23 мин.

Новобранец «Ред Булл» в «Ф-1»: лихач и в медиа, и на треке. Хватило 11 Гран-при

Грандиозный 2024-й «Формулы-1» все никак не отпускает: уже после всех Гран-при и под рождественский перерыв «Ред Булл» добил-таки с увольнением Серхио Переса. 18 декабря – день в день спустя 4 года после приглашения на роль напарника Макса Ферстаппена вместо юниора Алекса Албона.

Теперь колесо Фортуны перевернулось: №11 отправился на долгий отпуск в послы бренда, а его место наутро занял другой юниор программы «Ред Булл» Лиам Лоусон. 22-летний новозеландец под №30, откатавший лишь 11 Гран-при за вторую команду концерна «Мини-РБ» – рекорд скорости повышения даже для «энергичных быков».

Продвижение Лиама – еще одно подтверждение, что место в «Формуле-1» можно получить без титулов в младших сериях – «Формуле-3» и «Формуле-2». Новозеландец на второй сезон в «Ф-2» за «Карлин» занял третье место при четырех победах (все в спринтах), уступив проводящим третий год в серии Фелипе Друговичу и Тео Пуршеру. Сразу следом за ним финишировал Логан Сарджент (уступил одно очко), которого уже высадили из «Уильямса» за неудовлетворительные результаты и частые крэши.

А дальше началась его сказка: новозеландец оказался в болиде «Ф-1» по счастливому стечению обстоятельств – Даниэль Риккардо в Зандворте попал в аварию и сломал руку, что выключило его на несколько Гран-при. Отсутствие австралийца затянулось, а его сменщик сходу показал скорость приблизительно на уровне опытного напарника при не самом лучшем авто пелотона. По восстановлении №3 вернулся, однако впечатление от юного новозеландца осталось настолько большим, что уже в 2024-м 

«Ред Булл» решил не рисковать его возможной потерей и активировал опцию продления в контракте через предоставление боевого места в «Ф-1». Теперь уже Лоусон сел в «Мини-РБ» на место здорового Риккардо – Дэн отправился отдыхать.

И оставшихся гонок сезона хватило, чтобы окончательно убедить боссов «Ред Булл» в перспективах Лиама.

Откуда Лоусон вообще взялся?

Лиам из тех, кто с детства ценил каждую копейку для возможности заниматься любимым делом. У новозеландца не было богатых родителей – для реализации мечты сына им даже пришлось продать дом. Всего на юниорскую карьеру Лиама Джаред и Кристи Лоусоны потратили около 7 млн долларов – все, что у них было.

«Мои родители и вся моя семья очень много дали, особенно в первые годы, когда я занимался картингом, – рассказывал Лоусон в интервью подкасту «Ред Булл» Talking Bull. – Мои родители продали  дом, чтобы я мог продолжать гоняться. Это огромная сумма. Они отдали абсолютно всё, чтобы я мог участвовать в гонках, даже просто в картинге, потому что он очень дорогой. Я не закончил школу, не было ни единого шанса совмещать. Мы только изо всех сил искали варианты попасть в программу поддержки в Европе».

«Папа брал Лиама в парк на моем маленьком «Фольксвагене» Polo и отрабатывал старты на нем», — рассказывала Джесс, сестра Лиама. Она также вспомнила, как отец передавал ее брату такие ценные гоночные приемы, как выжимание сцепления.

В семь лет он впервые сел за руль карта, а к 2014-му взял два титула. Его заметил один из главных гоночных ветеранов страны Кен Смит (звезда тихоокеанских гонок на открытых колесах) и стал менеджером парня. Наставничество отца и советы от легенды новозеландского автоспорта трансформировались в быстрый прогресс: в возрасте 15 лет в 2016 году он стал чемпионом местной «Формулы-4».

Как ему удалось так легко перейти с уровня картов на более сложные авто? В 2016-м Лоусон успел заглянуть в «Формула-Форд» – в ее новозеландскую версию NZ F1600 Championship Series и менее мощный аналог Formula First. Это промежуточная версия болидов перед переходом на уровень «Ф-4», но при этом более сложная.

