Аутсайдер доезжал сезон «Ф-1» на изоленте и клее: 17 аварий сожрали запчасти на $11 млн
«Уильямс» – одна из слабейших команд «Ф-1»: на старт сезона она входила с одним из самых маленьких бюджетов и убытками на сотни миллионов, а болид собирала в авральном режиме по таблицам Excel. Подвал общего зачета стал обычным местом обитания некогда легендарного коллектива с набором личных и командных титулов, и только инвестиции американского фонда Dorilton Capital c постоянной докапитализацией на сотни миллионов долларов позволили держать «Уильямс» на плаву и даже заниматься перестройкой.
Любое место выше последнего уже можно заносить в актив. И если в 2022 году у «Уильямса» было всего восемь очков в зачете Кубка конструкторов и последнее место с отставанием от предпоследнего «Альфа Таури» в 27 баллов, годом спустя – уже седьмая строка с 28-ю очками, 2024-й команда завершила девятой.
Но в этом году на команду навалилось наследие не только прошлых бедовых лет, но и бесконечные аварии – в топ-6 самых дорогих крэшей сразу трое пилотов «Уильямса»!
Цифры поражают, ведь провалившего сезон Логана Сарджента высадили после Гран-при Нидерландов. Новичок Франко Колапинто сперва, казалось, поехал постабильнее, но затем тоже начал попадать в аварии. Всего тройка из «Уильямса» наколотила болидов на 11 млн долларов одних только запчастей без учета смен коробок передач и внутренних компонентов.
Кстати, Албон, дебютировавший в «Торо Россо» в 2019-м, в том же году стал чемпионом аварий с ущербом на 5,4 млн долларов, а Сарджент повторил его достижение в прошлом сезоне. Вообще, «Уильямс» третий год подряд лидирует по сумме потерь на аварии, и это сильно сказывается на возможностях по ходу сезона: ведь команды оперируют в условиях ограниченного правилами бюджета, а каждое разбитое авто отнимает ресурсы на разработку, использование аэротрубы и требует огромное количество сверхурочных для механиков. Да и чистый ущерб в 11 млн – уже 8% от потолка в 140 млн за весь год! А ведь на физическое производство и поставку обновлений, например, команды вроде «Феррари» отводят по 2–3 млн на весь сезон.
Даже представить трудно, с каких еще расходов «Уильямсу» приходилось срезать деньги на ремонт и сверхурочные. Судя по лицам их бригады механиков на некоторых Гран-при, ребята четко понимали безнадежность ожидания повышения зарплат – да к тому же им приходилось делать невозможное и собирать болид практически с нуля в очень сжатые сроки.
Сколько примерно оценивается та или иная часть болида «Ф-1»? Все данные приблизительные, но они дают понять, насколько дорогой болид «Ф-1» – суммы собраны по инсайдам из паддока и редким откровениям боссов команд с приблизительными оценками.
Монокок — $675 тысяч;
Коробка передач — $500 тысяч;
Шасси — $275 тысяч;
Днище/Диффузор — $225 тысяч;
Переднее антикрыло — $125 тысяч;
Передняя подвеска — $125 тысяч;
Боковой понтон — $95 тысяч;
Заднее антикрыло − $92 тысячи;
Электроника − $50 тысяч;
Тормоза — $25 тысяч;
Дефлектор тормозного барабана — $10 тысяч;
Колесо — $5 тысяч.
Теперь при каждой аварии можете включать внутренний калькулятор и переводить все это потом в «Лады» «Гранта».
Гран-при в Бразилии — кошмар механиков «Уильямса»: самый дорогой этап года
Пик пришелся на Гран-при Сан-Паулу. Это был уик-энд с переменчивой погодой, но по большей части с большим количеством осадков. Что может произойти в таких условиях с гонщиками твоей команды, когда один – дебютант середины сезона и новая суперзвезда, приехавшая практически на домашнюю гонку и желающая впечатлить потенциальные новые коллективы помощнее? Правильный ответ: работать без остановки.
«Уильямс» даже выпустил ролик о том, как тяжело было в боксах и как на происходящее реагировали механики.
