Уилл Бакстон. «Гран-при. Иллюстрированная история Формулы-1»: 2000-е
...
2000-е
В 2000-х годах звезда «Формулы-1» сияла все ярче, поскольку спорт выходил на новые территории с новыми гонками и новыми командами. Крупнейшие автопроизводители увидели потенциал участия в «Формуле-1», и хотя некоторые из них предпочли сотрудничать с существующими независимыми командами, некоторые пришли в «Формулу-1» самостоятельно. Разразилась война расходов, производители выделяли неограниченные средства на развитие, и почти все десятилетие в чемпионате не было ни одной независимой команды, выигравшей титул... до 2009 года, когда десятилетие закончилось почти невероятной сказкой.
Первые годы десятилетия были окрашены в красный цвет, а точнее, в rosso corsa. В начале 2000-х годов «Феррари» властвовала так, как еще не было в истории «Формулы-1». Команда, собранная Жаном Тодтом в Скудерии, была настолько сильна, что за первые пять лет эры «Феррари» выиграла пятьдесят семь из восьмидесяти пяти проведенных гонок. Михаэль Шумахер выиграл пять чемпионатов мира подряд. «Феррари», включая победу в 1999 году, завоевала шесть титулов подряд. По сути, если вы участвовали в гонках «Формулы-1» с 2000 по 2004 год и не были Михаэлем Шумахером или «Феррари», то у вас не было ни единого шанса.
Однако треть побед в гонках за этот период досталась другим командам и гонщикам. «Макларен» представлял постоянную угрозу. «Уильямс» с Хуаном Пабло Монтойей, перешедшим из Индикара, тоже периодически пугал бегущий поезд Шумахера. Даже младший брат Михаэля Шумахера Ральф участвовал в гонках, регулярно побеждая в них. С 2003 года восемь лучших гонщиков стали набирать очки под флагом.
БМВ вернулась в «Формулу-1», сначала став партнером «Уильямс», а затем и самостоятельной командой, возглавив «Заубер». «Тойота» пришла в спорт в 2002 году, а в 2006 году «Хонда» стала владельцем команды BAR, которая присоединилась к Ф1 на рубеже десятилетия под большой шумихой. В конце концов «Бенеттон» перешел к поставщику двигателей «Рено», что ознаменовало возвращение французского производителя в спорт в качестве конструктора. Это произошло благодаря возвращению Флавио Бриаторе и его молодого подопечного Фернандо Алонсо, который наконец-то сверг монополию «Феррари» и завоевал несколько титулов в 2005 и 2006 годах.
Получив значительные инвестиции от «Мерседеса», «Макларен» вернулся во второй половине десятилетия и в 2007 году начал борьбу с «Рено» и «Феррари», а их собственная молодая суперзвезда сэр Льюис Хэмилтон встал в один ряд с теперь уже двукратным чемпионом Алонсо. Но споры перевернули ход сезона, когда команда была признана виновной в принятии досье, содержащего секретные разработки «Феррари». Гонщики «Макларен» уступили титул на одно очко, а сама команда была оштрафована на $100 млн. и лишена всех очков. Тем временем «Феррари» вновь набрала форму и завоевала титул благодаря протеже «Макларена» Кими Райкконену, который в том же году перешел в Скудерию вместо ушедшего на покой Михаэля Шумахера. «Макларен» и Хэмилтон загладили свою вину в следующем году, лишив «Феррари» Фелипе Массы титула в последнем повороте последнего круга последней гонки сезона 2008 года, хотя сами «Феррари» в итоге получили свой последний на данный момент кубок конструкторов.
С точки зрения регулирования, 2000-е годы были интересным периодом. ФИА признала, что не может контролировать использование трекшн-контроля, поэтому организации пришлось легализовать его в 2001 году — позже, в 2008 году, они стандартизировали электронные блоки управления, чтобы раз и навсегда искоренить трекшн-контроль. По мере того, как стоимость двигателей росла, выходя за пределы возможностей небольших команд, их количество было ограничено до одного в уик-энд, чтобы попытаться сократить расходы; для тех, кто превысил свои ассигнования, впервые были введены сходы с трассы. Разработка двигателя была остановлена путем замораживания технических характеристик в очередной попытке снизить затраты. Финансовое бремя стало особенно болезненным, когда изменился регламент на двигатели, заставивший все команды перейти с двигателей V10 на V8. Чтобы успокоить небольшие команды, в первые годы действия новых правил по двигателям им было разрешено использовать тюнингованные V10 для экономии средств и повышения надежности.
