20 мин.

Уилл Бакстон. «Гран-при. Иллюстрированная история Формулы-1»: Будущее. Благодарности. Об авторе

Предисловие

Что такое «Формула-1»?

Будущее

Благодарности

Об авторе

Будущее

«Формула-1» никогда не стояла на месте. С самого начала своего существования она всегда смотрела в будущее, поскольку блестящие умы в этом виде спорта постоянно расширяли границы механических и инженерных ноу-хау, разрабатывая машины на передовом рубеже технологий. В прошлом такие революции происходили исключительно в интересах конкуренции, но сегодня существует дополнительное и, как утверждают многие, более важное соображение.

«Формула-1» смотрит в будущее, осознавая, что может играть более широкую роль в жизни общества, и разрабатывает стратегию, как можно использовать огромные состояния, потраченные командами, в которых работают одни из самых невероятных инженерных умов в мире, в глобальных целях. В пылу конкуренции эволюция и техническая революция происходят с ускоренной скоростью. Точно так же, как электронные системы помощи водителю в 1980-х и 1990-х годах перешли из «Формулы-1» в дорожные автомобили, краш-тесты ФИА Ф1 были разработаны для создания Глобальной программы оценки новых автомобилей NCAP, по которой сегодня оценивают безопасность всех дорожных машин, а появление гибридных двигателей в «Формуле-1» повысило эффективность двигателя внутреннего сгорания в 2010-х годах, так и Ф1 может быть силой добра сегодня и в будущем.

Спорт стремится к устойчивому развитию и углеродной нейтральности, как в своей деятельности, так и в деятельности своих команд. В будущем будут разработаны новые правила для двигателей, и многие мировые бренды будут стремиться использовать этот вид спорта в качестве испытательного полигона для новых технологий. Мы надеемся, что в каждой области, где задействован этот вид спорта, он сможет способствовать развитию будущих технологий с глобальным сознанием.

«Формула-1» также делает все возможное, чтобы ворота паддока были открыты для всех, а инклюзивность и равенство лежат в основе ее планов на будущее. Был создан новый путь через юниорские чемпионаты, чтобы помочь следующему поколению талантливых женщин подняться на вершину спорта и побороться за звание чемпиона мира «Формулы-1».

Инклюзия в «Формуле-1»

Несмотря на глобальную привлекательность «Формулы-1», на протяжении большей части своего существования она считалась элитарным занятием, в котором чаще всего участвуют белые европейские мужчины высшего и среднего класса. В начале 2020-х годов, в период больших социальных перемен, «Формула-1» предприняла сознательные усилия — под руководством сэра Льюиса Хэмилтона и новых владельцев «Формулы-1», компании «Либерти Медиа» — чтобы добиться лучшего представительства и инклюзивности на всех рабочих местах в спорте.

Первой миссией «Формулы-1» стало расширение преподавания естественных наук, технологий, инженерного дела и математики (STEM) в школах, а также расширение доступа к этим предметам для исторически маргинализированных и недопредставленных групп населения, чтобы открыть возможности для карьерного роста в автоспорте. В 2021 году «Формула-1» объявила о своих первых стипендиях для получения степени инженера в различных университетах, чтобы дать возможность этническим меньшинствам, женщинам и людям из низкого социально-экономического положения следовать своей страсти и работать в автогонках.

Сэр Льюис Хэмилтон учредил Комиссию Хэмилтона в 2019 году, и в ее первом отчете было установлено, что только 1% всех сотрудников команд «Формулы-1» — чернокожие. В качестве основной причины такого низкого количества были названы социальные препятствия. Впоследствии Хэмилтон основал благотворительный фонд «Миссия 44», цель которого — помощь в образовании, трудоустройстве и расширении прав и возможностей. Благотворительная организация стремится построить более инклюзивную систему образования, создавая четкие пути в STEM через возможности ранней карьеры и наставничество, а также создавая ключевые связи между возможностями социальной деятельности, школами и некоммерческими организациями.

В 2023 году команда Хэмилтона, «Мерседес», подтвердила, что вместе со своим чемпионом мира создала «Игнайт Партнершип» — стипендию, которая предоставляет финансирование для поддержки темнокожих людей, желающих учиться в мире автоспорта в Королевской инженерной академии Великобритании. Кроме того, «Мерседес» запустил собственную программу «Акселерейт 25», в рамках которой к 2025 году не менее 25% всех новых сотрудников команды будут составлять представители непредставленных групп.

