Единственная и неповторимая: история Мисато Хаги
В современном автоспортивном мире существует множество примеров того, как девушки берут на себя роль руководителей команд на самом разном уровне. Среди наиболее известных примеров - Клэр Уильямс, унаследовавшая бразды правления семейной команды в «Формуле-1», Сьюзи Вольфф, сначала руководившая «Вентури» в «Формуле-Е», а сейчас - управляющая «Академией Ф1», Мониша Кальтенборн и ее скандальный период в «Заубере», а любители американских гонок, наверняка, смогут вспомнить о Бет Паретте и ее совместном с «Пенске» с проекте полностью женской, вплоть до механиков и инженеров, команды.

Однако, все эти истории можно объединить между собой «кругами Эйлера» по тем или иным признакам: либо результаты их коллективов были просто провальны («Заубер» и «Уильямс» к концу работы в них Кальтенборн и «Уильямс» находились в ужасном спортивно-финансовом положении), либо, если и не были откровенно безуспешны, то, зачастую, их создательницы «выезжали» на хороших связях своих бизнес-партнеров («Паретта Автоспорт» и «Пенске», Сьюзи Вольфф и «Вентури» - буквально клиент «Мерседеса» в «электричках». Связка с мужем Сьюзи - прямая).
Но сегодня мы расскажем вам историю, которая от них выгодно отличается. История о девушке, которая буквально пробилась на руководящие позиции в автомобильном спорте с самого нуля, с самых низов. История развернулась в Японии - стране восходящего солнца и невероятно самобытной автомобильной культуры. А героиня этой истории - единственная и неповторимая Мисато Хага.
За свою карьеру в автоспорте эта потрясающая женщина:
Начала в роли рядовой «грид-герл»;
Сумела «выйти» на самого Жана Алези;
Поработала с Льюисом Хэмилтоном в ГП2;
Имела все шансы стать менеджером младшей команды «Макларена» в Ф1;
Стала первой девушкой, выигравшей чемпионат страны как директор команды;
А теперь - ярко ворвалась в автоспорт после длительного перерыва.

Девочка, что предпочла машинки куклам
Мисато Хага родом из японской префектуры Ивате, которая находится к северу от префектуры Мияги - известной не только тем, что именно там произошло землетрясение, уничтожившее АЭС «Фукусима-1», но и тем, что именно в ней находится автодром «Спортсленд Суго», один из самых причудливых в стране. Короткий круг по «Суго» длится немногим больше одной минуты, но за эту минуту гонщики преодолевают невероятный по рельефу круг, напоминающий, скорее, езду на американских горках.
«Я всегда была девочкой, предпочитавшей машинки куклам, потому мне было очень интересно съездить на гонки. Когда я впервые оказалась на «Спортсленд Суго», меня поразили звук двигателей и атмосфера паддока. Мне даже удалось сфотографироваться с Агури Судзуки [прим. - один из известнейших в Японии автогонщиков и бывший руководитель «Супер Агури»] и Масахико Кондо [прим. певец и гонщик-любитель, хозяин собственной команды в японских гонках]. Тогда я начала мечтать о том, чтобы зайти в этот автоспортивный мир самой», - вспоминает Хага.
Как и многие девушки вокруг паддока в Японии, она начала свою автоспортивную карьеру не как пилот, а как «рэйс куин», которые в Японии совмещают роль амбассадоров команды и «грид-герлз»: «Я решила заняться сценическими искусствами и стала «рэйс куин», поскольку посчитала, что это будет кратчайшим для меня путем к моей мечте об автоспорте».

