«Ред Булл» перетерпел гражданскую войну – Ферстаппен даже с титулом «Ф-1». Что спасло от развала?
Главный урок года.
«Ред Булл» ушел на зимний перерыв после скандального и разрывного 2024-го без очередного Кубка конструкторов «Ф-1» – только с третьим местом в зачете команд.
Казалось бы, закономерный итог разгоревшейся в начале года гражданской войны – ведь вспомните, как недавний доминатор усиленно крушился изнутри в первые месяцы! Скандалы с неподобающим поведением и потенциальными домогательствами к сотруднице от шефа команды Кристиана Хорнера, битва за власть между ним и советником концерна по автоспорту Гельмутом Марко, передел влияния на структуры в «Ф-1» между спортивным менеджером Оливером Минтцлаффом, акционерами и самими боссами команды-технокомпании…
Ситуацию нагнетал и отец Макса Ферстаппена Йос: постоянно критиковал Хорнера в медиа, пророчил развал команды и грозил увести сына в «Мерседес». Да и сам чемпион выдвинулся на защиту позиции Гельмута Марко и шантажировал «Ред Булл» потенциальным уходом в случае потенциального увольнения многолетнего ментора и «второго отца»!
«Разжигает ситуацию Йос, – комментировал со стороны бывший пилот «Ф-1» и репортер Sky Sports F1, а также стюард о пилотов на некоторых Гран-при Джонни Херберт. – Он в первых рядах критикует «Ред Булл» и особенно Кристиана. Могут ли ему что-то пообещать на ближайшие сезоны? Я не особо уверен. Считаю, есть большой вопрос, смогут ли Максу продемонстрировать, что команда способна и дальше брать титулы.
Из-за этого, из-за настроя Йоса, из-за настроя Макса, пожалуй, они сомневаются в положении, в котором находятся в данный момент, ведь все рушится очень быстро. Очень и очень быстро.
Гражданская война? Пока нет, пожалуй. Битва еще не началась. Но подготовка идет. Безусловно, есть ощущение, что напряжение нарастает. Всегда случается переломный момент, поскольку дела идут не так, как они хотят».
И ситуация правда выглядела очень плохо и остро: например, Йос писал в соцсетях «хватит нести тупую чушь» на слова Хорнера о симуляторе и прогрессе «Ред Булл», а затем удалил пост.
Но вообще не стеснялся напрямую обвинять Кристиана в развале команды:
«Команда несколько раз свернула не туда. Нельзя приукрашивать ситуацию. Пора – если еще не поздно – задать себе вопросы. Хорошие люди уходят. Я очень недоволен происходящим.
Положение серьезное. Макс не будет доволен такой машиной. Задача Хорнера – вернуть команду в нужное русло. Получится ли исправить ситуацию? Меня это удивит, но в данный момент отвечу «нет». Многое должно произойти. Необходимо полностью поменять настрой».
Но в финале… Видимо, настало время удивлений старшего Ферстаппена: ведь его сын взял-таки титул, а «Ред Булл» нашел ошибку в развитии на Гран-при Италии и с тех пор только улучшал болид. К концу года RB20 вновь поднялся в топ-3, команда претендовала на Кубок конструкторов до последних этапов, а напряженных отношений словно как и не бывало – все утихло после летнего перерыва. Словно команда и не теряла главного инженера, спортивного директора, главного механика болида Ферстаппена, главного стратега, главного спеца по аэродинамике…
В начале года казалось, что «Ред Булл» в нынешнем виде больше не выживет. Теперь же все не так однозначно – команда выплыла!
После финала сезона даже Йос высказывался достаточно примирительно:
«Есть такое ощущение, что сейчас ситуация успокоилась. Главный советник Гельмут Марко, похоже, снова обрел большее влияние – на мой взгляд, это хорошо. Команда теперь чуть более сплоченная.
В команде произошло много перестановок, какие-то люди перешли на новые позиции. Есть ощущение, что команде придется вновь доказывать свою силу, демонстрировать, что осталась скорость.
Для нас это важно. Так думает и Макс. Давление присутствует, так и должно быть. Теперь команда должна показать, что остались хорошие специалисты, которые способны вновь построить быстрый болид. Если в следующем году у команды снова получится и мы будем сражаться в лидерах, Макс просто останется.
Жалею ли я о своих словах? Совсем нет. То, что делает или не делает руководитель команды, влияет на все, что происходит вокруг коллектива. Значит, и вокруг Макса. Конечно, я в этом участвую.
Я видел, как все это назревало, и действительно полагаю, что мое положение дает право высказаться. Я никогда не сделаю что-то, что навредит Максу. Я смотрю на общую картину. В конечном счете я не отказываюсь ни от каких своих слов».
Хорнер же категорично заявил, что и не планировал уходить, а с гражданской войной даже понял, на кого может по-настоящему положиться – выглядит как объявление победы и посыл «я всех запомнил».
«В такие моменты сразу видно, кто настоящий друг. Я просто верил в себя, чувствовал огромную поддержку от семьи и жены, и сосредоточился на том, чтобы мы продолжали побеждать. Мы увидели, как наш гонщик завоевал четвертый титул, восемь раз стартовал с поула и выиграл девять Гран-при – больше, чем любая другая команда в этом году.
В жизни важно держаться за свои принципы. Я получил огромную поддержку внутри команды. По паддоку ходило много разговоров, но как только я входил в наши боксы – ощущал себя как обычно.
