13 мин.

Магия съемок шоу Netflix о Сенне: полураздетые болиды «Ф-1» на заброшках Аргентины

Айртон Сенна – легендарная личность для «Формулы-1» и всего автоспорта, а в Бразилии он вообще легенда почти калибра Пеле. После себя Сенна оставил не только гоночные достижения, но и грандиозные перемены в безопасности болидов и треков. А благотворительная деятельность семьи от его имени собрала на образование детей в Бразилии свыше $500 млн за 30 лет.

Но про трехкратного чемпиона мира и его противостояние с Аленом Простом сняли не так много художественного и документального кино. Это была одна из причин, почему в 2020-м Netflix решил создать шестисерийный сериал про жизнь и смерть Волшебника. Тогда его и планировали снимать, но вмешалась пандемия. Затем продолжительное время не могли найти режиссера, затем затянулся кастинг, а количество серий урезали − с восьми до шести. Съемки стартовали только в 2023-м году. Сюжет описывали в общих чертах: все начнется с переезда Айртона Сенны в Великобританию для участия в «Формуле-Форд 1600», а закончится Имолой, где в 1994-м году бразилец погибнет в трагической аварии.

Теперь все готово, и премьера – 29 ноября 2024 года.

Главная фишка: историческая аутентичность

Создатели во всех интервью повтряют: главной целью поставили воссоздание и воспроизведение эпохи Сенны и антуража его жизни вплоть до мелких деталей.

Актерский каст подбирали с точки зрения похожести на реальных прототипов насколько это вообще возможно:

Роль самого Сенны досталась бразильцу Габриэлу Леоне. В прошлом у него уже есть опыт участия в фильме про «Ф-1» − играл испанского гонщика «Формулы-1» Альфонсо де Портаго в картине про Энцо Феррари.

Снимали в основном в Бразилии − в Сан-Паулу и Ангра-дус-Рейсе, а дополнительные съемки прошли в Уругвае, Аргентине и Великобритании.

Но главное – реплика 22 болида «Формулы-1» конца 80-х − середины 90-х годов. В многосерийном фильме не использовали настоящие, а создавали все с нуля, по старым чертежам, стараясь воспроизвести «Лотус», «Уильямс», «Феррари», «Макларен» и другие максимально близко к оригиналу.

«Когда люди увидят эти болиды, то они скажут «Боже мой, где они их достали», − говорит второй режиссер «Сенны» Кори Герьяк. По кадрам из фильма, которые нам показали в трейлере, видно, что команда действительно постаралась и историческая точность поражает.

Магия воссоздания болидов с нуля по фотографиям и без чертежей: пришлось собирать и особые двигатели

Воспроизвести в рабочем виде болиды легендарного трехкратного чемпиона мира оказалось очень сложно: дизайнерам не предоставили доступа к оригинальным проектам.

«Детали были очень непростыми, – говорит художник-постановщик Фредерику Пинту. – Все исследования проводили с использованием фотографий, копий разрешенных миниатюр команд и через визиты к коллекционерам болидов... Нам также пришлось воспроизвести бесчисленное количество технических средств и оборудования, характерных для того времени, чтобы передать все богатство «Формулы-1».

И даже когда некоторые технологии ускользали от их внимания – например, загадочное авто на пит-уолл, которое в то время появлялась на нескольких фотографиях, – команда Пинту решила точно воспроизвести ее, не зная ее функций. «Мы отправили множество писем специалистам, чтобы понять назначение объекта, но не получили удовлетворительного ответа. Несмотря на это, мы решили воспроизвести его на сцене, так как считали его присутствие важным».

«Галлейн» (кинокомпания, создающая сериал) и Netflix обратились к аргентинской компании «Креспи» – семейному бизнесу с многолетней традицией постройки подобных болидов.

«Мы воспроизвели 22 реплики машин, на которых гонял Сенна, а также его главные соперники, начиная от «Формула-Форд» до «Формулы-1». Самое большое испытание − быть в болиде, быть на трассе и драматически контролировать ситуацию», − рассказывает режиссер Висенте Аморим.

«Мы в аргентинском автоспорте вот уже 60 лет. Чтобы войти в этот проект, нам пришлось собрать всю семью вместе», − рассказывает Тулио Креспи, основатель «Креспи»

 «Сперва изготавливали полноразмерное шасси и после определяли, какие механические элементы, такие как подвеска и тормоза, нам нужно использовать», − рассказывает директор по дизайну Сандро Креспи.

Семья Креспи не только участвовала в разработке болидов: некоторые члены династии даже выступили гонщиками-каскадерами. К примеру, Лучано Креспи: «Главное было определить максимальную скорость, которую нам нужно достичь. Затем мы приступили к настройке механики. Контент, который вы увидите − настоящее произведение искусства».

«Это особенные двигатели, которые создавали специально под эти болиды», − уточнил Сандро Креспи.

«Они строили машины, потому знают их внутри и снаружи вдоль и поперек. Если нужно что-то поменять – корпус или шасси – делают это без проблем», − добавил Герьяк.

Участие в сериале даже подтолкнуло развитие семейного бизнеса: после окончания сотрудничества компания стала продавать реплики болидов «Ф-1». Их можно найти на официальном сайте. Естественно, официально болиды не называют «Феррари» или «Макларен» из-за отсутсвия прав на торговые марки, но они в точности повторяют бессмертную классику. Во сколько обойдется такой? Минимум в 120 тысяч долларов.

