Как прошел 2024-й для автогонщиков из России? Полный обзор: от Квята до выпуска своего суперкара
Уходящий 2024-й выдал насыщенный сезон как для российских гонщиков, так и отечественного автоспорта в целом – даже несмотря на сохранявшиеся ограничения в виде запрета флага и требований ФИА по подписанию бумаг о солидарности. Тем не менее, наши парни все равно активно светят за рубежом и неплохо продвигают индустрию внутри страны!
Например, начался год с внезапного выхода российских команд из изоляции: в конце января на этап серии суточных гонок на выносливость 24H Series в Дубае заявился «СМП Рейсинг» Бориса Ротенберга. Дальше международный автоспорт приехал уже в Россию – в рамках «Игр будущего» на бывший трек «Формулы-1» в Сочи.
Пути самых известных и успешных россиян в прошедшем гоночном сезоне разбираем в традиционном обзоре.
Роберт Шварцман: победил в чемпионате мира на гиперкаре «Феррари», перешел в топовые гонки Америки
Выступавший до 2022-го года под российским флагом Шварцман одержал самую статусную победу года среди всех выходцев из отечественного автоспорта.
Вице-чемп «Ф-2» так и не получил шанса в главной мировой серии, но сохранил место в системе «Феррари» резервистом. В итоге пилота из Санкт-Петербурга отправили выступать в 2024-м за клиентскую команду «красных» в мировом чемпионате по гонкам на выносливость – сразу в топ-класс гиперкаров, в один экипаж с легендой Робертом Кубицей и мощным китайцем Йе Йифеем. Речь о коллективе AF Corse на все той же 499Р, выигравшей уже два «Ле-Мана» – Скудерия фактически выставила третью заводскую машину под видом частной заявки для сокращения затрат и тактической поддержки основных экипажей (расширение стратегических возможностей и запасной вариант для вывода на подиум в случае проблем у брендированных машин).
И в итоге Роберт, теперь гоняющий за Израиль, даже претендовал на победу в своем первом «Ле-Мане»! Но в хаотичном суточном марафоне его лидировавшая «Феррари» задымилась и сошла во время утреннего отрезка. Тем не менее, новый шанс до конца сезона все-таки выпал: экипаж Шварцмана выиграл американский 6-часовой «Ле-Ман» «Одинокой звезды» на техасской «Трассе Америк» – один из этапов чемпионата мира!
Теперь же Шварцман готовится к полноценному возвращению в открытые колеса – правда уже в североамериканском «Индикаре». Израильтянин дебютирует вместе с коллективом «Према» – еще одним итальянским гоночным гигантом из молодежных серий и гонок на выносливость. Они расширились на новый чемпионат, привлекли хороших спонсоров, и, по инсайдам из американского паддока, даже выдали Шварцману солидную для новичка годовую зарплату в 1 млн долларов – редкость для серии, где пилоты (особенно дебютанты в новых командах) часто платят за места.по несколько миллионов. Такая сделка означает лишь одно: в него верят как в будущего лидера.
Даниил Квят: боролся с «Ламборгини», санкциями и гоночным ИИ
Самый успешный русский пилот «Ф-1» (обладатель 3 подиумов за карьеру) провел непростой, но очень насыщенный год: в отличии от Шварцмана мучался в одном с ним чемпионате на сыром гиперкаре «Ламборгини», намеревался снова поехать в открытых колесах в японской «Супер-Формуле», но из-за санкций не смог набрать спонсорской поддержки, а еще все же прокатился на «формуле» в очень экзотичных соревнованиях.
Речь о гонках болидов-дронов из лиги A2RL: дорогостоящие заезды машин под управлением искусственного интеллекта проводились весной этого года в Абу-Даби и осенью на Сузуке. Квят выступал этаким «финальным боссом», против которого в конце гонялся лучший беспилотник (россиянин выиграл все дуэли обгонами), а еще участвовал в программе в роли испытателя для доводки компьютерных «мозгов». Кстати, за основу этих дронов взята как раз техника «Супер-Формулы».
Что касается перспектив на следующий год, то они пока туманные: «Ламборгини» уже объявила об уходе из мирового эндуранс-чемпионата (сразу в обоих классах – гиперкаров и LMGT3), по причине нехватки денег на обязательное содержание двух прототипов и падения клиентского спроса на свои машины GT. Итальянская марка тем не менее планирует выставить клиентский гиперкар в американской серии гонок на выносливость IMSA, где Квят и начнет сезон культовым марафоном «24 часа Дайтоны» в январе. Пока он все еще в ростере заводской программы как минимум на старте.
Никита Мазепин: выиграл Гран-при Спортс’‘ в один день с другой гонкой и завершил карьеру
Самый противоречивый российский пилот был большую часть года занят медиаактивностью и «восстановлением справедливости» в зарубежных судах. В начале года Мазепин традиционно проехал с личной командой 99Racing сезон в «Азиатской серии «Ле-Ман» – своего главного пристанища после вынужденного ухода из «Ф-1» в 2022-м. В итоге в высшем классе прототипов LMP2 экипаж москвича занял итоговое третье место с двумя победами.
