11 мин.

Включайте «Формулу-1»: новые пилоты, новые правила – тотальный гид

С 2026-го в «Формуле-1» тотальные перемены: болиды наконец-то уменьшат, появится активная аэродинамика, абсолютно новые моторы, экологическое топливо и даже 11-я команда – «Кадиллак»! При таком размахе сезон-2025 изначально воспринимался как тихий финал эпохи. Но нет! 

Выпало очень много изменений: ряд громких переходов, важные уточнения в правилах и интересные нововведения. Но обо всем по порядку.

Глобальные изменения в составах команд + слегка обновленный календарь

• Если сезон-2024 пелотон начал в том же составе, что и годом ранее, то на этот раз перестановок просто тьма. Некоторые трансферы спровоцировал уход Льюиса Хэмилтона из «Мерседеса» в «Феррари», другие произошли из-за активной программы поддержки юниоров (в этом году целых 6 новичков), а в «Ред Булл» разгорелась история с нестабильным вторым номером.

Так и получилась следующая картина: аж 10 пилотов (то есть ровно половина!) сменили команду или просто впервые пришли в «Формулу-1» «на постоянку».

  • Хэмилтон ушел в «Феррари»;

  • вместо него в «Мерседес» взяли 18-летнего суперталанта Андреа Кими Антонелли;

  • «Ред Булл» заменил провалившегося Переса перспективным и дерзким Лиамом Лоусоном;

  • в младшую команду «быки» подняли француза алжирского происхождения Изака Аджара;

  • изгнанный из Скудерии Карлос Сайнс отправился в строящийся «Уильямс»;

  • не заманивший испанца «Заубер» (со следующего года «Ауди») полностью обновился – взял опытного Нико Хюлькенберга и чемпиона «Ф-2» Габриэла Бортолето;

  • «Альпин» тоже претендовала на Сайнса, но пришлось довольствоваться юниором Джеком Дуэном (еще в резервисты удалось привлечь блеснувшего в прошлом сезоне Франко Колапинто, которого босс французов Флавио Бриаторе, по слухам, намерен в будущем устроить в команду);

  • полное обновление «Хааса»: к пилоту с опытом победы в Гран-при Эстебану Окону взяли впечатлившего всех Оливера Бермэна, который трижды выходил на замену в прошлом сезоне: сперва в «Феррари» вместо столкнувшегося с аппендицитом Сайнса, а затем дважды в «Хаасе» вместо Кевина Магнуссена.

• Немного изменился календарь: сезон вновь открывает Гран-при Австралии. «Альберт-парк» первым принимал «Ф-1» с 1996-го по 2019-й (исключением стал сезон-2006, когда в Мельбурне проводились Игры содружества).

Традицию сломала пандемия ковида, а затем роль первого этапа сезона перешла к Бахрейну. В 2025-м его вместе с Саудовской Аравией сдвинули на апрель из-за Рамадана, который закончится только в конце марта. Так что нынешний сезон начнется с тихоокеанского маршрута Австралия-Китай-Япония.

Еще пара изменений: Канаду поменяли местами с Испанией, а летний перерыв начнется после Гран-при Венгрии – это давняя традиция, которую нарушили в последние два года: первую часть сезона неожиданно закрывала гонка в Бельгии. 

В 2025-м будет шесть спринтерских уик-эндов. Первый – уже в марте в Шанхае, второй – в мае в Майами. Также вместо австрийского этапа спринт вернется на трассу в Спа (проводился здесь в 2023-м). В третий раз свежий формат пройдет в США и Катаре и по традиции состоится в Бразилии – единственный Гран-при, где спринт проводят каждый год

В самом формате никаких изменений: как и в 2024-м, в пятницу пройдет единственная практика и квалификация к спринту, в субботу – сам спринт и основная квалификация, в воскресенье – гонка. После спринта командам разрешено вносить изменения в настройки болидов.

Больше шансов новеньким, реформа этапа в Монако и отмена балла за лучший круг

• Новичкам теперь дадут больше шансов: с 2022-го команды обязаны выделять по две практики за сезон (по одной на болид) для неопытных пилотов – то есть тех, которые провели не больше двух Гран-при в «Ф-1». С этого года число удвоили: теперь каждую машину нужно уступить два раза – итого под новичков отдано четыре практики.

