Все о новичке «Ф-1» Линдбладе: талант, покоривший и подставивший босса «Ред Булл»

2021 год. Адрия, Италия. Ландо Норрис приезжает на известный картодром, где его ждут тесты в преддверии запуска собственной картинговой линейки «ЛН Рейсинг Карт», созданной совместно с итальянской командой «ОТК Карт Груп». Тогда Норрис и думать не мог о возможности стать чемпионом мира: прошло всего несколько дней с момента горького поражения на Гран-при России – первой, почти добытой победы, которая ускользнула в последний момент.
Возвращение в картинговый паддок стало глотком свежего воздуха: успешное представление команды и карта, общение со старыми знакомыми. На выходе Ландо окружает толпа картингистов, одетых в комбинезоны и желающих сделать фото или взять автограф. И вдруг рядом оказывается парень в обычной футболке и шортах. Он уверенно подходит, протягивает руку и произносит: «Ландо, хочу, чтобы ты запомнил меня. Увидимся через пять лет в «Формуле-1».
Сказав это, он мгновенно разворачивается и уходит. Немного ошеломленный Норрис лишь по-доброму ухмыляется и хвалит за уверенность.
Сегодня эта история известна многим. Потому что тем юношей был Арвид Линдблад – гонщик, который действительно выйдет на старт вместе с новоиспеченным чемпионом Ландо Норрисом ровно через пять лет после той встречи.
Арвид Линдблад станет самым молодым дебютантом «Ф-1» из программы «Ред Булл» со времен Макса Ферстаппена. И теперь уже понятно: Линдблад – последний протеже советника компании Гельмута Марко, сумевший добраться до вершины автоспорта.
Но кто он такой? Как ему удалось попасть в «Формулу-1» в столь юном возрасте всего с одним (незначительным) титулом в молодежных сериях?

Арвид Ананд Олоф Линдблад родился в Вирджиния-Уотер – небольшом пригороде Лондона. Сознательную жизнь он провел в Великобритании, но его происхождение довольно необычно: отец, Стефан Линдблад, родом из Швеции, а мама, Анита Ахуджа, – из индийской семьи.
Дедушка и бабушка Арвида по материнской линии переехали в Великобританию из-за нестабильной ситуации в регионе и стали врачами. И хотя Анита уже родилась в Англии, в ее доме сохранялись индуистские традиции и привычный для семьи уклад, которые позже передались и детям.
Религиозные различия родителей никогда не становились источником противоречий. Наоборот, семья стремилась объединить оба культурных пласта. Стефан и Анита сыграли свадьбу по христианским и индуистским обычаям, а детей – Арвида и его брата Амиля – с раннего возраста приобщали и к христианству, и к части индийской культуры: их крестили в церкви и приводили в гурдвару, дом молитвы сикхов.
Не будучи потомственным гонщиком, Арвид унаследовал интерес к моторам от отца. Стефан, сам в прошлом увлекавшийся мотокроссом, подарил сыну мини-байк на третий день рождения. Однако затея не прижилась – мать считала мотокросс слишком опасным, и сам Арвид был не в восторге. В пять лет мальчик пересел на карт и, по словам Аниты, сразу почувствовал себя на трассе как рыба в воде.
Талант Линдблада разглядел чемпион «Формулы Е», один из главных соперников Леклера в молодежных сериях

