Крутейшие болиды нового «Дакара»: электробайк с нереальным ревом, багги и грузовики на водороде
Только новинки и мегаолдскул.
С 3 января пустыни Саудовской Аравии принимают новое издание главной новогодней традиции гоночного мира – самый эпичный ралли-рейд планеты «Дакар». Каждый раз он собирает и проверяет на крепость смелейших и самых отвязных фанатов ралли по дюнам и скалам – причем как многолетних профи из чемпионата мира по ралли, так и миллиардеров, шейхов из королевских семей и любителей.
Автозаводы и гоночные ателье к каждому «Дакару» пытаются придумать ускоряющую или облегчающую пилотаж новинку – или хотя бы задизайнить такой мегаболид, чтобы заполучить все внимание на бивуаке и облегчить привлечение спонсоров. Вместе с изменениями и расширениями любительских и классических классов, а также добавлением возможностей заявиться инновационной технике даже самый суровый рейд превращается в техновыставку раритетов и полигон смелых идей одновременно – от альтернативных видов топлива и приводов до оживления ретромашин.
И в последние годы производители реально заинтересовались: «Ауди» успела прийти с инновационным электровнедорожником, обкатать технологию, выиграть и закрыть проект ради программы «Ф-1», а теперь в рейд приехали «Дачия» и «Форд». В следующем году также ждут пополнения – как минимум Land Rover Defender уже объявил о приходе в зачет заводских машин.
А какие болиды из всех классов впечатлили в 2025-м? Поддерживающий атлетов из каждой категории «Ред Булл» с целой собственной командой в багги «Ред Булл» отправил на бивуак на разведку победителя «Дакара» 2006-го Люка Альфана. Тот прогулялся по бивуаку и выбрал самые-самые крутые и дикие технические штуки этого издания:
И первым же на глаза ему попался «новый гоночный грузовик «Мерса»:
«Абсолютно новый! Огромная мощность, но слегка тяжелый. И пилоты – очень резвые и счастливые».
Явная прожарка немецкого автогиганта – с учетом того, насколько давно он игнорирует ралли с пустынными гонками и концентрируется на шоссе и кольце.
«Мицубиси» PAJERO
«Да это моя машина!»
«Только не с этого года, а еще с «Дакара» 1999-го. Теперь она гоняется в категории «Классика». Я выиграл на ней в категории Т1.
Мотор в ней – V6, очень надежный и мощный. Что-то в районе 300 л.с.
Хорошая марафонская машина. И опыт раскладки ее возможностей по дистанции сильно помог мне в будущем».
«Ауди» Quattro S1
«Когда мы говорим о гонках, нельзя не вспомнить о том, что дышит гонками – «Ауди». Я никогда не ждал их прихода на «Дакар», но они появились! В 1986-м с двумя машинами. Вышел полный провал: одна сгорела, вторая не финишировала.
Это были полные аналоги Quattro S1 с мощностью в 500 л.с. – огромной по тем временам. Да и даже сейчас!
Нынешняя версия полностью перестроена – вокруг мотора на 400 л.с., облегченной и для гонок (1350 кг)
Она бы запросто могла участвовать и в настоящей гонке сейчас».
«Дачиа» Sanrider
«Эта машина – с самым свежим обликом, самыми последними инновациями. 360 л.с., 2010 кг!»
Румынская марка из созвездия брендов французского конгломерата «Рено» готовила прототип несколько лет вместе с английской профессиональной гоночной командой «Продрайв» и технологическим подразделением «Альпин» – побочной веткой команды «Ф-1». И привезла сразу две инновации: поглотитель ударов под сиденья для гонщиков и суперпродвинутое пигментно-резиновое покрытие корпуса – для борьбы с нагревом внутри машины.
Первую разрабатывали вместе с подвесочным отделом «Продрайв» – англичане ведь и раньше гонялись на «Дакаре» и в прочих ралли-рейдах с Себастьяном Лебом. Команда и суперчемпион мира в классе WRC досконально знают каждый аспект, как на спины гонщиков влияет любое подпрыгивание (и приземление) на кочке или дюне – для предотвращения жестких травм при авариях и придумали специальный демпферный механизм. Его планируют ввести в обязательный регламент для всех с 2027-го, но «Дачиа» решила опередить время и уже сейчас снабдить особым девайсом все три прототипа – заодно чтобы успеть все проверить, обкатать и улучшить.
