10 мин.

Что случилось в спринте на Гран-при Катара: двойной провал «Ред Булл», вау-атака Леклера на Хэмилтона

Все обгоны и быстрые мысли.

Предфинальный этап сезона «Ф-1» выпал на Катар – последний Гран-при со спринтерским уик-эндом. Пелотон перелетел 15000 км из Вегаса за сутки и прибыл в Лусаил изрядно помятым и заболевшим: Нико Хюлькенберг из «Хааса» даже пропустил медиадень.

Тем сложнее виделась титульная интрига: хоть Макс Ферстаппен уже разобрался с общим зачетом и оформил четвертое чемпионство подряд, в Кубке конструкторов продолжалась достаточно тесная схватка «Макларена», «Феррари» и «Ред Булл». И только у оранжевых присутствовали математические шансы завоевания долгожданного (с 1998 года!) трофея.

Все условия им благоволили: Лусаил – полная противоположность Вегасу. Конфигурация – короткая c одной прямой и целой чередой быстрых и среднескоростных поворотов.

Вместо 10 градусов в США ожидались примерно 25 градусов даже ночью, высокая нагрузка на шины и большие требования к прижимной силе. Скорость на прямых как раз сыграет меньшее значение.

В прошлом году высокие поребрики и жара вызвали скандалы с постоянным списанием времен трека и катастрофическим разрушением шин. Пилоты с трудом проезжали зачетные попытки и так сильно разрушали покрышки, что в итоге длительность любого отрезка ограничили 18 кругами на гонку. Лимит привел к необходимости проводить по 2-3 пит-стопа, а в таком случае команды включают режим «полной атаки» для компенсации потерянного времени – вместе с чудовищной ночной жарой обстоятельства вызвали тепловые истощения гонщиков до потери сознания и рвоты в шлемы.

Под новый сезон таймслот сдвинули на более прохладный конец ноября, а трек модифицировали: уложили менее высокие и острые поребрики и насыпали гравий в самых опасных поворотах. По единственной практике казалось, будто план сработал: она прошла при температуре всего 20 градусов по Цельсию. Все накопленные исторические данные на симуляторе обесценились, выдвинув важность актуального трекового времени. Однако ценных данных в такой собрать практически невозможно с учетом акклиматизации и режима выживания – в квале ко спринту все равно большую роль играл вопрос быстрой адаптации и отгадки хотя бы базовых приемлемых настроек.

Также в этой сессии температуры и вовсе упали до любимых «мерсовских» +17 градусов – именно в таких условиях «стрелы» выступали ранее лучше всего.

Оттого огромное значение приобрел накат резины на треке – с каждым кругом покрытие «ускоряло» машину на 0,2 секунды и помогало прогреву резины вместо перегрева. Момент выезда на быстрый круг оказался одним из ключевых аспектов успеха – вместе избежанием попадания в трафик.

Потому результаты спринтоквалы оказались одновременно ожидаемыми в смысле обладателя поула и внезапными в смысле присутствия «Мерседеса» на первом ряду:

Длинные отрезки в практике вновь показывали силу «Мерседеса» – сказались прохладные условия:

Правда в усредненном темпе и с поправкой на топливную загрузку чистым фаворитом немцы не оказались – по расчетам офсайта «Ф-1»:

Но поскольку в спринте чаще всего не бывает пит-стопов, то вопрос стратегии упирался исключительно в погодные условия и выбор покрышек на старте вместе с планом на рывок на первых кругах либо последующее удержание преимущества.

И «Макларен» в погоне за Кубком конструкторов сразу анонсировал цель – дубль. «Мерседес» отвечал разрешением Расселлу рисковать как угодно, а «Феррари» надеялась на улучшение условий для поправления баланса. У «Ред Булл» же в таких условиях не нашлось темпа и баланса – Ферстаппен опять просто жаловался.

Перед стартом на пит-лейн отправились Серхио Перес и Франко Колапинто – обоим сменили настройки. Пилот «Уильямса» фактически не потерял позиций и получил единственный шанс на прорыв, поскольку из-за нехватки запчастей ему собрали болид из старых деталей со старой подвеской – вышел перевес в 2,5 кг по сравнению с актуальной версией у Албона. И после спринтоквалы команда решила рискнуть и отдать Франко последний запасной обновленный узел для уравнения шансов – однако любая новая авария любого из их пилотов поставит «Уильямс» на грань неучастия в остатке Гран-при.

Термометры на закате в Лусаиле показали +21 градуса температуры воздуха и +26 для асфальта – с перспективой к снижению по ходу заезда. 