Можно найти даже спецификации этих авто:

Кстати, тут можно увидеть и опции по моторам: от 265-сильного турбированного собственной разработки до легендарного DFV «Косуорта» на 400 л.с. – основного движка всей «Ф-1» в 70-х и 80-х (155 побед в Гран-при за 15 лет!

Создатели стремились к максимальной точности, поэтому уходили в детали – не только визула, но и звукового оформления.

«Также есть еще один важный элемент: наша команда по звуку должна была найти эти винтажные болиды и записать их «голос», − рассказал с какими трудностями столкнулась команда сериала исполнительный продюсер Фабиано Гуллане.

Руководитель постпроизводства Габриэль Кейруш поделился подробностями, как это было: со старого болида снимали защитный кожух, затем внутрь кокпита поближе к двигателю клали специальный микрофон. И, конечно же, после его заводили, чтобы все это записать.

«Те, кто знаком с авто и их звуками, будут приятно удивлены. Мы очень сильно позаботились, чтобы достоверно воссоздать то, какими болиды были тогда», − заключил он.

«У нас был тренировки на картах по 2-3 раза в неделю. Хотели привыкнуть к ощущениям от болида: адреналину, страху, столкновениям, разворотам», − рассказывает Габриэл Леони, который исполнил роль Сенны.

«Это готовит вас к тому, как правильно двигаться, садиться в болид, потому что оказаться внутри техники «Ф-1» не так-то просто. В жизни не так много вещей, которые могут сравниться с тем, когда ты в кокпите», − добавил Мэтт Мелла, он же Ален Прост.

В коротком ролике о сериале съемочная группа призналась, что главной проблемой было то, что многие болиды и трассы уже не существуют: в смысле оформления, типов поребриков и дизайна барьеров. Только в глубинке Аргентины нашли трек, который как будто замер во времени. По нему гоняли киношного Сенну и его соперников, а затем с помощью компьютерной графики подгоняли окружение под конкретную трассу.

Перед командой художника-постановщика Фредерику Пинту стояла задача превратить всего несколько трасс в почти 20 различных автодромов – от японской «Сузуки» до итальянской «Монцы». «Мы посетили более десятка гоночных трасс в Бразилии, Аргентине и Уругвае в поисках идеальных поворотов и прямых, – говорит Пинту. – Во многих случаях мы снимали одну и ту же трассу в двух разных странах. Это была большая командная работа между режиссерским, художественным, операторским и VFX-отделами, а также тщательный анализ каждой сцены, чтобы собрать этот великолепный пазл».

Одним из самых сложных для воссоздания стал Гран-при Монако, проходящий по улицам Монте-Карло.

«Это уличная трасса, известная своими крутыми поворотами в окружении культовых зданий. Кроме того, это самая ожидаемая гонка в «Формуле-1» из-за эмоциональности и гламура всего события». Еще сложнее было воссоздать трассы «Ф-3» его ранних лет, поскольку было меньше записей, на которые можно было ссылаться.

Что было действительно важно для воссоздания смены эпох, так это эволюция болидов и огромная работа реквизиторов и гримеров по реконструкции каждой команды от пит-уолл до питов в соответствии с каждой эпохой. Все это было необходимо для восстановлению каждого периода, чтобы показать гламур, дерзость и эмоции этого яркого и красочного вида спорта».

Часть авто тех лет также приделают с помощью современных технологий. По трассе ездили специальные раздетые до шасси модели вообще без корпуса, на которые после рисовали болиды прошлого.

При довольно ограниченном бюджете создателям пришлось экономить – ведь проект чисто бразильский. Арендовать трек уровня «Интерлагоса» и взять аренду все дожившие до сегодня болиды прошлого было не под силу. Часть съемок даже пришлось проводить в павильонах.

Первые отзывы: визуал не удался, подача однобока, очень драматично

Авторитетному изданию Racefans показали все серии за несколько дней до премьеры, и журналисты поделились первыми впечатлениями.

«Проект Netflix был очень амбициозным: одно дело – снимать документальный фильм, собирая по всему миру по крупицам готовый материал, а другое – делать все с нуля. Тем более, создавать что-то про человека, чья жизнь и карьера имела немало противоречивых моментов.

Первая претензия после просмотра – в погоне за воссозданием всех болидов, на которых когда-либо гонял Айртон Сенна, создатели решили сэкономить на трассах, что заметно невооруженным взглядом. При этом режиссер трепетно подошел к сценам борьбы бразильца с Аленом Простом.

Очевидно, что успех фильма «Гонка» про сражение Ники Лауды и Джеймса Ханта сериал от Netflix повторить не сможет. Опять же, в том числе из-за бюджета на спецэффекты.

Вторая претензия – за шесть серий попытались показать все аспекты жизни Айртона Сенны, но времени для этого было недостаточно. Некоторые моменты из его биографии не показывают картинкой, а описывают титрами.

Третья и главная претензия – то, как показываются в сериале президент FISA (теперь ФИА) Жан-Мари Балестр (абсолютное зло) и Ален Прост (средний гонщик с ограниченными способностями). Мартин Брандл (соперник Айртона по британской «Ф-3») вообще показан как какой-то футбольный хулиган.

Сериал попытался быть лучшей копией документалки 2010-го года Азифа Кападии «Сенна», в которой за менее чем два часа удалось показать Айртона Сенна с точки зрения его фанатов, но не критиков. Такой же болезнью его создатели наградили сериал «Сенна», но при этом сделали все хуже и менее талантливо».

А вы уже посмотрели?

У «Ф-1» стало много связей с кино! Только посмотрите: