причем данное преимущество, как и в этом году, было у дебютанта. Шину, который, кстати, защищал чемпионский титул, необходимо было финишировать как выше Робертса, чтобы рассчитывать на благоприятный для себя исход.
По ходу гонки соперники не раз обменивались позициями, вели борьбу на протяжении всей дистанции, но все же тактически грамотное выступление американца позволило ему опередить главного конкурента.
Пилоты завершили гонку третьим и четвертым соответственно. В генеральной классификации их отделило десять баллов. Это первый чемпион за шестнадцать лет, который не являлся представителем одной из европейских стран, более того, победа Кенни Робертса-старшего в MotoGP стала первой в истории американского мотоспорта, и именно она привела к целой череде успехов американцев в шоссейно-кольцевых мотогонках.
1979 год. Ле-Ман, Франция
Претенденты: Кенни Робертс-старший, Вирджинио Феррари
И вновь «Король» Робертс, пилотировавший 500-кубовую «Ямаху», стал героем последней гонки 1979 года, прошедшей на легендарной французской трассе в Ле-Мане.
На сей раз американский спортсмен, защищавший титул, пытался сдержать натиск молодого итальянского пилота Вирджинио Феррари. Борьбы, правда не получилось – французская трасса в дебюте гонки оказалась неблагосклонной к Феррари – итальянец упал в одном из поворотов и не смог вернуться назад в гонку, в то время как американец спокойно финишировал третьим. Итоговый отрыв в чемпионате составил двадцать четыре очка.
1980 год. «Нюрбургринг», Германия
Претенденты: Кенни Робертс-старший, Рэнди Мамола
В 1980-м году звание чемпиона разыгрывали двое американцев: двукратный к тому моменту чемпион Кенни Робертс-старший, гонявший на японской «Ямахе», и его соотечественник, один из самых удивительных пилотов чемпионата за всю его историю – Рэнди Мамола, выступавший на «Сузуки».
Представителю «Сузуки» удалось удачно стартовать и возглавить заезд, но в итоге резвый гонщик был вынужден капитулировать в середине гонки, после возникших механических неполадок. Публика удивленно вскидывала руками из-за того факта, что в протоколе призеров немецкого Гран-при не оказалось ни одного претендента на титул – Робертс пришел к финишу четвертым, Мамола сразу же за ним.
Победа в чемпионате ушла к Кенни Робертсу-старшему.
1981 год. «Андерстоп», Швеция
Претенденты: Марко Луккинели, Рэнди Мамола
В следующем сезоне Мамола предпринял еще одну попытку выиграть чемпионат мира, и вновь судьба титула решилась в заключительной гонке сезона. На сей раз соперником американца в финальной битве стал итальянец Марко Лукинелли. Гонщику с апеннинского полуострова для оформления чемпионства достаточно было финишировать в пятерке быстрейших, при условии, что конкурент одержит победу на шведской трассе.
Сама гонка проходила при смешанных погодных условиях, и какое-то время над трассой в течение нескольких кругов шел дождь. Мамоле вновь удался хороший старт, он держался лидером несколько кругов, но в одном из поворотов потерял мотоцикл. В результате, максимум на что сподобился американец – отыграть пару мест и прийти к финишу тринадцатым. Что же касается Марко, то он доехал до финиша девятым. Этого вполне хватило для того, чтобы примерить корону чемпиона. В итоговой таблице гонщики были разделены одиннадцатью баллами.
Слева направо: Марко Луккинели, Барри Шин, Ранди Мамола, Корк Баллингтон
1983 год. Автодром Дино Феррари, Италия
Претенденты: Фредди Спенсер, Кенни Робертс-старший
Восьмидесятые годы были богатыми на драматичные развязки чемпионатов мира. Одна из них приключилась в 1983 году. 4 сентября того года зрители трассы Энцо и Дино Феррари на Гран-при Сан-Марино наблюдали за схваткой за звание лучшего мотогонщика на планете, которое вновь разыгрывали между собой американские пилоты.
Надо сказать, американская школа мотопилотирования, являлась лучшей в те годы. За период с 1980 по 1990 годы гонщики из США семь раз признавались лучшими по итогам сезона, и зачастую титул уходил к представителям страны больших возможностей.
Перед финальным Гран-при пилот команды «Хонда Эйч Эр Си» Фредди Спенсер имел преимущество в пять зачетных баллов над трехкратным чемпионом королевского класса Кенни Робертсом-старшим. Более того, сам финал был подогрет еще на прошлом этапе на шведском «Андерстопе». Там, на последнем круге гонки Спенсер, идущий вторым, решился на отчаянную попытку обгона в одном из последних поворотов. Однако маневр закончился тем, что Спенсер на высокой скорости вошел в поворот, не успел затормозить и вытолкнул оппонента за поребрики, в результате чего оба выехали за пределы трассы. Обратно на трек быстрее вернулся Спенсер, и в результате одержал победу. Робертс же пришел к финишу вторым, и ожидаемо высказал много неприятных слов в адрес конкурента.
Так что можно понять, какая напряженная атмосфера витала в воздухе перед заключительным этапом сезона.
Финальная гонка
Чтобы как-то возместить очковые потери в предыдущей гонке, коллектив команды «Мальборо-Ямаха» решил применить командую тактику. Суть ее заключалась в следующем: напарник Робертса, Эдди Лоусен, должен был сдержать атакующий натиск Спенсера.
Поначалу все складывалось по их сценарию: Лоусен старался удерживать порыв Спенсера, но затем был вынужден капитулировать, и в итоге победы Робертса не хватило для того, чтобы выиграть титул.