По признанию главного механика «Уильямса» Бена Ховарда, гонка на «Интерлагосе» была очень сложной для гаража, и он никогда в жизни с таким не сталкивался за 15 лет в Гран-при. Франко Колапинто в первом сегменте квалификации потерял заднюю часть болида и разнес его об стену, а затем уже в третьей части Алекс Албон шел на быстрый круг, на стартовой прямой заехал колесом на мокрый поребрик и тоже потерял авто. Машину тайца к гонке восстановить не успели, а вот аргентинец все-таки стартовал. И да, вновь разбил болид, причем случилось это в том же третьем повороте за машиной безопасности. Вот как это выглядело на видео.
Ховард также рассказал, что сроки на возвращение обоих болидов были очень сжатыми, команда поняла, что две машины до старта не собрать, потому пришлось выбирать одну с меньшим уроном.
На фото: куски от болида Алекса Албона, а также техническая жидкость, которая вытекла из-под него.
7 ноября на базе «Уильямса» в Гроуве ждали посылку из Бразилии – набор деталей от самого разбитого болида. Доставку еще и задержали, потому техникам пришлось просидеть весь день без дела. Но, естественно, уйти они не могли – работу нужно было выполнить в сжатые сроки, потому и приступить сразу же.
«Когда все доставят, то все будут работать. Мы отделили несколько зон, потому что у нас есть куча явно ненужных деталей, которые мы вряд ли сможем использовать. У нас много поврежденных вещей, которые мы могли бы со временем починить. И, конечно, у нас есть несколько годных, которые мы хотим привести в порядок и подготовить к сборке на следующей неделе. Так что будем работать допоздна», — вновь объяснил положение Бен Ховард.
Вот в каком виде прибыли на базу поврежденные части болида Колапинто. Все вместилось в один деревянный ящик.
Для начала этот ящик нужно было разобрать, провести ревизию и понять, что подлежит восстановлению, а что уже на списание и переработку. Затем – анализ того, сколько времени потребуется на переделку той или иной детали.
После того, как провели сортировку, команда начинает практически с нуля строить «новый» болид – Франкенштейн, собранный из полуразрушенных деталей. Скорее всего, таким образом в конце сезона поступают практически все команды: нет смысла и денег каждый раз выпекать новые карбоновые детали. После аварии все собирают то, что можно, а потом при помощи клея, скотча и магии создается новый-старый болид. С учетом всех требований безопасности, ведь в ФИА следят за этим и по несколько раз за уик-энд проверяют соответствие регламенту.
«У нас есть много деталей, которые были обслужены и проверены, так что, надеюсь, к четвергу мы сможем получить шасси номер три, которое будет гоночным автомобилем Франко, с передней подвеской, топливным отсеком и закрытой коробкой передач. Затем все остальное доставят в пункт назначения. Все это проверят, обслужат и развернут в строй вместе с шасси к перевозке, которая состоится в следующую пятницу. Так что все очень суматошно. Придется принимать серьезные решения по поводу некоторых поврежденных деталей, если мы хотим успеть изготовить новые».
Команде повезло, что между Гран-при Бразилии и Лас-Вегаса было аж 20 дней, но с учетом доставки, конечно же, меньше.
Так выглядит только небольшая часть огромного объема работы, который проделали для восстановления болида. Но все равно можно оценить, что сборка – очень трудоемкий процесс, особенно когда делаешь ее не из новых частей.
Самые дорогие аварии Албона – в Австралии и Мексике
Лидер команды на трассе Алекс Албон все-таки тоже приносил ей огромный ущерб и усложнял жизнь – например, уже на третьем этапе умудрился попасть в серьезную аварию, причем во время первой свободной практики:
А ведь на тот момент у команды не было запасного шасси! Из-за цейтнота с подготовкой к старту сезона «Уильямс» просто не успел его сделать – ведь в Австралию такие глубоко запасные детали отправляются заранее, и англичане не уложились в срок.
Сперва в «Уильямсе» оценили ущерб и поняли, что машину на месте не восстановить, потому единственное оставшееся шасси Логана Сарджента отдали Албону. Но позже им все-таки удалось восстановить работоспособность болида Алекса, но оно оказалось тяжелее из-за клея и прочих восстановительных материалов – потому на нем поехал не он, а американец. Вообще запчасти ремонтируются и обновляются после каждого выезда, и если сперва разница между полностью новой и уже использованной составляет пару граммов и 0,01 секунды с круга (по оценкам «Мерседеса»), то с «наростом» времени и циклов ремонта машина может суммарно прибавить до пары кг и 0,1-0,2 секунды на круге.
