11 мин.

«Больше, чем гонка – символ амбиций страны». Катар продвигается через «Ф-1» Бекхэмом и Metallica

Ближний Восток превращается в мирового инвестора и центр основных переговоров. Саудовская Аравия, ОАЭ, Катар и Бахрейн через государственные инвестиционные фонды скупают доли в любых потенциально привлекательных активах для защиты будущей экономики от исчерпания нефти, но с каждым годом намного заметнее становится их присутствие и во всех самых популярных видах спорта.

Теперь у каждой страны Персидского залива есть Гран-при. Регион доплачивает по $50-60 млн в год за принятие старта и финала сезона. У половины пелотона есть ближневосточные спонсоры и инвесторы. Даже президент Международной автомобильной федерации (ФИА) Мохаммед бен Сулайем – из ОАЭ.

Самое свежее пополнение в календаре и решетке – Катар. Он стремится перебить блеск соседних этапов – и даже в ФИА подчеркивают видение Ближнего Востока насчет пышной организации «Ф-1».

«Гран-при Катара – это больше, чем гонка. Это символ амбиций страны не только принимать гонку, но и развивать автоспорт – от низового до мирового уровня.

Если смотреть в будущее, этот Гран-при подтверждает нашу уверенность в Ближнем Востоке и важную роль, которую этот регион играет в календаре чемпионата», – подчеркнул глава федерации бен Сулайем.

Катар каждый год подтверждает амбиции грандиозными вложениями. Только контракт на 10 лет приема Гран-при стоил $600 млн, еще $350 млн ушло на строительство супернавороченного паддока в стиле Таймс-Сквер. Национальная авиакомпания Qatar Airways спонсирует три этапа, команду «Альпин» и лично Пьера Гасли – по программе активного присутствия во французском спортивном поле. А со следующего года уже министерство туризма Катара обклеит заводской болид «Ауди» призывами Visit Qatar – неудивительно, ведь 30% акций команды принадлежат как раз местному госфонду. 

Но просто привезти «Ф-1» к себе в пустыню – недостаточно. Для воссоздания мощного образа современной открытой страны требуется еще и наполнить его – как на самых ярких европейских, американских и азиатских этапах. И здесь на помощь вновь приходят Qatar Airways и Visit Qatar: они подписывают десятки спортсменов и медиаселеб в роли амбассадоров по всему миру, возят по крупнейшим ивентам и включают в активное продвижение образа страны.

В предыдущие сезоны за все отдувались прежде всего обладатель 10-летнего контракта на 150 млн Дэвид Бекхэм и Рональдиньо, но в 2025-м Катар здорово повысил ставки.

Еще бы: ведь на этап в Лусаиле могла прийтись титульная вечерника, и ее нужно было отметить соответственно. Громко и ярко!

И начал все еще в четверг консультант по здоровью Qatar Airways Новак Джокович!

Самый титулованный действующий теннисист провел разминку для персонала «Альпин» и всех волонтеров паддока. Из гонщиков спонсорскую повинность отбывал Франко Колапинто.

А затем Новак возглавил разминочный велозаезд по автодрому.

Его пускали везде – даже снимать прямо за барьерами безопасности (что теперь вообще-то не вполне разрешено для гостей без пропуска работников паддока или команд).

Но Новаку можно даже посетить прямых конкурентов в борьбе за титул – сперва «Ред Булл»…

Потом «Макларен».

И вручить приз за победу в спринте!

За громкость и рев отвечала Metallica: концерт легендарных хеви-металлистов венчал гоночную программу после финиша всех заездов прямо в паддоке.

Катарский госфонд явно надеялся на громкую чемпионскую вечеринку и вложился в шоу. С планами на празднования не сложилось, зато музыкантов активно водили по стартовой решетке, боксам и офисам «Ф-1» три дня подряд.

Внезапно местом их главной резиденции оказался «Уильямс»!