Участие женщин в спорте достигло небывалых высот, причем женщины занимают видные позиции на всех уровнях «Формулы-1» — от заводского цеха до питстопа и от гаража до зала заседаний совета директоров. «Формула-1» сегодня гордится тем, что является местом, где таланты развиваются по заслугам и продвигаются лучшие из лучших. Такие соображения не ограничиваются и не должны ограничиваться полом, расой или идентичностью. Такие организации, как «Рейсинг Прайд», активно сотрудничают со многими командами «Формулы-1», чтобы обеспечить наиболее благоприятную платформу для ЛГБТК+ сообщества, как для болельщиков, так и для сотрудников завода.

Это лишь несколько примеров того, что все команды сейчас активно участвуют в продвижении многообразия, инклюзивности и справедливости в своих организациях.

Женщины-водители в «Формуле-1»

Автогонки — один из немногих видов спорта в мире, в котором мужчины и женщины соревнуются вместе. В то время как в других видах спорта существуют специальные мужские и женские лиги, в автоспорте никогда не было необходимости в создании параллельной лестницы. Задача всегда заключалась в том, чтобы человек и автомобиль работали в гармонии, а водитель в конечном итоге делал разницу. Как только шлем надет, пол становится непринципиальным. Все, что когда-либо имело значение — это то, как гонщик справляется со временем.

Даника Патрик выиграла гонку в Индикар, Эллен Лор победила в DTM, а Мишель Мутон едва не выиграла чемпионат мира по ралли. В 2023 году женская команда «Айрон Деймс Ле Ман GTE» в составе Сары Бови, Мишель Гэттинг и Рахель Фрей выиграла восьмичасовую гонку WEC в Бахрейне и заняла второе место в чемпионате, а чемпионка «Феррари Челленж» 2022 года Дориан Пин выиграла одну гонку и заняла второе место в неполной кампании чемпионата F4 SE Asia 2023 года, а также была признана лучшим откровением года в WEC 2023 года. Однако за всю историю «Формулы-1» только одна женщина набрала очки, и уже более тридцати лет женщина даже не пыталась квалифицироваться на Гран-при.

Но это не значит, что за все это время ни одна женщина не пыталась подняться по карьерной лестнице и попасть в «Формулу-1». В то время как Сьюзи Вольфф пришла в «Формулу-1» в качестве тестового и резервного пилота в середине 2010-х годов, в серии GP3 (теперь известной как Ф3) появилось несколько женщин-гонщиц. Но отсутствие финансирования и невозможность попасть в команды, которые могли бы стабильно конкурировать, привели к тому, что даже такие гонщики, как Элис Пауэлл, выигравшая титул в «Формуле Рено», не смогли продвинуться дальше.

В условиях, когда возможности казались ограниченными, а женщины-гонщицы часто оставались за бортом, чтобы получить спонсорскую поддержку или места в высшем эшелоне, было принято решение создать чемпионат только для женщин, W Series, чтобы дать им возможность проявить себя. Однако это решило лишь часть проблемы, поскольку стало очевидно, что женщинам-гонщицам нужно нечто большее, чем просто возможность и витрина. Следующее поколение талантливых женщин нуждалось в надлежащей подготовке, чтобы дать им инструменты для конкуренции с коллегами-мужчинами.

И вот в 2023 году была запущена Академия «Формулы-1». В этом женском чемпионате участвуют пять команд по три машины, управляемые командами, которые в настоящее время выступают в «Формуле-3» или «Формуле-2». Чемпионат дает гонщикам больше времени на трассе, чтобы они могли лучше отточить свое мастерство, а также оказывает поддержку в технической, физической и психологической подготовке к гонкам. Со временем Академия Ф1 должна создать мощный задел для женщин-гонщиц, чтобы они могли перейти в Ф3, Ф2 и, надеюсь, в Ф1. Чемпионатом руководит Сьюзи Вольфф, последняя женщина, выступавшая в «Формуле-1» на соревнованиях.