В  «Формуле-Форд» выставляют болиды с открытыми колесами и подвеской, но у них практически отсутствует аэродинамика и прижимная сила минимальна. Потому управлять подобным агрегатом очень сложно – особенно в быстрых поворотах, медь мощность мотора уже на уровне почти «Ф-4». Сочетание резкости разгона и отсутствия прижима к асфальту норовит развернуть машину в любой момент виража, и юниор быстро учится умнее работать рулем и более плавно нажимать на педали. В последние годы количество серий на подобных авто по всему миру сильно сократилось по финансовым соображениям: такие болиды в разы дороже картов, но не сильно дешевле «Ф-4». Сейчас многие юниоры предпочитают сразу идти в старшую серию, покупать там тесты и через накат привыкать к прижиму, потому у многих из них опыта в «Формула-Форд» нет.

А новозеландец как раз из тех редких уникумов, кто не просто там начал, но буквально порвал серию: 15 поулов в 15 гонках, 14 побед и одно второе место. На тот момент Лоусон был самым молодым чемпионом серии в мире.

Там-то Лоусон и научился точному и плавному пилотажу, четкому осознанию границ возможного и доступного сцепления у каждой машины и ощущению размерности техники на треке. Впоследствии это здорово поможет ему при атаках и оборонах во всех сериях – Лиам уже отметился мастером выбора траекторий и близких сражений колесо в колесо. А еще опыт с «Формулой-Форд» здорово прокачал его адаптивность: Лоусон научился довольно быстро справляться с любой норовистой техникой, не разносить ее о первую же стену и выжимать солидный стабильный средний темп. Может, Лиам не всегда быстрейший на одном круге, но его результаты достаточно надежны – то, что нужно для нынешнего «Ред Булл» с невероятно несбалансированным болидом-дивой. Но сперва №30 пошумел в молодежных сериях – и сумел на ленточке привлечь внимание «Ред Булл» – как раз в момент, когда у его семьи и менеджмента кончались деньги на развитие карьеры.

Речь о тройном дубле на азиатском этапе «Ф-3» – три победы, три поула и три быстрейших круга в трех гонках, а также битве на домашнем розыгрыше Toyota Racing Series в 2019-м – зимней новозеландской «Ф-3». Тогда Лиаму противостоял 18-летний слушатель Академии «Феррари» Маркус Армстронг (чемпион итальянской «Ф-4») и 24-летний Лукас Ауэр из системы «Ред Булл».

«Думаю, Гельмут наблюдал за нами из-за Лукаса, и я провел очень хороший первый уик-энд, — вспоминает Лоусон. – Когда я гонялся в «Ф-4» в Европе, Джек Дуэн был тогда юниором «Ред Булл», и мы вместе были где-то на тестах. Я помню, как увидел его в костюме «Ред Булл» и подумал, как здорово было бы стать их юниором.

И я получил вызов после того первого уик-энда в Новой Зеландии, я узнал об этом через один или два дня после. Сидел в кафе – я точно помню где. По сути, я попал в самое подходящее время, и это спасло мою карьеру. У меня оставалось четыре недели до окончания чемпионата, и после этого у меня не было никаких планов...»

Да, денег настолько не хватало, что в 2017-м в 15 лет он пытался даже попасть в программу подготовки к «Индикару» ради стипендии, но занял в ней второе место. И остался в родном регионе – похоже, к счастью.

Вот как в одной из гонок с более возрастным Армстронгом на мокрой трассе расправился Лоусон. Уже тогда он показывал дерзость, точность и мастерство не по годам.

Больше обгонов юного Лиама Лоусона можно посмотреть здесь. Мы уже тогда обещали ему звездную карьеру!

Затем настала череда мощных проверок от «Ред Булл». К примеру, когда он дорос до уровня «Ф-2», «быки» решили заявить его еще и в кузовные гонки ДТМ. Лиам выиграл в первой же немецкой гонке, став самым юным победителем, а за «Хайтек» в болидах дела шли куда хуже. По итогу Лоусон упустил титул в ДТМ в последнем заезде сезона (сошел из-за аварии, случившейся не по его вине), а в «Ф-2» закончил на девятом.