С точки зрения безопасности одним из самых значительных изменений в 2000-х годах стало внедрение системы поддержки головы и шеи (HANS) — защитного устройства, призванного ограничить движение шлема и головы водителя в случае аварии и тем самым ограничить возможные травмы мозга и позвоночника. А сликовые шины больше не были сликовыми. Впервые с 1970 года на шинах для сухой погоды появились канавки, призванные ограничить сцепление с дорогой и снизить скорость.
Развитие аэродинамики шло практически беспрепятственно. С середины 2000-х годов все большее количество фликов и крыльев появлялось практически во всех мыслимых местах на машинах в попытке притянуть к себе каждый клочок прижимной силы. А в 2007 году, когда в «Формуле-1» остался только один поставщик шин, в правила были внесены изменения, согласно которым все гонщики должны были использовать в Гран-при шины как с жестким, так и с мягким составом. Но в 2009 году, когда был переписан технический регламент, автомобили претерпели значительные изменения. Аэродинамические подвески были запрещены, задние крылья стали высокими и узкими, а передние — низкими и широкими, поскольку вернулись слики. Двигатели были ограничены до 18 000 оборотов в минуту, и впервые команды могли использовать энергию, создаваемую при торможении, с помощью системы рекуперации кинетической энергии (KERS).
К концу десятилетия годы бесплодных и скромных результатов для некоторых крупных производителей заставили их пересмотреть свои гоночные программы. В конце 2008 года «Хонда» внезапно и неожиданно отказалась от участия в соревнованиях, несмотря на то, что вложила огромные средства в новый пакет правил на 2009 год. Росс Браун, тогдашний директор японской команды, выкупил заявку на участие в соревнованиях за один фунт стерлингов, обеспечил поставку двигателей от «Мерседес» и нанял всех сотрудников «Хонды» Ф1 в свою собственную команду «Браун GP» . В своем единственном сезоне в «Формуле-1» команда Росса Брауна совершила немыслимое: она взяла поул и победила в дебюте, а к концу сезона Дженсон Баттон, выступавший за рулем «Брауна», стал чемпионом мира. «Браун» также выиграл чемпионат конструкторов. «Тойота» и БМВ последовали примеру «Хонды» и ушли из спорта, поскольку глобальное финансовое давление заставило всех крупных производителей пересмотреть свою позицию в спорте. После десятилетия господства фабрик 2010-е годы начнутся с того, что независимые компании снова окажутся в лидерах.
Фернандо Алонсо
2-кратный чемпион
На момент своей первой победы в «Формуле-1» Фернандо Алонсо был самым молодым победителем Гран-при в истории. Его восхождение на вершину завершило эру господства Михаэля Шумахера, но после двух лет, когда он взял спорт штурмом, споры и ошибочные шаги все больше отдаляли его от третьей короны. Но после ухода из «Формулы-1» соблазн оказался слишком сильным, и в сорок лет Алонсо снова оказался в игре.
Алонсо родился в Овьедо, Испания, в 1981 году и впервые попробовал себя в гонках на самодельном картинге, который его отец построил для его сестры. Однако именно юный Фернандо увлекся скоростью, и уже в пять лет у него была лицензия на картинг. Он быстро прогрессировал, выигрывая гонки на картингах и чемпионаты, а в семнадцать лет перешел в одноместные гонки, выиграл чемпионат в «Формуле Ниссан» с первой попытки и перешел в «Формулу 3000». В 2001 году, в возрасте девятнадцати лет, Алонсо дебютировал в «Формуле-1» за второсортную команду «Минарди». Несмотря на то, что он не набрал ни одного очка, он впечатлил паддок своей скоростью и самоотдачей. Им стал руководить босс «Рено» Флавио Бриаторе. Алонсо провел 2002 год в качестве тестера во французской команде, а в 2003 году перешел на постоянную работу. В том сезоне он завоевал четыре подиума и первую победу, а в 2004 году — еще четыре подиума, что позволило ему подготовиться к самому большому году в своей карьере — 2005.
Он доминировал в чемпионате, выиграв семь гонок, и повторил этот подвиг с тем же количеством побед в 2006 году. Его гоночная техника была виртуозной, что сделало его одним из самых бесстрашных и одаренных от природы гонщиков своего поколения. Но его попытки играть в сложную политическую игру «Формулы-1» стали для него бельмом на глазу. Став двукратным чемпионом, он перешел в «Макларен» в 2007 году, но там обнаружил, что его партнер по команде, сэр Льюис Хэмилтон, оказался гораздо более сложным, чем он ожидал. Проведя всего год в «Макларен», Алонсо вернулся в «Рено».
Два года в составе французской команды не принесли особых успехов, пока переход в «Феррари» не пообещал вновь чемпионские шансы. В течение следующих пяти лет он трижды финишировал вторым в чемпионате, прежде чем он и команда потеряли терпение друг к другу. Ему удалось добиться шокирующего перехода в «Макларен», но, когда команда уже и близко не стояла к своей былой славе, он снова стал разочаровываться.