Устойчивое развитие

«Формула-1» уже давно находится в авангарде автомобильных технологий, а разработки, сделанные на гоночных трассах, положительно влияют на повседневные дороги и глобальное общество. Учитывая стоящие перед всеми нами задачи по сохранению будущего нашей планеты, «Формула-1» стремится использовать блестящие умы спортсменов, чтобы возглавить движение в сторону большей устойчивости, и в качестве ключевой задачи ставит перед собой цель добиться нулевого выброса углекислого газа к 2030 году.

О турбогибридной эре, начавшейся в 2014 году, редко говорят как о большом шаге вперед, которым она на самом деле и была с точки зрения экологичности. Самые первые двигатели внутреннего сгорания конца 1800-х годов имели КПД всего около 17%. Невероятно, но за первые 120 лет своего существования дорожный двигатель увеличил свой тепловой КПД всего на 30%. За двенадцать месяцев до 2014 года разработчики двигателей «Формулы-1» увеличили эффективность до 40%, а сегодня этот показатель уже далеко за 50%. Таким образом, за последние десять лет эффективность автомобилей выросла больше, чем за предыдущие 120 лет... благодаря «Формуле-1». Но спорт всегда был ориентирован на перспективу, готов к решению следующих задач, и поэтому на 2026 год запланированы новые правила по двигателям, обеспечивающие большую экологичность.

Однако выбросы от силовых установок составляют менее 1% от «углеродного следа» «Формулы-1». Около 7% приходится на операционную деятельность, 19% — на фабрики и помещения для команд, 28% — на поездки и проживание персонала и 45% — на грузовую логистику. В связи с этим, а также в рамках стремления «Формулы-1» к 2030 году добиться нулевого уровня выбросов углекислого газа, к 2025 году каждая гонка должна быть признана «экологически чистым зрелищем» Ф1, и для достижения этого статуса необходимо выполнить ключевые задачи. На Гран-при Австрии 2023 года «Формула-1» впервые использовала собственную энергетическую станцию, которая обеспечивала энергией паддок, питлейн и места для трансляций, используя только солнечную энергию и биотопливо.

К 2030 году офисы, объекты и заводы команды должны на 100% перейти на возобновляемые источники энергии, а в других областях необходимо обеспечить надежную компенсацию выбросов углерода, чтобы свести их к нулю. В 2023 году все десять команд получат трехзвездочную экологическую аккредитацию ФИА — высший уровень признания экологической устойчивости со стороны руководящего спортивного органа.

Продолжается работа по оптимизации календаря гонок, а для транспортировки используются более экономичные самолеты и гибкие транспортные контейнеры для экономии топлива. В 2023 году «Мерседес» станет первой командой, которая переведет парк грузовиков, необходимых для европейских грузоперевозок, на биотопливо, обеспечив немедленное сокращение выбросов на 89%. В том же сезоне партнер «Формулы-1» по логистике компания DHL последовала этому примеру, резко сократив воздействие грузоперевозок на окружающую среду.

Технологии будущего

В 2026 году «Формула-1» должна претерпеть серьезные изменения в регламенте: будут изменены правила эксплуатации шасси и двигателей, поскольку спорт стремится к углеродной нейтральности, сохраняя при этом обещание обеспечить более тесные гонки и лучшее поведение на трассе. Новые энергоблоки второго поколения, которые будут использоваться в 2026 году, будут работать на полностью экологичном топливе «дроп-ин». Углерод не будет сжигаться заново, поскольку поставщики топлива для «Формулы-1» будут получать его из непищевой биомассы, муниципальных отходов и самой атмосферы. Уже одно это должно привести к 65-процентному сокращению выбросов парниковых газов по сравнению с ископаемым топливом, и хотя сжигание этого нового топлива все равно будет приводить к выбросам углерода, эти выбросы будут цикличными, замещая в атмосфере то, что было затрачено на его создание.

MGU-K, используемый в этих новых силовых установках, будет обеспечивать в три раза большую электрическую мощность, чем их нынешняя версия, накапливая до 350 кВт при торможении по сравнению со 120 кВт нынешнего поколения. С увеличением мощности, получаемой из собранной и повторно используемой энергии, использование нового экологичного топлива будет уменьшено: 70 кг будет использоваться на дистанции Гран-при, по сравнению со 100 кг в 2023 году. MGU-H уйдет в прошлое, чтобы устранить элемент стоимости и сложности.

