Да здравствует плей-офф или почему Логано заслуженный чемпион NASCAR Cup series 2024 года
Предисловие
10 ноября 2024 года на трассе Феникс Интернешинал Спидвей завершился 76-й сезон NASCAR Cup Series.
Главный итог сезона - Джоуи Логано, выступающий под номер #22 за команду Team Penske, стал 3-кратным чемпионом серии.
До этого Джоуи становился чемпионом в 2018 и 2022 годах. Завоевав третий титул, Джоуи сравнялся по количеству титулов с такими легендами NASCAR, как Тони Стюарт, Ли Петти, Кейл Ярборо, Дэвид Пирсон и Дэррел Уолтрип. Если Логано продолжит свою чемпионскую поступь, то следующим по количеству титулов для Логано станет великий Джефф Гордон (#24).
Ко всему прочему, это третий подряд чемпионский титул для команды Penske и пятый в общей сумме (к титулам Логано еще добавляется один титул Райна Блейни и один титул Бреда Кезеловски).
Выиграв в Фениксе, Логано одержал, также, свою 36-ю победу в карьере и 4-ю в сезоне. Стартовав вторым, Джоуи выиграл первый стейдж гонки. Второй стейдж Джо закончил третьим.
Ну и финальный стейдж закончился борьбой Логано со своим напарником по Пенске - действующим чемпионом Райном Блейни.
Несмотря на невероятную скорость на длинной дистанции, которую демонстрировал Блейни, обогнать Логано ему так и не удалось. Как потом сказал в интервью после гонки Логано - его споттер (Колман Пресли) по радио говорил Логано, на каких траекториях Блейни наиболее быстр, и именно на этих траекториях Логано создавал так называем эффект «аэролуз». Т.е. Логано блокируя траекторию Блейни, создавал турбулентный поток воздуха, что делало машину Блейни менее устойчивой.
И благодаря слаженной работе Логано с командой, он смог с отрывом 0,3 секунды опередить Райна Блейни и завоевать свой третий титул чемпиона в карьере.
Как прошёл сезон 2024 года для Джоуи Логано?
Какая общая статистика Джоуи Логано по всему сезону?
⚡ 4 победы
⚡ 13 финишей в Топ-10
⚡ 7 финишей в Топ-5
⚡ 3 поул-позиции
⚡ 414 кругов лидирования
О чем нам говорит статистика выше? Наверное, только лишь о том, что эта статистика существует, потому что в NASCAR с 2004 года существует формат плей-офф, который изначально существовал, как чемпионат внутри чемпионата. С 2004 по 2013 г. в плей-офф выходили 10 гонщиков, которые по очкам в течение следующих 10-ти гонок боролись между собой за титул чемпиона. С 2014 года NASCAR ввёл формат плей-офф на выбывание, в который проходили 16 пилотов, из которых после 3-х гонок отсеивались 3 участника плей-офф. И в финал с 2014 года у нас проходили 4 пилота, которые в одной финальной гонке сражались за звание чемпиона NASCAR.
С тех самых пор (с 2014-го) очень разные пилоты становились чемпионами NASCAR: Кевин Харвик, Мартин Труэкс-мл., Джимми Джонсон, Чейс Эллиот, Кайл Ларсон, Райн Блейни. Но лишь двое из них всех становились чемпионами больше одного раза - это Кайл Буш (в 2015 и 2019) и Джоуи Логано (в 2018, 2022 и 2024). Как-то так вышло, что именно на третий титул Логано и в американском, и российском новостном/блогерском сегменте пошли рассуждения о том, насколько справедлив со спортивной точки зрения нынешний формат плей-офф. После гонки в Мартинсвилле с критикой формата плей-офф в своем подкасте выступал Дейл Эрнхарт-мл. Дэнни Хэмлин из Joe Gibbs Racing не раз высказывался, что система плей-офф на выбывание, где победа автоматически тебя выводит в следующий раунд - несправедливая и работает по принципу «рандома».
Если честно, сколько я смотрю Наскар, я пытался вспомнить, когда последний раз буквально все от зрителей до СМИ/Экспертов/Блогеров так жестко критиковали формат плей-офф в Наскаре, что как итог этого - были придуманы альтернативные системы подсчета очков в сезоне, на основе тех правил, что существовали до плей-офф, когда Наскар еще носил название Winston Cup. Не раз и не два, я в различных телеграм-каналах и фанатских сообществах натыкался в последнее время на два схожих друг с другом мнения:
- Логано воспользовался текущей системой плей-офф и сделал необходимый минимум для завоевания титула, а в целом в какой-то стерильной ситуации без плей-офф он никогда бы не стал чемпионом.
- Логано ни в чем не виноват, система дурацкая и несправедливая, но в рамках системы плей-офф Логано заслуженный чемпион.
Если честно, сколько я смотрю автоспорт (с 1998 года), столько я и слышу в самых разных чемпионатах одни и те же споры на тему «Бывают ли случайные чемпионы?». И эти споры ведутся в отношении чемпионов, которые никогда в жизни не имели отношения к плей-офф системе и к Наскару как таковому.
Сколько копий в словесных баталиях было сломано за последние десятилетия с целью выяснить:
⚡ Заслуженно ли Кеке Росберг стал в 1982 году чемпионом Формулы-1 или просто ему повезло с нестабильностью соперников?