В таких условиях все выбрали «медиум», кроме решившего рискнуть ранним прорывом Чжоу – он взял «софт». Все-таки в практике производитель констатировал невысокий износ всех составов. И Чжоу же всех задержал более долгим прогревом.

Ход спринта: «Макларен» включился по-командному, «Ред Булл» оконфузился, Леклер впечатлил

• Норрис выиграл старт, Пиастри перехватил второе место у Расселла во втором повороте, а Хэмилтон выиграл позицию у Ферстаппена! Макс вообще отвалился на 9-е – за Гасли и Хюлькенберга. Алонсо ворвался в топ-10, Лоусон провалился на 7 позиций.

Повтор старта Ферстаппена: его машина постоянно ловила избыточную и недостаточную поворачиваемости, настолько отсутствовал баланс:

А Перес, оказывается, уступил позицию Колапинто еще на пит-лейн – проспал старт.

• Первая реальная атака Расселла на Пиастри состоялась на 4-м круге – Джордж выкинул «Мерседес» до середины корпуса «Макларена», но «Макларен» затормозил суперпоздно, захлопнул калитку и удержал позицию.

• На 6-м круге Магнуссен объехал Алонсо и забрал место в топ-10. 

• На 7-м круге Норрис передал по радио, что пытается поделиться зоной DRS с Пиастри на каждом круге для ускорения напарника на прямой. Но на извилистом «Лусаиле» с быстрыми и среднескоростными поворотами Ландо скорее мешал Оскару «грязным воздухом», снимая ценную прижимную силу.

• Ферстаппен атаковал Гасли в конце прямой на 8-м круге и опередил «Альпин» – забрал последнюю очковую 8-ю позицию.

• Леклер на 13-м круге атаковал Хэмилтона: Шарль рванул по альтернативной траектории с контактом, отвоевал удобную линию на повороте для «закуса» следующего виража – и захватил 5-е место.

• Новая попытка атаки Расселла на Пиастри на 14-м круге – и вновь Оскар все делает точно и быстро, вызывая кучу жалоб Джорджа.

• На 15-м круге Переса остановили в боксах и поменяли ему антикрыло – его заезд превратился в тестовую сессию.

• А на финише Норрис замедлился и отдал победу Пиастри, несмотря на крайне близкое присутствие соперников! Ландо забрал второе, Расселл так и остался третьим.

Остальные важные очковые позиции забрали Хюлькенберг и Ферстаппен – нереальный провал «Ред Булл».

Быстрые выводы: матчболл «Макларена», рывок «Хааса»

Благодаря лишним баллам у Пиастри все больше шансов на 4-е место в личном зачете, а Хюлькенберг все активнее отрывается от Цуноды в сражении за топ-10.

«Макларен» оправдал роль фаворита: его универсальный болид с заточкой под быстрые и среднескоростные повороты действительно оказался быстрейшим. Теперь положение в Кубке конструкторов намекает на возможность завоевания титула уже в Катаре:

«Мерседес» получил дивиденды от холодной погоды – это единственные условия, при которых W15 не перегружает шины и благодаря повышенной плотности воздуха «включает» аэрообвес на полную. Однако этого не хватило для реальной битвы за победу.

«Феррари» после страданий в холодных условиях в первых квалификационных попытках решила сменить настройки – но уже после самого спринта, дабы не отдавать победу «Макларену» в Кубке конструкторов заранее. В спринте только удалось минимизировать потери.

«Ред Булл» в таких условиях и на высоких поребриках ожидаемо страдал – даже магии чемпиона Ферстаппена после победных вечеринок не хватило для мощного результата. Перес же словно с каждой новой сессией соревнуется сам с собой по глубине конфуза.

У «Заубера» наконец начали работать финальные обновления, а также короткая пилотажная трасса с малым количеством прямых отрезков нивелировала аэродинамическую неэффективность шасси.

Обновленная и стабилизированная «Альпин» вновь маячит на границах топ-10 – в Катаре французов не сдерживает менее эффективный мотор, а настройки аэрообвеса после финальной волны улучшений они подбирают достаточно эффективно. «Альпин» привезла и самые большие новинки – новый носовой обтекатель. Однако «Хаас» за счет более сбалансированной и универсальной машины и таланта Хюлькенберга укрепил преимущество в Кубке!

«Хаас» удерживал чемпиона 6 кругов и вновь соответствовал темпу команд из топ-3 Кубка конструкторов – впечатляющий итог для самой маленькой команды «Ф-1». 

Схватка за Кубок конструкторов и важные позиции общего зачета продолжатся уже официально зимой – 1 декабря здесь же, в Катаре.

Что еще почитать о Гран-при Катара?

Фото: Gettyimages.ru/Joe Portlock