«Я влюбился в этот вид спорта, когда мне было четыре или пять. Мы с отцом сидели дома на диване и смотрели «Формулу-1», и я помню, как подумал в тот момент, что хочу однажды оказаться там. С тех пор это стало моей главной целью», – вспоминал Арвид.
Картинг довольно быстро перестал быть просто развлечением. Уже в восемь Линдблад начал заниматься профессионально – и именно тогда его талант впервые оказался в поле зрения людей из большого автоспорта. «Первооткрывателем» Арвида стал его соотечественник Оливер Роулэнд – один из сильнейших британских пилотов прошлого десятилетия, чемпион Мировой серии «Рено», в свое время один из главных соперников Шарля Леклера в «Формуле-2», а ныне чемпион «Формулы E».
Изначально Линдблад выступал в одной из картинговых команд, однако на определенном этапе его развитие застопорилось. После этого отец Арвида обратился к Роулэнду за помощью и советом по дальнейшему карьерному пути сына. Оценив потенциал мальчика, Оливер предложил нестандартное решение – фактически начать с нуля и выстроить проект вокруг одного гонщика.
Все происходило в максимально простых условиях: был куплен фургон, небольшая палатка для паддока, и команда в составе Роулэнда, одного механика и самого Арвида отправилась в бой. Понадобилось несколько месяцев, чтобы догнать соперников с точки зрения работы с техникой – но уже к концу сезона результат превзошел все ожидания. В девять лет Линдблад занял второе место в британском картинговом чемпионате «Супер Уан», что стало фурором для столь минималистичного проекта.
На следующий год коллектив расширился, и Арвид сделал еще шаг вперед. Он начал регулярно побеждать, не оставляя никому и шанса. Роулэнд гордился, ведь риск оправдался. «Я бы ни за что не пошел на такой рискованный шаг с гонщиком с меньшим потенциалом. Я знал, что у него большой талант. Это придало мотивации нам во время запуска проекта – мы знали, что результаты будут соответствующими».
Дальнейший прогресс лишь подтвердил эти слова. В одиннадцать Арвид стал чемпионом Великобритании, а после перехода на международный уровень сходу заявил о себе, выступая на равных с будущими звездами – Андреа Кими Антонелли и Алексом Данном. В 2020-м он выиграл серию WSK Super Master в классе OKJ, а затем закрепил успех победами в Европейской серии WSK и Финальном кубке WSK уже в старшем классе OK. К тому моменту Арвид уже был заметной фигурой в паддоке. Несмотря на все последующие изменения, Роулэнд продолжал сопровождать его и курировать карьеру на протяжении всего пути.
Важнейший разговор в карьере – с Марко из «Ред Булл»: австрийца впечатлила самостоятельность юного гонщика

«Я изначально относилась к гонкам скептически», – вспоминала Анита, мама Арвида. – «Я не хотела его отговаривать, но у меня были очень строгие условия, прежде всего связанные с учебой. Он должен был продолжать усердно учиться. И какими бы ни были препятствия, он с ними справлялся. Учился он всегда на отлично».
По ее словам, Арвид с раннего возраста отличался редкой целеустремленностью: «Он всегда знал, чего хочет. В пять утра уже стоял одетый в гоночный комбинезон и спрашивал, когда мы поедем на трассу – даже если шел дождь. Ради гонок он жертвовал многим и не собирался останавливаться ни перед чем».
Именно эта внутренняя определенность и полное отсутствие сомнений в выбранном пути во многом предопределили его дальнейшую карьеру. Арвид рано привык брать на себя ответственность в принятии решений – это отмечал и Роулэнд. И, вероятно, именно эта черта характера определила дальнейший карьерный путь.
Кульминацией стала встреча с Гельмутом Марко на этапе «Формулы-1» в Портимане в 2020 году. Примечательно, что сам Арвид до последнего ничего не знал. Марко уже вышел на связь с его отцом, обсуждая возможную встречу. О переговорах Арвид узнал лишь после звонка с подтверждением.
Как правило, на подобных собеседованиях ключевую роль играют родители пилота. В случае с Линдбладом все сложилось иначе. Основной диалог с Гельмутом вел сам Арвид – и именно это произвело на руководителя молодежной программы наибольшее впечатление. Позже Марко признавался, что разговоры с гонщиками такого возраста редко длятся дольше 10–15 минут, однако британец сумел удерживать внимание, отвечая прямо, открыто и без попыток произвести впечатление.
Решение было принято быстро. Уже со следующего сезона Арвид Линдблад стал гонщиком молодежной программы «Ред Булл».

Молодежная программа австрийской компании обладает двойственной репутацией. С одной стороны, ее выпускники стали одними из самых узнаваемых имен в мировом автоспорте, добившись выдающихся результатов на высшем уровне. С другой – руководство, прежде всего в лице Марко, известно жесткостью и нетерпимостью к ошибкам или недостаточному прогрессу. В этой системе гонщики обязаны моментально показывать результаты: либо ты доказываешь состоятельность сразу, либо уступаешь место следующему.
В таких условиях Арвид быстро зарекомендовал себя как пилот, обладающий способностью к стремительной адаптации – даже тогда, когда обстоятельства складывались против. Дебютный сезон стал, пожалуй, самым успешным в карьере: пилот оказался призером во всех чемпионатах, в которых принимал участие, подтвердив статус одного из самых перспективных юниоров поколения.

Однако следующий год превратился в полноценную проверку на прочность – как физическую, так и психологическую. Во время зимнего этапа серии «Чемпионы будущего» Арвид попал в серьезную аварию, получил перелом пальца и обширные повреждения мягких тканей. Травма вынудила на время приостановить участие в гонках, что болезненно сказалось на процессе адаптации к коробочным картам – именно с этой техникой он работал впервые.

