6 мин.

Peugeot Onyx: суперкар из меди, бумаги и войлока

Мы в Top Gear считаем себя людьми призем­ленными и реалистично мыслящими… Как бы. Вообще-то у Bugatti Veyron, который стоит €1,4 млн, или даже у автомобиля ­подешевле, например, McLaren 12C ­(жалкие €250 000), с нашей реальностью мало общего Зато их можно пощупать, ­попробовать в деле, поездить на них. Собственно, что мы и делаем.

И именно потому мы сторонимся ­концептов: они реалистично выглядят, но большей частью это просто ­дизайнерские болванки, а начинка – игры фантазии. Внедорожник на дождевой воде или суперкар на конском навозе, что-нибудь в этом роде. Но Peugeot Onyx – необычный концепт. Кроме футуристичного дизайна и материалов у него есть еще один большой козырь – настоящий мотор. Рабочий! Более того, Onyx разгоняется до 160 км/ч и выше. А знаете, что еще круче? Сегодня мы на нем поездим!

Peugeot решил поставить на Onyx дизельный V8 от 908 Le Mans 2011 года. А значит, характеристики будут такие, что слюнки текут: 3,7 литра, 600 коней. В отличие от 908-го тут есть и гибридный привод, дающий дополнительные 80 л.с. К сожалению, электромотор в этот раз не работал, так что пришлось обойтись шестью сотнями дизельных лошадок...

Не спешите расстраиваться. Вспомните, что весит автомобиль всего 1100 кг, поэтому соотношение мощности к массе у него – 545 лошадей на тонну. Это много! Даже у стремительного Ferrari F12 оно составляет 448 л.с. на тонну. Пожалуй, только у Bugatti Veyron Super Sport оно будет больше, а значит, Onyx попадает в общество избранных.

Конструкцию монокока значительно облегчил карбон (12 деталей весят всего 100 кг), а уравновесил необычный и тяжелый материал кузовных элементов – медь. Медь ничем не покрывали, и теоретически Onyx должен “состариться”, когда медь окислится и покроется зеленой патиной. Есть в Onyx и другие немыслимые материалы. Приборная панель сделана из прессованной макулатуры – причем текстура у нее, говорят, как у дерева. Присмотревшись, видишь фрагменты слов и букв. А сиденья, потолок, обивка дверей – из войлока, тоже вторичного. Да, сюрреалистично. Как и водится у концептов.

Несмотря на то, что у машины нормальный дизельный мотор, на съемку она прибывает как истинная королева автомобильных конкурсов красоты. Фура приезжает на потрепанный тест-трек. Сразу набегают механики. Снимают чехлы: серебристый верхний и флисовый нижний. Эксцентричный Peugeot Onyx предстает перед нами во всей красе. Автомобиль осторожно спускают на землю.

Механики на взводе. На меня, потенциального пилота, смотрят с недоверием. Еще бы, концепт должен ехать на автосалоны. В Женеву, а потом в Шанхай. Другими словами, если я его приложу, то на стенде Peugeot на самых крупных и важных выставках будет зиять огромная дыра размером с Onyx. Я всем ободряюще улыбаюсь. Это никого не убеждает.

Прежде чем браться за это опасное дело, надо прогреть мотор. Как и 908 Le Mans, Onyx подключают к генератору и подогревают все жидкости. Капот снимают, включают электронику – и поднимается задний спойлер, потому что розетка подключения к генератору под ним.

Через полчаса механики снова начинают виться вокруг Onyx. Это значит, что температура поднялась до нужной отметки. Они снимают задние колеса, чтобы можно было провернуть мотор и коробку вручную. Чтобы теплое масло смазало все там внутри. А колеса снимают, потому что крутить за ступицу удобнее.

Раздается вой гайковерта. Колеса ставят обратно, крепят капот, и меня в последний раз инструктирует главный инженер. Он жутко нервничает и все время повторяет, что Onyx сзади шире, чем спереди. Поэтому “повнимательнее в первом повороте”. К сожалению, эта нервозность заразна, и я тоже начинаю трястись, хотя наша трасса шириной в две полосы.

И вот, усевшись в удивительно комфортное сиденье, я понимаю, что мне никак не удастся забыть, что это дорогой и необычный автомобиль. Руль – тоже от 908, на нем прорва кнопок и непонятных переключателей. И в лобовое мало что видно. Лобовое не стеклянное, а из хайтекового полиметилметакрилата. Оно очень полого и странным образом изогнуто – обзор отвратный. Пристегиваюсь, и пора нам с инженером запустить мотор в четыре руки.

Выжимаю тугую педаль сцепления и жму кнопку стартера на руле. Onyх начинает проворачивать мотор. Жду, пока инженер включит зажигание. Мотор заводится, но работает неровно. Заводится он не мгновенно, а на холостых звучит грубо и трескуче, как будто ему не терпится рвануть с места. Это часть гоночного характера и, как ни странно, хороший знак.

Потом я тяну правый рычажок и включаю первую передачу. Щелк. Слышно, как коробка зацепила первую шестеренку. Набираю обороты. Еще. Отпускаю педаль, плавно. Бы-дыньк. Заглох. Какой стыд. Показывает, что пилот полный лох: дурной знак. Жму кнопку нейтралки. Снова заводимся. Набираю больше оборотов, еще плавнее отпускаю педаль сцепления. Onyx тронулся. Ужасно, как кенгуру, скакнув с места.

Это были самые страшные минуты в Onyx. Но как  олько ты поехал, забываешь, что под тобой концепт. Конечно, чувствуется, что машина еще не доделана, но она не хуже любого другого прототипа. На 3000 оборотов и выше двигатель выравнивается, и мы легко разгоняемся до 110 км/ч. 545 сил на тонну не ощущается, но ведь и гоню я, как улитка. Я же помню, что Onyx еще на два салона ехать.

Две вещи привлекают внимание больше всего: коробка и ход. Секвентальная коробка от 908 – отличный агрегат. Переключения вверх быстрые и мощные, но поражают переключения вниз. Не нужно выжимать сцепление, коробка мгновенно и азартно соскакивает на пониженную. Вот, наверное, захватывающее ощущение – мчать на Onyx по Мюльсан…

Плавность хода поражает не меньше. Вы же ­видели, какие у Onyx колеса и шины? На  вид он мягок, как кусок гранита. Но нет. Он скользит по дороге, поглощая ухабы, но не изолируя тебя ­полностью. Ты чувствуешь, что там, под колесами. Видно, что потрачено много сил и времени, чтобы ехал Onyx действительно так же хорошо, как ­выглядит.

Ребята из Peugeot сказали, что через пару недель поедут в Ногаро, чтобы оценить, за  сколько автомобиль пройдет круг. Onyx вполне может показать хорошее время, хотя руль у него тяжеловат и при торможении машину тянет влево.

Эта машина ставит в тупик. С одной стороны, тут все по-настоящему, вплоть до тиканья остывающего металла. А с другой стороны – ясно, что Onyx останется концептом. А может быть, это не важно? Ведь в первую очередь Onyx доказывает, что Peugeot мыслит широко и действует уверенно. Вы уже читали, наверное, как хорош 208 GTi. Но для успешного выживания одной хорошей модели мало. Хорошо должно быть все, в том числе концепты. Onyx не слишком реалистичен, но очень крут. Это правильный, убедительный концепт: классно выглядит и прекрасно едет. Именно это и нужно Peugeot – реалистичность и перспектива. Теперь дело за малым: перенести качества Onyx в дорожные модели.

Текст: Пирс Уорд. Фото: Джон Уичерли. Перевод: TopGearRussia.ru