В конце 2018 года Алонсо покинул «Формулу-1», чтобы участвовать в чемпионате мира по гонкам на выносливость с «Тойотой», который он выиграл вместе с «24 часами Ле-Мана». Он участвовал в Ралли Дакар и попытался завершить тройную корону, приняв участие в гонке Инди 500. Затем, неожиданно для всех, в 2021 году он вернулся в «Формулу-1». После двух сезонов в своей бывшей команде «Рено» (которая была переименована в «Алпайн») он подписал контракт с «Астон Мартин», и в 2023 году, в возрасте сорока одного года, уже смягчившийся с возрастом, он снова регулярно поднимался на подиум, демонстрируя то же ошеломляющее мастерство, которое отличало его два десятилетия назад.
Сейчас Алонсо является самым опытным гонщиком в истории «Формулы-1», и неизвестно, как долго он еще продержится в спорте и чего сможет достичь. Похоже, для вечно конкурентоспособного чемпиона мира нет конца.
/// все еще активно выступает ///
Кими Райкконен
1-кратный чемпион
Вундеркинд, продемонстрировавший невероятный потенциал в столь юном возрасте, что дебютировал в «Формуле-1» по временной лицензии, Кими Райкконен стал феноменом. Увлекательные и разочаровывающие в равной степени, были случаи, когда мир стоял у его ног, но были и моменты, когда казалось, что, несмотря на его, казалось бы, безграничный талант, он никогда не сможет выполнить свое предназначение. И все же ему это удалось — он стал чемпионом мира в составе самой знаменитой команды в этом виде спорта.
Райкконен родился в 1979 году недалеко от Хельсинки (Финляндия) и начал свой роман со скоростью на мини-мотоциклах в возрасте трех лет. Вскоре он уже демонстрировал огромные способности на четырех колесах, с десяти лет участвуя в гонках на картингах. В восемнадцать лет он пересел на одноместные модели, что совпало с его обязательной военной службой, но, тем не менее, ему удалось продолжить участие в соревнованиях. В итоге он перешел в «Формулу Рено», где принял участие в двадцати гонках, выиграв тринадцать и завоевав два титула.
Он произвел впечатление на тестах «Формулы-1» в составе «Заубера», и в 2001 году, проведя всего двадцать три гонки на открытых колесах, Райкконен дебютировал в Гран-при, заключив контракт с командой. Известно, что за полчаса до начала гонки его застали спящим, но в дебюте он набрал очки. Его уверенные выступления привлекли внимание «Макларена», который пригласил его на замену соотечественнику Мике Хаккинену в 2002 году.
Немногословный человек, который, как известно, не любит появляться в СМИ, Райкконен быстро стал любимцем фанатов. Он делал все по-своему и участвовал в гонках так, как действовал — прямолинейно и с абсолютной убежденностью. Его радиопереговоры стали легендарными, поскольку он не одобрял любые приказы, с которыми не был согласен. Хотя его считали неразговорчивым и угрюмым, он умел веселиться и делал это при любой возможности.
Переход в «Макларен» превратил Райкконена в многократного победителя гонок, но чемпионство ускользало от него на протяжении пяти лет работы в команде. Этот период совпал с эпохой господства Михаэля Шумахера и «Феррари» и появлением Алонсо и «Рено» в середине 2000-х годов. Однако его репутация чемпиона, который ждет своего часа, позволила ему подписать контракт с «Феррари» на 2007 год, чтобы заменить ушедшего Шумахера. Приехав на заключительную гонку сезона, он уже выиграл пять гонок против четырех у каждого пилота «Макларен», а блестящий финальный заезд и шестая победа принесли ему победу в чемпионате мира с отрывом в одно очко. Он выиграл еще несколько гонок, но к концу 2009 года его звезда начала тускнеть, и он ушел из спорта, чтобы участвовать в ралли и НАСКАР.
Как и для многих, тяга к «Формуле-1» оказалась слишком сильной, и он вернулся, чтобы оживить команду «Лотус/Рено», а затем сенсационно вернулся в «Феррари», где пробыл еще пять сезонов. Хотя он больше никогда не был таким, как Райкконен в прошлом, его постоянство и спокойный характер сделали его идеальным партнером по команде для ведущих гонщиков Скудерии. На два последних сезона он вернулся в «Заубер», теперь переименованный в «Альфа Ромео», и ушел из команды, в которой все начиналось. До своей последней гонки в 2021 году он оставался одним из самых быстрых от природы гонщиков в спорте. Он остается последним чемпионом мира в составе «Феррари».
