Леклера и Хэмилтона дисквалифицировали в Китае – из-за просчетов «Феррари». Но как?!
Финиш в конце первой десятки в Австралии казался настоящей катастрофой для «Феррари». В команде нацелились исправить ситуацию в Китае и начали вполне здорово: Льюис Хэмилтон выиграл спринт и квалификацию к нему в доминирующем стиле.

После спринта разрешается вновь изменить настройки. В Скудерии воспользовались этим, но только ухудшили ситуацию – по крайней мере для Хэмилтона. Как рассказал после воскресной гонки британец, болид работал хуже во всех областях.
Леклер же во второй половине уик-энда, наоборот, ожил и в гонке показал более высокий темп, опередив Льюиса: из-за нехватки скорости британец добровольно пропустил №16 вперед, а после еще сильнее отстал. Шарль ехал быстро, даже несмотря на повреждение крыла на старте гонки, которое отняло до 30 пунктов прижимной силы. Это произошло после небольшого контакта с напарником:

Монегаск уверен: если бы не инцидент с №44, результат мог быть еще выше. Но что есть, то есть: «Феррари» завершила заезд на пятом и шестом месте.
А после гонки прилетели оглушительные новости: делегация ФИА обнаружила недовес у болидов Леклера и Пьера Гасли (гонщика «Альпин»), а у Льюиса чрезмерно сточилась нижняя 10-миллиметровая планка – ее используют для контроля дорожного просвета, чтобы у всех команд он был в пределах одинаковых границ.
В первом случае обе машины весили 799 кг при минимально разрешенном весе в 800 кг (при пустых баках).
Как вообще происходит процесс взвешивания? Там несколько этапов: в первый раз вес проверяют после гонки, затем из болида берут топливо (должен остаться минимум литр), остатки сливают по причинам безопасности, чтобы не происходило последующих случайных возгораний при процедуре проверки на внутренних весах – после чего машину еще раз взвешивают. Причем SF-25 Шарля проверили тщательно: сначала болид взвесили с поврежденным крылом, а позже процедуру повторили с заменой элемента на запасной – оказалось, что целое крыло весит 0,2 кг, так что отговорок у «Феррари» не нашлось.
С Хэмилтоном же вышло так, что планка сточилась до 8,5 мм – хотя максимально разрешенная толщина после финиша составляет 9 мм.
Обоих пилотов Скудерии (и Гасли) дисквалифицировали. Теперь личный зачет выглядит вот так:

А в Кубке конструкторов итальянцы на одном уровне с «Уильямсом» и едва опережают «Хаас»:

Уникальная ситуация – и вдвойне особенная для марки: ведь это первая двойная дисквалификация в истории Скудерии.
«Феррари» не учла особенности уик-энда – и уже признала ошибки
После исключения из протоколов команда выпустила заявление:
«В результате проверки ФИА после гонки обнаружилось, что обе наши машины не соответствуют регламенту по различным причинам. На машине №16 был обнаружен недовес в 1 кг, а планка на болиде №44 оказалась на 0,5 мм тоньше разрешенного лимита.
Шарль сегодня ехал на стратегии с одним пит-стопом, что означало высокий износ шин и вызвало недовес. Что касается износа планки на машине Льюиса, мы совсем немного ошиблись, когда производили оценку.
Не было никакого намерения получить преимущество. Мы сделаем выводы из случившегося сегодня, чтобы одни и те ошибки не повторялись.
Естественно, мы не так хотели завершить уик-энд Гран-при Китая – это касается и команды, и наших преданных фанатов».

Похожий случай был у «Мерседеса» на прошлогоднем Гран-при Бельгии, когда Джордж Расселл победил за счет стратегии с одним пит-стопом – но позже его так же дисквалифицировали из-за недовеса (сказались не только шины, но и пот пилота с износом планки; в Шанхае, кстати, тоже было жарко – +27). Тогда глава «Пирелли» Марио Изола рассказал, что за один отрезок резина может терять около 1 кг. (по 250 граммов на колесо) Вдобавок перед гонкой все же планировалось сделать два пит-стопа – так что в болид накинули балласта с прицелом на изначальную стратегию. А еще машины часто намеренно заправляют не полостью в расчете на сэйфти-кар.
Скудерия буквально повторила ту же ошибку. Как и в Спа год назад, в Шанхае гонка прошла по новому асфальту и с полностью новыми составами – из-за чего с шинами было максимально трудно работать. Постоянное гранулирование затрудняло прогрев и охлаждение резины, которые происходили неравномерно, и все это на фоне высоких нагрузок в скоростных поворотах. В результате наблюдалась сильная деградация шин, а следовательно и потеря веса.