Предложение, от которого было невозможно отказаться
Однако, по словам самой Хаги, вскоре она поняла, что в автоспорте по-настоящему все решают спонсоры, и потому, набравшись опыта и знакомств, решила открыть свое дело - рекламное агентство, помогавшее командам с поиском спонсоров и, собственно, другим «рэйс куинс» - с поиском работы. Благодаря этому она познакомилась с людьми из торговой корпорации «Дирексив», оказывавшими спонсорскую поддержку Жану Алези в 2000-х.
«Дирексив» - это одна из самых таинственных историй в автомобильном спорте и по сей день. Группа японских толстосумов решила штурмом взять автоспорт на всех возможных уровнях и на обоих континентах, поставив Мисато Хагу во главе операций в Японии и Жана Алези с Алексом Вурцем во главе операций в Европе. О знакомстве с людьми из «Дирексив» Мисато никогда особо не распространялась, лишь однажды упомянув, что повстречала их в ходе развития своего рекламного агентства, в прочем, как и представителей многих других спонсоров в японских гонках того периода.

В первый-же сезон с Хагой в качестве рулевого их прототип «Вемак» забрался на 10-ю позицию в классе ГТ300 японской серии «Супер ГТ», а в 2006-м, при поддержке «Р&Д Спорт» они уже боролись за титул - с легендарным Нобутеру Танигути в составе. Однако, всему этому было суждено резко оборваться.

Основной целью таинственных японцев из «Дирексив» было не просто построить «гоночную империю» во всех возможных сериях и категориях (а ведь с их логотипами на комбинезоне гонял даже Льюис Хэмилтон в ГП2), а именно, что зайти на его самую вершину - в «Формулу-1». Гоночные проекты в Японии и Европе были лишь способом для скрытных инвесторов показать серьёзность своих намерений. Что они готовы к тому, чтобы войти в число команд Ф1. И у них был весьма амбициозный план.

Взлёт и крутое пике «империи «Дирексив»
Анонс заявки «Дирексива» состоялся с помпой на специальном мероприятии в Японии на легендарной «Судзуке» в марте 2006-го. Для того, чтобы торжественно объявить о подаче заявки из Европы приехал сам Жан Алези. План японцев заключался в том, чтобы стать, по сути, клиентской командой «Макларена», получая от них шасси, а также двигатели «Мерседес». Базой команды стали бы бывшие инфраструктурные единицы команды из Уокинга. «Макларен» также предоставит и пилотов: Педро де ла Росу, Гари Паффетта или Льюиса Хэмилтона. Руководителем команды стал бы сам Жан Алези, а Мисато Хага заняла бы роль одного из советников француза. Заявка была подана и оставалось лишь ожидать.
Стоит отметить, что результаты команды почти во всех дисциплинах не то что бы оправдывали ожиданий: выкупленная японцами команда Дэвида Прайса цеплялась лишь за отдельные подиумы в ГП2, в основном страдая от технических проблем, а их совместное предприятие в «Формуле Ниппон» (нынешняя «Супер-Формула») не могло предоставить Сего Мицуяме конкурентоспособную технику. Не разочаровывало лишь детище Мисато Хаги в «Супер ГТ», которое к середине сезона шло на лидирующих позициях в ГТ300 с победой на «Окаяме» и подиумом в Сепанге на своём счету. Дела в чемпионате шли действительно неплохо.

В апреле 2006-го ФИА и Ф1 дали ответ на вопрос, кто получит право присоединиться к чемпионату в 2008-м году. Нет, это был не «Дирексив». Функционеры серии решили одобрить заявку «Продрайва» - известной британской гоночной команды, стоявшей за успехами «Субару» в ралли. Причина отклонения заявки «Дирексива» названа так и не была. К слову, «Продрайв» так и не воспользовался своим шансом дебютировать в чемпионате.
Вместе с потерей возможности выступать в «Формуле-1», японские толстосумы потеряли и интерес к финансированию своего автоспортивного проекта. В августе 2006-го «Дирексив» объявили о полном сворачивании автоспортивной программы, включая японскую. И всё это прямо посреди чемпионата «Супер ГТ», в котором подопечные Мисато Хаги лидировали. Вот, что говорит сама Мисато, вспоминая о тех временах:
«Мы с «МакЛарен» уже обо всём договорились, но заявка была отклонена, и нам даже не назвали причину. Если бы всё получилось, то Жан был бы главным, а я, своего рода, заместителем. Однако, когда стало понятно, что никакой Ф1 нам не светит, инвесторы быстро потеряли интерес к автоспорту, всё свернулось достаточно быстро».
«Нам пришлось просто уйти по ходу сезона «Супер ГТ» в 2006-м, будучи лидерами чемпионата. Перенести это было невероятно тяжело... Но я сразу настроила себя на то, что я вернусь. И я возьму реванш».
Последней гонкой «Дирексива» в Японии стала легендарная гонка «1000 километров Судзуки», на которой Сего Мицуяма и Нобутеру Танигути взяли прощальный для проекта подиум. После этого команда полностью перешла под крыло их «технарей» из «Р&Д Спорт», и будучи выбитыми из колеи произошедшими событиями, Мицуяма и Танигути упустили чемпионский титул, не набрав очков в двух последних гонках. Они остановились на 3-й строчке в турнирной таблице.
В 2007-ом году пала и завеса тайны над тем, кто стоял за амбициозным японским проектом. Стало известно, что одним из стейкхолдеров «Дирексива» выступала компания «Акияма Холдингс», которая была связана с проектом «Супер Агури» в Ф1.
Шанс взять реванш у Мисато Хаги действительно появился в 2008-м, когда она возглавила команду «МОЛА Рэйсинг», выставлявшую «силуэт» автомобиля «Ниссан Фэйрледи Z».

Матч-ревашн
В отличие от двух предыдущих проектов, «Мола Рэйсинг» представляла из себя не просто какого-то «частника», существующего на деньги инвесторов или спонсоров, а, скорее, полноценную молодежную команду «Ниссана». Это открывало возможность использовать куда больше ресурсов и квалифицированных кадров для достижения поставленной цели: выиграть титул. Однако, даже так, команда перед стартом претерпела изменения: во-первых, по сравнении с прошлым сезоном, в которых экипажи «Молы» заняли 7 и 9 место, было принято решение сократить программу до одной машины. А во-вторых, пилоты: ими стали достаточно опытный пилот марки Кадзуки Хосино (сын Кадзуеси Хосино, основателя и бессменного главы «Импула») и новичок Хиронобу Ясуда. Итог? Победа в принципиальном сражении с гонщиками команды Агури Судзуки [прим. - одна из сильнейших в чемпионате], в котором «Мола» опередила соперников всего на одно очко - с двумя подиумами (включая один в Сепанге) и победой. К слову, в том году, сразу в обоих классах лидеров чемпионата среди команд разделило лишь одно очко - гонщики «Петронас Том'с» сумели привезти своей команде чемпионство в командном зачёте, опередив соперников из «Церумо».
[Стоит отметить, что в те времена командный и личный зачёт считался по-разному: так, чемпионами в классе ГТ500 стали Бенуа Трелюе и Сатоси Мотояма из «Ниссана», поскольку при подсчёте очков в личном зачёте учитывались лишь 4 лучших результата в первых 6-ти гонках].
Нельзя не упомянуть и то, что победа даже в «младшем» классе главной кузовной серии Японии является серьёзным достижением. Инженерный и организационный аспекты в серии, где правила достаточно снисходительно относятся к доработкам и настройкам автомобилей, грамотный подбор персонала, тим-билдинг и работа со спонсорами являются ключевыми факторами успеха.