349 заездов /// 21 победа /// 103 подиума /// 18 поул-позиций /// 46 быстрейших кругов
Сэр Льюис Хэмилтон
7-кратный чемпион
Сэр Льюис Хэмилтон со скромного старта поднялся по карьерной лестнице в автоспорте и стал одним из величайших гонщиков всех времен. Он не просто определил свое поколение, он переосмыслил, каким может быть чемпион мира, объединив невероятное управление автомобилем и запредельную скорость с более широким пониманием того, как использовать свою славу для достижения близких его сердцу целей. Легенда гоночных трасс, Хэмилтон за свою карьеру стал иконой мирового масштаба.
Хэмилтон родился в Стивенэйдже, Англия, в 1985 году. Его родители разошлись, когда ему было два года, а в двенадцать лет он переехал жить к отцу, который работал на трех работах, чтобы иметь возможность отправлять сына на картинг. На церемонии награждения в возрасте тринадцати лет он подошел к боссу «Макларен» Рону Деннису и сказал, что хотел бы однажды участвовать в гонках за его команду. Впечатленные отношением юноши к делу, Деннис и «Макларен» начали финансово поддерживать карьеру Хэмилтона. Он отплатил им титулами чемпиона Европы и мира по картингу, а затем перешел в одноместные команды и стал чемпионом «Формулы Рено», «Формулы-3» и GP2. В сезоне 2007 года он подписал контракт с командой «Макларен» в «Формуле-1».
В дебюте он завоевал подиум, а свою первую победу одержал всего лишь в шестом старте. Несмотря на свою неопытность, он смог сравняться (и зачастую, побеждать) со своим двукратным партнером по команде Фернандо Алонсо, который был недоволен тем, что его так конфузят. Хэмилтону не хватило всего одного очка, чтобы завоевать титул в свой первый сезон, но во второй год он добился успеха и стал чемпионом мира 2008 года. То, как он это сделал, пройдя решающий поворот на последнем круге последней гонки, чтобы заработать необходимые очки, отражает его решимость.
Но у «Макларен» начался устойчивый спад. Хэмилтон выигрывал гонки каждый сезон, но после четырех лет, когда ему не удалось завоевать очередной титул, он решился на авантюру и покинул команду, которая поддерживала его всю карьеру. Переход в «Мерседес» оказался лучшим решением в его жизни. Вместе с другом детства и товарищем по картинговой команде Нико Росбергом он стал центром зарождающейся команды. Команда начала выигрывать гонки и нацелилась на чемпионство, но по мере роста скорости отношения Хэмилтона и Росберга разладились. Росберг выиграл один титул, но Хэмилтон завоевал еще шесть, победив всех, кто пытался отобрать у него корону. Он установил новые рекорды по количеству поулов, количеству побед и количеству самых быстрых кругов.
Но наряду с гонками Хэмилтон понял, что ему предстоит сыграть и более важную роль. Будучи выдающимся чернокожим человеком в преимущественно белом мире гонок, он задумался о дополнительных препятствиях, которые ему пришлось преодолеть за свою карьеру. В его спорте не так много людей, похожих на него или прошедших его путь. Он был полон решимости использовать свое положение для того, чтобы добиваться перемен и делать значимые шаги в направлении улучшения инклюзивности и равноправия в автоспорте.
Он шокировал мир, объявив, что с 2025 года будет выступать за «Феррари».
Партнерство самого успешного гонщика в истории «Формулы-1» с самой успешной командой этого вида спорта не может не радовать.
/// все еще активно выступает ///
Дженсон Баттон
1-кратный чемпион
Многие гонщики никогда не оказывались в нужный момент в нужной машине, и даже когда им это удавалось, еще меньше тех, кто смог собрать все воедино и выиграть величайший приз в автоспорте. У Дженсона Баттона был один золотой год, одна возможность выиграть чемпионат мира, и он ухватился за этот шанс обеими руками.
Баттон родился в Фроуме, Англия, в 1980 году и после развода родителей жил с отцом, известным гонщиком ралли-кросса. Дженсон боготворил своего отца и с ранних лет хотел участвовать в гонках. Когда он начал заниматься картингом, сразу стало ясно, что яблоко от яблони недалеко упало. В восемнадцать лет он пересел на одноместные автомобили и с первой же попытки выиграл чемпионат «Формулы Форд». Еще большего успеха он добился в следующем году в «Формуле-3», где стал лучшим новичком и классифицировался третьим. Проведя несколько тестов на машинах «Формулы-1», он получил свой большой шанс и контракт с «Уильямсом» на 2000 год, набрав очки уже во второй гонке.
