Гран При Монако остаётся в календаре Формулы-1 как минимум до 2031 года
Предисловие
Формула-1 официально объявила, что организаторам Гран При Монако удалось продлить соглашение на проведение легендарного этапа в рамках Формулы-1 до 2031 года.
В 2025 году Гран При Монако пройдёт с 23 по 25 мая и ознаменует 75-ю годовщину официального дебюта этой гонки в Формуле 1. Начиная с 2026 года, Гран При Монако будет проводиться в первые выходные июня.
Эта новость как-то одной строкой прошла в новостных СМИ и профильных каналах, однако эта новость говорит нам об очень многом и это многое я бы хотел вам рассказать сейчас.
Краткая историческая справка о Гран При Монако
Гран При Монако как гоночное событие проводится с 1929 года. По этому показателю Гран При Монако одна из старейших действующих гонок в мире. Эта легендарная гонка впервые была организована Автомобильным клубом Монако благодаря усилиям его президента Энтони Ногеса с разрешения Короля Монако Луи II. С годами Гран При Монако приобрел статус очень престижного спортивного мероприятия, на которое приглашали лучших гонщиков и производителей того времени - Альфа Ромео, Бугатти, Мазератти, Мерседес, и в последствии конечно Феррари.
В отличие от своих собратьев по Тройной Короне Автоспорта (500 Миль Индианаполиса и 24 часа Ле-Мана), Гран При Монако никогда не был супер масштабным мероприятием, который проходил на огромном автодроме, и на который приходили 300-400 тысяч человек единовременно. Это всегда было дорогое, гламурное и роскошное мероприятие, в самом центре игровой столицы Европы с дорогими ресторанами, казино, отелями и люксовыми автосалонами.
То есть, Гран При Монако это всегда было престижное и дорогое мероприятие для гонщиков в виду того, что именно Монако всегда являлось сосредоточением больших денег, спонсоров, недвижимости и всего высшего света, включая Королевскую семью. Такой статус у Гран При Монако остаётся и по сей день - поэтому почти все гонщики Формулы-1 живут именно в Монако.
Что касается гоночной составляющей Гран При Монако, то за 95 лет Трасса в Монако стала самым узнаваемым и культовым треком во всём мире. За 95 лет форма трассы и её знаменитые повороты остались неизменными. Каждый болельщик и гонщик наизусть знают каждый поворот трассы в Монако, а большая часть из них вам назовет еще каждый поворот по имени. Поворот-шпилька на спуске после Мирабо это наверное самый известный и легендарный поворот во всём европейском автоспорте, на котором произошел ни один десяток знаменитых обгонов и столкновений за 95 прошедших лет.
Почему критикуют Монако?
Несколько лет назад старина Фернандо Алонсо в ответ на всю критику в сторону трассы в Монако сказал, что именно трасса в Монако по настоящему проверяет чего стоит гонщик на самом деле. На широких трассах с длинными прямыми каждый чувствует себя крутым и умелым. Однако Гран При Монако это та гонка, в которой цена любой (даже самой маленькой) ошибки велика как никогда. Это гонка и трасса, где пятничные и субботние тренировки важнее, чем на любом другом этапе. За почти столетнюю историю трассы, каждая команда уже наизусть знает, какие настройки машины нужны для болида. Но эти тренировки нужны именно гонщикам - тренировки гонщикам нужны как воздух в Монако. Потому что гонщики должны знать на уровне мышечной памяти и идеально отточенных рефлексов - как проходить каждый из 19 поворотов трассы в Монако.
Гонщик, также, должен прочувствовать границы допустимого при проезде вдоль стен. Каждый гонщик до последнего миллиметра пытается расширить траекторию заезда в поворот и при этом каким-то образом не удариться об стену.
Гран При Монако это та гонка, которая как говорят - выигрывается в субботу. Ни на одном другом этапе вы не найдете такую важность квалификации, как в Монако. В Монако поул-позиция по итогам квалификации это как правило гарантированная победа. Потому что со времен царя гороха все знают незыблемое правило - в Монако обогнать невозможно. Какой бы доминирующей техникой ты не обладал - ты не сможешь обогнать соперника, который не захочет тебя пропускать, особенно если это обгон за победу.
В 1992 году Найджел Мэнселл совершил роковую ошибку. Заехав незапланированно на пит-стоп и провозившись на нём дольше нужного, он выехал на втором месте позади Айртона Сенны. И естественно мало того, что обогнать в Монако это невозможная задача, но когда перед тобой еще и самый настоящий мастер Монако в лице Сенны - это приговор твоей победе.
Годами Гран При Монако был настоящим испытанием для гонщиков - каждый дополнительный км/ч в Монако добывался огромными усилиями, каждый поворот должен был быть отточен до идеала и конечно каждый проезд вдоль стены ты должен чувствовать всем своим гоночным нутром.
