Соблазнительный сезон 2013
Заметная скорость гонщиков «Mercedes» Льюиса Хэмилтона и Нико Росберга в последние два дня тестов, повышает градус интриги в приближающемся сезоне «Формулы-1», считает журналист BBC Эндрю Бенсон.
В субботу Хэмилтон занял первое место по итогам тестов в Барселоне, показав время 1:20.558 – почти на секунду быстрее остальных. Росберг сбросил еще четыре десятых с этого результата в воскресенье – 1:20.130.
Немец был всего на три десятых быстрее Фернандо Алонсо, который так же превзошел время Льюиса, но скорость Нико подчеркивает то, что становилось все более очевидным с течением тестов. «Mercedes» удалось добиться поразительного прогресса по сравнению с концом прошлого сезона, когда команда боролась за попадание в очки.
С этим согласен и Сэм Майкл, спортивный директор «McLaren»: «Несомненно, «Mercedes» быстры. Они были быстры все время [на тестах]».
Время Хэмилтона так впечатлило технического аналитика BBC Гэри Андерсона, что тот выразил мнение, будто Льюис и «Mercedes» могут всерьез бороться за титул в этом сезоне. Смелое утверждение.
Но что еще интереснее, так это то что Льюис, который всю зиму говорил о целях команды, как о попадании в топ-10 на первом этапе в Мельбурне, не исключает такой возможности: «Мы не считаем что у нас нет шансов, но и не говорим что все получится. Я думаю мы сможем выиграть гонку. Во всяком случае я надеюсь. Но кто знает, когда это случится?»
Отрыв Хэмилтона на 8 десятых лишний раз говорит о давней проблеме анализа предсезонных тестов. А именно, что этот отрыв значит? Конечно, если посмотреть на времена, показанные в Барселоне, они не будут в точности отображать расклад сил, который будет 16 марта в Мельбурне.
Если взять сухую погоду и отсутствие необычных обстоятельств, кажется маловероятным, что, к примеру, чемпион мира Себастьян Феттель будет лишь на 12 месте. А Сутиль за рулем «Force India», вернувшийся в «Формулу-1» после годичной паузы, опередит «McLaren», «Lotus» и «Red Bull».
Так какова реальная скорость машин по отношению друг к другу?
Обычно команды говорят, что зимние тесты тяжело анализировать и они не будут уверены где находятся, пока не закончится квалификация в Австралии. На самом же деле, они хорошо себе это представляют.
Но в этом году все иначе. Даже опытные сотрудники команд действительно неуверенны. Ясно только то, что плотность в верхней части очень высока. Насколько? Сэм Майкл считает, что «девять команд умещаются в одну секунду», с оговоркой на «количество топлива, состояние асфальта и так далее».
Другой инженер сказал, что невозможно разделить «Mercedes», «Lotus», «Ferrari» и «Red Bull», но «McLaren» немного уступает им в чистой скорости и уж точно не выглядит хорошо на длинной дистанции.
Майкл соглашается с тем, что иногда машина едет медленно, но «это зависит от того, на что именно вы обращаете внимание: что-то хорошо, а что-то нет. [О победе в Мельбурне] Я не могу сказать, что мы уверены или неуверенны в этом. Честно говоря, мы не знаем что будет».
Причина, по которой команды так близки – отрывы даже меньше, чем год назад, заключается в минимальных изменениях регламента (что позволяет отстающим подтягиваться к лидерам – прим. переводчика). Лучшие времена напрямую не связаны с реальной расстановкой сил, поскольку были установлены с разным количеством топлива в баках. Десять килограмм веса добавляют примерно 0.38 сотых ко времени на круге – это большая разница.
Команды осознают, с какой загрузкой выходят на трассу их конкуренты, ведь у них есть многолетний опыт, который позволяет оценить примерную скорость. Но когда даже опытные команды не уверены в чем-то, нам остается только гадать. Полного понимания в том, у кого и сколько топлива в определенный момент, нет даже у них.
Один инженер называет это «десяти килограммовыми помехами» – другими словами, существует погрешность в 3-4 десятых при оценке времени. Для «Формулы-1» это целая жизнь. В этом и заключается проблема при попытке делать любые прогнозы сейчас, не зная всех фактов.
Возьмем, к примеру, «Red Bull». Машина редко показывала выдающиеся времена на круге и этим выделяется. Но они знают как скрывать карты от всех, никогда не показывая истинной скорости. Кристиан Хорнер называет это «концентрацией на своих задачах», тогда как другие считают это сбиванием с толку – умышленной маскировкой своих возможностей.
Лучшее время Феттеля этой зимой 1:22.194. Но оно было установлено на вторых тестах и в «Pirelli» уверены, что трасса была на полсекунды медленнее, чем на третьих тестах. Так что снимаем с его результата пять десятых и получаем время 1:21.694. А теперь предположим, что на борту его болида было 60 килограмм топлива и делаем вывод, что «Red Bull» способен проехать круг за 1:19.414. Но если у него было 70 килограмм в баках, то время падает до 1:19.034, что немного быстрее, чем у всех остальных после проведения подобных расчетов.
На трассе, по словам Гэри Андерсона, «Red Bull» выглядит «всаженным как растение, у них больше прижимной силы, чем у всех остальных». Для сравнения: у «McLaren» наблюдается недостаточная поворачиваемость, а «Ferrari» не хватает сцепления задних колес при выходе из поворотов.
Марк Уэббер в четверг на подсыхающей трассе в сложных условиях, когда прижимная сила играет решающую роль, раз за разом был намного быстрее остальных. Он закончил день с отрывом в секунду и 655 тысячных – самая большая разница во времени за эти зимние тесты.
Другие команды считают, что судить о чем-то раньше времени не стоит. Марк провел подряд три серии на свежей резине и условия после дождя были не оптимальными. Конечно, нужно в очередной раз сказать, что выводы не являются безоговорочным – это только тесты, мы не знаем точного количества топлива в баках и, в отличии от других, Уэббер был на свежей мягкой резине.
Но оговорки работают и в обратную сторону: если мы не знаем всех деталей, благодаря которым «Red Bull» был быстрее конкурентов, то мы так же не знаем что было, когда он сильно отставал.
Так можно ли считать, что скорость Марка в четверг, когда машину ненароком оставили без «привязанных мешков с песком», говорит о существенном преимуществе «Red Bull»?
«Увидим 16 марта, дружище» – ответил Уэббер.
Перевод: Stage set for enticingly close Formula 1 season after final test © bbc.co.uk
Раз за разом, на одном быстром круге смог показывать время быстрее тех, кто катал длинные серии :-)
Берем концовку сессии, т.к. там Уэббер и показал свое время, а по ходу сессии он как раз по темпу отставал.
Уэббер
Круг-Время
82 - -
83 - -
84 - 1:23.863
85 - Боксы
86 - 2:43.797
87 - 1:22.693
88 - 1:30.061
89 - 1:27.008
90 - Боксы
Хэмилтон
Круг - Выезд
103 - -
104 - -
105 - 1:24.348
106 - 1:25.801
107 - 1:32.083
108 - 1:27.005
109 - 1:26.818
110 - 1:27.974
111 - 1:28.558
112 - 1:26.765
113 - Боксы
Достаточно наглядно.