«Когда нагрузка на сиденье достигает определенного уровня G, механизм включается и начинает его смещать, действуя как поглотитель удара, – пояснил технический директор проекта Филип Дунабен. – Потому выходит, сиденье не зафиксировано жестко на постоянной основе. Однако при обычных условиях не двигается – только если определяется действительно большая нагрузка. Тогда оно идет вниз и все поглощает. На данный момент такая есть только у наших трех машин.
«Дачиа» также работала над пигментами, смолами и резинами для корпуса из углеволокна. Эти пигменты и технологии призваны снизить поглощение инфракрасного спектра, чтобы понизить температуры в машинах. В итоге разработали очень матовое, отражающее инфракрасный спектр покрытие. Мы нанесли его на крышу. Также ведется и разработка климатически нейтрального топлива в партнерстве с Aramco.
И пигменты, и краска – все запланировано для внедрения в будущие дорожные машины «Дачии». Как и поглотители ударов. Все вместе с технологиями от «Альпин» перенесется на гражданские модели».
Mission 1000: электрические байки Segway Fleet
«Это все – техника будущих «Дакаров»! Это байки от китайской фирмы Segway. Полностью электрический. Он очень тяжелый – 240 кг – из-за масштабного обвеса из батарей, потому на подвеске установлены двойные амортизаторы.
Мотор выдает эквивалент 67 л.с.
А вот как он звучит (запускает мотор, слушайте с 4:50). Ууух!»
Багги на водороде: HySE-X2
«А это одно из лучших решений для будущего, на мой взгляд. Работает на 100-процентном водороде, который впрыскивается прямо в мотор. И все работает – с нулем выбросов!»
Представьте себе: вытаскиваете подачу обычного топлива, подключаете водород – и все работает!
Это совместный проект «Тойоты», «Кавасаки» и «Сузуки» массой 1250 кг.
Цель каждого экологичного болида – проехать хотя бы по 100 км в день и к концу рейда накрутить не менее 1000 км общего наката!
Грузовик на водороде: MAN KH7
Он может проезжать по 800 км без выбросов – всего на 10 кг водорода (410 литров).
То есть на смеси водорода и присадок из гибридного растительного масла – выходит что-то похожее на дизель. Оно начинает воспламенение.
Мощность – как у обычного грузовика: 800 л.с.
Мини-«Ситроен»2CV на 38 л.с.
«Я француз, так что для меня французская машина – лучшая… Вот такая семейная машина из 60-х. «Ситроен» 2CV:
«Что мы модифицировали? Мотор – с 29 л.с. до 38 л.с., – пояснил владелец болида под №724. – Теперь сможем забираться на дюну! Мотор – рядный 2-цилиндровый, масса – 740 кг.
Вставили карбоновый каркас безопасности и перешли на полный привод!
Теперь мы зовем ее «Верблюд». Я практически родился в такой – беременную мать везли в ней в роддом. И я сбросил 10 кг, чтобы ей легче было вывозить меня на дюны. У нее специальная подвеска, разработанная, чтобы французские фермеры возили яйца на продажу на рынки по деревенским дорогам, не разбивая половину!»
«Порше» 959
«Говорим «круто» – подразумеваем «Порше», говорим «Порше» – имеем в виду «круто». «Порше» – всегда «круто». А это же «Порше» 959!
Построена для вице-чемпиона «Ф-1», шестикратного победителя «24 часов Ле-Мана» и победителя «Дакара» Жаки Икса и его кампании 1986-го (итог – второе место). До нее никто и не задумывался, что «Порше» можно сделать для внедорожных гонок. А такая машина в результате выиграла «Дакар»!
Как и у любого мотора, здесь рядный шестицилиндровый мотор на 3,6 литра и мощностью 280 л.с. И, конечно, полный привод! 80 процентов – на заднюю ось, 20 процентов мощности – на переднюю.
Классика!»
Что еще почитать о «Дакаре», его героях и технике?
«Дакар» впервые выиграл электрокар. Программу уже закрыли ради «Ф-1», хотя доделывали годы
Как Саудовская Аравия захватывает мировой спорт. Полная хронология
Фото: Florent Gooden/Keystone Press Agency/Global Look Press; youtube.com/Red Bull Rally