Феникс. 18 фактов о Ники Лауде, которых вы не знали
Все, что вы возможно не знали о знаменитом Ники Лауде или хотите узнать после просмотра фильма «Гонка» – от первых шагов в автоспорте до отцовства в возрасте 60 лет – в блоге «Splash and Dash»
Родители Лауды были весьма обеспеченными людьми. Будучи успешными банкирами, и фактически владея бумажной индустрией Австрии, они не знали финансовых неурядиц, а дедушка Ники, доктор Ганс Лауда был известным на всю страну промышленником. Словом, Ники был «золотым мальчиком».
Первой машиной Лауды стал «Фольксваген Жук» 1949 года. Уже в 12 лет юному Ники родственники доверяли парковать свои автомобили, а в 14 лет Лауда водил большой грузовик, принадлежащий фирме, в которую устроился работать. Поездки приходилось совершать по ночам, когда риск попасться полиции был ниже. На свои заработанные деньги Лауда смог купить себе поддержанный «Фольксваген». На этом стареньком кабриолете начинающий водитель колесил по обширному поместью своей семьи.
Семья Лауды не поддерживала увлечение своего отпрыска гонками. Главным противником автоспорта выступал отец Ники. Так что семейная поддержка карьере молодого австрийского пилота была скорее моральной, нежели материальной, да и то спорный вопрос. Отец Ники долгое время высказывался крайне неодобрительно по отношению к страсти сына: «Ники станет настоящим Лаудой, когда в прессе его имя будет стоять в экономическом разделе, а не на спортивных страницах». Так что строить свою карьеру молодому венскому гонщику пришлось самому.
Лауда ни перед чем не останавливался на пути к своей мечте. Вместе со своим другом Петером Дрекслером, который тоже был парнем из богатой семьи, Ники неоднократно брал из гаража «Austin Cooper S1300» отца и гонялcя на нем по горным дорогам. Машину юный Лауда в итоге разбил...
Лауда неоднократно попадал в аварии, выступая в молодежных гоночных сериях. Австриец набивал шишки в «Формуле-3» и во время гонки в Асперне он добавил седых волос членам своей семьи, настолько эффектно перевернувшись, что австрийца показало местное телевидение, где его родственники и увидели данный инцидент. А в Зольдере Лауда умудрился столкнуться... с машиной скорой помощи! Склонный к осторожности австриец затем говорил, что больше не хотел быть «психом среди двух дюжин других психов» и перешел в «Формулу-2»
Лауда не раз брал кредиты в банках ради своей карьеры. Репутация его семьи во многом помогла ему в этом завоевать доверие банкиров. В обмен на право растянуть кредит на пять лет, Ники обязался разместить рекламу банка-кредитора на своем шлеме. По сути, в первые годы своей карьеры Ники был самым настоящим рента-драйвером — однако упорство, труд и постоянно прогрессирующие результаты позволили ему впоследствии стать одним из самых высокооплачиваемых гонщиков паддока и покрыть все свои долги. Внушает уважение то, как венский пилот голодал и экономил ради собственной карьеры.
Свой первый кредит Лауда взял в 1970 году. Целью было купить «Порше 908» для участия в гонках спортивных автомобилей. Ники сильно рассчитывал заработать денег для выступлений в «Формуле-1». Купленная машина стала и обеспечением кредита. Иными словами, австрийцу никак нельзя было разбивать свой новый автомобиль. Венский гонщик весь сезон пилотировал максимально осторожно, никогда не раскручивая мотор больше 8200 оборотов, при этом иногда выигрывая гонки. В конце сезона Лауда продал обратно свой «Порше», оставшись примерно при своих, однако заработав хорошую репутацию.
