15 мин.

Как менялась графика в «Ф-1»: теперь, глядя на экран, чувствуешь себя боссом команды

Вы задумывались о том, когда в «Формуле-1» появилась телевизионная графика – сейчас такая привычная и упрощающая восприятие гонки?

Относительно недавно!

На старте ТВ-эры просмотр сводился к живому действию, а телезрители полагались на мастерство комментаторов. Первая полноценная графика возникла только в 1994-м, через 9 лет после внедрения бортовых камер. И по современным меркам даже она выглядела очень скупо.

● Сначала сравнение. Так в 1989-м на графике показывали борьбу «Макларенов» Айртона Сенны и Алена Проста: два болида, занимаемые места количество пит-стопов и разрыв. Больше ничего.

Шрифт крупный – ведь в те годы не у всех были качественные телевизоры и такой же сигнал.

Еще вариант, но уже с номерами пилотов.

И третий − номер пилота, имя/фамилия, национальность и команда, за которую он гоняет. 

● Через два года (1991-й) произошли серьезные для тех времен изменения.

Во-первых, появилась таблица, где можно было увидеть шестерку лучших в реальном времени. Во-вторых, впервые в лайв-режиме показали скорость, с которой едет конкретный болид. 

1994 год упомянут в начале текста не случайно – именно его считают поворотным для формульной графики.

Тогда произошел переход от простого и минималистичного визуального повествования к трансляциям, основанным на данных. Этот шаг кардинально изменил смотрение и понимание гонок. 

Графика, с одной стороны, усложнилась, так как стало больше данных; с другой, сделалась удобнее для зрителя, который погружен в «Формулу-1». Теперь на экран выводили данные по оборотам двигателя и работе педалью акселератора, номер передачи.

Кроме этого изменилась общая таблица: добавили еще 6 участников (было 6, стало 12), начали показывать разрывы и среднюю скорость круга.

● Следующая эволюция длилась с 1995-го по 1998-й.

Визуальная составляющая стала ярче, показывали уже не только реальный разрыв, но и тот, что был на более ранней отсечке.

Выводили только два вида данных − разрывы и количество проведенных пит-стопов.

А еще появилась сравнительная характеристика последнего круга конкретного гонщика с его же лучшим.

● В 1996 году заработал сервис, который за дополнительную плату увеличивал объем данных на графике − F1 Digital Broadcast.

Он предлагал новые функции к стандартной аналоговой трансляции. Например, каналы, предназначенные для бортовых камер, камер в пит-зоне, дополнительных камер, фокусирующихся на болидах, которые реже попадают в ТВ-эфир, плюс хронометраж в реальном времени.

Все это транслировалось без рекламы.

По сути, это прародитель современного F1 TV, но с куда меньшими возможностями. Сервис просуществовал до 2002 года, опередив время.

● Вторая революция пришлась на 2000-2001-й.

В новый век «Формула-1» ворвалась с графикой, которая намного ближе к современной.

Демонстрируемых данных стало больше: температура шин, время, затраченное на пит-стоп. Обороты двигателя показывали не заполняемой шкалой, а в виде циферблата.

Появились более удобные плашки для случаев, когда два гонщика ведут борьбу за позицию. Так показывали разрыв между ними.

Телезрители стали понимать, как меняется разрыв между двумя болидами по кругам.

● В 2003 году произошло не очень заметное, но важное изменение: на экран стали выводить не топ-6, а топ-8 в гонке на этот момент.

● Следующая революция случилась в 2005 году.

Графика стала более динамичной и понятной, внедрили другой шрифт, плашки перекрасили в белый, черный и серый. Напоминает операционную систему Windows тех лет.

Впервые использовали индикацию для быстрейшего круга: улучшение − зеленый цвет, без улучшения − желтый.

При представлении стартовой решетки рядом с фамилиями появились флаги стран, за которые выступают гонщики.

Каждый пилот получил трехбуквенное сокращение фамилии для более удобного выведения графики на экран.

Тогда же появилась новая переменная − не только объем залитого в болид топлива, но и примерное количество кругов, на которые его хватит.

Другое обновление − бегущая строка с важной информацией.

Например, с количеством пит-стопов.

Или положением гонщиков в личном зачете на этот момент.

Некоторое время работала графика, указывающая общий вес болида вместе с залитым топливом. Сейчас это уже не так актуально.

Сам по себе этот визуал продержался довольно долго, данные добавлялись.

● В 2009 году в «Формуле-1» появилась система KERS − рекуперации кинетической энергии.

