17 мин.

Ферстаппен послал Расселла на 3 буквы. Что у них там случилось?

Вряд ли кто-то ожидал, что после после завоевания Максом Ферстаппеном четвертого чемпионского титула в «Формуле-1» развернется новая яркая история с участием гонщика «Ред Булл» – но нет. Перед заключительной гонкой чемпионата мира нидерландец оказался в центре скандала вместе с пилотом «Мерседеса» Джорджем Расселлом.

Незадолго до начала тренировок на трассе «Яс-Марина» в Абу-Даби спортсмены успели обвинить друга друга во лжи и двуличности и воспользовались непечатными выражениями, а в перепалку также вступили шефы команд Кристиан Хорнер и Тото Вольфф.

Что у них вообще происходит?

Первопричина – инцидент в квалификации и штраф Ферстаппену

Во время квалификации к Гран-при Катара между Ферстаппеном и Расселлом произошел небольшой инцидент. Оба гонщика не были на быстром круге, но пилот «Мерседеса» ехал чуть быстрее, чем его коллега. В одном из поворотов Джордж догнал Макса и ему пришлось сбрасывать скорость, чтобы избежать столкновения.

Расселл сразу же связался с мостиком по радио и заявил, что такое поведение Ферстаппен было «очень опасным». Комментаторы F1 TV предположили, что Макс попадет под расследование стюардов и были правы.

Судьи предъявили Максу неоправданно медленный пилотаж и даже наказали потерей одной стартовой позицией, хотя также отметили, что и сам нидерландец, и его коллега в спорном эпизоде оба находились на прогревочном круге.

Как только Макс услышал о расследовании, то моментально отреагировал:

«В следующий раз я тоже буду просто гнать везде на полной скорости и потом всем рассказывать, что мог бы разбиться. Да, разумеется, все это просто бессмысленно.

Расселл ведь мог просто чуть-чуть притормозить, разве нет? Я вот так и сделал, потому что впереди меня ехали две машины, и я не хотел им мешать. В общем, по окончании сезона с меня довольно».

Из-за штрафа пилот «Ред Булл» лишился поул-позиции, а на его месте как раз оказался Расселл.

Журналист The Score Даниэль Валенте удивился такому наказанию: «Просмотрел все документы ФИА с решениями, озаглавленными как «излишне медленное вождение» или «невыполнение инструкций/замечаний директора гонки» с 2022 года, и Макс Ферстаппен – единственный, кто получил какое-либо понижение на стартовой решетке или штрафное очко в качестве наказания».

Удивился наказанию и опытный Фернандо Алонсо:

«Мне сложно что-то сказать. Я лишь читал о том, что Макс получил штраф и потерял одну позицию на старте, потому что… А я не знаю, почему? Он ехал медленно, но Джордж тоже не был на быстром круге.

Выходит, если я буду ехать на прогревочном круге в Абу-Даби на высокой скорости и чуть не врежусь в машину соперника, который едет впереди, то смогу добиться для него штрафа, ссылаясь на то, что он мне помешал? Мне кажется, с такими вещами нужно быть осторожнее».

Ферстаппен взорвался уже после финиша гонки

После вердикта стюардов Ферстаппен начал закипать. Журналистам он бросил короткую фразу «полная бессмыслица», а перед гонкой нехотя отреагировал на попытки Расселла пойти на контакт.

Но после победы в Гран-при выложил все накопившееся за сутки.

Журналист: «Ты собираешься еще раз с глазу на глаз поговорить об этом с Расселлом?»

Макс Ферстаппен: «Да, сейчас еще не время, но он знает, о чем речь. Перед камерой он всегда ведет себя очень прилично. Но когда ты общаешься с ним лично, он просто другой человек. Мне это очень трудно переносить. В таком случае лучше просто отвалить. Мне не нужно ничего с ним выяснять.

«Я не мог в это поверить. Но в каком-то смысле я не был удивлен – в таком мире я живу. Было не очень приятно это видеть, ведь, думаю, впервые кого-то оштрафовали [когда соперник был] на медленном круге.

На самом деле я просто старался вести себя хорошо – может, мне не нужно так делать. Я не хотел кого-то подставить при подготовке к кругу. Фактически за это ты получаешь штраф. Я никогда не видел, чтобы кто-то пытался подставить другого пилота так жестко».