Лауда никогда не признавал авторитетов. Кто еще мог бы заявить самому Энцо Феррари, что машина, построенная его командой – «кусок дерьма»? Коммендаторе, однако, стерпел и предложил австрийцу за неделю улучшить болид и сделаеть его быстрее на секунду, с чем Ники в целом справился. А когда Лауда вел переговоры с Роном Деннисом о приходе в «Макларен», он затребовал у того оклад в 5 миллионов долларов — астрономическую сумму по тем временам. Ники аргументировал, что только один доллар он будет брать за выступления, а все остальное — это оплата его громкого имени.
Лауда иронично относится к своим многочисленным трофеям. После победы в чемпионате 1975 года Ники отдал все свои кубки хозяину гаража рядом со своим домом рассчитывая, что его машину отныне будут мыть бесплатно и хорошо.
Лауда пилотировал «машину-фен» в ее единственном Гран-при. В 1978 году команда «Брэбхэм», в которой выступал тогда Ники, отчаянно желая отыграть отставание от «Лотуса», перед Гран-при Швеции решается на нестандартный шаг — главный конструктор Гордон Марри устанавливает вентилятор в задней части машины, за что болид и получил прозвище «машина-фен». Девайс выгонял из под днища автомобиля воздух, тем самым обеспечивая больший уровень прижимной силы. В поворотах трассы в Андерсторпе Лауда имел огромное преимущество над соперниками и легко одержал победу. Однако продолжить выступления на болиде с вентилятором ему не удалось — конкуренты подали протест на техническое ноу-хау, который был частично удовлетворен ФИА. Результаты гонки остались в силе, но вот от использования вентилятора под задним антикрылом пришлось отказаться...
Лауда много лет занимается авиабизнесом. Ники все же оправдал надежды родственников — приняв решение покинуть «Формулу-1» в 1979 году, австрийский гонщик занялся бизнесом и основал собственную авиакомпанию «Lauda Air». Однако дела шли не столь успешно, как рассчитывал Лауда, компанию завалили претензиями и судебными исками, шли даже разговоры о банкротстве. Лишь в 1985 году в воздух поднялись первые чартерные рейсы. Небольшой компании было трудно конкурировать с гигантом местного рынка «Austrian Airlines», и в 1999 году Лауда продал контрольный пакет акций своего детища главному конкуренту, однако долго не горевал, уже в 2003 году решив начать все с начала и основав новую авиакомпанию — «Niki», дела которой пока идут весьма успешно.
После паузы в карьере, в возрасте 30 лет, Лауда решил вернуться в автоспорт. Австриец рассудил, что вероятно слишком рано принял решение повесить шлем на гвоздь и смог подписать контракт с командой «Макларен». Свою роль, вероятно, сыграли большие убытки, которые несла «Lauda Air» в начале своего существования, а Рон Деннис предложил Ники контракт на кругленькую сумму. Опасаясь, что за годы вне «Формулы-1» австриец несколько растерял навыки, босс «Макларена» добился оговорки в контракте, которая позволяла бы расторгнуть контракт спустя четыре гонки, если Лауда не сможет добиться удовлеторительных для Денниса резлуьтатов. Но Ники превзошел ожидания и выиграл уже третью гонку после возвращения на трассе в Лонг-Бич.
Лауда едва не сорвал старт чемпионата 1982 года. Австриец принимал самое непосредственное участие в знаменитом конфликте между FISA и FOCA в 1982 году — перед гран-при ЮАР он вместе с Дидье Пирони организовал «забастовку пилотов» – протестуя против новых суперлицензий, ограничивающих свободу пилота выступать в других сериях или покидать команду до истечения срока контракта, гонщики вместо тренировок забаррикадировались в отеле «Sunnyside Park» на сутки, чем вынудили FISA пойти на уступки.
Лауда выиграл титул с наименьшим перевесом по очкам в истории «Формулы-1». Лишь 0,5 очка разделили венского гонщика и его собственного напарника, ставшего вице-чемпионом Алена Проста в сезоне 1984 года! Это чемпионство было третьим и последним в карьере прославленного гонщика и стало лебединой песней австрийца. В следующем сезоне, выиграв напоследок Гран-при Нидерландов при старте с десятого места, Лауда объявил об окончательном завершении карьеры гонщика.