Тем не менее часть пелотона автоматом выполнит условия за счет новых пилотов: Кими Антонелли («Мерседес»), Изак Аджар («Рейсинг Буллз»), Габриэл Бортолето («Заубер») и Джек Дуэн («Альпин») – все они подходят под условия «неопытных», так что командам не придется отдавать практики другим гонщикам.

А вот Лиам Лоусон («Ред Булл») и Оливер Бермэн («Хаас») уже слишком опытные – у первого 11 гонок, у второго три. Их команды должны найти юниоров для практик.

• В прошлом сезоне этап в Бразилии попал под жуткий ливень, из-за чего квалификацию перенесли на воскресенье. Перед стартом нового сезона ФИА подстраховалась и прописала правила на случай отмены субботней сессии: если квалификацию не удастся провести ни при каких условиях, то порядок на стартовой решетке сформируют в соответствии с положением в личном зачете.

Бонусный балл за лучший круг отменен. Его использовали с 1950 по 1959-й, а потом забросили на шесть десятилетий – вплоть до 2018-го.

Однако случай на прошлогоднем Гран-при Сингапура заставил ФИА задуматься: Даниэль Риккардо из младшей команды «Ред Булл» сделал лишний пит-стоп и на свежем «софте» поставил лучший круг – сам ничего не получил, так как финишировал вне топ-10, зато не дал набрать дополнительный балл пилоту «Макларена» Ландо Норрису.

Британец боролся за титул с Максом Ферстаппеном из основной команды «быков», так что в «Макларене» расценили действия Риккардо как помощь третьей стороны – теперь ФИА исключила подобные инциденты.

В Монако теперь два обязательных пит-стопа. Местный этап считается едва ли не самым скучным в календаре, так что самое интересное тут – стратегии команд. Однако в прошлом году из-за завала на первом круге появился красный флаг – и команды тут же поменяли резину, выполнив условие обязательного пит-стопа. И так доехали до финиша. Вот ФИА и пришлось наконец вмешаться и хоть как-то разнообразить гонку в Монте-Карло.

• Небольшое уточнение по дождевым шинам – оно касается прогревочных кругов. Если гоночный директор решит, что в резине для дождя нет необходимости, то по пятиминутному сигналу загорятся огни машины безопасности. Прогревочный круг пройдет за сэйфти-каром.

• Изменение касательно процедуры старта. В прошлом году в Бразилии «Уильямс» не успел починить болид Алекса Албона после аварии в утренней квалификации: таец пропустил гонку, а его место осталось пустовать, поскольку ФИА утверждала стартовую решетку за два часа до начала заезда. Теперь же стартовые позиции будут формировать за час до Гран-при, а те, кого сняли менее чем за 75 минут до гонки, не будут учитываться в протоколе – так что пустых мест не должно остаться.

Вопросы безопасности: ФИА усилила контроль над пелотоном и придумала способ борьбы с жарой

• В прошлом сезоне на Гран-при Канады Серхио Перес серьезно повредил переднее крыло и вернулся на пит-лейн. Позже в «Ред Булл» признали, что не остановили мексиканца на трассе, поскольку это спровоцировало бы появление машины безопасности – а это было невыгодно лидировавшему Максу Ферстаппену. Переса тогда наказали потерей трех позиций на старте следующей гонки.

С этого года гоночный директор лично может приказать сильно поврежденной машине остановиться.

• Небольшая, но важная правка насчет выезда из боксов. Раньше при выпуске болида команды должны были следить за безопасностью персонала и других пилотов – теперь ФИА включила в список сохранность других машин. Причем избегать нужно даже пограничных ситуаций, когда возникает сам риск контакта.

• Ввели систему охлаждения для пилотов в гонках в виде охлаждающего жилета. В 2023-м катарский этап превратился в настоящий ад: температура воздуха по ходу гонки составляла 31-32 градуса, а за весь уик-энд и вовсе доходила до 41 градуса.

С этого года ФИА будет выдавать предупреждение об опасной жаре, если прогноз погоды превысит 31 градус (раньше было 30,5) – пилоты в таком случае будут использовать новую систему охлаждения.