Журналист Sky Sports F1 Тед Кравиц добавил других подробностей о воскресном дне:

«Ходит слух – и вы увидите это, когда выйдет [новый сезон сериала] Drive to Survive в феврале, – что в комнате ожидания перед парадом гонщиков Макс – сейчас он все еще на взводе и использовал этот гнев как мотивацию – обратился к Джорджу и сказал что-то вроде: «Ты и твои дружки в ФИА, надеюсь, вы довольны тем, что сделали». Или «твои приятели в ФИА». Думаю, актуальная цитата была еще грубее, но я ее не скажу».

Кто раздул скандал?

Возможно, что противостояние Ферстаппена и Расселла сошло бы на нет, если бы ее не начали раздувать заинтересованные стороны. К примеру, руководитель «Ред Булл» Кристиан Хорнер, который знает толк в различного рода интригах. По свежим следам Гран-при Катара британец рассказал о первой реакции Макса на штраф и о том, кто виноват, что все случилось так, как случилось:

«Скажем так, Макс был совсем не в восторге от этого решения. И да, решение стюардов было очень странным, ведь обе машины были на медленном круге – мне кажется, что Джордж Расселл и «Мерседес» раздули из этого огромный скандал.

Штраф Максу в виде потери одной позиции за инцидент, который произошел на медленном круге – это что-то беспрецедентное. Тем не менее, даже оказавшись на грязной стороне трассы, Макс превратил все это в один из лучших своих стартов в сезоне и был настроен максимально решительно. Он был уверен, что в какой бы момент Джордж ни решил затормозить, сам он сделает это позже. И в итоге Макс превратил эту позицию в лидерство в гонке после первого поворота».

Ферстаппен в этом сезоне не раз высказывался по поводу судейских решений и неоднократно обвинял стюардов в предвзятости – указывая, что страдает из-за «неправильной» национальности, поскольку зачастую вынужден бороться с британскими гонщиками при судействе британских же стюардов.

Но Хорнер не согласился с тем, что штраф в Катаре может дать этой истории новый виток:

«Нет, я так не думаю. Послушайте, на самом деле мне кажется, что основной причиной штрафа стала истерика Джорджа Расселла, который вообще в этот уик-энд вел себя довольно неуравновешенно. Но, знаете, так бывает, к сожалению… и мне кажется, что в этом было довольно много игры на публику».

Тем временем команды переехали на последний Гран-при сезона в Абу-Даби, а журналисты поспешили узнать у Макса Ферстаппена, не остыл ли он и не хочет ли забрать довольно жесткие слова в адрес Расселла обратно. Пилот «Ред Булл» явно проанализировал происходящее и пришел к выводу, что все сделал правильно и повторил бы сказанное. Более того, Ферстаппен перешел на личности и решил открыть миру истинного Расселла.

«Я вообще не жалею, потому что говорил все это всерьез. Если бы пришлось сделать это снова, я бы сказал даже больше, зная исход гонки. До сих пор не могу поверить, что кто-то может так себя вести в комнате стюардов.

Для меня это неприемлемо, ведь мы все гонщики, мы очень уважаем друг друга, даже играем в разные виды спорта вместе, путешествуем вместе. Конечно, случаются моменты, когда вы сталкиваетесь или что-то в таком духе, и вы недовольны друг другом.

За всю свою карьеру я никогда не видел того, что случилось в комнате стюардов в Катаре. На мой взгляд, это абсолютно неприемлемо.

Дело вовсе не в том, что он директор Ассоциации гонщиков Гран-при – я никак не ожидал, что кто-то будет активно добиваться штрафа для соперника – так откровенно – и лгать о том, что я делал. Но, очевидно, это оказало свое влияние. Это просто было неприятно и на самом деле сильно шокировало».

Слова Ферстаппена, конечно же, дошли до адресата. Расселл не просто вышел к прессе и изложил свое видение ситуации, а в «Мерседесе» собрали целую пресс-конференцию, на которой также присутствовал руководитель команды Тото Вольфф. Представители немецкой команды поспешили и вскрыть новые подробности: оказалось, что гонщик «Ред Булл» якобы грозил выбить Расселла во время воскресной гонки в Катаре с трассы, кроме этого Джордж вспомнил несколько гонок из 2021-го года, когда у Ферстаппена сдали нервы:

«На мой взгляд, все это довольно иронично, так как в субботу вечером он сказал, что намеренно врежется в меня и «приложит меня ###### башкой об стену». Так что я нахожу довольно ироничным, когда кто-то сомневается в порядочности другого человека, а сам говорит такое. И я не буду просто принимать подобное.

