11 мин.

Чемп онлайн-«Ф-1», звезда гонок США – кто светил в первой молодежной «Формуле» России

Со следующего сезона в российские гонки должна вернуться национальная «Формула-4»: о подготовке к чемпионату, планах организаторов и возможных трудностях мы уже рассказывали в отдельном материале: в ноябре в Сочи провели учебно-тренировочный сбор и спринт-гонку, а на 2025-й уже запланирован целый чемпионат из 18 болидов.

Но вообще в России уже проводили юниорскую серию и раньше – в международном статусе североевропейского чемпионата ФИА.

С момента основания в 2015-м и по 2018-й чемпионат SMP F4 NEZ приезжал не только на автодромы нашей страны, но также в Финляндию, Нидерланды, Швецию и Эстонию, а среди команд-участниц была, например, картинговая школа Фернандо Алонсо AF Racing и одни из мейджоров в мире младших «формул» – «МП Моторспорт». Помимо местных гонщиков в соревнованиях успели выступить десятки иностранцев, некоторые из которых позже добились определенных высот в мировом автоспорте.

Конечно, не совсем корректно утверждать, что именно российская «Формула-4» взрастила чемпионку нынешней женской «Академии «Ф-1» (гонки поддержки Гран-при для девушек на болидах «Ф-4») Марту Гарсию или новичка «Макларена» в «Индикаре» Кристиана Лундгора. Ведь параллельно нашему чемпионату спортсмены участвовали в аналогичных моносериях и других стран, но это обычная практика – подростку нужно набрать как можно больший накат в открытых колесах после картинга. Тем не менее когда-то у нас в стране «фармили» не только свои гоночные таланты, но и зарубежные! А судьба самых известных участников чемпионата заслуживает исследования – вот оно.

Нико Кари: чемпион-охотник

Финн Нико Кари стал чемпионом иннаугурационного сезона-2015. С семью победами он заранее обеспечил себе титул за три гонки до финала, а в следующем году благодаря этому чемпионству получил поддержку системы «Ред Булл» (где продержался всего пару сезонов) и залетел на два этапа в GP3 – предшественник нынешней «Формулы-3». В третьей по силе «формульной» серии Кари выиграл всего одну гонку за три полных сезона и без каких-либо успехов проехал два заключительных Гран-при 2018 года в старшей «Ф-2», в том числе в Сочи.

Ничего не добившись в открытых колесах, Нико перешел в младший класс LMP3 спортпрототипов «Европейской серии «Ле-Ман», где по итогам «пандемийного» сезона-2020 его экипаж занял четвертое место в категории. Затем последовал годичный перерыв и разовое возвращение в «Формулу-3» в 2022-м на гонку в Бахрейне за середняков из швейцарского «Йенцера». После этого Кари, похоже, оставил попытки сделать карьеру гонщика и, судя по его соцсетям, проводит время за охотой и рыбалкой у себя в Финляндии.

Например, этой осенью первый чемпион SMP F4 постил фото со своими новыми «трофеями» – подстреленными где-то в северных лесах огромными лосями.

Юэль Эрикссон: резервист в электро-«Ф-1»

Гонщик из Швеции выступил всего лишь в трех гонках все в том же первом чемпионате 2015 года: в активе остался один подиум и четвертое место на финском автодроме «Ахвенисто». Зато Эрикссон в итоге смог стать востребованным профессионалом: сначала сражался за титул в европейской «Формуле-3» в 2017-м аж с Ландо Норрисом (там же обыграл других будущих пилотов «Ф-1» Никиту Мазепина, Мика Шумахера и Чжоу Гуаньюя), а с нехваткой спонсорских средств на следующие шаги в карьере перешел в «кузова». Там ездил за заводские коллективы «БМВ» в ДТМ и длинных гонках по «Нюрбургрингу» и дождался нового вызова в открытые колеса – но с электромоторами. В «Формуле Е» швед проехал уже 10 гонок и сейчас пребывает в статусе резервного пилота «Ягуара».

