Кубица выиграл «Ле-Ман»! Боролся за титул в «Ф-1» и едва не погиб в ралли, а теперь легенда
Бывший пилот «Ф-1» Роберт Кубица последние пять лет выступает в чемпионате мира по автогонкам на выносливость (WEC).
Он трижды пытался выиграть одну из самых престижных гонок в мире – «24 часа Ле-Мана» в классе LMP2: сошел из-за проблемы с датчиком и два раза стал вторым, затем перебрался в гиперкары, но из-за проблем с электроникой также закончил выступление досрочно.

Нынешняя попытка стала пятой и успешной.
Крутости Кубице и его достижению добавляет тот факт, что сделал он это за рулем хоть и доминирующей в серии «Феррари», но все же в ее частной версии. Это третий экипаж, который получает те же самые запчасти, что и два основных, однако на него никто и никогда не делает ставку. Пока две главные машины ошибались, клиентская вырвалась в лидеры и спокойно сдержала быстрых соперников из «Порше-Пенске».
Но чем же так крут Роберт Кубица и почему его считают легендой автогонок?
В 14 лет выиграл картинговый чемпионат в Италии − первый иностранец в истории

Роберт Кубица дебютировал в картинговых соревнованиях в десятилетнем возрасте, доминировал в Польше, а затем вышел на международный уровень. В 14 лет поляка заявили в чемпионат Италии, где он сходу стал чемпионом страны и вице-чемпионом Европы. Первое достижение стало рекордом – до него ни один иностранец в истории не забирал общий зачет.
Сломал руку в нескольких местах – 18 титановых винтов и гипсовый корсет. А потом в таком состоянии выиграл гонку
После успешного выступления в «Формуле-Рено» в 2003-м Роберт перешел в «Формулу-3».
Однако дебют пришлось отложить из-за аварии. Поляк был пассажиром в авто, водитель которого не справился с управлением и влетел в ограждение. Правая рука Роберта сломалась в пяти местах. Гонщика в срочном порядке перевезли в Италии, где провели 10-часовую операцию и собрали конечность заново, зафиксировав все 18 титановыми винтами и надев на нее гипсовый корсет.

Врачи не давали прогноз, насколько подвижна будет рука. Кубица с огромным упорством занимался реабилитацией, уделяя ей все свободное время.
Когда появились первые сдвиги, он заявил, что почти готов снова сесть за руль. Все посчитали Роберта сумасшедшим, но через 6 недель он действительно оказался в «Ф-3». Первая гонка пришлась на немецкий «Хоккенхаймринг», и рулить было опасно, ведь любая мелкая авария и отдача в руку могли обнулить все старания.
Кубица рискнул и не прогадал – победа.
Первый подиум в «Ф-1» – уже в третьей гонке. Быстрее, чем Шумахер!