Долгий перерыв и яркое возвращение на пит-лейн
Выполнив свою цель стать чемпионом в роли руководителя, Мисато Хага неожиданно решила полностью покинуть автоспорт и сконцентрироваться на других вещах. В частности, своим агентством, а также новым бизнесом: компанией по производству косметики в Южной Корее. Кроме того, Хага стала автором ряда книг по уходу за собой.
Перерыв Мисато Хаги от автоспорта весьма затянулся: 12 лет она не занималась вообще никакой работой, связанной с гонками. Однако, к ней поступали предложения по поводу работы директором команды и во время ее 12-летнего перерыва, которые, однако, она решила оставить без согласия: все таки, история с «Дирексив» явно психологически повлияла на нее:
«Мне поступало множество предложений, но в мире автоспорта многие проекты, в конечном итоге, не выгорают. Многие спонсоры не готовы вкладываться сейчас - всё стало очень серьезно и профессионально. Не каждый готов тратить большие деньги без гарантий результата», - сетует Хага.
Однако, все поменялось в 2020-м: Хага, вернувшись в Японию, продолжила заниматься своим рекламным агентством, в том числе работая с дистрибьюторами производителей мебели фирмы «Йогибо». Бренд обратился к Хаге, как к настоящему Эксперту в с просьбой помочь им в маркетинге через автоспорт. И именно Хага предложила зайти в «Супер ГТ» - как в самую рейтинговую серию Японии.
Все сложилось довольно удачно: команда «Драго Корсе» ветерана «Хонды» Ре Митигами как раз искала источники финансирования после потери спонсора в лице «Модуло» [прим. - «придворная» марка аксессуаров для автомобилей «Хонда»], и поддержка производителей диванов пришлась как никогда кстати. Однако, одним из условий было то, что сама Мисато Хага возглавит команду. Таким образом, спустя 13 сезонов, она вернулась в паддок с новым вызовом:
«В «нулевых» мне выпал особый шанс [попасть в Ф1 в качестве босса команды]. Который выпадает лишь раз в жизни. Я хочу снова прикоснуться к миру автоспорта, и именно поэтому я решила вернуться. Это - моя главная мотивация».

В роли одного из пилотов выступил сам Ре Митигами, который теперь мог не присутствовать на командном мостике, а его напарником стал старый друг Мисато - Сего Мицуяма, с которым она однажды чуть не выиграла титул в 2006-м. Почти все основные спецы «Хонды» покинули коллектив вместе со старым спонсором, так что команда сделала ставку на молодых инженеров и механиков.

Новый челлендж для Мисато-сан
«В старые времена ты мог купить «Вемак», воткнуть туда мотор и коробку, какую пожелаешь, и за счет этого найти выигрышное сочетание. Но сейчас автомобиль приходит тебе в полностью собранном состоянии: так что реальная разница начинается на этапе плана на гонку, стратегий и пит-стопов. С нашей NSX я приняла решение начать все сначала. Команда ранее использовала этот автомобиль, но мы буквально выкинули старые «сетапы» в мусор. Мы постараемся настраивать автомобиль более агрессивно, и учитывая то, что у нас в основном молодые сотрудники в команде, мы будем пробовать, а потом посмотрим, что из этого выйдет», - говорила Хага в начале сезона-2021.
Однако, вышло из этого немногое: Митигами и Мицуяма набрали лишь 5 очков за весь сезон (и то - в одной гонке), потому «Йогибо» решили свернуть поддержку «Драго Корсе», и вместе с тем, Мисато Хага покинула свою должность в коллективе, перебравшись на роль представителя в новый проект «мебельщиков».
Одной из проблем «Драго Корсе», помимо неопытного персонала и двух уже не самых свежих пилотов, оказалась работа с шинами, как начальница команды и предполагала в самом начале сезона-2021: «Разница между шинниками - огромна. Перед стартом уик-энда мы должны сделать правильный выбор среди огромной массы доступных нам составов шин, это - критически важно».
Вместе с тем, самой Хаге пришлось переучиваться: ранее она выполняла роль директора и представителя команды, по сути, самостоятельно принимая ключевые решения. Но в команде Митигами ей необходимо было искать компромисс с самим Ре. Например, одной из проблем, по мнению Хаги, было использование командой шин «Йокогама», в то время как топовый коллектив «Хонды» в категории использовал «Бриджстоун».