Лауда является не только пилотом «Формулы-1», а еще и пилотом авиации. Австриец прошел обучение пилотированию гражданских самолетов и лично управлял самолетом в нескольких рейсах своей авиакомпании.
Знаменитая красная кепка Лауды — не просто головной убор. После аварии Ники стал носить эту кепку, прикрывая шрамы, оставшиеся после ужасных ожогов. Но «деловая жилка» австрийца дала о себе знать — Лауда размещает на ней спонсорскую рекламу, зарабатывая на этом неплохие деньги. С 1976 года это право получали компании «Parmalat», «Viessmann», «Oerlikon», а сейчас головной убор австрийца украшает логотип инвестиционной компании «Aabar». Сам Лауда утверждает, что сейчас зарабатывает на этом более миллиона евро в год, правда это или нет — известно только австрийцу.
Лауда не достиг успехов на поприще управления командой «Формулы-1». В 2000 году Лауду позвали возглавить «Ягуар» – команду, организованную концерном «Форд» после покупки «Стюарта». Австриец взялся за дело с рвением, предпринимал попытки переманить в команду самого Эдриана Ньюи и был преисполнен оптимизма в отношении будущего конюшни. Но к сожалению, Ники погряз в подковерной борьбе и успешных результатов не добился, после чего совет директоров «Форда» принял решение уволить Лауду и еще 70 сотрудников. Сейчас знаменитый чемпион занимает пост неисполнительного председателя совета директоров «Мерседеса», и быть может, в стане «серебряных стрел» Ники Лауда сможет добиться большего.
Лауда — счастливый и многодетный отец. У него двое сыновей от первой жены Марлен — Матиас, тоже ставший гонщиком, правда, не слишком успешным, и Лукаш, который является менеджером своего брата. Помимо этого Ники может похвастать внебрачным сыном Кристофом, а в 2009 году, в возрасте 60 лет Лауда снова стал отцом — его вторая жена Биргит родила близнецов, мальчика и девочку.
Ники Лауда добивался своих побед вопреки всему, неоднократно падая и поднимаясь снова. Он не опустил руки после неудачного дебюта в Больших призах и выиграл свой первый титул, нашел в себе силы снова гоняться после страшной аварии на Нюрбургринге и снова стал лучшим, после паузы в карьере сумел триумфально вернуться и в третий раз стал сильнейшим. Как птица-феникс, Ники всегда воскресал из пепла после своих неудач, и это касается не только его карьеры в «Формуле-1». Его личность неоднозачна, его карьера противоречива и далеко не все болельщики его любят. Но сколько бы споров не вызывала фигура Лауды, нельзя не признать, что все свои победы он действительно заслужил, трудом и упорством, кровью и потом.
Автор, ну зачем же писать такую откровенную чушь?
К попыткам переманить Ньюи Лауда не имел ни малейшего отношения. Вся эта затея целиком и полностью дело рук Бобби Рэйххола -- он лично переманивал Ньюи. И Ньюи шел именно под Рэйххола, с которым у него хорошая дружба еще со времен CART. Лауда наоборот, запорол все дело -- переход тогда не состоялся ислючительно потому, что Ньюи сам дал задний ход, категорически не желая работать под руководством Лауды.
"Матчасть" стоило бы лучше поизучать, прежде чем подобные статьи писать...
Насчет Лауды - никто не спорит, что руководитель из австрийца вышел так себе, и вполне вероятно, что именно его стиль стал причиной отказа Ньюи. Но в чем же я не прав-то, Лауда действительно желал видеть в команде Ньюи, то что ему это не удалось - это уже другой вопрос.
А вот то, что неудачу с Ньюи Лауда использовал, чтобы выжить Рэйхолла из команды, это да. После этого шансы на приход Ньюи, конечно, сразу обнулились.