Тем не менее, вынужденный перерыв не сказался на форме. Уже спустя два месяца он вернулся в строй, и сразу после пятнадцатилетия сделал следующий важный шаг в карьере – дебютировал в гонках с открытыми колесами: стал гонщиком «Формулы-4», окончательно перейдя из картинга на путь профессионального формульного автоспорта.

Путь Линдблада в молодежных сериях оказался поразительно коротким – всего чуть более трех лет, что значительно меньше, чем у большинства нынешних пилотов «Формулы-1».
За все время выступлений Арвид не провел более одного полноценного сезона ни в одном чемпионате. Ключевым фактором стало умение стремительно адаптироваться к новой технике. Даже в дебюте в итальянской «Ф-4» по ходу сезона, когда на старт выходило более тридцати пилотов, он, обладая заметно меньшим опытом, сумел несколько раз финишировать в очках. Уже со следующего года, перейдя в чемпионскую команду «Према» и полноценно включившись в борьбу за титул, юниор «Ред Булла» начал регулярно выигрывать гонки.
Переходы на новый уровень почти всегда происходили для Линдблада в статусе одного из самых юных участников чемпионата. Тем не менее, возраст не мешал ему бороться на равных с более опытными соперниками. В 16 он сразу шагнул в «Формулу-3», минуя региональные серии. И уже в первом заезде одержал победу, став самым молодым победителем гонки в истории этого первенства.
Он быстро сравнялся по темпу со своими более опытными напарниками – Габриэле Мини и Дино Бегановичем. За сезон Линдблад выиграл четыре гонки, включая две за один уик-энд в Сильверстоуне, где сначала доминировал в спринте, а затем выиграл основную гонку в сложных погодных условиях. По числу побед в дебютном сезоне ему не было равных.
Схожий сценарий повторился и на следующей ступени – в «Формуле-2». Здесь Арвид вновь заявил о себе сразу, вновь став самым юным победителем гонки в истории чемпионата и вторым самым юным поулситтером после Тео Пуршера.

На фоне этих успехов в «Ред Булл» всерьез занялись подготовкой Линдблада к переходу в «Формулу-1». После уверенной победы в зимнем региональном чемпионате Океании, куда его отправили для набора баллов суперлицензии, Арвид сразу отправился в Имолу на частные тесты «Ф-1» за рулем машины «Альфа Таури» образца 2023 года. Впоследствии фанаты еще не раз видели парня за рулем машины «Ф-1»: он принимал участие и на тестах, и в свободных заездах.

Уже спустя два года выступлений в молодежных сериях Линдблад обладал достаточным количеством баллов и тестового километража, чтобы претендовать на суперлицензию. «Ред Булл» не помешал даже юный возраст спортсмена: команда воспользовалась положением регламента, позволяющим в исключительных случаях выдавать суперлицензию до достижения 18 лет. Летом, после рассмотрения вопроса на заседании Совета ФИА, Арвид добился особого разрешения и стал первым после Макса Ферстаппена гонщиком, получившим суперлицензию до совершеннолетия.
Но не все были довольны таким раскладом событий. Стремительный путь Арвида в «Формулу-1» вызывал вопросы – и далеко не беспочвенные.
Линдблад не выиграл ни одну крупную молодежную серию – и часто допускал нелепые ошибки