Новым проектом «Йогибо» стала совместная с «Б-Макс» [прим. - команда из японской «Супер-Формулы»] команда в Азиатском ГТ. Для этих целей была приобретена «Феррари 488 ГТ3 Эво», а также завербованы Наоки Йокомидзо и Сего Мицунами, которого после заменил Кието Фудзинами. Руководство командой в Азиатском ГТ на самом деле ощутимо проще, чем в такой серии, как «Супер ГТ»: один лишь факт наличия моношины для всех команд и автомобилей убирает большой камень с плеч босса команды. «Йогибо Рэйсинг» сходу завоевали бронзовые медали чемпионата, уступив чемпионам из «КарГай Рэйсинг» всего 14 очков, а также записав на свой счёт победы на «Суго» и «Окаяме», а также одну поул-позицию. После столь успешного сезона на уровне Азии, «Йогибо» попытались устроить второй заход в «Супер ГТ», причём, уже по отработанной Мисато Хагой схеме: найти техническую поддержку крепкой команды и пробовать рваться в бой.

В этот раз поддержка была действительно серьёзной: компания «Сервус», обслуживающая топовые команды во всех японских сериях. Однако, и в этот раз добиться успеха не удалось: гонщики Юго Ивасава и Рэймэй Ито набрали всего 10 очков в чемпионате, расположившись на 20-м месте.
Если хочешь сделать хорошо - сделай это сам
Слова Мисато в очередной раз нашли своё подтверждение: когда встал вопрос о финансировании участия команды в 2024-м, продавцы мебели ответили отказом. В тот момент уже плотно обосновавшаяся в паддоке Мисато Хага решила, что с нее довольно работать «на дядю», и что «если ты хочешь сделать хорошо - нужно сделать это самому». Она выкупила у «Йогибо» слот на выступления в «Супер ГТ» и основала собственную гоночную команду - «Мисато Нокаут Спортс», или же, «МКС». Организационный процесс для новой команды занял целый год, и, в конечном итоге, 22 февраля 2024-го было объявлено, что новая команда будет сформирована в сотрудничестве с «КарГай Рэйсинг» - командой успешного в Японии и за рубежом гонщика-любителя Такеси Кимуры.

Причём, команды могло бы и не случиться, если бы не жена Кимуры, миссис Тихару Кимура. Именно она настояла на том, чтобы дать шанс этому проекту. Для гонок была взята уже имевшаяся в собственности Такеси «Феррари 296 ГТ3», которую тот пилотировал буквально в день переговоров в Абу Даби в ходе уик-энда азиатской «Серии Ле-Ман». После окончания сезона машина в любом случае вернулась бы в Японию для обслуживания - так что было принято решение отправить её соревноваться в «Супер ГТ».

По итогам прошедшего сезона главной кузовной серии Японии, «КарГай МКС Рэйсинг» в составе Рикуто Кобаяси и импортного новичка из Ф2 Зака О’Салливана заняла третье место в своём классе, проиграв чемпионам лишь 2.5 очка. И это - в первый сезон «Мисато Нокаут Спортс»!
В чём секрет Мисато Хаги? Пожалуй, его можно проследить с самого начала взлёта её управленческой карьеры. Как признавалась сама Мисато, когда дела ее агентства шли в гору, и к ней обратились «Дирексив», ей самой приходилось проводить дни и ночи за работой и в разъездах. Огромный заряд энергии, мотивации и желание достигать новых высот двигали её вперёд. Тем не менее, нельзя не отметить и того, что Хага - весьма и весьма предприимчивая женщина с огромным количеством связей в паддоке и за его пределами. В современном мире гонок, где каждый привлечённый доллар спонсорского финансирования может сделать огромную разницу, Мисато Хага, как настоящая акула бизнеса, ловко ориентируется на рынке и подбирает необходимых партнёров для сильного «технаря», коими выступали и «Р&Д Спорт» в 2000х, и «КарГай Рэйсинг» сейчас, чтобы они могли готовить автомобиль на все 100%.
Хотелось бы пожелать её проекту только успехов и побольше побед. Ведь именно такие истории, как у Мисато Хаги должны, как нам кажется, мотивировать следующее поколение девушек-функционеров в автомобильном спорте.
Канал автора: @svidetelig