Тройка призеров итальянского этапа была чисто американской: Робертс, Спенсер, Лоусен. Итоговый разрыв оказался практически минимальным, Робертс проиграл Спенсеру всего два зачетных балла.
1989 год. Гояния, Бразилия
Претенденты: Эдди Лоусен, Уэйн Рейни
Очередное право быть чемпионом мира оспаривали два американских мотогонщика: прославленный Эдди Лоусен, выступавший в команде «Кейнмото-Хонда», и гонщик c довольно скромными на тот момент достижениями – Уэйн Рэйни из «Ямахи».
Для Лоусена добытый титул мог стать четвертым в его великолепной гоночной карьере. Собственно говоря, так и произошло, а и итоговый подиум по окончании бразильского уик-энда, был полностью представлен гонщиками из США.
Первое место в Гран-при занял двадцатипятилетний Кевин Шванц, Лоусен же закончил гонку вторым. Его главный оппонент по сезону Рэйни финишировал третьим. Пилотов в итоговой таблице разделили восемнадцать баллов.
1992 год. Кьялами, ЮАР
Претенденты: Мик Дуэн, Уэйн Рэйни
Шестого сентября 1992 года на финальном этапе в Йоханнесбурге, что в ЮАР, мотоциклетный мир увидел очередную потрясающую развязку чемпионата. За звание сильнейшего мотогонщика сразились австралийский пилот Мик Дуэн, представляющий японскую «Хонду», и американец Уэйн Рэйни, который защищал цвета другой японской марки – «Ямахи». Стоит сказать, что в активе американца уже были два чемпионских звания в королевской серии.
За несколько месяцев до развязки чемпионата, на восьмом этапе, что проходил на треке в голландском Ассене, Мик Дуэн получает сильнейшие травмы после падения на практике. Был высокий риск того, что австралиец лишится своей правой ноги. На момент страшной аварии Мик выигрывал у ближайшего оппонента, коим являлся Рэйни, шестьдесят пять баллов.
На восстановление после тяжелейших полученных травм у него ушло около двух месяцев, и австралиец пропустил четыре этапа подряд. За это время американский пилот отыграл сорок три очка в результате одного первого, одного второго, и одного пятого мест, тем самым солидно сократив отставание от австралийского гонщика.
Дуэн нашел в себе силы вернуться в чемпионат на две последние гонки. В бразильском Сан-Паулу он финишировал лишь двенадцатым, в то время как Рэйни, одержав викторию, забрал все двадцать призовых очков, таким образом в прах разбив, казалось, непоколебимое преимущество в шестьдесят пять очков пилота из Австралии.
Слева направо: Мик Дуэн, Рэнди Мамола, Уэйн Рейни
Развязка наступила на трассе «Кьялами». Дуэн приложил все силы, какие у него только были, дабы отстоять те два очка, которые оставались перед заключительной гонкой, но все же травмированное тело не дало финишировать пилоту выше шестого места. Он закончил этап с отставанием от победителя в полминуты.
Что касается Рэйни, то он финишировал третьим. В итоговом протоколе оппонентов разделили всего два зачетных балла.
Позже Дуэну все же удалось поймать птицу удачи: с 1994 по 1998 годы легенда австралийского и мирового мотоспорта завоевал пять чемпионских званий кряду.
1993 год. Харама, Испания
Претенденты: Кевин Шванц, Уэйн Рэйни
Годом спустя титул лучшего мотогонщика на планете разыгрывался вновь между двумя пилотами из Северной Америки: Кевином Шванцем, выступающим за японский коллектив «Сузуки», и уже упомянутым Уэйном Рейни. Перед последним этапом между двумя гонщиками был разрыв в восемнадцать очков – преимущество было на стороне Шванца. Но борьбы за чемпионство не случилось. Дело в том, что двумя этапами ранее, в Италии, Рэйни попал в страшную аварию, которая просто не оставила ему выбора, кроме как покончить с мотогонками.
К сожалению, в этой аварии он получил тяжелейшую травму позвоночника, и уже никогда не сможет встать на ноги. Авария Уэйна, к слову, ознаменовала концовку эры американского господства в MotoGP.
2006 год. Валенсия, Испания
Претенденты: Ники Хэйден, Валентино Росси
С этого этапа, как я уже рассказывал, началось мое увлечение мотоспортом. 2006-ой год, итальянец Валентино Росси, представляющий японского мотопроизводителя «Ямаху», подошел к финальному этапу с преимуществом в восемь баллов перед ближайшим конкурентом, американцем Ники Хэйденом, который защищал в те времена интересы «Хонды». Победу в той гонке одержал австралийский пилот команды «Дукати Мальборо» Трой Бэйлис, второе место занял его партнер по команде итальянец Лорис Капиросси. Это был первый победный дубль в гонке от итальянской команды. Свое же первое и последнее звание чемпиона мира завоевал Хэйден.
Кульминация наступила всего через пять кругов после старта: Валентино, входя в один из левых поворотов испанского трека, не удержал байк, и пустил его в лоусайд. К финишу «Доктор» приехал лишь тринадцатым, в то время как Ники спокойно доехал до подиума, и, заработав в свою копилку шестнадцать баллов, обеспечил себе звание чемпиона мира.
10 ноября 2013 года. Валенсия, Испания
Претенденты: Марк Маркес, Хорхе Лоренсо
Кто станет чемпионом мира?
Ну или вот например что ещё узнал, этап в английском Белфасте ( который выиграл Грэм ) все в том же 1949 году проходил четыре часа! Просто немыслимую надо было иметь концентрацию пилоту, хотя бы для того, что бы просто доехать до финиша.