По окончании сезона он был отдан в аренду «Рено» на следующие два года, а в 2003 году перешел в команду BAR. Молодой, симпатичный и быстро соображающий Баттон был мечтой пиарщиков. Но его увлечение заголовками таблоидов и веселый образ жизни привели к критике со стороны некоторых членов паддока, которые считали, что он больше интересуется вечеринками, а не занимается гонками, хотя все знали, насколько быстрым он был на самом деле, с почти непринужденным стилем вождения, обрамленным целью и грацией. Несмотря на быструю машину в 2004 и 2005 годах, победы ему не доставались. Затем в 2006 году, в переменчивых условиях гонки, он воспользовался возможностью и победил в Венгрии.
После того как «Хонда» возглавила команду BAR и стала выпускать плохие машины, карьера Баттона стремительно пошла под откос. Когда в конце 2008 года «Хонда» ушла из спорта, казалось, что время Баттона в «Формуле-1» подошло к концу, и он одержал всего одну победу, не смотря на все свои сильные стороны. Затем остатки команды были куплены Россом Брауном, их новая машина наконец-то вышла на трассу, и Баттон понял, что его шанс пришел.
Машина была ракетным кораблем, и англичанин взял поул и одержал победу в двух первых гонках. Он выиграл шесть из семи первых гонок. Маленькая команда изо всех сил старалась опередить своих соперников, которые по ходу сезона догоняли «Браун», но Баттон сделал достаточно в первой половине сезона, и, вопреки всему, и он, и «Браун» были провозглашены чемпионами мира 2009 года.
Баттон перешел в «Макларен» в 2010 году и провел в команде следующие семь лет, опередив своего партнера по команде сэра Льюиса Хэмилтона и заняв второе место в 2011 году, и выиграл еще восемь гонок, после чего завершил карьеру в конце 2016 года. Он участвовал в гонках Super GT в Японии, выиграв чемпионат, и совершил разовое возвращение в «Формулу-1» в Монако в 2017 году.
Сегодня Дженсон Баттон живет в Америке с женой и детьми, является популярным телеобозревателем и продолжает участвовать в гонках и чемпионатах, таких как «24 часа Ле-Мана» и НАСКАР.
306 заездов /// 15 побед /// 50 подиумов /// 8 поул-позиций /// 8 быстрейших кругов
Роберт Кубица
История Роберта Кубицы — это история о том, что могло бы быть. Первый польский гонщик, выступавший в «Формуле-1», Кубица был тем гонщиком, которого великие чемпионы той эпохи оценивали наиболее высоко. Но несчастный случай, из которого ему посчастливилось выбраться живым, изменил все.
Кубица родился в 1984 году и с ранних лет полюбил вождение, тренируясь на картингах, пока ему не разрешили участвовать в соревнованиях в возрасте десяти лет, и за три года он выиграл шесть титулов. Еще в подростковом возрасте он переехал в Италию, жил на фабрике своей команды по картингу и спал на полу. Он просто жил гонками и стал одним из самых уважаемых и востребованных гонщиков своего поколения.
Его взяли в программу молодых пилотов «Рено», и он начал участвовать в гонках на одноместных автомобилях, заняв второе место в итальянском чемпионате «Формулы Рено», а затем выиграв титул чемпиона Мировой серии «Рено» в 2005 году. Его успехи привлекли внимание команды БМВ Ф1, которая подписала с ним контракт на 2006 год в качестве резервного пилота. Когда Жак Вильнев покинул команду в середине сезона, Кубица был переведен на постоянное место в гоночном зачете и в дебюте обошел своего партнера по команде.
В 2007 году Кубица стал стабильно набирать очки, но когда его звезда взошла, он попал в ужасную аварию на скорости 300 км/ч, инцидент 75 G на Гран-при Канады. Удивительно, но после аварии он пропустил всего одну гонку, вернувшись в квалификацию и финишировав четвертым. Он остался в БМВ на 2008 год, и хотя сезон больше всего запомнился борьбой за чемпионский титул между Фелипе Массой из «Феррари» и Льюисом Хэмилтоном из «Макларена», большую часть года Кубица был в полной готовности к борьбе за титул. Он выиграл свой первый и единственный Гран-при на месте своей аварии годом ранее, что вывело его на вершину турнирной таблицы. БМВ, однако, считала, что в 2009 году у них будет больше шансов побороться, и, когда они сосредоточились на следующем сезоне, его машина выбыла из борьбы за чемпионство.
Но 2009 год оказался для команды далеко не таким конкурентоспособным, и когда в конце года БМВ ушла из спорта, Кубица стал свободным агентом. В 2010 году он вернулся в «Рено», команду, которая поддерживала его раннюю карьеру, и завоевал три подиума. Затем он подписал предконтракт на участие в гонках за «Феррари» в 2012 году. Но его главный шанс так и не выпал. Будучи гонщиком до мозга костей, Кубица любил соревноваться везде, где только можно, и время от времени участвовал в ралли. В начале 2011 года он участвовал в ралли «Италия Сардиния» и попал в серьезную аварию: его автомобиль вылетел с дороги и ударился о металлический барьер, в результате чего ему частично оторвало правое предплечье. Он сохранил руку, но ее подвижность была ограничена, и его гоночная карьера, похоже, была закончена.