Однако в этом сезоне они имеют право отказаться от нее. Все-таки при использовании жилета команды обязаны добавить в кокпит балласт весом 500 г – именно в кокпит, чтобы исключить вероятность манипуляций с настройками.

С 2026-го проблем уже не будет: систему охлаждения внедрят в сами болиды на постоянной основе.  

Возможностей для тестов стало меньше

• Урезали тесты на болидах прошлых лет (TPC). Командам разрешается использовать болиды минимум двухлетней давности для различных целей: к примеру, для обкатки юниоров или выявления каких-либо концептуальных проблем (в прошлом году Макс Ферстаппен провел такие тесты в Имоле на машине 2022 года – так «Ред Булл» хотел понять, как развивать RB20).

В 2025-м TPC ограничили 20 днями в год, причем нынешним пилотам «Ф-1» разрешено проехать всего 2000 км за максимум четыре дня.

• Вдобавок ФИА ограничила тесты «болидов-мулов» – это модифицированные машины, которые используют для подготовки к новому регламенту. Для них отвели всего 10 дней. «Мулов» также будут использовать на послесезонных шинных тестах в Абу-Даби, где «Пирелли» планирует обкатать новые шины: они останутся 18-дюймовыми, но сузятся на 8%.

Ужесточили проверку гибкости крыльев, отменили один из лимитов и увеличили минимальный вес болидов

• Убрали ограничение по количеству коробок передач. До этого команды могли использовать максимум пять КПП, при превышении лимита выдавался штраф в пять позиций. ФИА отменила правило в связи с возросшей надежностью современных болидов – однако на элементы мотора лимиты все еще действуют.

• Пожалуй, самое известное и широко обсуждаемое изменение в 2025-м – более строгая проверка гибкости крыльев.

В прошлом сезоне «Макларен» наделал шуму с «мини-DRS»: на прямых основная плоскость заднего крыла прогибалась назад, открывая зазор между поверхностями, – то есть имитировала режим открытого крыла. ФИА признала конструкцию легальной, однако соперники остались недовольны. «Макларен» добровольно отказался от фишки, ведь к моменту споров прошли практически все гонки, где был полезен «мини-DRS».

С первого этапа нового сезона ФИА будет еще жестче проверять задние крылья на гибкость. На предсезонных тестах даже появились первые подозреваемые – в частности, «Мерседес». 

Про передние крылья тоже не забыли: в прошлом сезоне над ними плотно работали «Макларен» и «Мерседес», а на предсезонных тестах выяснилось, что особый упор на эту область сделали в «Ред Булл».

Вот только, скорее всего, «быкам» придется отказаться от своего крыла: с Гран-при Испании ФИА ужесточит проверки и здесь.

• Минимальный вес без учета топлива увеличили с 798 кг до 800 кг. Это связано с решением увеличить минимальный вес пилотов – с 80 кг до 82 кг. Если пилот легче минимума, то ему накидывают балласт.

Больше судей на некоторых этапах, продолжение борьбы с бранью

• ФИА теперь может назначать четырех стюардов вместо трех на некоторых этапах (в дополнение к приглашенному пилоту). Цель: ускорить принятие решение на тех Гран-при, где ожидается большая загруженность.

• Продолжается борьба с ненормативной лексикой, которую в документах именуют как «неправомерное поведение». С этого сезона запрещено «подстрекательство к нему». За ругательства пилота «Ф-1» ждет штраф в 40 тысяч евро. Как и в прошлом сезоне, ФИА, скорее всего, в первую очередь будет следить за поведением пилотов на пресс-конференциях.

Прошлый сезон отметился двумя инцидентами: Макса Ферстаппена наказали общественными работами в Руанде (участвовал в программе развития местного автоклуба) за мат в Сингапуре, а Шарлю Леклеру выписали штраф в 10 тысяч евро после Мексики (половина суммы – условно) – ФИА учла мгновенные извинения монегаска за ругательства.

Что еще почитать о старте сезона:

Фото: Gettyimages/Rudy Carezzevoli / Stringer, Jared C. Tilton / Staff, Sam Bloxham / Staff, Clive Mason / Staff, Stringer; East News/Paddocker / NurPhoto / NurPhoto via AFP