Новый регламент на двигатели вызвал огромный интерес как в самом спорте, так и за его пределами: «Феррари», «Мерседес» и «Альпин» («Рено») заблаговременно взяли на себя обязательства по использованию этих силовых установок второго поколения. «Форд» и «Хонда» заявили о своем возвращении, а «Ауди» объявила о своем приходе в спорт в 2026 году, в то время как другие выразили заинтересованность в присоединении к ним.

Сами автомобили также претерпят изменения. При весе почти 800 кг современные автомобили «Формулы-1» являются самыми большими и тяжелыми в истории, и, несмотря на потрясающую скорость, они далеко не так проворны, как их предшественники. В планах на 2026 год — уменьшить габариты автомобиля, сделав его более коротким, узким и, как следствие, легким. Еще одним элементом уменьшения размеров автомобилей будет снижение сопротивления, присущего более крупным машинам, чтобы скорость на прямой и обгоны оставались ключевыми факторами. Уроки, извлеченные из первых лет действия новых аэродинамических правил, введенных в 2022 году, станут ключевыми при окончательной разработке аэродинамических правил на 2026 год.

Стандартизация некоторых деталей считается ключевым элементом продолжающегося процесса снижения затрат для всех, в то время как цель защиты окружающей среды означает, вероятно, более широкое использование устойчивых и переработанных материалов. Однако при всем этом ключевым моментом остается безопасность, поскольку спорт ориентирован на активные и связанные системы безопасности, чтобы обеспечить максимальную защиту водителей.

«Формула-1» в кино

С первых лет существования «Формулы-1» азарт гонок и смелость величайших гонщиков мира стали благодатной почвой для мастеров истории и кинематографа. И хотя о спорте было снято бесчисленное множество документальных фильмов, начиная с 1950-х годов, голливудские студии также стремились увековечить «Формулу-1» на экране кинотеатров.

Одним из самых ранних примеров стал фильм Роджера Кормана «Молодые гонщики» 1963 года, в котором снялись Марк Дэймон и Уильям Кэмпбелл. Несмотря на относительно ограниченный бюджет в $100 тыс., создатели фильма сняли несколько гонок сезона 1962 года в «Формулы-1», и в фильм вошли замечательные кадры того времени.

В 1960-е годы «Формула-1» приобрела международную популярность, и крупные студии стали обращаться к ней. В 1965 году Джон Франкенхаймер начал исследования для своего фильма «Гран-при» 1966 года, а легенда кино Стив Маккуин приступил к работе над фильмом «День чемпиона». Однако надежды Маккуина на создание первого крупнобюджетного фильма о «Формуле-1» не оправдались: из-за задержек компания «Уорнер Брос.» отказалась от проекта. И вот Франкенхаймер вместе со звездами Джеймсом Гарнером и Евой Мари Сент получили в свое распоряжение весь сезон 1966 года для создания своего опуса. Фильм «Гран-при», бюджет которого составил около $9 млн., а кассовые сборы превысили эту сумму в два раза, до сих пор считается лучшим фильмом о «Формуле-1» за всю историю кино, а в 1967 году он получил три премии Оскар.

Два года спустя, в 1969 году, актер Пол Ньюман завершил работу над своим американским гоночным фильмом «Выигравший», а в 1971 году Маккуин наконец закончил свою собственную автоспортивную эпопею «Ле-Ман», создав неофициальную трилогию фильмов об автоспорте, охватывающую Ф1, Индикар и спортивные автомобили.

В 1977 году «Формула-1» получила главную роль в фильме «Жизнь взаймы» с Аль Пачино в роли главного героя. Босс «Брэбэм» Берни Экклстоун согласился пустить кинематографистов в самое сердце своей команды Гран-при. Съемки гонок стали важной частью сюжета фильма, а различные сцены были сняты на собственном заводе «Брэбэм» по производству «Формулы-1».

Прошло еще сорок лет, прежде чем «Формула-1» стала главной темой голливудского фильма, поскольку права на трансляции ужесточались и становились все более эксклюзивными и дорогими. Сильвестр Сталлоне был близок к тому, чтобы снять фильм о «Формуле-1» в 1990-х годах, проведя много месяцев в паддоке «Формулы-1» и работая над сценарием с боссами этого вида спорта. Однако, недовольная направлением фильма, Ф1 разорвала отношения со звездой «Рокки», и он перенес свою концепцию в Индикар, создав фильм «Гонщик» 2001 года, который был осмеян критиками.