Невероятно, но Кубица вернулся в чемпионат мира по ралли, а затем и в «Формулу-1» в составе команды «Уильямс». Его гоночные подвиги продолжились в спорткарах, где он стал чемпионом 2023 года в классе LMP2. Несмотря на то, что Кубица так и не добился успеха в «Формуле-1», Льюис Хэмилтон и Фернандо Алонсо считают его одним из самых сильных соперников, с которыми они когда-либо сталкивались. Если бы судьба распорядилась иначе, можно только гадать, чего бы он мог добиться на «Феррари» в 2010-х.
99 заездов /// 1 победа /// 12 подиумов /// 1 поул-позиция /// 1 быстрейший круг
Лучшие из остальных: 2000-е
Фелипе Масса
Фелипе Масса на тридцать секунд стал чемпионом мира в 2008 году, пересек линию на своей домашней трассе в Сан-Паулу (Бразилия), одержав победу и набрав достаточное количество очков, чтобы стать чемпионом. Но полминуты спустя, улучшив позицию в последнем повороте последнего круга, сэр Льюис Хэмилтон заработал дополнительное очко, необходимое ему, чтобы лишить Массу титула. После травмы головы, полученной в результате несчастного случая, отважный бразилец вышел из строя на большую часть 2009 года и больше никогда не сражался за титул.
Рубенс Баррикелло
Редко можно встретить гонщика, более обожаемого всеми, чем Рубенс Баррикелло, вечно веселый бразилец, сочетавший в себе скорость с постоянством и непоколебимой преданностью своим командам и своему спорту. Он был послушным вторым номером Михаэля Шумахера в эпоху господства «Феррари», помогая им завоевать множество чемпионских титулов, а затем стал помощником «Брауна» в гигантском сезоне 2009 года. Девятнадцать сезонов он выступал в «Формуле-1», затем перешел в Индикар, а с 2012 года — в бразильские сток-кары и завоевал несколько титулов.
Дэвид Култхард
Дэвид Култхард пришел в «Формулу-1» при трагических обстоятельствах: после гибели Айртона Сенны он был призван на место гонщика команды «Уильямс». Но Култхард никогда не был просто дублером: его талант был очевиден с самых ранних лет. Он стал многократным победителем гонок и, в конечном счете, основным гонщиком команды «Макларен», сформировав великолепное партнерство с Микой Хаккиненом. Он блистал на протяжении 1990-х и 2000-х годов, но его лучший год пришелся на 2001-й, когда он занял второе место после Михаэля Шумахера. Он завершил свою карьеру в «Формуле-1» в команде «Ред Булл», где помог создать фундамент, на котором строился ее дальнейший успех.
Хуан Пабло Монтойя
Чемпион Индикар и победитель Идти 500 Хуан Пабло Монтойя был последним гонщиком, который успешно перешел из Инди в «Формулу-1». Он был гонщиком старой школы, агрессивным и с локтями наперевес. Не испытывая страха, он с первых же гонок «Формулы-1» начал борьбу с устоявшимся порядком, немало удивив Михаэля Шумахера, который никогда не гонялся с кем-то подобным колумбийцу. В любую другую эпоху он мог бы стать чемпионом мира, но в то время «Феррари» настолько доминировала, что у него не было шанса сразиться за высшую корону. Хотя он выступал в «Формуле-1» всего пять с половиной лет, его многие считают одним из лучших гонщиков «Формулы-1» своего поколения.
Титаны 2000-х
«Феррари»
«Феррари» завершила 1990-е годы первой с начала 1980-х годов чемпионатом мира среди конструкторов, но золотой чашей оставался чемпионат среди пилотов. А в 2000 году, спустя двадцать один год после того, как Джоди Шектер в последний раз выиграл чемпионат для гонщиков «Феррари», Михаэль Шумахер начал серию из пяти подряд мировых титулов со Скудерией. В то время шесть подряд побед «Феррари» и пять Шумахера были рекордом, который, как считалось, мало кому удастся побить. Шумахер настолько доминировал в 2002 году, что выиграл титул на Гран-при Франции... в июне, когда половина чемпионата мира еще не была разыграна! Команда завоевала 117 подиумов и 57 побед в 85 гонках с 2000 по конец 2004 года, установив новую планку в истории «Формулы-1». Шумахер ушел из команды в конце 2006 года, уступив в двух последних сезонах «Рено» и Фернандо Алонсо, но вскоре «Феррари» вновь обрела свою форму: Кими Райкконен перешел из «Макларена» и выиграл титул в свой первый сезон в команде в 2007 году. «Феррари» воистину была командой, которую в 2000-х годах победить было почти невозможно.