Рихард Версхор: долгожитель «Формулы-2»

В 2016 году для 15-летнего Версхора североевропейский чемпионат «Формулы-4» стал дебютом в открытых колесах – и нидерландец выиграл уже в своей первой гонке, проходившей на «Сочи Автодроме». Затем Рихард выдал невероятную серию из 10 побед подряд и уверенно забрал титул, параллельно выступая в четырех других «формульных» сериях (выиграв еще и испанскую «Ф-4»).

Правда, после такого ошеломительного старта вундеркинд словно застрял в минорах: 4 года в региональных сериях и «Формуле-3», а затем столько же в «Формуле-2». Там же Версхор заявлен и на сезон-2025, уже традиционно за соотечественников из «МП Моторспорт», с которыми выигрывал еще нашу «Формулу-4» почти 10 лет назад!

Ярно Опмеер: дважды выиграл виртуальную «Ф-1»

Занял второе место вслед за Версхором в чемпионате 2016 года его ровесник и напарник по «МП Моторспорт» Ярно Опмеер. До «Ф-4» Опмеер успешно выступал в локальных соревнованиях по картингу у себя в Нидерландах, став чемпионом страны в детских классах Мини и ОК, а после вице-чемпионства в чемпионате «СМП» ушел в Еврокубок «Формулы-Рено». Это стало вершиной в послужном списке Ярно как гонщика на реальных болидах.

Зато в 2019-м экс-формулист начал восхождение в виртуальном спорте: четвертое место в виртуальной версии чемпионата «Формулы-1». Уже в следующем году, когда из-за пандемии настоящие гонщики сидели почти полгода по домам, симрейсинг набрал небывалую популярность и престиж. Как раз в этот момент Опмеер выиграл свой первый титул в официальном виртуальном турнире «Формулы-1» за «Альфа Ромео» («Заубер») и в конце сезона получил предложение перейти в симрейсинговую команду «Мерседеса». С ними нидерландец защитил титул и дополнительно оформил по вице-чемпионству – в виртуальной «Ф-1» и «Формуле Е».

А на 2025 год звезду симрейсинга пригласил в свою киберспортивную команду уже «Ред Булл»! Оказаться в одной системе с Максом Ферстаппеном, который сам регулярно гоняет в виртуальных соревнованиях – пожалуй, нельзя было представить лучшего исхода для парня, упустившего шанс в реальных гонках после многообещающего старта.

Кристиан Лундгор: пилот «Макларена», но не в «Ф-1»

Еще один чемпион совместной серии «Ф-4» – причем в 2017 году датчанин взял еще и высшую награду испанского монокласса. После этого он планомерно прошел все ступени открытых колес, где иногда светился в группе лидеров вплоть до «Формулы-2», но так и не добился каких-то регалий. Лучшим сезоном для Лундгора в «Ф-2» стал дебютный 2020 год, когда он выиграл две гонки и по итогам стал седьмым в зачете пилотов.

В 2021-м Кристиан еще поработал резервистом «Альпин», но гораздо важнее для его карьеры (да и во многом для молодых пилотов из Европы) стал другой шаг. В тот год Лундгор подписал контракт с командой легендарного гонщика Бобби Рэйхола и известного телеведущего Дэвида Леттермана в «Индикаре». С ними датский пилот провел следующие три сезона североамериканской серии, став крепким «середняком» пелотона, и выиграл городскую гонку в Торонто.

В итоге на 2025 год Лундгора позвал защищать свои цвета «Эрроу Макларен» – американская ветвь британской гоночной империи. Решение Кристиана уехать выступать за океан в другом топ-классе открытых колес после потери шансов на попадание в «Ф-1» предвосхитило переход многих других молодых гонщиков, не получивших шанс в Гран-при – от чемпиона «Ф-2» Тео Пуршера до известного юниора из Санкт-Петербурга Роберта Шварцмана.

Бент Вискал: дошел до высшего класса прототипов

Вице-чемпионом в год триумфа Лундгора стал нидерландец Бент Вискал. После «Ф-4» он провел два сезона в мировой «Ф-3» – 1 победа, 2 подиума. Затем сезон в «Ф-2» – 2 подиума. Как правило, с такими результатами молодые пилоты могут рассчитывать лишь на продолжение в спортпрототипах, что и случилось с Вискалом. 2024 год стал прорывным – помог переход под крыло крупной немецкой команды «Протон», являющейся клиентом «Порше», а с 2023-го еще и «Форда». Вискал смог порулить немецким гиперкаром в американской серии гонок на выносливость IMSA, а в «Европейском «Ле-Мане» его экипаж занял итоговое третье место младшей категории LMP2. За океаном в составе «Протона» начнет и следующий сезон.