Годами Гран При Монако стояло на особом положении в календаре Формулы-1:
🟡Автомобильный клуб Монако не платил Формуле-1 за проведение этапа
🟡Всей организацией Гран При Монако занимался сам Автомобильный клуб
🟡Телевизионное вещание организовывалось силами местных телевизионных компаний
🟡Съемочная группа этапа была местная, а не официальная от Формулы-1
Сегодня усилиями Liberty Media и нынешнего руководства Формулы-1, все вышеперечисленные привилегии Гран При Монако отменены и с точки зрения организации и проведения этапа Гран При - всё делается наравне с другими этапами Формулы-1.
К великому сожалению, сегодня у современных зрителей и болельщиков в основном негативное отношение к Гран При Монако. Я почти всегда встречаю мнение, что это скучная гонка сама по себе, потому что там нет обгонов (что в наше время дурной тон), там нет борьбы. А что там есть? Там есть паровозик из 20 болидов, которые друг за другом едут и не могут обогнать друг друга даже если разница по шинам настолько радикальная, что на любом другом треке вопрос об обгоне никогда не стоял бы.
Скажем так, все претензии к Гран При Монако полностью обоснованы - в ней действительно нет обгонов, борьбы и экшена. И неискушенному зрителю может со стороны показаться, что это чушь какая-то и смотреть это не нужно. Так может показаться и искушенному современному зрителю.
Как я отношусь к Гран При Монако?
Однако, лично я полностью не согласен с любой критикой Гран При Монако сегодня. И уж тем более я не согласен с тем, что Гран При Монако это анахронизм современной Формулы-1 и его нужно убирать из календаря.
Для меня всегда Гран При Монако был главным событием в Формуле-1. В детстве я больше всего ждал именно гонку в Монако. Завороженно смотрел на то, как в квалификации Михаэль Шумахер, Фернандо Алонсо или Кими Райконен с ювелирной точностью проходят каждый поворот трассы и сражаются за поул-позицию. Это было сравнимо по зрелищности с квалификационными кругами в Инди-500.
И поверьте мне, каждый гонщик в своей карьере мечтает выиграть Гран При Монако. Каждый.
Говоря о гонке, я на своём веку видел огромное количество невероятных гонок в Монако, которые становились настоящей классикой в Формуле-1:
⚫Великая защита Энрике Бернольди на слабеньком Arrows от Дэвида Култхарта на могучем Макларене в 2001 году. Я думаю весь спортивный мир помнит ту отчаянную оборону Энрике Бернольди, который возил за собой Дэвида Култхарта на протяжении 30 кругов - что стоило Култхарту победы в Гран При Монако. И все помнят разъяренного Рона Денниса, который обещал разрушить карьеру Энрике Бернольди, если он сейчас же не пропустит Култхарта.
⚫Упомянутая мной легендарная победа Айротна Сенны в 1992 году над Найджелом Мэнселлом, который даже на доминирующей машине совершил ошибку и упёрся в Сенну.
⚫Печально известный Гран При Монако 1984 года, на котором молодой Айртон Сенна на слабеньком Toleman обогнал Алена Проста на могучем Макларене и вышел в лидеры. Однако гонка была остановлена из за дождя и классификацию гонки зафиксировали не по фактическому положению пилотов перед красным флагом - а по предыдущему кругу. И победителем гонки был назначен не Сенна, а Ален Прост. По сей день это остаётся самым спорным судейским решением в истории Гран При Монако.
⚫Дождевой апокалипсис на Гран При Монако 1996 года, в котором из 22 машин, до финиша добрались только три пилота во главе с Оливье Панисом.
⚫Потрясающая победа Хуана Пабло Монтойи на Гран При Монако 2003 года.
⚫Эмоциональная и тяжелейшая победа Даниэля Рикьярдо в 2018 году, когда Дэн стартовав в поул-позиции на полу-работающей машине с 25% недостатком в мощности и на 6-ти скоростях смог удержать за собой Себастьяна Феттеля и выиграть гонку.
⚫Трагедия Дэна Рикьярдо на Гран При Монако 2016 года, когда стартуя с поул-позиции, Дэн заехал на пит-стоп и его команда механиков не вынесла 4-е колесо на замену и Дэн потерял возможность выиграть гонку, отдав победу Льюису Хэмильтону.
Несмотря на то, что Гран При Монако не является чемпионато-образующим мероприятием в календаре Формулы-1 (в отличие от, например, Инди-500, 24 часа Ле-Мана или Bathurst 1000), это великая, легендарная и знаковая гонка в истории мирового автоспорта и конечно в истории Формулы-1. Гран При Монако вошел в календарь Формулы-1 в 1950 году в статусе престижного и важного гоночного события, и подарил нам победы, слёзы, поражения, ошибки, просчёты - в общем, всё, что есть в автоспорте.
Для меня Гран При Монако и был всегда Формулой-1.
Это не Формула-1 продлила соглашение с Гран При Монако - это Гран При Монако решил остаться в Формуле-1. Да здравствует Монако!