«Рено»
В 2000 году «Рено» договорилась о покупке команды Ф1 «Бенеттон», а в 2002 году французский производитель официально вернулся в Ф1 в качестве конструктора. По-настоящему команда зазвучала в 2003 году, когда в нее пришел испанский юноша Фернандо Алонсо, выигравший в том году свой первый Гран-при. В 2004 году «Рено» едва не заняла второе место в чемпионате мира после прорывного сезона, но именно в 2005 и 2006 годах они попали в заголовки газет. С Алонсо в качестве ведущего пилота и Джанкарло Физикеллой в качестве его напарника по команде, «Рено» завоевала два титула подряд, причем Алонсо выиграл корону гонщика в обоих сезонах. Пытаясь выиграть Гран-при Сингапура в 2008 году, «Рено» заставила второго гонщика, Нельсона Пике-младшего, разбиться по их приказу, что привело к появлению машины безопасности, которая помогла Алонсо одержать победу. Над «Рено» нависла угроза исключения из чемпионата, а боссу команды Флавио Бриаторе на долгие годы запретили играть какую-либо роль в спорте.
«Браун GP»
BAR (British American Racing) присоединился к «Формуле-1» в 1999 году, выставив на старт чемпиона мира 1997 года Жака Вильнева. Основанная менеджером Вильнева Крейгом Поллоком, команда получила поддержку от «Хонды» и к середине 2000-х годов стала регулярным претендентом на подиум, а Дженсон Баттон со временем стал первым пилотом команды. В конце 2005 года «Хонда» купила команду, и в 2006 году она одержала первую победу с Баттоном в Венгрии. Но когда в 2007 и 2008 годах результаты пошли на спад, «Хонда» шокировала спорт и снялась с соревнований в конце сезона. Однако, вложив значительные средства в новый пакет регламента на 2009 год, «Хонда» продала остатки команды Россу Брауну, и «Браун GP» оказалась доминирующей командой в начале года благодаря использованию двойного диффузора, использовав лазейку в правилах. В то время как крупные команды уступали «Брауну» в развитии, команда каким-то образом удерживала лидерство в чемпионате, и в 2009 году Дженсон Баттон и «Браун GP» стали чемпионами мира. По окончании сезона Браун продал команду «Мерседесу», и самое невероятное десятилетие для команды из Брэкли подошло к концу.
«Макларен»
В 2000-е годы «Макларен» была постоянной силой, но до 2008 года ему не удавалось собрать все воедино и выиграть чемпионат среди пилотов. В течение шести лет Эдриан Ньюи оставался главным конструктором команды, а его автомобили MP4/15-20 принесли команде множество побед Мике Хаккинену, Дэвиду Култхарду, Кими Райкконену и Хуану Пабло Монтойе. Но против мощи «Феррари» у «Макларена» просто не было того преимущества, которое отличало их в предыдущие эпохи. Ньюи ушел в новую команду «Ред Булл Рейсинг» в 2006 году, и в том сезоне «Макларену» не удалось выиграть ни одной гонки. Но все изменилось в 2007 году, когда новые гонщики Фернандо Алонсо и сэр Льюис Хэмилтон доказали, что являются лучшими пилотами на MP4/23. Но когда гонщики стали соперничать и отнимать друг у друга очки, «Феррари» снова набросилась на них и выиграла титулы пилотов и конструкторов, а «Макларен» был исключен из сезона за получение досье с секретами конструкции «Феррари». На следующий год Хэмилтон и «Макларен» исправились, выиграв чемпионат пилотов, но «Феррари» снова удержала титул конструкторов. Невероятно, но последним командным титулом «Макларена» остается тот, который он завоевал в 1998 году, более четверти века назад.
«Уильямс»
«Уильямс» начала 2000-е годы с новым партнером по двигателям БМВ и новичком Дженсоном Баттоном, но основную долю результатов принесло участие в гонках постоянного пилота команды Ральфа Шумахера. Баттон уступил место чемпиону Индикар Хуану Пабло Монтойе в 2001 году, и блестящий, но хрупкий FW23 стоил больше, чем третье место, которое он занял в чемпионате. «Феррари» доминировала в 2002 году, но семь поулов Монтойи показали, что могло бы быть, не будь «Феррари» сильна в гонках. В 2003 году «Уильямс» подошла к титулу ближе всех со времен своей славы в 1990-х — Монтойя финишировал третьим, отстав всего на одиннадцать очков от Михаэля Шумахера. Когда БМВ поглотила команду «Заубер» и забрала с собой ее двигатели, «Уильямс» был вынужден перейти на двигатели «Косуорс», а затем и «Тойоты». Команда не смогла выиграть ни одной гонки до конца десятилетия.