Далее Никита проводил время в компании популярного блогера Хасбика и успешно судился в Европе: сначала снял с себя санкции ЕС, а затем принадлежащий отцу гонщика «Уралкалий» наконец выбил возврат денег от «Хааса» за разрыв контракта в начале 22-го и положеный по условиям сделки болид, на котором ездил Мазепин-младший.
В автоспорт же последний русский пилот «Ф-1» вернулся максимально эффектно в середине осени: 5 октября выиграл за рулем багги гонку по бездорожью «Баха Тула» (позднее из-за штрафа за превышение скорости на нейтрализации спустился на подиумное место), а вечером доехал до Подмосковья на кольцевую гонку марафонской серии REC – финальный этап сезона Гран-при Спортс’‘, где одержал вторую победу за день!
Правда, спустя несколько дней после такого триумфа Мазепин в довольно общих формулировках заявил о завершении карьеры, скорее всего только в «Формуле-1» – ведь на 2025-й уже заявился к... (спойлер к следующему пункту).
Роман Русинов: взял «Шелковый путь», а теперь построил машину для сына Эдриана Ньюи
Чемпион мира и Европы по гонкам на выносливость Роман Русинов в 2024-м выступил лишь на нескольких стартах, сосредоточившись на крупном инженерном проекте. Ключевым успехом в гонках для него стал триумф на главном ралли-рейде региона «Шелковый путь», чей маршрут в этом году проходил не только по территории России, но и в пустынях Монголии. Русинов практически без приключений проехал всю дистанцию и занял первое место в зачете багги, напомнив олдскульные подвиги Жаки Икса и Йохена Масса – тоже успешных в прошлом «кольцевиков», которые ушли из «Ле-Мана» в «Дакар» и продолжили побеждать там.
В остальном весь сезон Роман доводил новейший российский суперкар Rossa LMGT. Гоночный концепт в итоге дебютировал в отечественной серии гонок на выносливость REC на Гран-при Спортс’‘.
В декабре прогремела новость: модернизированная версия болида поедет на гонке «24 часа Дубая» в январе. Причем в составе экипажа заявлен Харрисон Ньюи – чемпион Азиатской серии «Ле-Ман» и сын одного из величайших конструкторов «Ф-1» Эдриана Ньюи. А еще к ним в состав заявился именно Никита Мазепин – недолго протянул с концом карьеры, да?
Виталий Петров и Сергей Сироткин: начали карьеру гоночных функционеров
Еще двое экс-гонщиков «Формулы-1» из России появлялись на треке только в местной кольцевой серии РСКГ Эндуранс в одном экипаже на российском спортпрототипе BR03. В итоге Петров с Сироткиным забрали все главные награды немногочисленного турнира.
Зато вне трека пилоты получили в руководство сразу несколько крупных автоспортивных проектов: оба стали вице-президентами Российской автомобильной федерации (Сироткин кроме того сохранил пост исполнительного директора).
Дополнительно Петров занял пост генерального директора программы развития российского автоспорта G-Drive SMP Racing, а Сироткину доверили вести направления картинга и возрождаемой «Формулы-4» в той же структуре. Такое активное перепрофилирование гонщиков в функционеров во многом объясняется тем, что пост президента РАФ в этом году занял их многолетний непосредственный руководитель Борис Ротенберг.
Николай Грязин: едва не выиграл титул во второй по крутости раллийной серии мира
Николай Грязин под болгарским флагом в этом году по-настоящему боролся за титул второй по старшинству категории мирового ралли WRC2. В 2024-м Николай сменил еще и болид – пересел с постоянной «Шкоды» на «Ситроен» и вышел в лидеры. Москвич выиграл три ралли, но этого хватило только на «бронзу» чемпионата. О том, как так получилось, топовый раллист рассказал подробно в своем блоге у нас на сайте.
Но, к сожалению, год закончился для Грязина грустно: заводской «Ситроен» не продлил его контракт и взял на его место младшего брата лидера команды в WRC2.
Сергей Карякин: вернулся в зарубежные ралли-рейды и построил багги для СВО
Двукратный чемпион «Дакара» Карякин, бойкотировавший после 2022 года зарубежные соревнования из-за необходимости получать нейтральный статус, все же стартовал во второй половине сезона на международных соревнованиях. Уралец выиграл баху (короткий ралли-рейд) в Абу-Даби и занял второе место в классе мотовездеходов на соревнованиях в Дубае, которые были частью чемпионата мира по ралли-рейдам.
Про возвращение на «Дакар» Карякин пока не говорил, а на другом большом старте сезона – ралли «Шелковый путь» – остался без победы из-за возгорания техники. Зато между гонками занимался модернизацией багги для нужд российской армии на СВО.