⚡ Заслуженно ли Макс Ферстаппен стал чемпионом в 2021 году или ему подсудил Майкл Маси?
⚡ Заслуженно ли Льюис Хэмильтон выиграл свои 7 титулов или просто ему дали самовозную технику, на которой любой дурак победит?
⚡ Дженсон Баттон заслуженно стал чемпионом в 2009 году или просто соперники не заметили вовремя двойной диффузор?
⚡ Джозеф Ньюгарден заслуженно выиграл Инди-500 в 2023 году или ему подсудила гоночная дирекция, которая подчиняется Роджеру Пенске, который владеет и Индикаром, и автодромом Индианаполис Мотор Спидвей?
Что я думаю о чемпионском титуле Джоуи Логано и системе плей-офф в Наскаре?
Я считаю, что Джоуи Логано абсолютно заслуженно выиграл все свои три титула в Наскаре, и в особенности он полностью заслужил титул чемпиона в 2024 году.
Не так давно я писал почему считаю Джоуи Логано главным фаворитом на титул чемпиона в этом году. И если вспомнить о чем я говорил, я отмечал еще тогда, что по ходу всего сезона, Джоуи был на высоте именно тогда, когда ему это было особенно нужно. Джоуи как и в 2022 году очень долго набирал ход, темп и хорошие показатели в сезоне. Но мы должны обратить внимание на то, что Джоуи и его команда во главе с крючифом Полом Вульфом это очень сильная и опытная команда, которая прекрасно знает, какую тактику построить на гонку, чтобы выиграть. В какой момент нужно рискнуть, сэкономить топливо, шины и выиграть, допустим гонку в Лас-Вегасе для выхода в финал. Или допустим как на опыте сэкономить то же топливо в Нэшвилле и выиграть гонку с 5 рестартами, пока остальные соперники сыпались, потому что не смогли сэкономить нужное количество топлива. Или как грамотно быть в нужное время в нужно месте на рестарте, чтобы выиграть первую гонку плей-офф в Атланте и пройти сразу в Раунд 12.
Если проследить путь Джоуи по сезону, он как по часам в нужные моменты регулярного сезона одерживал победы (одну) и в каждом раунде плей-офф побеждал так, чтобы у него было время подготовиться к следующему раунду.
Да, гладкий путь Логано по плей-офф был смазан так себе результатами в Раунде 12, что изначально выбило его из борьбы за титул, но спасительная дисквалификация Алекса Боумана вернула Джоуи в плей-офф.
Здесь я бы хотел пояснить две вещи:
🟡 Дисквалификация Алекса Боумана это грубейшая ошибка команды Hendrick Motorsports, которая не смогла должны образом подготовить машину к этапу на Ровале так, чтобы никакие происшествия не привели к нарушениям (недовесу) на послегоночной инспекции. Здесь нет никакого заговора концерна Форд или манипуляции со стороны Роджера Пенске. Команды в технических видах спорта совершают ошибки и вина лежит только на них. Если мы вспомним, в Формуле-1 за тот же недовес в этом году после победы(!) в Спа-Франкоршам был дисквалифицирован Джордж Рассел. Это спорт - и в спорте случается всякое. В футболе на последних минутах полуфинального матча может повести с удачным пенальти в ворота соперника и команда пройдет в финал. Это спорт.
🟡 Победа Джоуи в сезоне после волшебного возвращения и прохода в Раунд 8 наоборот говорит о боевых качествах самого Джоуи и его команды, потому что грош цена была бы Логано, как многократному чемпиону, если бы после подаренного второго шанса он моментально бы всё разбазарил и не по сражался за титул. Если в спорте обстоятельства дарят второй шанс - круто, если получается им воспользоваться. Логано с командой сделали всё правильно. Это достойно уважения.
Чудесных и неожиданных чемпионов в истории спорта хватало, но я не припомню, чтобы настолько сильно обесценивали их титул, как это делают последние дни в отношении Джоуи Логано, даже если критики прикрываются хейтом в сторону формата плей-офф.
Когда в 2016 году Джимми Джонсон, стартовав из хвоста пелетона, выиграл финал сезона в Хоумстеде благодаря удачной аварии Логано и Карла Эдвардса, в основном я слышал и читал настоящий экстаз - что Джимми стал 7-кратным чемпионом. Оно и понятно, Джимми всегда был любимцем публики и я сам всегда за него болел.
В 2007 году имея математические шансы на титул, Кими Райконен стал чемпионом с отрывом в 1 очко от Льюиса Хэмильтона, который сам наломал дров в гонке на Интерлагосе. Но сегодня мы вспоминаем тот финал в Бразилии как момент величия Кими, а не придумываем, что было бы, если б Хэмильтон не ошибся.
Как я ранее сказал, и без плей-офф в истории спорта хватает невероятных историй и титулов от тех, от кого не ждали. Но те, кто становятся чемпионами сделали самое лучшее в сложившейся ситуации - победили. И если Джоуи Логано смог взломать эту систему и насквозь видит, как ей грамотно воспользоваться - почему другие не делают то же самое? Почему заговор Шевроле в Мартинсвилле не помог Уильяму Байрону стать чемпионом вчера?
Джоуи Логано лично я поздравляю с победой в сезоне и считаю, что он заслужил титул в этом году. Спустя 15-20 лет я уверен ностальгирующая аудитория будет вспоминать победы Джо как моменты его величия и нарекать его легендой.