Макс задирает людей годами. В его способностях как гонщика нельзя сомневаться, но он не справляется с неприятностями. Когда что-то складывается против него – Джидда-2021, Бразилия-2021 – он вспыхивает. В Будапеште в этом году – в первой же гонке, когда болид перестал быть доминирующим – он врезался в Льюиса [Хэмилтона], нанес удар по его команде. Повторюсь, его комментарии в субботу вечером и в воскресенье были абсолютно неуважительными и ненужными».

Расселл поделился подробностями об обещании Ферстаппена и напомнил о неоднозначной репутации четырехкратного чемпиона:

«[Разговор был] личный, да, прямо после того, как мы вышли от стюардов. Он сказал: «Не знаю, почему ты хотел меня подставить таким образом, я так разочарован в тебе. Я даже не буду гоняться с тобой завтра – я бы тебя пропустил, но, если придется, я намеренно вынесу тебя с дороги, чтобы приложить тебя ###### башкой об стену».

Так что… Как я уже сказал, не понимаю, почему он столь агрессивен и жесток в этом плане, хотя необходимости нет.

Есть человек на вершине нашего спорта, который считает, что он выше закона. Не думаю, что это правильно. Мне нравится сражаться с ним на трассе, когда он действует жестко и агрессивно. Но то, что мы увидели в конце сезона-2021 или в Мексике с Ландо [Норрисом] – это уже не жесткие, агрессивные маневры. Это попытка поставить все на кон: «Я готов вынести этого парня». Не считаю, что так мы должны бороться.

Я не смирюсь с такими репликами и комментариями, словно это пустяки. И надо помнить, что мы на вершине автоспорта. К примеру, в этот уик-энд в «Мерседесе» два гонщика-юниора, они будут следить за нами. Не так мы должны вдохновлять 8-10-летних детей, которые смотрят «Формулу-1».

У меня есть восьмилетний племянник, который только начал заниматься картингом и смотрит каждую гонку. Все должно быть не так».

На этом Расселл не остановился и вспомнил историю противостояния внутри «Ред Булл», которая затронула руководителя команды Кристиана Хорнера, а также отца Макса Ферстаппена Йоса. Кроме того, когда у австрийцев возникли проблемы с болидом, а команда не могла победить, теряя очки как в личном зачете, так и в Кубке конструкторов, Ферстаппены перешли к активной критике: Макс постоянно указывал на то, что мешало ему быть быстрее, а Йос сводил счеты с Хорнером.

«Откровенно говоря, я хочу прояснить ситуацию. Просто для него существуют двойные стандарты в правилах, он считает себя выше всех. Так что я не пытаюсь утвердить свой лидерский стиль или что-то такое.

Человек просто назвал меня двуличным ублюдком. У него есть право на свое мнение, но говорить такое публично, поливать меня публично – повторюсь, я с таким не смирюсь и покажу людям, какова реальность.

Он выжимает из себя абсолютный максимум неделю за неделей, и в 95 процентах случаев это невероятное зрелище. И я уважаю его за эти 95 процентов. Но случались инциденты, которые оставались без наказания. Может, поэтому он думает, что ему сойдет с рук убийство. Но мы живем в другом мире, у действий есть последствия.

Они делали все возможное, чтобы вытеснить Хорнера из «Ред Булл», но в первой же гонке без сильного болида [Ферстаппен] полностью громил собственную команду. И я знаю как факт, что неделю спустя четверть его инженерной бригады послали резюме в «Мерседес», в «Макларен», в «Астон».

Поэтому я не уважаю человека, который не ценит тех, кто дал ему шанс проявить себя, ведь на протяжении последних 12 гонок конкурентоспособность его машины была нормальной, он сражался так же, как и я, Льюис [Хэмилтон], Шарль [Леклер], Карлос [Сайнс], Ландо [Норрис] и Пиастри. Так и должно быть.

Опять же, мне кажется, что все мы должны служить примером. Он главный и самый успешный парень в нашем спорте на протяжении последних лет. Он может поступать как хочет, это его дело, но, если он кидается такими заявлениями обо мне, как было в воскресенье вечером, я не буду молча это принимать».

Пилот «Мерседеса» считает, что его конфликт с Ферстаппеном разгорелся в том числе потому, что гонщик «Ред Булл» находится в не самом стабильном психологическом состоянии из-за потери доминирующего преимущества.

«Думаю, ему просто давали такую возможность вести себя подобным образом. Потому что раньше ему никто не противостоял. Льюис Хэмилтон выступил против него в 2021 году и в итоге несправедливо проиграл чемпионат.

