4 мин.

Сам себе тренер: Хуан-Мануэль Фанхио

Чтобы подготовиться к сезону 1955 года, в котором ему предстояло бороться против большего числа молодых соперников, чем когда-либо ранее, 44-летний Хуан Мануэль Фанхио занимался по более сложной и активной тренировочной программе. Во времена, когда многие его коллеги считали сам факт вождения автомобиля достаточным для поддержания боевой готовности, продуманный им режим подготовки позволил Фанхио стать пионером в этой области.

Зандворт, Голландия, 1955 год

Чемпионат начинался в Буэнос-Айресе, и Хуан провел две недели приготовлений к невероятной жаре в домашней гонке. Он как обычно остановился в городе Мар-дель-Плата со своей спутницей, где вместе с ее сыном и его друзьями интенсивно играл в пляжный футбол. Они занимались под ярким светом послеобеденного солнца по три-четыре часа каждый день.

Пока его подруга занималась домашними делами, дни Хуана мало чем отличались от того, как он проводил их в Европе. С рождения обладавший низким метаболизмом, что доказано его сердцебиением в 44 удара в минуту (против обычных 72), Хуан имел выносливость, словно был в два раза моложе и упорно работал, чтобы сохранить ее. И хотя он мог предпринимать мгновенные действия и энергично работать часами, Фанхио понимал, что это возможно благодаря другой его способности: полностью расслабляться и перезаряжать свои батарейки.

Он спал по 12 часов каждую ночь. Ритуал был таков: забраться в кровать с простым материалом для чтения – газетой, приключенческим журналом или комиксом. Он наслаждался чтением еще с тех пор, как был мальчишкой: оно открывало все грани детского воображения. С возрастом пришел к чтению как к способу отдыха и бегства от действительности, чтобы отвлечься от светской жизни.

Начиная читать, Фанхио неизменно засыпал в течении пары минут. Он лежал на спине, а его руки находились на подушке над головой. Хуан считал, что эта поза благоприятствует  более глубокому и правильному дыханию, так как легкие в таком положении расширялись. Он спал как бревно, ничто не могло разбудить его, но через день просыпался полностью восстановленным, чувствовал себя бдительным и отдохнувшим, готовым жить.

С помощью строгой самодисциплины он выработал способность к управлению своим разумом и приспосабливал его к обстоятельствам – варьируя от выключения в нужный момент до сильного сосредоточения. В ночь перед гонкой, когда волнение могло бы помешать сну, Хуан обошелся без своего ритуала и вместо подсчета овец, он начал мысленно воображал повороты трассы. Лежа на спине с руками за шеей и наполовину закрытыми глазами, Фанхио представлял как едет, поворот за поворотом, пока не получился идеальный круг. Придя к этому итогу, он крепко уснул до зари.

Именно в этот момент, в 1951 году Фанхио выиграл первый титул из пяти

В дни гонок, после легкого завтрака за четыре часа до старта, он мог просто лежать и проворачивать в голове разные обстоятельства, возникающие во время гонок и думал, как с ними справиться наиболее эффективно.

Употребляемая им пища была так же строго упорядочена и выверенна, блюда относительно умеренны. Фанхио не был гурманом и ел легко приготовленную пищу с расчетом, что она способна дать ему энергию, словно машине топливо. На завтрак он ел один-два кусочка хлеба с маслом и джемом, запивая чаем с молоком, без сахара. В обед был маленький кусок мяса, гриль, свежие фрукты и минеральная вода. Вечерний ужин он предпочитал начинать с миски борща, после следовала скудная порция мяса с овощами, а под конец сыр с фруктами.

Закончив, Хуан обязательно отправлялся на прогулку с целью улучшить усвоение пищи, в которой, к слову, не было крепкого алкоголя. Он мог себе позволить бокал красного вина, но редко употреблял более крепкие напитки. Всякий раз, когда за победу давали алкогольные напитки, как это часто бывало во Франции, большинство бутылок доставалось инженерам и механикам.

Фанхио обычно избегал сладкого, предпочитая вместо этого баловать себя жевательной резинкой во время гонок. Он утверждал, что регулярное жевание помогало ему оставаться расслабленным и сконцентрированным, тогда как жвачка служит некой защитой для зубов от постоянных ударов из-за вибраций машины.

В зависимости от условий, «износ» жвачки тоже мог быть больше или меньше. В беспокойной гонке их использовалось несколько и менялились прямо во время пит-стопа, а если все шло спокойно, то не было ничего необычного в том, что он складывал пожеванный кусок в мешочек для использования на следующем этапе.

Отрывок из книги «Fangio: The Life Behind the Legend» (2003).

Послесловие от переводчика: как видите, великие спортсмены во все времена выделялись на фоне своих соперников. Тогда, более полувека назад, он занимался тем, к чему автоспорт массово придет только в восьмидесятых. Рекомендуется к прочтению статья по теме: «Как готовятся к сезону пилоты Формулы-1».