«Уильямсу» же пришлось ждать свежие детали только к Гран-при Майами.
Сам Сарджент спокойно отнесся к ситуации:
«Да, я использую отремонтированное шасси. Просто потому что нагрузка на механиков окажется слишком большой, если им еще раз придется менять местами в болидах разные вещи. Но в целом ремонт шасси прошел даже лучше, чем мы ожидали.
Та же самая ситуация, в которой мы находились и в трех первых гонках сезона. Точно такая же ситуация была в Саудовской Аравии. И да, разумеется, в такой ситуации нужно быть осторожными. Но с другой стороны вы не можете позволить себе так действовать. Потому что это «Формула-1». Если вы начнете осторожничать, то ничего не добьетесь. Так что такого вопроса даже не стоит – нужно просто быть решительным, уверенным в себе, и надеяться, что все пройдет нормально».
Тогда ущерб от аварии оценили в более чем миллион:
В Мексике через пятнадцать минут после начала первой свободной практики Алекс Албон в девятом повороте чуть было не влетел в потерявшего скорость из-за проблем с болидом Оливер Бермэна. Таец пытался удержаться на трассе, но его развернуло и ударило в отбойник. Машина выглядела печально, как и механики «Уильямса», которым сильно добавилось работы.
Они еще не предполагали, что в гонке их тоже ждет сюрприз – на стартовой прямой на всю ширину трассы расположилось несколько болидов, которым не хватило асфальта и получился бутерброд из Алекса, Гасли и Цуноды. На этот раз ущерб был не таким страшным, но Албон сошел.
Итого: около 1,2 млн долларов ущерба за Гран-при Мексики.
Еще один дорогой крэш Колапинто в конце сезона – в Лас-Вегасе
На третьем американском этапе сезона Франко Колапинто заранее отпраздновал чемпионский титул серьезной аварией. Во втором сегменте квалификации, когда сессия закончилась, он потерял болид в 16-м повороте и разнес его об стену. В моменте перегрузка составила около 50G (!).
Всю трассу засыпали обломки. Интересно, их тоже полностью собрали, чтобы потом передать команде для дальнейшего восстановления болида?
Удивительно, но парни из «Уильямса» все-таки не выиграли личный зачет разрушителей сезона – победа уплыла Серхио Пересу, наколотившему болидов примерно на 4,9 млн долларов. Алексу Албону не хватило совсем немного – 200 тысяч! Франко Колапинто провел меньше половины сезона, но навязал серьезную борьбу этим двоим – 3,5 млн. И еще помните Сарджента? Его минимум 3 млн ущерба команда точно не скоро забудет.
В общем зачете парни из Гроува забрали первенство, обновив предыдущее достижение «Хасса» практически на 4 млн. Нельзя не отметить то, что за все 24 Гран-при Пьер Гасли не попал ни в одну аварию, а «Макларены» смогли потратить на замену деталей менее 1 млн.
А как на аварии реагируют в «Уильямсе»?
После незабываемых Гран-при в Мексике и Бразилии руководитель «Уильямса» Джеймс Воулз подтвердил, что ущерб действительно огромный:
«Речь идет о миллионах – меньше десяти, но больше трех. Это большие числа, если учитывать наше положение. Тот непрекращающийся ущерб в Мексике и Бразилии – за 25 лет, проведенных в этом спорте, я ни разу не сталкивался с таким.
Пять крупных аварий [за две гонки]. Трудно оценить, чья это вина, это просто гонки, но целых пять… Это потеря пяти передних крыльев, пяти днищ, пяти задних крыльев, трех коробок передач, двух двигателей и двух шасси. В такое количество трудно поверить.
Чтобы привезти в Лас-Вегас два полностью обновленных болида нужной спецификации – хоть и без большого числа запасных деталей – всей команде пришлось приложить не просто большие, а громадные усилия», – сказал Воулз.