Босс команды Джеймс Воулз провел экскурсию по гаражу и даже показал руль. Визит рок-звезд принес удачу: Карлос Сайнс откатал уик-энд как гоночная рок-звезда и финишировал на подиуме!

На подиуме в спринте оказался и «Мерседес» – туда Metallica тоже заглядывала.

А Джеймса Хэтфилда прокатили на сэйфти-каре перед спринтом.

На стартовой решетке их приветствовал главный повар «Ф-1» Гордон Рамси, у которого теперь собственный вип-ресторан в боксах (да, прямо в линии гаражей!).

А еще на стартовой решетке внезапно в кадр попал редчайший гость на Гран-при – Джессика Альба.

Теперь и она – тоже специальный приглашенный амбассадор Qatar Airways!

Но никто не перебьет комика Кевина Харта: ему перед Гран-при даже устроили отдельную фотосессию и тесты на шоу-каре «Альпин».

В итоге ему доверили клетчатый флаг – мощный жест, нацеленный на американскую публику.

И, конечно, куда без Дэвида Бекхэма

Он прибыл только в последний день, но отрабатывал как за весь уик-энд: раздавал интервью всем телеканалам подряд...

И привел Гари Невилла в «Макларен» – вместе с бывшим партнером по «МЮ» снимал пит-стопы и вовсю светился в телетрансляции.

Футбольное представительство – особенно английское – вообще оказалось очень мощным. В «Ред Булл» заглянул Стивен Джерард, отдыхающий от тренерской работы в соседней Саудовской Аравии.

Там же активно продвигал продукцию пригласившего бренда Эден Азар.

Сами Хедира фоткался с Максом Ферстапеном.

Еще одна оборонительная глыба «МЮ» Рио Фердинанд тоже прибыл по программе Qatar Airways.

И, конечно, как же важное ближневосточное спортивное мероприятие могло обойтись без Джанни Инфантино? Президент ФИФА заглянул не случайно: ведь на следующий день после Гран-при в Катаре стартует и Кубок арабских наций.

В паддоке сияли не только футбольные звезды: конечно, катарцы не могли прокатить с приглашением собственную главную знаменитость – олимпийского чемпиона в прыжках в высоту Мутаза Баршима.

Прибежал и Мо Фара.

Заглянул и камерунский боксер-тяжеловес Фрэнсис Нганну – и его Qatar Airways возит по коллабам с «ПСЖ».

За новых ТВ-суперзвезд отработала Майя Хама – соведущая шоу Питера Крауча на ВВС, например.

Но самое яркое и откровенное появление устроил американский танцор, актер (играл в «Элвисе») и супермодель Алтон Мэйсон.

Вы не знали, что в Катаре разрешают так ходить и не оскорбляются? Теперь знаете! Послание об открытости миру и принятии современности отправлено – хотя бы внешне все теперь выглядит именно так.

Более того, для максимума экранного времени Мэйсону даже доверили вручать приз за поул.

По сравнению такими гостями один из самых популярных европейских ютуберов Squeezie (20 млн подписчиков!) в боксах «Феррари» кажется уже кем-то малозаметным. А ведь он – сооснователь суперуспешной французской медиалиги по гонкам на болидах «Ф-4».

Для американской публики постарше пригласили еще комика и ТВ-звезду Стива Харви.

Можете представить теперь, как мощно Катар вкладывается в «Ф-1».

Арабскую страну интересует максимум внимания и экранного времени – именно поэтому они доплачивают и за спринты, и за гостей, и расширяют пул команд. Необгонный характер гонки из-за специфики автодрома отходит на второй план и даже помогает: чем скучнее действие на треке – тем больше мотивации для режиссеров трансляции показывать селеб и местные красоты.

Кого же захватят в следующий раз?

Фото: Gettyimages.ru/Mark Thompson, Clive Mason; East News/Eric Alonso / DPPI via AFP, Andrej ISAKOVIC / AFP, Altaf Qadri / POOL / AFP; instagram.com/f1paddockclub; instagram.com/kevinhart4real; instagram.com/f1