В середине 2000-х годов в анимационной франшизе «Тачки» компании Pixar звучали голоса гонщиков «Формулы-1», как легенд, так и героев современности: Марио Андретти, Михаэль Шумахер, Ники Лауда, сэр Льюис Хэмилтон, Себастьян Феттель и многие другие заняли видное место в фильмах.

В 2013 году Рон Ховард выпустил первый крупный фильм о «Формуле-1» со времен «Жизни взаймы», только на этот раз он был основан на реальных событиях. В центре внимания фильма «Гонка» — сезон 1976 года в «Формуле-1» и борьба за чемпионский титул между Ники Лаудой и Джеймсом Хантом. Фильм получил премию BAFTA, а также признание критиков как Крису Хемсворту в роли Ханта, так и Даниэлю Брюлю за его образ Лауды. Шесть лет спустя, в 2019 году, спорт неожиданно засветился в комедии Адама Сэндлера и Дженнифер Энистон «Убийство на яхте», в которой снимался Гран-при Монако с участием «Макларена» и Фернандо Алонсо.

Все это приводит нас к 2020-м годам и возобновлению интереса Голливуда к фильмам о «Формуле-1». Фильм Майкла Манна о жизни Энцо Феррари под названием «Феррари» вышел на экраны в 2023 году — в тот же год, когда начались съемки самого амбициозного фильма о «Формуле-1» со времен «Гран-при». Увлекаясь спортом и выезжая на гонки, как это делал Франкенхаймер за шестьдесят лет до этого, Джозеф Косински и Джерри Брукхаймер воспользовались успехом «Топ Ган: Мэверик» снимает фильм о «Формуле-1», в котором Брэд Питт и Дэмсон Идрис играют роли гонщиков «Формулы-1», соревнуясь на поле с двадцатью реально существующими звездами гонок.

Благодарности

Я в долгу перед фантастической командой Ten Speed Press и Penguin Random House за то, что они обратились ко мне с предложением поработать вместе, и за то, что они так верили в концепцию, которую мы создали. Прежде всего, спасибо Аарону Вехнеру за веру в меня с самого начала, а также невероятной команде, стоящей за проектом, особенно Кейтлин Кетчум, Лиззи Аллен, Келли Бут, Каусаур Фахимуддин, Джейн Чинн, Джойс Вонг, Брианн Спербер и Яне Брэнсон.

Я благодарю Дави Аугусто, нашего замечательного иллюстратора, представленного компанией «Колаген Пари», без которого у нас не было бы книги. Я поражен твоим артистизмом и очень благодарен, что мы смогли поработать вместе. Огромная благодарность также Крейгу Скарборо за помощь и время, потраченное на обеспечение точности технических чертежей.

Моей семье и друзьям, моей невероятной жене и моим потрясающим дочерям: спасибо за вашу любовь и поддержку.

Спасибо Бену Горману, моему агенту, за то, что прикрывал меня, заключал сделки и надирал мне задницу.

Эта книга стоит на плечах накопленных за всю жизнь знаний. Более тридцати лет я читал и впитывал великие журналы об автогонках и учился у лучших писателей отрасли, чье понимание и знания легли в основу моих собственных. Autosport, Motorsport News (или Motoring News, как это было в моей юности), MotorSport Magazine, F1 Racing, AutoCar, Racer, Autocourse, а в последние годы моими спутниками и проводниками стали онлайн-представительства Autosport и Motorsport.com, The Race и F1.com. В частности, я и страницы этой книги обязаны репортажам о гонках Гран-при и тематическим статьям Джеральда Дональдсона, Дэвида Тремейна, Мориса Хэмилтона, Алана Генри, Ричарда Уильямса, Марка Хьюза, Саймона Аррона, Найджела Роубака, Джо Саварда, Джеймса Аллена, Эдда Строу и Дениса Дженкинсона. Особую благодарность я должен выразить Дэвиду Тремейну: будучи моим первым работодателем, он каждое утро моей молодой карьеры проверял меня на знание истории спорта и учил меня тому, как важно сохранять эти знания, работая в развивающейся современной истории «Формулы-1».

