17 фактов о внезапном дебютанте подиума «Формулы-1» Изаке Аджаре
Самое неожиданное событие прошедшего этапа «Формулы-1» в Нидерландах – подиум гонщика «Рейсинг Буллз» Изака Аджара. Француз провел мощную квалификацию, став четвертым и опередив оба «Мерседеса» и «Феррари». Мало кто верил, что в гонке он сможет удерживать более быстрые болиды.
Каковы были шансы? Букмекеры подсчитали, что вероятность подиума Аджара в Зандворте была такой же, как победа «Аталанты» в нынешнем розыгрыше ЛЧ, «МЮ» – АПЛ, теннисиста Андрея Рублева на US Open, США на Интервидении, получении Илоном Маска Нобелевской премии мира и признание Киану Ривза пришельцем. То есть, очень маловероятны.

Но все сложилось в пользу гонщика. Сперва самоустранился Льюис Хэмилтон, разбивший болид по ходу заезда в третьем повороте, затем Шарль Леклер попал под юниора «Мерседеса» Андреа Кими Антонелли и сошел там же, где его партнер по «Феррари». А на последних кругах сгорел двигатель «Макларена» Ландо Норриса, который до печального события занимал второе место. Финальное напряжение Аджар выдержал легко – и завоевал первый подиум в карьере.
Давайте ближе познакомимся с французом через факты, которые вам могли быть неизвестны до сегодня.

1. Изак Аджар – первый арабский гонщик, который попал в «Ф-1». У него два паспорта – алжирский и французский, но ездит он под вторым, так как гоночную лицензию получил именно в этой стране.
«Я первый арабский пилот на планете, дошедший до «Формулы-1». Это огромное достижение, но оно осталось незамеченным, никому нет до этого дела», – рассказывал он Reuters.
Кстати, в прошлом в серии были гонщики североафриканского происхождения – Робер Ла Каз из Марокко (1958 год) и бразилец с ливанскими корнями Фелипе Наср (2015-2016), но они не арабы.
2. Самый молодой французский гонщик в истории, который поднялся на подиум в «Формуле-1». На момент воскресной гонки ему было 20 лет, 11 месяцев и 3 дня. Ранее этот рекорд был у Пьера Гасли, который стал вторым на Гран-при Бразилии 2019-го в возрасте 23 лет и 9 месяцев.
3. Первое увлечение Изака Аджара – дзюдо (занимается им с детства) и бокс. Он был фанатом «Рокки», в его спальне висел плакат с Мохаммедом Али.
4. Влюбился в автоспорт благодаря мультфильму Pixar – «Тачки». «Я просто смотрел дома мультик «Тачки». Мне было около двух лет. Помню момент, когда мы купили DVD-диск. Удивительно, что у меня это осталось в голове! Уже позже я начал смотреть по телевизору «Формулу-1». Именно так все и началось». У Аджара до сих пор есть плюшевая игрушка от франшизы Disney.
5. Отец Аджара, Яссин Хаджар – доктор физики в области квантовой механики. И он всегда обожал автоспорт. Именно благодаря ему Изак в возрасте шести лет открыл для себя картинг на трассе Порт-де-ла-Шапель в пригороде Парижа.
«Рядом с Парижем была школа, крытая трасса для картинга. Я пошел туда с отцом и с первого раза показал отличные результаты».
Кстати, о семейной фамилии. На арабском она читается как «Хаджар», а на французском – «Аджар». Поскольку пилот родился в Париже, говорит на французском и выступает под флагом Франции – сам он называет себя «Аджар».

6. Путь в автогонках мог закончиться для француза так же быстро, как начался. У семьи катастрофически не хватало денег, из-за этого он нечасто был в неравных условиях с остальными. Единственным механиком Изака стал его отец.
«Моя семья достаточно обеспеченная, но не для этого [гоночного] мира. Даже когда ты хорош, без денег тебе конец. Когда мы поехали на национальные чемпионаты и поднялись в рейтинге, это стало очень расстраивать, потому что у меня не было ни пробега, ни шасси, ни двигателя – то есть всего необходимого, чтобы ехать быстро. Конечно, в то время мои родители больше всего хотели, чтобы я учился. Поэтому, когда мне было примерно от десяти до тринадцати лет, я не мог соперничать с другими ребятами».
7. На первых порах карьеры из-за финансов мог проехать только треть полного сезона. При этом он продолжал получать удовольствие от того, что делает.
«Я всегда хотел участвовать в чемпионатах Европы и мира, что мне удалось сделать в последний год карьеры в картинге. Но это было все, что мы могли себе позволить. Сезон картинга, когда вы участвуете в полном сезоне, состоит из более чем 20–24 гонок. Но я участвовал только в восьми, только в основных. Поэтому я был немного не готов, и из-за этого у меня никогда не получалось хорошо. Так что моя карьера в картинге была немного разочаровывающей, хотя в первые несколько лет я получал от этого огромное удовольствие».
8. Аджар несколько раз думал, что ему придется уйти из любимого вида спорта. Однако карьеру спасла мама. «Бюджет для меня нашла моя мама. Не знаю, как ей это удалось, но это впечатляет».
9. В одном из интервью ютуб-каналу FT Sports пилот «Рейсинг Буллз» признался, что смешанные единоборства его увлекают больше, чем гонки.
«Когда я смотрю Гран-при, я чувствую, что просто выполняю свою работу. Во время боя мое сердце колотится. Во время гонки в Катаре мне было плохо, было тяжело. Я думал о друге, который только что провел бой [в смешанных единоборствах], настоящую войну. Я сказал себе, что не могу вести себя как слабый. Я должен был закончить гонку, и сделать это хорошо».
Тогда в спринте на трассе в Лусаиле француз стал четвертым и вторым в основной гонке.