Следующий сезон был посильнее: Лиам выиграл три гонки, добавил шесть подиумов и закончил третьим – позади Друговича и Пуршера, но впереди повышенного в «Ф-1» Сарджента и многих других старых конкурентов по программе «Ред Булл» и юниорках.

До момента появления на стартовой решетке «Формулы-1» Лиама Лоусона характеризовали как умного и расчетливого гонщика. Он всегда минимизировал риски, не лез в авантюры. К его плюсам также относили спокойствие, хладнокровие и практически полное отсутствие ошибок. Но в «Ф-1» что-то изменилось, и теперь мы можем увидеть слегка другого Лоусона.

Лоусон не трясущийся новичок, а дерзкий гонщик, знающий себе цену

В первой же квалификации в «Ф-1» после единственной практики Лиам показал последнее время с отставанием в целую секунду от предпоследнего Валттери Боттаса из «Альфа Ромео». Казалось, чуда не произойдет, но в гонке новозеландец оказался выше партнера по «Альфа Таури» Юки Цуноды (13-е против 16-го), а во второй половине заезда даже умудрился совершить обгон «Феррари». Да, подбитой, но все-таки «Феррари».

«Такое ощущение, что в гонке я испытал все возможные ситуации: много пит-стопов, борьба колесо в колесо, дождь, сухая трасса. Хороший опыт», – прокомментировал меняющиеся погодные условия и борьбу с Леклером Лоусон. Но главное: он выжил в гонке со сложнейшими условиями и показ себя наравне с остальным пелотоном. С учетом обстоятельств – миру хватило для восхищения.

Перед третьим Гран-при сезона 2023 года новозеландец впервые заговорил о том, что не очень хочет уходить из «Ф-1». Парень, за спиной у которого было всего две гонки, быстро освоил новую технику и дал бой более опытному напарнику Цуноде.

«Думаю, сейчас мне просто нужно стараться выжимать максимум из ситуации, а там посмотрим. Очевидно, что нечасто появляется возможность начать выступать в «Формуле-1» – сейчас у меня есть такая возможность, и мне нужно постараться выжать из нее максимум. Попробовав «Ф-1» на вкус, могу сказать, что влюбился в нее, и вряд ли теперь я для себя соглашусь на меньшее, чем постоянное место».

На Гран-при Сингапура Лоусон привез родителей – объяснив, что именно этот этап с детства вызывал у него особые чувства. Именно этот этап подарит ему первые очки – пилот «Альфа Таури» финиширует девятым. Причем во втором сегменте квалификации Лоусон выбьет не кого-то, а самого Макса Ферстаппена. При этом показалось, что пилот был не до конца доволен тем фактом, что занял десятое место.

Но перед Гран-при Японии Лиаму дали ясно понять: с выздоровлением Риккардо все вернется к тому состоянию, как было раньше: Даниэль – основной, Лиам – резервист. Новозеландец явно рассчитывал остаться, ведь результаты на трассе говорили сами за себя. Перед заездом даже подчеркнул, что хочет быть боевым пилотом «Ф-1», а не сидеть в гараже и гонять на симуляторе.

«Я не был бы доволен возвращением к роли резервиста, но, разумеется, я знаю, как трудно пробиться в «Формулу-1». И я понимаю, что ситуация может быть сложной.

Учитывая природу положения, думаю, мы справляемся хорошо. Я соревнуюсь с ребятами, которые провели уже 11 или 12 гонок в нынешнем сезоне, и, безусловно, приходится нагонять. С каждой неделей я ощущаю себя в машине все увереннее, так что, надеюсь, в этот уик-энд буду чувствовать себя еще комфортнее. Если сравнивать с любым другим болидом, который я пилотировал, в «Формуле-1» требуется гораздо больше времени».

В гонке Лоусон вновь опередил напарника Цуноду – всего на 0,8 секунды. Причем походу гонки напарники жестко боролись за позицию и новозеландец ярко показал, что за место в «Ф-1» он будет бороться до конца.

Еще эпичнее заруба пилотов «Альфа Таури» выглядела с бортовых камер обоих болидов. Японец и новозеландец действовали довольно жестко, но при этом без контакта и без лишней грубости.