Третий старт Роберта Кубицы в «Формуле-1» принес ему 3-е место на Гран-при Италии 2006 года.
Масштаб достижения иллюстрирует тот факт, что Михаэлю Шумахеру, победителю этой гонки и семикратному чемпиону мира, понадобилось 8 стартов, чтобы впервые подняться на подиум.
В 2007-м попал в ужасную аварию – болид в хлам, пиковая перегрузка 75 G, а сам пилот отделался испугом
Всю жизнь Кубица прощупывает грани невозможного. В 2007 году во время Гран-при Канады его «Заубер» вылетел на траву, после чего врезался в ограждение. По данным датчиков, в момент удара скорость была 300,13 км/ч, а пиковая перегрузка – 75 G.
Болид ударился с такой силой, что от него отлетели колеса, остался только серьезно поврежденный монокок.
В те годы системы «гало» еще не было, а на замедленном повторе видно, как поляку повезло: в его сторону не отлетали большие части. Машина пострадала настолько сильно, что через разбитый носовой обтекатель можно было заметить самого пилота.
Роберта достали из болида и отправили на медобследование. Он был в сознании и разговаривал, по чудесному стечению обстоятельств ничего не сломал. Только легкое сотрясение мозга и растяжение голеностопного сустава. В качестве меры предосторожности Кубица пропустил следующую гонку, на которой его заменил Себастьян Феттель.
Единственный поляк, который побеждал в «Ф-1» (на Гран-при Канады)
Третий сезон в «Формуле-1» для Роберта Кубицы оказался самым успешным. Он выступал за «БМВ-Заубер» и демонстрировал высокую скорость, а главное – стабильность. Во время Гран-при Канады 2008 года поляк стал вторым в квалификации, а в гонке все сложилось наилучшим образом.
В те годы в «Ф-1» еще были дозаправки, что добавляло гонкам колорита.
После первого раунда пит-стопов Кубица обошел лидера Льюиса Хэмилтона за счет более быстрой остановки. Британец же сделал все, чтобы помочь – Роберт вместе с Кими Райкконеном стояли на выезде с пит-лейн, ждали, когда потухнет красный сигнал светофора. За ними ехал Хэмилтон, который не заметил, что горит не зеленый.
Льюис так сильно протаранил финна, что и вынес из гонки как его, и не смог продолжить сам. Под раздачу еще попал Нико Росберг.
Остальное для Роберта оказалось делом техники. Какое-то время лидировал его партнер по команде Ник Хайдфельд, но он был на другой стратегии. Поляк забрал победу – это на время вывело его в лидеры чемпионата.
Попробовал силы в ралли и чуть не погиб в аварии
После сезона «Ф-1» 2010 года «Рено» стала «Лотусом», а Роберт Кубица должен был еще один сезон провести в команде. У него на руках уже был предконтракт с «Феррари» на 2012-й.
После предсезонных тестов поляк решил в очередной раз продемонстрировать универсальность и отправился на одну из итальянских раллийных гонок. Это была ошибка.
Во время виража его машина ударилась в отбойник, и рельс безопасности пробил ее насквозь. Чудом железная конструкция попала не в голову гонщика, а в плечо, причем той же руки, которая пострадала в 2003-м.
Авария привела к частичной ампутации предплечья, переломам правого локтя, плеча и ноги, а также значительной кровопотере. Он был зажат в машине более часа, после чего Роберта доставили в больницу, где семь хирургов, разделенные на две команды, провели семичасовую операцию, за которой последовали еще два длительных хирургических вмешательства.

Записи аварии нет, но реконструкция дает понять, насколько серьезно все было.
«Я хочу вернуться в этом году. Я твердо намерен сократить время восстановления с помощью четко определенной программы, – рассказывал тогда Кубица. – Пальцы работают, как и рука, я их чувствую. Но мне предстоит пройти еще одну операцию, и тогда я буду знать. Сейчас я не могу много двигаться. Но я не испытываю сильной боли, потому что нахожусь под седативными препаратами. Затем начнется обратный отсчет до начала подготовки. Я думаю только об этом. Я хочу вернуться сильнее, чем раньше».

И практически не обманул, хотя восстановление затянулось из-за того, что в начале 2012 года Роберт поскользнулся на льду и упал.
Это отсрочило возвращение, но не сделало его менее триумфальным: в сентябре Кубица вышел на старт этапа ралли в Италии и выиграл, опередив второго гонщика на минуту. В следующем году он стал чемпионом WRC 2, выиграв пять этапов из семи.
Смог не просто провести тесты в «Ф-1», но и вернуться в серию
В 2019 году Роберт совершил невозможное – вернулся в «Формулу-1». Его успехи в ралли и других сериях привлекли внимание руководителей некоторых команд. Еще в 2017-м «Рено», в которой поляк выступал в 2010-м, дала ему шанс вновь почувствовать скорость, превышающую 300 км/ч.
Сириль Абитебуль, директор французской команды, предоставил ему болид образца 2012 года, а после длинных тестов заметил, что скорость Кубицы никуда не делась. Причем Роберт проехал не несколько кругов, а навернул больше сотни.

В конце года такую же возможность предложил «Уильямс» – сперва на болиде 2014-го, потом на актуальном. Технический директор команды Падди Лоу включил поляка в число главных претендентов на место уходящего Фелипе Массы. В итоге Роберт Кубица стал тест-пилотом, но через год провел полный сезон за «Уильямс».
Чтобы это произошло, пришлось адаптировать руль: кнопки переместили на левую сторону, чтобы он мог управлять ими левой рукой, а на правой добавили резиновую ленту для лучшего хвата, учитывая ограниченную подвижность правой руки. Роберт не мог сгибать пальцы правой руки, поэтому использовал трение, фиксируя руку на руле.

За сезон Кубица набрал всего одно очко, но это было неудивительно, так как «Уильямс» построил плохой болид. Партнер поляка Джордж Расселл ни разу не финишировал в десятке, и тогда родился знаменитый мем. При этом в квалификации британец доминировал − 21:0.