Дмитрий Сотников и «КАМАЗ»: взяли реванш у главных соперников из Беларуси и прошли смену поколений
Для Дмитрия Сотникова и всей команды «КАМАЗ-Мастер» год оказался в разы удачнее предыдущего: если в 2023-м «синяя армада» оказалась бита заклятыми соперниками из минского «МАЗа» практически во всем, включая по сути домашнее ралли «Шелковый путь», то в этом сезоне челнинцы взяли полноценный реванш.
На «Шелковом пути» Сотников занял безоговорочное первое место, а финишировавший следом напарник Эдуард Николаев доказал, что команда, похоже, справилась со сменой поколений. Дело в том, что Николаев возглавил коллектив как раз после обидного поражения годом ранее, и безукоризненно справился с задачей в стиле своего великого предшественника – Владимира Чагина.
Кирилл Куцков: главная восходящая звезда окончательно выросла из картинга
Картинговая сенсация 2023 года Кирилл Куцков, выигравший мировой титул в топовом классе ОК, в 2024-м записал на свой счет вице-чемпионство уже в «Формуле-4». Речь пока что о не самом конкурентном центральноевропейском чемпионате, зато успех помог Куцкову закрепится в команде без спонсорских вливаний и получить возможность поехать следующий сезон уже в престижном итальянском турнире.
С уверенностью можно сказать только, что парень не застрял в картинге и в 16 лет провел свою заключительную гонку в этой категории. В «формулах» же все будет зависеть исключительно от скорости юниора, так как получить поддержку россиянину, со слов его отца, сейчас практически невозможно. А еще после окончания европейского сезона Куцков едва не поучаствовал в демонстрационной гонке «Ф-4» в Сочи, о чем мы подробно рассказывали в другом материале.
Александр Смоляр, Владимир Атоев, Михаил Симонов и Дмитрий Брагин устроили бурю в туринге
Неожиданно резонансным получился финал в топ-классе российских кольцевых гонок этого года – РСКГ «Туринг». Зачет позиционируются как самый престижный во всем отечественном автоспорте, потому что именно в нем гоняет дюжина машин по правилам высшей лиги в мировых «кузовах» – TCR. Состав пилотов здесь тоже под стать: победитель гонок международной «Ф-3» Александр Смоляр и опытнейший пилот ГТ Владимир Атоев едут за команду «Лукойла», а противостоял им в этом году шестикратный чемпион страны Дмитрий Брагин со своим учеником Михаилом Симоновым из татарстанского коллектива «Таиф».
Развязка получилась драматичной до предела: в финальной заезде за чемпионство спорили Атоев и Симонов, которым пришлось пробиваться с последних рядов из-за реверсивной решетки. Симонов к тому же ехал с подбитой подвеской после «коробочки» от напарников пилота «Лукойла». Но в итоге всю интригу перекрал старший товарищ и наставник Дмитрий Брагин, который мастерски подставил Атоева под контакт на последнем круге и пропустил Симонова к его первому чемпионству. Резонанс не утихал вплоть до конца года: только под занавес декабря Брагину окончательно отказали в апелляции и лишили всех очков за сезон. Титул оставили воспитаннику. Пожалуй, таких жарких споров и борьбы вне трека не было в российских гонках десятки лет.
Бонус: скандальный юниор, которого хотелось бы забыть, все еще в гонках
Помните в апреле 2022-го картингист Артем Северюхин после победы на соревнованиях в Италии вскинул руку в нацистском приветствии? Тогда нерадивого подростка моментально лишили контрактов и зарубежных лицензий, хотя сам он объяснял все недопониманием и клялся, что не имел злого умысла. Мнения звучали самые разные от категоричного «ему больше нет места в России» от того же Сергея Карякина (по совместительству депутата в Заксобрании Свердловской области) до призывов некоторых авторитетных иностранных спикеров не судить слишком строго. Так или иначе юниора дисквалифицировали, затем вроде как другая команда дала парню шанс – но практически сразу без комментариев снова выставила за дверь.
Тем не менее, Артем не затерялся и получил возможность выступать у себя на родине за картинговую программу LADA Sport ROSNEFT, заняв в этом году третье итоговое место в старшем классе KZ2. Ему удалось даже съездить на соревнования в Европу (включая чемпионат Европы в Испании), а в интервью подросток признался, что готовится к тестам «Формулы-4». Встал на путь исправления?
А кто из российских гонщиков запомнился вам?
Что еще почитать об автоспорте России?
Чемпион онлайн-«Ф-1», звезда гонок США – кто светил в первой молодежной «Формуле» России
В Россию вернулись гонки на болидах «Формул»: дорогое развлечение в условиях санкций
10 лет первому Гран-при России в «Ф-1». Каким он был и что за наследие осталось?
Борис Ротенберг теперь босс всех гонок России: забрал федерацию. Что ждет наш автоспорт?
Юный гонщик из России однажды побил рекорд тестов Ферстаппена. Где он сейчас?
Фото: соцсети, Luca Barsali/Ipa Sport / Ipa-Age, Razmik Zackaryan/URA.RU/Global Look Press; Silk Way Rally, РСКГ, Russian Endurance Challenge; maffiracing