Гельмут Марко положительно оценил вклад новичка и добавил, что Лиам получит серьезный шанс в 2025-м. А экс-пилот «Ф-1» Ян Ламмерс сделал мощный прогноз:

«Лоусон все делает правильно, его дебют в «Формуле-1» вышел сенсационным. Он будет резервным пилотом в «Ред Булл» и «Альфа Таури». Он будет много работать на симуляторе и периодически проводить тесты за рулем старых болидов. И потом, в 2025 году, он перейдет в «Формулу-1» прекрасно подготовленным.

Но гонщик должен быть готов. Мы не знаем, захочет ли Перес продолжать. А нам нужно заполнить места в четырех болидах, а также вам нужны сильные резервные пилоты. Вы должны быть хорошо подготовлены».

За ним повторил Эдди Джордан – экс-владелец одноименной команды «Ф-1». Причем он зашел настолько далеко, что даже сравнил Лоусона с четырехкратным чемпионом Феттелем.

«Лоусон финишировал 11-м – и продолжает так выступать – в машине, которая не должна находиться на таких позициях, заработал очки в Сингапуре, он все время на уровне. Лоусон заслуживает шанс в «Формуле-1». И, на мой взгляд, если менять Чеко [Переса], нужно сажать в болид кого-то совершенно нового с очень светлым будущим. Я думаю о Лоусоне, потому что он в той же молодежной команде, не так ли? Оттуда пришел Феттель, и у Лоусона есть такие способности. Я считаю, что в следующем году или сезоном позже он должен оказаться в «Ред Булл».

Посадите Лоусона в машину. Пойдите на риск – это шанс получить нового Феттеля. Трудно понять, что получится у Даниэля. Тем не менее, нельзя терять Лоусона – думаю, он по-настоящему хорош», – поделился рассуждениями Джордан в подкасте Formula For Success.

По окончании прошлого сезона Лоусон показал удивительную лояльность «Ред Булл», сообщив, что не собирается переходить в другие команды ради места в «Ф-1». На тот момент существовала вероятность оказаться в «Уильямсе».

«Конечно, немного досадно, что в следующем году я не буду участвовать в гонках, но я продолжу извлекать максимум пользы из работы в «Формуле-1».

Я – гонщик «Ред Булл». Если я когда-нибудь получу шанс (на полноценное место) в «Формуле-1» – то почти наверняка это произойдет через систему «Ред Булл». Не знаю, как все выйдет на самом деле, но думаю, что в «Ред Булл» в итоге дадут мне шанс – ведь именно так они и работают».

В новый сезон Лоусон вошел тест-пилотом, а заканчивал дерзкими маневрами против Переса, Алонсо и Хэмилтона

Советник «Ред Булл» Марко хотел высадить Риккардо из второго болида «РБ» еще в июне, но Кристиан Хорнер выиграл австралийцу немного времени. Последний Гран-при в карьере Дэн провел в Сингапуре, а на гонку в Остин уже поехал Лоусон.

Юниор прибыл с явным желанием доказать, что не собирается оставаться на 2025-й без места в «Ф-1». Уже в первой спринтерской гонке дерзко поборолся с Фернандо Алонсо, выдавив того за пределы трассы, а также получил от испанца не самую лестную характеристику – «идиот». После заезда оба гонщики что-то очень бурно обсуждали.

«Слишком много действий, пожалуй, от Лоусона. Не думаю, что это лучший способ, но на кону его карьера, не моя», – сказал Алонсо.

«Даже не знаю – он был очень разочарован. Сложно сказать, почему – мы сражались за 16-е место, и не знаю, почему он так расстроился. Его гонка вышла довольно ужасной, это я понимаю, однако не понимаю, затем так расстраиваться. Если бы я сделал что-то не так, то получил бы штраф», – парировал новозеландец.

В основной гонке Алонсо и Лоусон снова встретились, но теперь пилот «РБ» провел красивую атаку и опередил испанца, нырнув на внутреннюю траекторию.