Она давала прибавку в мощности, а для зрителей это отобразили батарейкой: она показывала, сколько энергии накоплено.

Еще одно удобное обновление − мишень, которая показывала перегрузку, действующую на пилота, а также ее направление.

● В 2011 году – еще пакет обновлений: плашки перестали быть прямоугольниками − появились скошенные края.

Итоговую классификацию стало проще читать и понимать, так как таблица вычистилась и давала всю нужную информацию.

Первые элементы 3D − шины, которые доступны на конкретном Гран-при.

Тогда же возникла новая переменная − DRS.

Система в заднем антикрыле, которая при открытии в определенных точках трассы уменьшает аэродинамическое сопротивление и помогает совершить обгон.

● В 2014-м пришло еле заметное, но важное изменение. Если раньше в общей лайв-таблице не было ничего, кроме места, фамилии, а также времени, то теперь появился цвет, по которому можно определить команду пилота.

Сейчас кажется, что так было всегда, но этому улучшению более десяти лет.

В том же году заработала мини-карта, которую использовали для борьбы на пит-стопах.

● Перезапуск и переосмысление графики случились с приходом в «Ф-1» новых владельцев − «Либерти Медиа» (2017-й).

Американцы из развлекательной сферы сделали ставку не только на зрелищность и безопасность, но и на визуальную составляющую.

Разработали новые шрифты, подход к тому, как показывать разрывы, выделять, кто за какую команду выступает, а также смены позиций.

Даже появились фотографии гонщиков на фоне флага, с выбранным номером.

С добавлением системы «гало» (защита головы пилота) вариативность при отображении важной информации тоже выросла.

Например, стала видна скорость, какая включена передача, работа тормозов, дроссельной заслонки и обороты двигателя.

Кроме того начали активно использовать три цвета для визуализации прохождения кругов. Пурпурный сектор − улучшение самого быстрого времени, зеленый − лучший для себя, а желтый − время хуже, чем уже показанное этим же пилотом.

● В 2022 году внедрили очень интересную деталь − вероятность обгона.

Система анализирует разрыв и прохождение последних кругов для соперников, а затем выдает процент вероятности обгона и примерное время (в кругах), которое потребуется для маневра.

А еще наконец появилось обозначение шин, которые стоят на болидах: красная буква S − софт, желтая M − медиум, белая H − хард, зеленая I − промежуточные, синяя W − дождевые.

Еще один вид графики дал больше понимания, как пит-стоп повлияет на дальнейшую позицию гонщика.

Здесь система предсказывает возможный отрыв одного из пилотов и шанс на подрезку/обгон.

Тогда же упростили понимание, где на трассе находятся соперники пилота.

В конкретном случае – Макс Ферстаппен заехал в боксы, а кружки справа показывают, смогут ли преследователи обогнать его, пока он на питлейн.

● В 2023-м графику вновь улучшили и чуть усложнили с точки зрения визуала, дав зрителям еще больше данных.

Теперь отображение на «гало» стало не горизонтальным, а более вертикальным, к цветовой индикации добавили небольшие логотипы команд.

Еще одна полезная фишка − состояние шин.

Теперь с помощью удобной графики и установленных датчиков мы можем понять, насколько пилот убил резину и как скоро ему заезжать за новой.

Раньше зрители-новички могли только гадать, в какой точке круга происходит то, что показывают на экране.

Теперь в нижнем левом углу нам выводят номер поворота.

Одно из самых недооцененных нововведений − унификация графики под каждую команду.

Если нам показывают вид с болида «Макларена», то все вокруг будет оранжевым.

За счет этого все мы привыкаем к сопоставлению командных цветов с гонщиками, мозг быстрее ассоциирует одно с другим.

Еще одна новая штука − стартовая реакция гонщиков.

Тогда же, в 2023-м, появилась графика, когда камера показывает вид от переднего антикрыла. Ранее его включали только для того, чтобы понять, какое расстояние между борющимися болидами.

Это нововведение явно позаимствовали из гоночных симуляторов. На экран в режиме реального времени выводят расстояние между двумя болидами.

К 70-летию «Формулы-1», которое отпраздновали в 2020 году, официальный ютуб-канал серии подготовил видео, как за годы менялась телевизионная графика.

За основу взяли Гран-при Великобритании 2019-го, а поверх наложили слегка осовремененную версию старого дизайна. Оцените, что получилось.

А как вам те изменения, которые произошли в телевизионной картинке за последние годы?

Что еще почитать про технологии и ретро «Формулы-1»: