6 мин.

Изменяющий игру [перевод]

Я люблю гран-при Испании, люблю каждый круг в отдельности.

Я не шучу. Я люблю. Каждый. Отдельный круг.

Вы можете спросить "отчего же?", когда весь мир настроен ругать каждую гонку из-за того, что шинные стратегии играют слишком важную роль. Надеюсь, я смогу обяъснить свое мнение.

Ранее в уик-энд я поговорил с пилотом в паддоке, и разговор получился просто невероятным. Я ничего не записывал, потому что это было переливание из пустого в порожнее, болтовня двух друзей, да и друг, вероятно, не хотел бы, что я его где-либо цитировал. Так что простите неточность изложения:

"Дружище, все жалуются на резину. Но тот парень, который побеждает... разве он ворчит? Нет. Тебе следует спросить их, почему же они не жалуются, когда у них все получается, если за день до этого они говорили, что это был конец света. Единственный, кто это понимает - Кими. Он говорит, что для всех это одинаково. Если тебе это не нравится, отвали (fuck off), займись чем-нибудь другим. И он прав. Если ты сделаешь резину более прочной и сможешь заехать на питстоп только трижды, каждый все равно будет пытаться остановиться два раза. Сейчас все точно так же, как было с Бриджстоуном. Ты всегда пытаешься сделать на одну остановку меньше. А если ты жалуешься - ты ведешь себя неспортивно. Это для всех одинаково. Смирись с этим и выиграй гонку".

Мне понравились эти слова, их откровенность.

Нет ничего более вгоняющего в тоску, чем стояние в паддоке после окончания гонки и интервью с пилотом (как прошел день, как должен он радоваться своему результату), когда в ответ слышишь: отрываться на время питстопа (racing to a delta time) скучно, что ушли те дни, когда всю гонку рвешься вперед и жмешь на газ.

А теперь спросите себя: что Феррари делала в воскресенье?

Они отрывались от противников? Пытались ли они, получилось ли у них сделать на один питстоп меньше? Черт возьми, нет. Они жали на газ. Каждый. Отдельный. Круг.

Первый стинт (стартовый отрезок) Алонсо был завораживающим. Он проезжал квалификационные круги с полными баками. Было невероятно весело за этим наблюдать. И хотя он не мог провести весь день, наматывая круги, он определенно не слонялся вокруг без дела.

То, что творила Феррари в Испании, должно было перевернуть ситуацию с ног на голову. Вместо того, чтобы идти гоняться, приговаривая пилотам «будьте сдержаннее!», они сказали им ехать вперед так, как они только могут. У них не было никаких иных стратегий, отличных от тактики четырех питстопов, и это сбило всех с толку.

Ред Булл осознали, что попытки ехать дальше бессмысленны и перешли с трех питстопов на четыре, но к этому моменту гонка уже была выиграна.

Формула любит злодеев, и в этом сезоне сия почетная роль досталась Пирелли. Но, как я и говорил в конце репортажа о гран-при Испании на NBC Sports Network, задача команды F1 – построить машину на тех принципах, которые нельзя изменить. Германа Тильке обвиняют в том, что, по-видимому, его ужасные трассы портят все шоу. Но разве не является сборка машин под трассы чемпионата работой команды? Конечно является. Точно так же команде нужно спроектировать машину так, чтобы извлечь максимум из той резины, на которой ей предстоит ехать.

Проблема, с которой мы столкнулись, в том, что неприятная тенденция в F1 основана на неправильно поддерживаемом убеждении, что «беречь резину» - лучший метод атаковать, чем просто расходовать ее.

То, что Феррари показала в Барселоне, звучит так: да, ты, возможно, должен делать больше питстопов, чем раньше, но это вполне осуществимо с того момента как загораются огни и ровно до той секунды, когда развевается финишный флаг (или, говоря проще, от старта до финиша). Поэтому то, как много и часто пресса осуждает гонки, я считаю разочаровывающим цинизмом. Пирелли стала слишком легкой мишенью (для критики).

Но должны ли мы ругать Пирелли за то, что они всего лишь делают то, что их попросили сделать – уменьшить прочность шин? Или же нам следует обвинять команды, которые, кажется, вошли в привычку обвинять все, скрывая правду: кое-кто не построил машину, извлекающую максимум из неизменяемых вариантов, определенных историей спорта?

Потому что тут нет ничего нового.

Я помню, как когда-то десять лет назад с большой теплотой разговаривал с сэром Стирлингом Моссом о его великих гонках. И в моей голове навечно застрял его рассказ о том, как он выиграл гран-при Аргентины 1958 года. Он управлял частным Купером и выиграл в борьбе со всемогущей Феррари, взяв свою первую победу в F1, приехав на средней машине. То, как он это сделал, имеет очень много схожего с тем, что происходит сейчас.

Резина была рабочей в районе 30 кругов. 40 были максимумом. В гонке было 80 кругов. Ты не мог финишировать без того, чтобы заехать за новыми шинами. Шины Купера крепились с помощью шпилек, в то время как у Феррари была более быстрая с точки зрения питстопов (да, переффодчик ничего не понимает в механике) система. Мосс не мог выиграть, когда на питстопы нужно было тратить много времени.

Он ворвался в лидирующую группу, но никто не обратил на это внимания. Ему надо было останавливаться и это бы испортило ему гонку. Но он и не остановился. Он продолжил. А к тому времени, когда в Феррари поняли, что он и не собирается останавливаться, было поздно. Была погоня и преследование, но Мосс выиграл… с отрывом в 2,7 секунды от Луиджи Муссо. Его (Мосса) шины были разрушены до основания. Он ехал по траве в течении последних кругов, пытаясь охладить резину.

«Был я храбрецом или глупцом в тот день?» - откровенно говорил мне Мосс. «К тому дню я не знал, что эти два понятия были тесно связаны. Я делал все, что, вообще говоря, не нужно было делать для того, чтобы выиграть гонку».

Точно так же, и одновременно напротив великолепной аргентинской победе Мосса, в которой Феррари сделали больше питстопов, чем ожидалось, это именно то, что Скудерия сотворила в воскресенье. Потому что они сделали то, что, по-видимому, вы не должны обычно делать, используя шины Пирелли, для того, чтобы выиграть гонку.

Они на самом деле гонялись.

Как и следует из истории Мосса, попытки сделать меньше питстопов всегда были частью F1. В этом нет ничего даже неявно нового.

Но для меня гран-при Испании 2013 было изменением игры. Победа Феррари стала прекрасным ответным выпадом в адрес тех, кто заявлял, что на шинах Пирелли нельзя проводить гонки. Может ли сейчас кто-либо иметь право говорить, что невозможно ехать в гонке в полную силу на этих шинах, когда Феррари показала, что можно, на протяжении 66 кругов… и что при всем этом можно побеждать?

За исключением Лотуса остальные команды имеют полные основания чувствовать себя расстроенными после гран-при, как и их фанаты. Феррари показала, что было возможно. Дело каждого сейчас – отреагировать на это. И хотя ехать так, как Феррари, может быть осуществимо не для всех и не в каждой гонке, они доказали, что величайшее недоразумение F1 – делать то, что вообще было невозможно (Formula 1’s greatest misconception is that doing so at all was impossible).

Вот почему я люблю гран-при Испании.

Задумайтесь об этом на минуту.

Поэтому вам тоже следует полюбить этот гран-при.

P.S. То, что для перевода был выбран именно этот текст, не значит, что переффодчик думает так же. Но, честно говоря, мне было бы интересно поговорить об этом материале, точка зрения автора, безусловно, заслуживает внимания. Так что комментарии и критика ОЧЕНЬ приветствуются!

оригинал