Главная борьба ждала впереди, когда «Ф-1» переехала в Мексику, на родину Серхио Переса. Перед Гран-при шли упорные слухи, что Чеко на домашнем Гран-при объявит об уходе из «Ред Булл» и, более того, завершит карьеру. На самом же деле Перес никуда не собирался, но получил важный урок от смелого юниора.

На протяжении пару кругов мексиканец, прорывавшийся с конца пелотона, начал прессинговать «РБ». Яркая часть противостояния стартовала на 18-м круге в связке 4-го и 5-го поворотов, где обогнать и оставить достаточно места сопернику достаточно сложно.

В четвертый поворот Перес попытался нырнуть по уже перекрытой внутренней траектории, причем очень издали, а Лоусон старался не пропустить, но все-таки без аварии: ведь реальная атакующая траектория-то перекрыта сильно заранее, и реализовать маневр №11 мог только путем спугивания конкурента с намеченной линии – чтобы он уступил добровольно. Но Лоусон не сдался, и вышло так, что новозеландец вылетел за пределы трассы.

Затем Лиам вновь не сдался, вернулся на дорожное полотно и в пятый поворот входил так, что у Серхио было только два варианта: поворачивать в новозеландца или самому покидать пределы трека. Пилот «Ред Булл» выбрал промежуточный вариант – и не давить на полную, и не уступать. Все предсказуемо закончилось контактом.

Перес остался без куска бокового понтона и не выбирал выражения по радио: «Что делает этот идиот? Он вообще в порядке?»

После волн пит-стопов и перестановок из-за разницы темпов и стратегий к 40-му кругу стороны вновь сошлись в схватке за 16-ю строку. Мексиканец все еще страдал за рулем своего болида, а новозеландец пролетел мимо на прямой на свежих шинах, при этом показав «коллеге» средний палец.

«Мне кажется, что то, как Лоусон вернулся в «Формулу-1»… Мне его отношение к делу не кажется правильным. Ему нужно быть немного скромнее. Когда двукратный чемпион «Формулы-1» в прошлый уик-энд говорил ему о том же самом, Лоусон его просто проигнорировал. Да, когда вы приходите в «Формулу-1», то, очевидно, очень голодны до успеха и так далее. Но нужно все-таки вести себя уважительно – и на трассе, и вне ее», – недовольно восклицал после Гран-при Мексики Серхио Перес. По итогу Лоусон извинился за эмоции, которые проявил по отношению к пилоту «Ред Булл», но про борьбу сказал, что действовал в рамках правил.

Спустя неделю на мокром Интерлагосе гонку жизни выдал не только Макс Ферстаппен, но и Лоусон. Новозеландец вновь вел бескомпромиссную борьбу с Пересом и смог отстоять позицию, действуя очень жестко и дерзко, не давая мексиканцу ни метра свободной трассы. Кроме того, он подставил пилота «Ред Булл» под успешную атаку Льюиса Хэмилтона.

А вот еще один из маневров Лоусона в первом повороте Гран-при Бразилии. Возможно, что он покажется безрассудным, ведь сцепление на мокрой трассе куда хуже, чем на сухой, но из этого мини-сражения с пилотом «Мерседеса» Лиам вышел победителем.

На городской гонке в Лас-Вегасе с очень близкими барьерами Лоусон решил поиграть локтями с пилотом «Хааса» Кевином Магнуссеном. Вышел победителем, но получил небольшое повреждение переднего крыла. Смелости новозеландцу было не занимать, датчанину даже пришлось оправдываться по радио.

Гран-при Катара для Лиама Лоусона сложился не лучшим образом: выбил Боттаса, получил штраф +10 секунд, два штрафных балла в лицензию и финишировал только 14-м.

Последний Гран-при сезона в Абу-Даби стал катастрофой, но по вине команды. Лиам теоретически претендовал на очки, но механики не докрутили колесо на пит-стопе – пришлось еще раз заезжать в боксы, потом отбывать огромный штраф, и продолжать не было смысла.

Почему же внезапно №30 оказался таким дерзким и лихим? Просто он действительно увидел шанс всей своей жизни и теперь просто не может отступить, памятуя о жертвах родителей. В этом смысле его подход максимально похож на Эстебана Окона: пока он прав по регламенту, он будет действовать как должно. И обратных путей у него нет – в отличии от обладателя персонального длительного контракта с «Хондой» до 2030-го и главного конкурента за место Юки Цуноды.