После сезона-2019 Кубица ушел из «Уильямса», сфокусировался на WEC, но остался резервным пилотом – уже в «Альфа Ромео». В 2021-м Кими Райкконен заболел коронавирусом, и Роберту вновь пришлось сесть за руль. Он провел два Гран-при, в которых занял 15-е и 14-е места.
Ворвался в WEC и во втором полном сезоне стал чемпионом в классе LMP2
В 2023 году Кубица провел за бельгийскую команду WRT первый полный сезон в WEC во втором по значимости классе – LMP2. За семь этапов он шесть раз был на подиуме, победив в трех гонках. Это позволило ему вместе с Руем Андраде и Луи Делетразом забрать титул чемпиона.
Перешел в класс гиперкаров, но не верил в «Феррари»
В 2024-м Роберт перебрался из второго по значимости класса WEC LMP2 в главный – гиперкар. И сразу подписался с одним из топов – «Феррари». Понадобилось более десяти лет, оказаться на грани жизни и смерти, чтобы наконец сесть в алую машину.
Поляк не скрывал, что его цель не общий зачет, а победа в престижных «24 часах Ле-Мана». С первой попытки не удалось – Кубица, Йе Йифей и Роберт Шварцман до финиша не добрались, хотя были в группе лидеров.

Клиентский статус «АФ Корсе» не устраивал Роберта, и спустя месяц после разочаровывающего дебюта он выдал:
«Мне трудно поверить, что частный гиперкар однажды сможет выиграть «Ле-Ман».
Выиграл «24 часа Ле-Мана» и стал первым поляком в истории с этим достижением
Опередив экипаж «Пенске» и две заводские «Феррари», Роберт стал первым в истории поляком, которому покорился элитный класс.
Его партнер Йе Йифей – первый представитель Китая с победой на «Ле-Мане».
В 2021 году они также выступали на одной машине, но в классе LMP2 – упустили победу на последнем круге из-за проблем с сенсором.

Кубица – второй гонщик, которому в XXI веке удалось выиграть культовый марафон и Гран-при «Формулы-1». Первым это достижение установил двукратный чемпион «Ф-1» Фернандо Алонсо.
На счету Кубицы победа на Гран-при Канады-2008. Алонсо же выиграл 32 гонки в «Ф-1», а в Ле-Мане побеждал в 2018-м и 2019-м.
Эти факты доказывают, что в лице Кубицы автоспорт приобрел удивительного гонщика, который, несмотря на все сложности, не опустил руки, а продолжил бороться за мечту и достиг успеха. Кто знает, как бы сложилась его судьба, если бы не три тяжелые аварии, одна из которых могла стоить ему жизни?
Причем поляк выиграл в момент, когда в него практически перестали верить. Несмотря на достаточно небольшой возраст и огромный опыт, Роберта не рассматривали в отрыве от солидной спонсорской поддержки со стороны государственного польского нефтяного гиганта Orlen. В прошлом компания активно давала средства на поддержку польским спортсменам для выступлений на международном уровне, но в последние годы спортивное направление подзатянуло пояс после смены правительства – менее националистический кабинет министров сократил траты на все, что не представляло интереса с любой точки зрения, кроме политического имиджа.. Но Кубица как флагман и глыба польского автоспорта остался на поддержке, а в гоночных сериях со временем его стали рассматривать не как нереализованного до конца таланта, а в качестве рента-драйвера. Неудивительно: ведь именно Orlen ранее устраивала его резервистом в «Альфа Ромео», и в «Альфа Таури», и потом в гонки на выносливость, и серьезную часть заявки третьего частного гиперкара «Феррари» в главный зачет тоже профинансировала именно польская нефтекорпорация.
Теперь Роберт смог доказать себе и всему миру, что он еще чего-то стоит. Он провел все финальные 3,5 часа отрезка за рулем соло, а суммарно накатал 10 часов в 24-часовом марафоне: 166 кругов из 387 зачетных, 43% всей дистанции. Он не спал 35 часов (во время марафона не уходил на перерыв) и как самый опытный технически пилот сражался с неполадками коробки передач. Это его личный триумф.
Еще в 2021-м он говорил, что после победы на «Ле-Мане» больше не вернется в гонки на выносливость и пойдет обратно в ралли. Теперь он уже не так однозначен – «Посмотрим, что принесет будущее». Неужели и правда уйдет в статусе абсолютной легенды?
Что еще почитать про Роберта Кубицу:
Мазепин и Сироткин – среди худших пилотов «Ф-1» в 2000-х: у каждого сезона – свой герой
Гонщик из Питера – в «Феррари» на главном марафоне планеты! Шанс на победу выше, чем у Квята
Несостоявшееся переходы пилотов Формулы-1, которые могли изменить историю
Фото: Gettyimages.ru/Ker Robertson