Как рассказал фотограф Евгений Сафронов, при возвращении на пит-лейн после гонки многие пилоты, включая Макса Ферстаппена, даже специально проезжали по земле, чтобы, вероятно, добрать вес.
А он тоже проехал гонку в итоге с одним пит-стопом вместо двух.
Похоже на обычную практику со сбором «червячков», когда на «круге охлаждения» гонщики съезжают с траекторий и собирают ошметки с трассы, чтобы вписаться в лимиты веса. У Расселла в Бельгии не было такой возможности, так как там после финиша тут же вернулись на пит-лейн. «Феррари» же это, видимо, не помогло – там просто не проконтролировали ситуацию.
А как же тогда просчитались с Льюисом?
Скорее всего, сказался пилотаж Хэмилтона. В Шанхае высокие поребрики, об которые планка запросто может сточиться – и Леклера, к примеру, предупреждали быть с ними осторожнее. Льюис же очень активно их использовал на протяжении всего уик-энда: это видно по тому, как британец взял поул к спринту с агрессивным разгоном на поребриках (а именно из-за таких действий страдает планка):
Вероятно, частично чрезмерный износ ударил и по массе болида Леклера – просто ему чаще напоминали избегать поребриков, и №16 старался реже их использовать, чтобы вибрациями не добить полумертвое антикрыло.
Да и после спринта пилоты команды пошли в разных направлениях по апдейту установок на болиде – Хэмилтон больше работал с дифференциалом, балансом тормозов, а также подтвердил, что в команде игрались и с клиренсом:
«Мы сильно меняли высоту дорожного просвета? Это кто сказал? Я ничего такого не знаю. Понятия не имею, кто вам мог сказать подобное. Да, при корректировке настроек мы изменили высоту дорожного просвета, но совсем чуть-чуть. Конкретно это изменение было минимальным», – отметил британец.
В Австралии просвет увеличили (в Скудерии как раз опасались износа планки), однако это привело к значительной потере скорости. Видимо, в Китае пошли от обратного и немного занизили болид из-за нового асфальта – когда в спринте увидели, что кочек нет, и машина не бьется днищем о покрытие.
Но даже такое маленькое вмешательство могло привести к неприятным последствиям. В этом сезоне «Феррари» перешла от толкателей на передней подвеске к тягам – это позволяет использовать больше прижимной силы, но также увеличивает риск чрезмерного износа планки. Такое же решение принял «Макларен» в 2013-м, и оно не совсем понравилось их пилоту и чемпиону 2009 года Дженсону Баттону.
В обычных условиях это может и не так сильно проявиться, но этап в Китае был нестандартным: в формате спринтерского уик-энда у команд всего одна практика – так что времени на подбор подходящих настроек невероятно мало, а шанс ошибиться гораздо выше. Вот «Феррари» и не справилась.
Ровно такая же ситуация произошла два года назад на Гран-при США: тогда планка сточилась так же у Хэмилтона (он тогда выступал за «Мерседес») и у Шарля Леклера.

«Увы, это одна из ловушек гоночного формата со спринтом, – объяснял главный гоночный инженер «Мерседеса» Эндрю Шовлин, – всего один час на практику, а затем вступает в силу режим закрытого парка. Из-за того, что в этой тренировке мы работали без загрузки топливом, а также учитывая кочковатые участки трека, на которых гонщикам нужно постоянно отлавливать машину – все это привело к более высокому уровню износа [планки]».
«Феррари» точь-в-точь повторяет ошибки прошлого – причем совсем недавнего, а в ситуации с планкой даже собственного. Команда пытается эволюционировать и включиться в борьбу за титул, даже переманила семикратного чемпиона…
Вот только, какая разница, кто за рулем, если внутри нет слаженной работы и контроля базовых вещей?
Что еще почитать про Гран-при Китая:
Что случилось на Гран-при Китая: Норрис больше не лучший в «Макларене»? А куда пропал Хэмилтон?
Главная проблема Хэмилтона в «Феррари» – Леклер. И это прекрасно
Что случилось в спринте на Гран-при Китая: как Хэмилтон удержал победу? Куда делся «Макларен»?
«Макларен» починился и забрал поул в Китае. Хэмилтон – 5-й, зато впереди Леклера
Секреты взлета «Ф-1» в Китае: от полупустых трибун до эфиров на главном канале страны
Фото: East News/AP Photo/Andy Wong; Gettyimages.ru/Rudy Carezzevoli, Dan Istitene, Clive Mason
Наверно напишут про себя "Вот видите! Мы не так мало очков потеряли как если были 1 и 2 на финише"
Самый популярный пилот в мире, после ухода Кими.
Недавно была статья в разделе Ф1 про то, почему все пилоты мечтают попасть в эту команду. Там их бывший гонщик Герхард Бергер рассказал об этом.
В общих чертах — легендарность, уникальность бренда, команды. А после стольких лет неудач еще и дополнительная мотивация вернуть команду на вершину.