Тристан Шарпентье: поменял «кольцо» на ралли

Довольно необычно сложилась гоночная карьера француза Тристана Шарпентье. В SMP F4 он проехал всего один этап в Сочи и не поднялся выше 16-го места. Далее он последовательно попробовал силы в британской «Формуле-3», японской «Супер-Формуле» и, наконец, в североамериканском чемпионате «Инди Про 2000» (готовит молодых пилотов к участию в главном гоночном ивенте Америки – «Инди-500»). Нигде не добившись значимых результатов, спустя 4 года Шарпентье материализовался в ралли, заявившись сразу в мировой и европейский чемпионат 3-й категории (WRC3 и ERC3 соответственно), где даже записал на свой счет один подиум.

Марта Гарсия: чемпионка в женских «формулах»

В статистике испанской гонщицы можно отыскать разовое участие в московском этапе североевропейской «Ф-4» 2017 года – в одной из гонок 17-летняя девушка финишировала шестой и получила сразу 8 очков в личном зачете. Однако тогда приоритетом для нее был родной чемпионат, поэтому на этом выступления вместе с русскими и скандинавскими юниорами закончились. Примечательно, что Гарсия стала первой пилотессой в истории чемпионата. Годом позже в SMP F4 NEZ дебютировала россиянка Ирина Сидоркова, с которой Марта позже пересеклась в гонках серии W – первой попытки создать чемпионат с болидами чисто для женщин.

После того, как серия W обанкротилась, Гарсия перешла в ее замену от владельца прав на Гран-при – «Академию Ф-1», чей инаугурационный сезон выиграла в составе «Према». Победа помогла Марте получить приглашение в программу поддержки гонщиц Iron Dames под патронажем крупного итальянского альянса «Према» и Iron Lynx. За них ездит в том числе одна из самых перспективных мировых гонщиц – проспект «Мерседеса» и экс-напарница Даниила Квята Дориан Пен. Что касается Гарсии, то пока каких-либо значимых результатов в старших «формулах» ей достичь не удалось – осваивается в региональной «Европейской Формуле» (промежуточная стадия между «Ф-4» и «Ф-3»)..

Российские выпускники

Ядром регионального чемпионата «Формулы-4», который проводили в нашей стране с 2015 по 2018 год, тем не менее были российские пилоты. Впоследствии все они сформировали элиту местных кольцевых гонок, заодно показав себя на международном уровне.

Вице-чемпион первого сезона Владимир Атоев теперь является одним из лидеров отечественного туринга. Занявший третье место годом позже Александр Вартанян бил рекорды Ферстаппена, но потом из-за недостатка финансирования сконцентрировался на соревнованиях в России. В 2017 году в топ-3 чемпионата финишировал Александр Смоляр – он позже выиграл три гонки мировой «Формулы-3», а теперь стал одним из лидеров в российском туринге и гонках спортпрототипов. Ирина Сидоркова проехала два сезона «Ф-4» (второй в 2019 уже после отзыва у чемпионата сертификата ФИА) и стала, пожалуй, самой популярной гонщицей страны – сейчас она регулярно приезжает на подиумы в гонках ГТ, а также за рулем спортпрототипов. В зарубежных сериях отметились два других выпускника: двукратный триумфатор «24 часов Спа» Алексей Несов и Денис Булатов, выступающий сейчас в Германии.

И хотя проект все-таки прекратил существование, а международная кооперация прекратилась, можно сказать, что польза от прежней «Формулы-4» ощущается в российском автоспорте по сей день.

Какие результаты принесет вторая попытка? Ваши предположения?

Что еще почитать про автоспорт в России?

Фотографии: SMP Racing, соцсети, IMAGO/Eibner-Pressefoto/Annika G, Panoramic/Keystone Press Agency/Globallook Press, Christopher Katsarov/Keystone Press Agency/Global Look Press; Gettyimages.ru/James Sutton; instagram.com/atoevv/