БМВ
БМВ долгое время сотрудничала с «Уильямс» в качестве поставщика двигателей и добилась побед в гонках и борьбы за чемпионство, но в первые годы десятилетия ей пришлось бороться с мощью «Феррари». Ситуация изменилась, когда производитель приобрел контрольный пакет акций команды «Заубер». 2007 и 2008 годы стали для команды выдающимися, а их ведущий пилот Роберт Кубица выиграл в Канаде в 2008 году всего через год после серьезной аварии. Команда могла бы побороться за титул в 2008 году, но вместо этого решила сосредоточиться на серьезной атаке в 2009-м. Но когда новый автомобиль не смог соответствовать требованиям новых правил, БМВ передумала и ушла из спорта.
«Тойота»
«Тойота» пришла в «Формулу-1» с большим бюджетом и большими амбициями. Присоединившись к команде в начале сезона 2002 года, они с самого начала четко определили свои намерения: бороться с устоявшимся порядком и побеждать. Но, несмотря на почти безграничный бюджет и невероятные возможности, они так и не смогли приблизиться к цели. Всего тринадцать подиумов за восемь лет были скудной наградой за инвестиции и усилия, вложенные командой и производителем, которые добились столь многого в других видах гонок. Когда в 2009 году материнская компания «Тойоты» впервые в своей истории понесла финансовые потери, у нее появился отличный повод немедленно уйти из спорта. Сегодня «Тойота» сосредоточена на ралли и гонках на выносливость, где она доказала свою конкурентоспособность и выиграла множество чемпионатов.
Гран-при Японии 2005 года
В начале 2000-х годов в «Формуле-1» использовался квалификационный формат, который часто приводил к тому, что гонщики начинали гонку не на своих позициях. Независимо от множества версий, объединяющим фактором было то, что в центре внимания гонщиков был один-единственный круг по трассе. Никаких повторений. Никаких вторых шансов. Квалификация с одним кругом. Каким бы ни было ваше время за чертой, это все, что гонщик получал за сессию.
В Японии в 2005 году во время субботней квалификации на одном круге шел дождь разной степени интенсивности. Это означало, что все гонщики прошли квалификацию в разных условиях, и поэтому сетка воскресной гонки была настолько дико перекошена, насколько это вообще можно себе представить. Ральф Шумахер взял поул на «Тойоте», опередив Дженсона Баттона на BAR «Хонда» и Джанкарло Физикеллу на «Рено». Михаэль Шумахер стартовал четырнадцатым за «Феррари». Фернандо Алонсо на своем «Рено» был шестнадцатым. Два «Макларена» Кими Райкконена и Хуана Пабло Монтойи заняли семнадцатое и восемнадцатое места.
Гонка проходила под пасмурным небом, но дождь не прекращался, и «Формула-1» стала свидетелем великолепной гонки восстановительных заездов, когда все, кто стартовал не на своих позициях, боролись за возвращение на свои законные места. После ранней остановки Ральфа Шумахера контроль над гонкой остался за Физикеллой, но борьба позади захватила всех. Только за первый круг Алонсо отыграл девять позиций, а к девятнадцатому кругу он оказался в хвосте соперника Михаэля Шумахера. Приближаясь к ужасающе быстрому левому повороту 130R, Алонсо выехал на внешнюю сторону и совершил один из самых бесстрашных маневров обгона в истории спорта.
Райкконену потребовалось еще десять кругов, но и он настиг Шумахера. Алонсо, остановившись для заправки, вновь обошел немца на тридцать втором круге. В «Рено» уже хорошо понимали, что темп Райкконена ненасытен, и когда лидер гонки Физикелла сделал последнюю остановку, финн возглавлял гонку. Он улучшал свою позицию на быстрых кругах и в итоге совершил последнюю остановку на сорок пятом круге, выйдя вторым, чтобы снова отправиться в погоню за Физикеллой. За несколько кругов до финиша Райкконен оказался рядом с итальянцем, но не смог его обойти. Когда начался последний круг, он выстроил «Рено» на главной прямой и под рев толпы пролетел первый поворот, одержав великолепную победу с семнадцатого места на решетке. Физикелла удержался на второй позиции, а Алонсо стал третьим с шестнадцатого места.
В конце года однокруговая квалификация была заменена, но Гран-при Японии 2005 года навсегда останется в памяти как день, когда новый формат квалификации заложил основу для одной из самых захватывающих гонок в истории.
Приглашаю вас в свой телеграм-канал, где переводы книг о футболе, спорте и не только.