Что касается статистики и дат, то FORIX.com и Википедия оказались очень полезны для заполнения пробелов и серых зон.

Я также чрезвычайно благодарен самой «Формуле-1»: Стефано Доменикали за фантастическое предисловие; Лиаму Паркеру за помощь, дружбу и советы; Иану Холмсу, Дэвиду Хиллу, Дину Локу, Хейли Макдейду, Тиму Бэмптону и всем тем, кто помогал и поддерживал меня и проект в обширной семье «Формулы-1». Бесконечная благодарность всем спортивным командам и их PR-отделам, в частности Адриану Аткинсону и Стиву Куперу из «Астон Мартин Ф1 Арамко Тим» «Формулы-1», Ребекке Бэнкс из «Уильямс Рейсинг», Томасу Хоффманну (ранее) из Скудерии «Феррари» и Элис Хедворт из «Оракл Ред Булл Рейсинг». Спасибо также ФИА, особенно Тому Вуду.

Я также очень признателен Шону Братчесу, Полу Мартину, Джеймсу Гей Рису и Нату Груйлу за их видение, которое привело к появлению феномена, известного как «Драйв выживания». То, что мне предложили сыграть небольшую роль в этом невероятном сериале, было величайшей честью и, несомненно, привело к новым удивительным возможностям, таким как написание этой книги и распространение моей любви к «Формуле-1» среди новой аудитории.

И, наконец, моя глубочайшая благодарность вам за то, что читаете. Эта книга лишь поверхностно описывает удивительную историю этого вида спорта и невероятных персонажей, которые создали его захватывающую историю. Я надеюсь, что это натолкнет вас на путь дальнейших открытий о более чем тысяче гонок в прошлом «Формулы-1» и о многих сотнях гонщиков и команд, которые представляют собой строительные блоки, на которых был создан этот великий спорт.

Об авторе

Уилл Бакстон уже более двух десятилетий активно участвует в международных автогонках самого высокого уровня. Его карьера началась на рубеже тысячелетий в печатной журналистике, а затем он три года руководил отделом коммуникаций в серии GP2. Его возвращение в журналистику совпало с возможностью попробовать себя в качестве комментатора, откуда поступило предложение стать пит-репортером «Формулы-1» в Соединенных Штатах.

После десяти лет работы на американском телевидении он присоединился к собственной команде вещания «Формулы-1», когда под эгидой «Либерти Медиа» началось их новое продвижение в цифровой сфере. Сегодня он известен во всем мире благодаря своей работе на телеканале F1 TV и всемирной сенсации Netflix ««Формула-1: Драйв выживания», он является одним из самых признанных и уважаемых авторитетов в спорте, а в 2023 году он делал репортаж о своей 600-й автогонке и посетил свой 300-й Гран-при.

От переводчика

Вот и подошла к концу эта захватывающая, но, к сожалению, достаточно короткая (пускай и почти всеобъемлющая) книга о замечательном спорте. Пускай я по просмотрам заметно просел в отличие от книг про другие виды спорта, но я ни капельки не жалею, что сам прочитал и вам предоставил такую возможность. Узнавать что-то новое (а этого нового у меня было в избытке) всегда очень здорово!

В первой и последней главе каждой книги я обычно говорю о той посильной помощи, которую вы можете оказать переводчику – подписывайтесь на мой бусти, там есть как удобные варианты подписки, так и единоразовые донаты – таким образом вы поддержите меня в моих начинаниях по переводам спортивной литературы, а также будете получать по одной (двух или более, в зависимости от уровня подписки) электронной версии книг, которые будет удобно читать на любом электронном устройстве – и вам не особо затратно, и мне – очень приятно! Спасибо за то, что читаете!

Эта книга, скорее всего, выйдет в электронном виде в месяц выхода фильма про Ф1 с Брэдом Питтом, также как я подгадал выпуск своей книги про смерть Айртона Сенны с сериалом Netflix про него же, который вышел на прошлой неделе.

Новая книга будет уже в понедельник, а в четверг=пятницу вас ждет что-то ну очень интересное.)

Приглашаю вас в свой телеграм-канал, где переводы книг о футболе, спорте и не только.