Сколь яркими были успехи Арвида, столь же ощутимыми оказывались и его неудачи. На протяжении всего пути в молодежных сериях его преследовала нестабильность результатов, мешавшая доводить сезоны до логического, победного завершения. Причины каждый раз были разными: технические сбои, столкновения с соперниками, собственные ошибки. Важнее другое – эта тенденция повторялась, и переломить ее Арвиду долгое время не удавалось.
Не всегда он мог контролировать ход событий: порой обстоятельства складывались против него еще до старта. Пожалуй, самой болезненной стала концовка в итальянской «Формуле-4». После шести побед в первых двенадцати гонках Линдблад внезапно потерял темп и резко сдал в результатах. За оставшуюся часть чемпионата он ни разу не поднялся на подиум и лишился не только шансов на титул, но и второго места в общем зачете. Позднее выяснилось, что по ходу сезона на машине Арвида возникли проблемы с шасси, которые команде так и не удалось полностью устранить. Сам гонщик в интервью лишь косвенно намекал на эти обстоятельства, избегая детальных комментариев.
Однако с переходом в «Ф-3» и затем в «Ф-2» Линдблад все чаще становился заложником собственных ошибок, во многом продиктованных неопытностью. После триумфа на «Сильверстоуне» Арвид шел вторым в общем зачете и стремительно догонял лидера. Последующий спад оказался тем более показательным: больше очков он не набирал. Финальные этапы превратились в череду неудач – столкновения, ошибки и постоянные попытки прорыва из глубины пелотона после провальных квалификаций.
В Венгрии и Бельгии Линдблад завершил обе основные гонки досрочно после контактов с соперниками, а на финальном этапе в Монце излишняя агрессия на старте лишила его шансов на высокий результат. Сезон он закончил четвертым, став лучшим новичком чемпионата. Тем не менее, тяжелая концовка года вновь дала о себе знать, постепенно превращаясь в тревожную закономерность.
Несмотря на это, именно Арвид оставался приоритетным гонщиком для «Ред Булл» и лично для Марко. Будущее в системе команды фактически было предопределено, и потому в «Формуле-2», куда он перешел далее, от него уже не требовали таких успехов. Однако сложности не исчезли.
Сезон в «Ф-2» запомнился не только проблесками зрелого пилотажа, но и серией резонансных ошибок. Так, в Шпильберге – на домашнем этапе «Ред Булл» – Линдблад в борьбе на последнем круге выбил товарища по академии Олли Гете. Кульминацией же стал уик-энд в Монце. После подиума в спринтерской гонке в воскресенье Арвид выдал катастрофическое выступление. На первых кругах, ведя борьбу за подиум, он ошибся на торможении перед поворотом Аскари и спровоцировал столкновение с Алексом Данном, вызвав выезд машины безопасности.
Хотя за этот инцидент он получил штраф, проблемы не закончились. В результате контакта было повреждено переднее антикрыло, однако команда решила его не менять. На рестарте крыло надломилось окончательно, и Линдблад потерял контроль над машиной: в первом повороте он заблокировал колеса и на высокой скорости врезался в Романа Станека, спровоцировав хаос позади. По итогам этапа Арвид был наказан суммарной потерей десяти позиций на стартовой решетке и столкнулся с волной критики, которая вновь заставила многих усомниться в его готовности к переходу в «Формулу-1».
Оставшуюся часть сезона Арвид провел разумнее, но завершил год только на шестом месте. И все же перед завершающим этапом в Абу-Даби британца официально представили в качестве нового гонщика «Рейсинг Буллз».
Так почему выбор пал именно на него?

Фактическое подписание Линдблада состоялось в момент, когда в структуре «Ред Булл» еще не произошли управленческие изменения, и на место Кристиана Хорнера не пришел Лоран Мекьес, который, по слухам, выступал против резких кадровых перестановок в обеих командах «Ф-1». Как стало известно позже, решение о контракте с юным гонщикам принимал лично Марко – без коллегиального обсуждения на уровне руководства. А изменить курс было сложно, даже на фоне возникающих сомнений.
Отсутствие титулов в основных молодежных сериях не стало для Марко решающим аргументом. Линдблад неоднократно демонстрировал природную скорость и производил фурор, а подход к оценке результатов в молодежных чемпионатах за последние годы заметно изменился. В условиях высокой плотности пелотона и серьезных различий в технике гонщики нередко оказываются заложниками обстоятельств, не имея возможности реализовать потенциал в полной мере. Примеры Андреа Кими Антонелли и Олли Бермэна, не добившихся выдающихся результатов в «Формуле-2», но не вызывающих сомнений в своем таланте, лишь подчеркивают эту тенденцию.
Однако главным фактором в случае Линдблада остается не статистика, а его личный настрой. За все время пребывания в системе «Ред Булл» он не растерял уверенности: Арвид по-прежнему спокоен, невозмутим и готов брать на себя ответственность – именно это с самого начала ценил в нем Гельмут Марко. Говоря о предстоящем дебюте в «Формуле-1», Линдблад остается предельно честным: «Честно говоря, я не думаю, что готов на 100 процентов, но это нормально. Я очень быстро продвигался по карьерной лестнице и привык попадать в ситуации, когда приходится разбираться во всем на ходу. Я верю в свои способности и знаю, что все получится».
В конечном счете ставка «Ред Булл» на Арвида – это ставка не на безупречное резюме, а на потолок возможностей. И именно поэтому его путь в «Формулу-1», каким бы противоречивым он ни казался, оказался логичным внутри философии команды.
Фото: Gettyimages/James Sutton – Formula 1, Rudy Carezzevoli, Mark Thompson; IMAGO/Diederik van der Laan, Xavi Bonilla/Keystone Press Agency, HOCH ZWEI/Global Look Press; East News/DPPI / Jacky Foulatier / DPPI via AFP; instagram.com/arvid.lindblad