Просто представьте себе, что бы случилось, если бы Ферстаппен и Хэмилтон поменялись местами – и это Макс бы проиграл чемпионат при тех же обстоятельствах, что и Льюис. Майклу Маси (бывшему гоночному директору «Ф-1») бы пришлось всерьез опасаться за свою жизнь.

Ну и, как я уже говорил, в некоторых недавних инцидентах Макс сам себя наказывал. Например, в Мексике он сам наказал себя безрассудным обгоном, в Будапеште тоже был безрассудный обгон. Просто в прошлом в его распоряжении была настолько доминирующая по скорости машина, что он просто не оказывался в таком положении.

Думаю, в ФИА в курсе происходящего, и с их точки зрения в ситуацию не стоит сильно вмешиваться. Ведь в итоге Макс сам себя накажет тем или иным способом», – закончил Расселл.

У Вольффа же своя война. Он решил не атаковать Ферстаппена, а свести личные счеты с Хорнером. Как известно благодаря сериалу от Netflix Drive to Survive, эти двое не особо переваривают друг друга и им бы дай повод, чтобы не устроить пикировку в СМИ.

«Если ты этого не делаешь, значит, не справляешься со своей ролью. Это просто слабо. В конечном счете, почему он считает себя вправе высказываться о моем гонщике? Как так получилось? Но я потратил всего 90 секунд, думая об этом. Маленький тявкающий терьер. Всегда есть что сказать.

Это дело пилотов, Джорджа и Макса, и я не хочу вмешиваться. Но, если другой руководитель команды называет Джорджа истеричным, для меня это пересечение линии. Интеллектуальный психоанализ точно не является его сильной стороной, но это был серьезный выбор слова. Как ты смеешь комментировать душевное состояние моего гонщика?» – задал риторический вопрос Вольфф.

Пока последнее слово осталось за Ферстаппеном. Гонщика «Ред Булл» попросили прокомментировать слова Расселла о том, что ему угрожали «###### башкой об стену». Четырехкратный чемпион опроверг эти слова: «Нет. Это просто неправда. Такого не было».

По мнению Ферстаппена, в данный момент Расселл делает то же самое, что и ранее в комнате стюардов при разборе инцидента – ведет себя двулично:

«Меня подобные вещи не удивляют. Послушайте, я уже предельно ясно высказал свое мнение о нем. Разумеется, ему это не понравилось. Но ведь он то же самое сделал при общении со стюардами. Он врал и придумывал какие-то совершенно бессмысленные вещи.

Что до того, что он наговорил [британской прессе] – этот человек подлец и предатель. Не стоит тратить много времени на обсуждение таких людей, они того просто не стоят. Потому что они просто неудачники».

Макс ответил и на заявления Расселла о том, что Ферстаппен и Хорнер целенаправленно провели на него атаку в прессе:

«Скажем так, хорошо смеется тот, кто смеется последним. И это были мы – потому что именно мы выиграли гонку. Благодаря уловкам и попыткам выкрутиться у стюардов в итоге они получили право стартовать с поула. Но всего через 300 метров после старта гонки они снова оказались позади меня. Ну что сказать, на следующее такое разбирательство у стюардов прихвачу с собой пачку носовых платков».

Кажется, что на этом пьесу можно было бы закончить. По крайней мере, на время, ведь последнее слово не сказал один из «актеров» − Кристиан Хорнер.

Будет ли что-то кому-то за все это?

Вряд ли «Ред Булл» и «Мерседес» в общем или Ферстаппен и Расселл в частности могут получить какие-то финансовые или любые другие проблемы за то, что устроили публичные выяснения отношений. Потери если и будут, то репутационные за те слова, которые они использовали в процессе заочных пикировок.

Хотя есть небольшая вероятность, что в очередной раз вмешается ФИА, которая в последнее время пристально следит за чистотой речи. Ферстаппен и Расселл позволили себе некоторые слова, которые хоть и считаются литературными, но как будто не предназначены для публичного общения. Предугадать, как все сложится, проблематично.

Точно сказать можно одно – новый сезон Drive to Survive зрители будут ждать с нетерпением. Камеры Netflix видели в самых потаенных углах паддока Гран-при Катара, а это значит, что мы сможем увидеть то, чего не знаем сейчас или только слышали из чужих уст.

Что еще можно почитать про Ферстаппена и Расселла?

Фото: Gettyimages/Bryn Lennon, Rudy Carezzevoli, Mark Thompson, Clive Mason; Hasan Bratic, Panoramic/Keystone Press Agency, Jay Hirano/AFLO/Global Look Press