Я никогда не думал об уходе, но этот год не хотел бы повторить. Как мы закончили сезон, его результаты свидетельствуют о силе и глубине нашей команды.
Некоторые пытались использовать сложную ситуацию в свою пользу, но она сплотила нашу команду. Мы стремились к лучшим результатам, даже когда машина оказывалась не самой быстрой – все равно думали над лучшей стратегией, идеальными пит-стопами, надежностью. В конце сезона мы смогли вернуть скорость и результаты, а в последних гонках одержали две победы».
Что спасло команду? Кажется, именно лидерство Ферстаппена
Именно объединяющую роль Макса выделяют все функционеры «Ред Булл» – и его недовольство машиной, и постоянные подталкивания именно в сторону «сперва разберитесь, а потом будете делить власть».
«Сезон получился для нас очень тяжелым, особенно с учетом технических проблем, – резюмировал Марко. – В какой-то момент мы не знали, где повернули не туда, временами у нас была лишь четвертая по скорости машина. В этой ситуации Макс [Ферстаппен] спас нас, сумев обойти слабые места болида. Поворотным моментом, безусловно, стало невероятное выступление под дождем в Бразилии.
Помимо прочего, он развил сильную личность и был лидером в этой трудной ситуации, возникшей после смерти господина Матешица [одного из прежних главных акционеров «Ред Булл» и первого автора проекта входа в «Ф-1»]. Возник вакуум, но в итоге мы сплотились и сказали: «Мы должны выиграть этот чемпионат, давайте работать вместе».
Чемпионат выиграл Макс. В половине гонок наша машина была неконкурентоспособной, а он все равно выдал максимум. Он выигрывал гонки, когда болид оказывался не особо хорошим. Когда было важно финишировать пятым или шестым, он это делал, используя не столько скорость, но и мозги».
Кристиан Хорнер даже привел конкретный пример момента перелома – после того, как на Гран-при Венгрии столкнулся с пилотом «Мерседеса» Льюисом Хэмилтоном, финишировал лишь пятым и материл болид.
«После Венгрии мы сели и все обсудили. «Слушай, мы все переживаем это вместе, мы все в болиде с тобой, дружище. Ты не сам по себе. Твоя боль – наша боль, все ее чувствуют».
Он действительно принял вызов, несмотря на шум, внимание и так далее. Я по-настоящему почувствовал, что он сделал шаг вперед в этом году, особенно после летнего перерыва.
Он был полностью вовлечен в развитие машины. Он сделал все возможное, дополнительно работал с инженерами, проводил время на базе, трудился на симуляторе, изучал данные – действительно пытался разобраться».
А сам Ферстаппен после завоевания титула рассказал, как ему даже пришлось заставлять отца и боссов вступать в диалог и мириться:
«Разумеется, мой отец думает обо мне, старается действовать в моих лучших интересах. И у него, конечно, были свои вопросы и замечания. В то время как я сам был постоянно занят тем, чтобы разобраться с характеристиками болида в попытках улучшить его работу.
Если у вас есть проблемы друг с другом, вы чем-то недовольны и так далее, вы должны обсудить это, пообщаться между собой, разве нет? Вы общаетесь друг с другом – и это гораздо лучше, чем обмениваться колкостями через прессу. И я сказал это им обоим. И мне не нужно было выбирать сторону. Я просто сказал им обоим придерживаться здравого смысла.
Не думаю, что это затмило [достижения]. Конечно, поначалу было неприятно. Может, это стало отвлекающим фактором для каких-то людей. Но в то же время мне никогда не казалось, что это отвлекало людей из инженерной группы.
Все сосредоточены на выступлениях. Возможно, кто-то был больше напряжен из-за новостей. Но все сотрудники достаточно профессиональны, чтобы сосредоточиться на работе. Это не всегда просто, но в конечном счете я тоже должен заниматься своим делом», – заявил четырехкратный чемпион «Формулы-1».
Сейчас все пришло в норму, все справляются с ситуацией и сосредоточены на том, чтобы улучшить наш уровень. А теперь все пришло в норму. Как команда справилась с тяжелыми временами – главный урок года. Считаю, мы действительно сплотились и стали сильнее».
Теперь все уже нацелены на 2025-й и 2026-й – но риторика отца Макса создает впечатление скорее перемирия, чем полного нового согласия. Кажется, если трудности 2024-го сохранятся, четырехкратный чемпион действительно может рассмотреть смену команды – даже несмотря на клятвы в большем сплочении.
Или все-таки он останется до конца соглашения в «Ред Булл» – и в горе, и в радости? Ведь сделка истекает только в 2028-м.
Что еще почитать о «Ред Булл» и Максе?
Генерал бизнеса Ферстаппенов: водил Макса в школу, теперь чемпион «Ф-1» спонсирует его сына
Ферстаппен и его девушка ждут ребенка! «Ф-1» в восторге, для Макса – новый исток шуток
Разве можно сомневаться в величии и гениальности Ферстаппена? Взял титул «Ф-1» без суперболида!
Ферстаппен весь год пинает «Ред Булл» – а что конкретно его бесит в машине и команде?
Доминирование «Ред Булл» в «Ф-1» – все. Болид испортили? Чем недовольны гонщики?
Cколько же претензий летит Ферстаппену! Разобрали все по пунктам
Фото: Gettyimages.ru/Mark Thompson; HOCH ZWEI, Panoramic/Keystone Press Agency, IMAGO/BEAUTIFUL SPORTS/Erlhof/Global Look Press