10. Оказался в системе «Ред Булл» после великолепной гонки в Монако. Тогда француз выступал в ФРЕКА и выиграл Гран-при, стартовав с поула.
«Я помню все, что было в тот день. Огромное давление. Трасса была влажной, а мы ехали на сликах. Условия сложные, но трасса довольно быстро высохла, и я доминировал в гонке. Помню, что я устанавливал один быстрый круг за другим, так как шины не изнашивались. И я выиграл гонку. Это была самая приятная гонка в моей жизни».
После гонки ему позвонила мама. «Она сказала, что Гельмут Марко хочет встретиться со мной в отеле Monte Carlo Bay. Я встретился с ним, и он сказал, что пришлет мне контракт. И все – очень просто. Это был действительно хороший день!»
16 июня 2021 года он подписал контракт с «Ред Булл».
11. Мог вылететь из системы «Ред Булл» после первого неудачного сезона в «Ф-2». Аджар выступал в «Хайтеке» и завершил год лишь на 15-м месте. В «Ф-3» француз был четвертым и в более быстрой серии от него явно ждали большего.
«Думаю, что талант и скорость от природы были у меня всегда. Я бы не сказал, что за последние три года научился гонять быстрее. Помню, как мой первый сезон в «Формуле-2» в составе «Хайтека» обернулся настоящим кошмаром. И я тогда подумал, что уже никогда не смогу попасть в «Формулу-1».
К счастью, Гельмут Марко меня сильно поддерживал. Он продолжил верить в меня и дал мне второй шанс, которым я воспользовался. Так что помимо психологической устойчивости – ведь в такой ситуации тебе важно не сдаться, – также важны люди вокруг тебя. Люди, которые в тебя верят».

12. Благодаря сильному второму сезону в «Формуле-2» (стал вторым после Габи Бортолето), получил прозвище «мини-Прост».
«Я бы сказал, что у нас есть общий интеллектуальный подход к вождению, – рассказывал Аджар в интервью Automoto.it. – Есть те, кто говорит, что я похож на него, что у меня такое же лицо, такой же голос. Я не знаю».
Кто автор этого сравнения? Гельмут Марко. Он постоянно сравнивал своего подопечного с французом, получившим прозвище Профессор.
13. Кто самый любимый пилот «Ф-1» у Аджара? Льюис Хэмилтон. Про это рассказал не сам француз, а гонщик «Хааса» Олли Бермэн: «Он любит Льюиса Хэмилтона. Я знаю, что он обожает Льюиса Хэмилтона».
Этими словами Бермэн сильно смутил Изака: «Большой фанат Льюиса». А Оливер продолжил: «Когда шла первая свободная практика на Гран-при Мексики, он сказал мне: «Когда буду проезжать мимо него [Хэмилтона], то помашу рукой».
14. Перед началом сезона все пилоты-новички «Формулы-1» в спецпроекте серии заполняли специальную доску. В ней их просили представиться, написать откуда они, что любят, какую музыку слушают и план на гоночный год. Изак написал, что окажется на подиуме. Как в воду глядел!

15. В дебютной гонке на Гран-при Австралии Изак умудрился расколотить свой болид во время прогревочного круга. Француза хватило только на два поворота.
Беднягу в паддоке утешал отец Льюиса Хэмилтона, Энтони, и даже исполнительный директор «Ф-1» Стефано Доменикали.
А вот слов утешения от Гельмута Марко пилот «Рейсинг Буллз» не дождался – только осуждения. Во время общения с австрийской телекомпанией ORF старый куратор усмехнулся и сказал: «Своими слезами он устроил перед камерами неловкое шоу. Стыд».
16. Для Аджара подготовка к новой гонке начинается сразу же после того, как завершается предыдущая. Во время перелета француз не стесняется смотреть онборды Ферстаппена, Леклера и Хэмилтона, чтобы почерпнуть несколько советов по сохранению резины.
«Удивительно, чему можно научиться, если присмотреться внимательно», – говорил он с улыбкой на лице.
17. Умудрился сломать первый же свой трофей в «Ф-1». Специально для гонки в Зандворте для обладателей подиума создали симпатичные фарфоровые вазы. Изак повторил трюк Ландо Норриса и сломал довольно хрупкое изделие. Ну ничего, выдадут новое, целое. А вы оцените реакцию Аджара на произошедшее.
Этот трофей явно будет не последним в карьере Изака. У него есть скорость, вера в себя и немалая вероятность в ближайшем будущем оказаться за рулем более быстрого болида.
Что еще почитать про Изака Аджара:
Что случилось на Гран-при Нидерландов: куда пропал Норрис? Откуда на подиуме Аджар?
Как дела у всех гонщиков «Ф-1» после старта сезона? Суперкоротко!
Провал «суперталанта» в «Ф-1»: разбил болид до старта и разрыдался. Утешал даже отец Хэмилтона!
В «Ф-1» громкий новичок на очереди к Ферстаппену: фанат Хэмилтона и мата по радио
Включайте «Формулу-1»: новые пилоты, новые правила – тотальный гид
Новый мессия, комик и питбуль с лицом ребенка. Все герои «Ф-1» – суперкратко
Фото: Gettyimages/Clive Mason / Staff, Mark Thompson / Staff, Rudy Carezzevoli / Stringer