3 мин.

Эмиль

Вы хотели российского чемпиона в Больших призах? Получите! На гоночном небосклоне восходит звезда 19-летнего Эмиля Сайфутдинова.

Он ворвался в элиту мирового спидвея словно метеор! Получив приглашение выступить в этом сезоне в качестве постоянного участника серии Гран-при (личного чемпионата мира), Эмиль Сайфтудинов потряс гоночное сообщество победой на первом же этапе – это произошло в апреле в Праге. В 19 лет парень из башкирского Салавата стал самым молодым обладателем Большого приза в истории спидвея!

Дальше – больше! Через этап Эмиль одержал еще одну победу и уверенно занимает второе место в зачете. Ни лидер чемпионата, потомственный гонщик, австралиец Джейсон Крамп, ныне двукратный чемпион мира, ни трехкратный чемпион датчанин Ники Педерсен не могут похвастать столь же ярким дебютом!

Откуда взялся этот парень? В чем секрет его успехов?

В досаафовские времена спидвей принадлежал к числу наиболее привилегированных технических видов спорта. Возможно, потому, что мастеров гаревых дорожек легче было обеспечить высококачественной техникой: одной из ведущих компаний, выпускающих рамы и моторы, была (и остается!) чешская «Ява».

В середине 60-х Игорь Плеханов дважды стал вице-чемпионом мира, и тогда же сборная СССР получила первые комплекты наград мирового командного первенства. Дотянуться до золота нам в шестидесятые-семидесятые не удалось, но серебра и бронзы добыто было немало.

1991 год разрушил советскую систему господдержки спорта, оставив энтузиастов один на один со своими проблемами, и это, наконец, привело к началу нормальной интеграции национального и мирового спорта. Давно известно, что подготовить чемпиона можно только в жесткой борьбе с его сверстниками в самых сильных, самых престижных турнирах. К примеру, в нынешнем десятилетии в Европу в массовом порядке, повторяя опыт поляков (давший им Кубицу), чехов, венгров, поехали российские картингисты – и результаты понемногу начинают сказываться.

То же самое происходит и в мотогонках. Кроссмены, кольцевики, мастера спидвея понемногу пробивают себе дорогу к самым вершинам своих видов гонок. Но пока Владимир Леонов делает лишь первые осторожные шаги в чемпионате мира MotoGP (в классе 250), о сенсационных успехах Эмиля Сайфутдинова в спидвее уже не один год с восторгом пишет специализированная пресса.

В 2005 году Эмиль, родившийся в Салавате, одном из центров российского спидвея, по примеру многих своих коллег, включая старшего брата Дениса, отправился в Польшу. Там один из самых сильных в Европе национальных клубных чемпионатов, в котором выступает вся элита мирового спидвея. В Польше Сайфутдинов-младший нашел то, без чего невозможна успешная спортивная карьера: спонсорскую поддержку, первоклассную технику, а также отличного механика и менеджера в одном лице, Томаша Суськевича, до Эмиля работавшего с шестикратным чемпионом мира Тони Рикардсоном.

Все это помогло талантливому парню выиграть юниорский чемпионат мира, а через год – отстоять свой титул. Между прочим, двукратных чемпионов в юниорском первенстве до Эмиля тоже не было.

После этого успеха и заговорили о возможном появлении Эмиля Сайфутдинова в серии Гран-при. Не всем эта идея пришлась по душе. «Я был против, – говорит международный арбитр Войцех Гродзки. – У нас уже выступали юниорские чемпионы, но особых успехов не добивались – вспомните Ли Адамса. Я считаю, что гонщик должен набраться опыта в клубных турнирах, прежде чем претендовать на участие в чемпионате мира».

Эмиль опроверг опасения специалистов своими успехами, хотя критиков приглашения 19-летнего юниора в элиту мирового спидвея от этого меньше не стало. Многих смущает острый стиль ведения гонок, свойственный Сайфутдинову. Борьбы он не боится, и это уже хорошо усвоил действующий чемпион мира Ники Педерсен. Ни один из первых четырех Гран-при не обошелся без их столкновения и падения, причем, виновным в этих происшествиях признавали Педерсена – и чемпион терял важные очки (забавно, но в двух случаях решение принимал Войцех Гродзки, и это настолько разъярило поклонников Педерсена, что судить Гран-при Дании вместо поляка отправили другого арбитра).

Но признают специалисты и другое. Эмиль – одаренный от природы потрясающим балансом и великолепно подготовленный физически гонщик. Эти качества позволяют ему мгновенно перестраиваться по ходу заезда (а они в спидвее продолжаются всего минуту), при необходимости менять тактику и побеждать.

В 19 лет этот парень стал настоящим лидером сборной, которая впервые за последние 9 лет вышла в финал Кубка мира по спидвею и заняла там четвертое место. До медалей российской команде не хватило всего одного очка. Сравняй она счет со шведами в последнем хите, и быть перезаезду, в котором Эмиль порвал бы любого из команды «Трех корон».

Мы еще не раз услышим об этом парне, ведь его карьера только начинается!