При этом Джеймс отметил, что ситуация не настолько тяжелая, как может показаться – но это не значит, что «Уильямс» может расслабиться:
«У меня нет желаемого – ведь я бы хотел, чтобы у нас было гораздо больше запасных деталей. Но сюда мы привезли ключевые элементы для обеих машин, и у нас есть целый набор запчастей. Нет такого, что привезенные оба болида – это все, что у нас есть.
Мы находимся в таком положении за три гонки до конца сезона, что если мы, к примеру, сделаем пять передних крыльев, то в 2025-м придется идти на компромисс в плане результатов. Так что нужно искать баланс. Если у нас будут такие же инциденты, как в Бразилии, то мы окажемся в ужасной беде».
Однако надежды не оправдались: как вы помните, в Лас-Вегасе аварии повторились. И еще в Катаре. Детали все-таки кончились – последнюю гонку года оба пилота синей команды начинали со штрафами за установку новых коробок передач: теперь можно точно утверждать, что ущерб перевалил сильно далеко за 10 млн.
И после финального Гран-при сезона Воулз подвел краткий итог огромного удара по бюджету – в его словах чувствовалось отчаяние.
«Ожидаешь трех больших аварий в году – в худшем случае. Но сейчас речь о 17 инцидентах в 23 гонках. К сожалению, ущерб от аварии Франко [Колапинто на Гран-при Катара] большой, шасси получило повреждения. Коробка передач пострадала на обеих машинах из-за инцидентов, есть повреждения днища, задней подвески, а также других разнообразных компонентов. Обычно с таким справляешься. Но подобное происходит гонка за гонкой, и у нас сильная нехватка деталей», – заявил босс «Уильямса».
Итог злоупотребления изолентой и клеем все увидели на Гран-при Катара: от болида Албона просто отлетело одно из зеркал заднего вида: Не выдержало одно из восстановленных десяток раз креплений.
Немецкое издание Auto Motor und Sport сообщало, что команда обратилась в ФИА с просьбой списать часть повреждений, чтобы не превысить лимит расходов, наложенный на команды. Мотивация проста: слишком большое количество дорогостоящих аварий, которые больно ударили по бюджету. Такое количество действительно трудно было предсказать, предвидеть или заложить в план расходов.
Уже после окончания сезона им пришел ответ: просьбу отклонили. Неизвестно, какие именно доводы использовала команда, но очевидно, что с такими незапланированными тратами им придется тяжелее, чем всем остальным небольшим не заводским командам.
Как все объясняют ФИА? Официально ответ не публиковали, но, как сообщают инсайдеры, в исключении отказали по причине того, что крупные аварии произошли исключительно по вине гонщиков: Франко Колапинто, Алекса Албона и Логана Сарджента. Рекордным стал этап в Бразилии: ущерб на почти 4 млн долларов.
Катастрофу «Уильямса» можно описать коротко: к концу сезона у команды осталось всего одно запасное переднее крыло. Если бы в Абу-Даби Франко Колапинто или Алекс Албон оба задели впереди идущий болид или мягко коснулись стены, то на командном мостике пришлось бы выбирать, кому его ставить.
Кто может решить проблему недостатка средств? Команды могут взять часть бюджета из лимита расходов на следующий сезон, но за это придется заплатить штраф.
Так что если вдруг выяснится, что один из главных аутсайдеров «Уильямс» нарушил финансовый регламент за 2024-й – не удивляйтесь. Спасибо, что они вообще доехали год – и даже бились за очки в финальной гонке сезона.
Что еще почитать про «Уильямс»?
Самый длинный в истории сезон «Ф-1» – ультракоротко: один гонщик и команда – одно предложение
Финал «Ф-1» в эмоциях: эйфория «Макларена», слезы «Мерседеса по Хэмилтону, прощания повсюду
Все деньги команд «Ф-1»: каждая правда теперь прибыльна? Бюджеты – от $150 до 700 млн
«Гоночный Месси» качает «Ф-1»: Америка покорена! Теперь «Ред Булл» купит его за $20 млн?
Фото: East News/ANTONIN VINCENT / DPPI via AFP; Bob Kupbens/Keystone Press Agency
Вероятно, поэтому ее и купил пять лет назад фонд-реселлер, который как раз и специализируется на том, чтобы купить подешевле и продать максимально подороже