Лоусон уже стал мемом

Недавно Лоусон признался, что на знаменитом фото, которое стало предметом шуток и мемов, он и правда был не совсем трезв. Новозеландец объяснил, как оно появилось и почему позволил себе алкоголь.

«Вообще я не пью. Раз в год — на Новый год. А здесь дело было в 2021 году после гонки ДТМ на «Норисринге» (9-10 октября), после того, как я был полностью разбит и проиграл чемпионат самым ужасным образом. В тот вечер я оторвался, а я не пил весь год — очевидно, потому что я не пью — и это была просто не очень хорошая идея.

Мой друг сделал эту фотографию, и я даже не знал, что он ее выложил, но каждый год она снова всплывает. В этом году она разлетелась еще больше. Он считает, что это уморительно, но это определенно не лучший мой момент».

Лиам уже поставил рекорд в «Ред Булл»

Экс-руководитель «Хааса» Гюнтер Штайнер пока без работы и активно комментирует все, что происходит в «Формуле-1» – раз  контрактов с командами у него нет, то он волен говорить все, что хочет. Итальянец за несколько месяцев до официального назначения Лоусона в «Ред Булл» сравнил его с Оскаром Пиастри из «Макларена», в котором многие видят будущего чемпиона мира.

«Лиам очень терпеливо ждал на лавке, и терпение оправдалось. Он провел большую работу на симуляторе, очень хорошо знает команду, и у него за спиной пять прошлогодних гонок.

Он умный парень, напоминает Оскара Пиастри. Он ждет свой шанс, не открывает рот, не критикует, просто осваивается и учится. Считаю, он хорошо готов к приходу», – заявил Штайнер.

Пока у Лоусона ровно ноль гонок за новую команду, но один рекорд он уже успел установить. Ему потребовалось наименьшее количество Гран-при в «Ф-1» перед тем, как получить повышение до «Ред Булл»: всего на одну гонку опередил Алекса Албона, который сейчас гоняется в «Уильямсе».

На счету новозеландца 11 Гран-при в 2023 и 2024 годах за «РБ» (ранее – «Торо Россо» / «Альфа Таури», с сезона-2025 – «Рейсинг Буллз»). Ранее в «Ред Булл» из итальянского коллектива отправлялись Алекс Албон (12 гонок в «Ф-1» на момент перехода), Даниил Квят (19), Макс Ферстаппен (23), Себастьян Феттель (26), Пьер Гасли (26) и Даниэль Риккардо (50).

Решение посадить на место напарника Макса Ферстаппена именно Лоусона, а не Цуноду прокомментировал руководитель «Ред Булл» Кристиан Хорнер. Из его слов можно понять, чем руководствовались в команде и что у Лиама не так много прав на ошибку, ведь рядом есть японец, который в случае чего сможет с легкостью его заменить.

«Между ними все было очень и очень плотно. Юки – очень быстрый пилот, у него за спиной уже три или четыре сезона. В Абу-Даби он очень здорово себя проявил на шинных тестах с нами, инженеры были впечатлены его работой.

Но мы просто почувствовали, что Лиам… Можно проанализировать его темп – в гонках темп был немного выше. Квалификационный темп был очень близким к темпу Юки, и Лиам провел всего 11 Гран-при – надо предполагать, что его потенциал позволит становиться лучше и сильнее.

Он продемонстрировал настоящую психологическую устойчивость. Инженерам понравилось с ним работать за тот период, который он провел в этом году. Также у него хорошая рабочая этика.

Так что здорово, что Юки все еще останется в игре с «Рейсинг Буллз» в следующем году. И, конечно, он будет на подхвате, если понадобится», – сообщил Кристиан.

А вы верите в то, что Лиам Лоусон задержится в «Ред Булл» надолго?

Что еще можно почитать про ситуацию в «Ред Булл» и Лиама Лоусона?

Фото: Gettyimages/Clive Mason / Staff, Rudy Carezzevoli / Stringer, Mark Thompson / Staff, Peter Fox / Stringer