9 мин.

Португалия 94-го. Благодаря «ФИА» Хилл догнал Шумахера в чемпионате, а Култхард впервые попал на подиум

Дэймон Хилл одержал свою третью победу подряд в необычайном сезоне 1994 года и приблизился к лидеру чемпионата на расстояние одного очка, при том что оставалось провести ещё три гонки.

Михаэль Шумахер был не в силах остановить Хилла, который почти свёл его преимущество на нет, так как сам Шумахер отбывал двухэтапную дисквалификацию после нарушения на Гран-при Великобритании.

Хилл выиграл Гран-при Португалии после того как совершил удачный обгон напарника по команде Дэвида Култхарда и пришёл к финишу первым — в том самом повороте, где всего двумя днями ранее его «Уильямс» перевернулся вверх колёсами.

Опасения Хилла

Через десять лет после включения в календарь «Формулы-1» автодром Эшторил уже не соответствовал современным стандартам Гран-при после трагедий в Имоле.

Особое внимание гонщиков привлекал предпоследний поворот португальской трассы — левый изгиб, к которому они приближались на высокой скорости. Как и в случае с другими трассами, невозможность расширить зону вылета в этой точке означала, что приближаться к ней нужно было на меньшей скорости.

Этого добились, добавив поворот, который был настолько узким и медленным, что больше подходил для Монако, а не для специализированной дорожной трассы. Его назвали Saca Rolhas — «штопор», но он не мог сравниться со знаменитым поворотом на американской трассе Laguna Seca с тем же названием. Поворот был таким тесным, что гонщики даже обсуждали возможность установить жёлтый флаг на этом участке трассы во время гонки, чтобы предотвратить попытки обгона при прохождении поворота.

Среди тех, кто попал в неприятную ситуацию в первый день практики, был Эдди Ирвайн. Он уже находился под пристальным вниманием после отстранения на три гонки в начале года и после условной дисквалификации за столкновение, которое привело к остановке гонки на предыдущем этапе.

Последней ошибкой Ирвайна стала случайность с неприятными последствиями. Когда машина Ирвайна подъехала к повороту задним ходом, Хилл, который до этого развернулся, оказался рядом. Он попытался объехать «Джордан», который всё ещё двигался назад, но машины соприкоснулись колёсами, и «Уильямс» взлетел в воздух, перевернувшись на каркас безопасности.

Учитывая важность уик-энда для его шансов на чемпионство, Хиллу было некстати узнать, каково это — перевернуть гоночный автомобиль. Сам он не пострадал, но неудачная попытка маршалов поднять его машину нанесла ей больше ущерба, чем само происшествие.

Бергер приносит «Феррари» второй поул подряд

В отсутствие Шумахера «Бенеттон» продолжал испытывать трудности. На трассе, которая должна была больше подходить манёвренному B194, чем Монца, Йос Ферстаппен едва вошёл в десятку лучших, а Джей-Джей Лехто занял 14-е место.

Из-за манёвров Хилла в пятницу и ухудшающихся условий трассы в субботу он смог занять только второе место. Герхард Бергер продолжал демонстрировать возрождение «Феррари» с их третьей поул-позицией за пять гонок — на трассе, где он потерпел аварию при поломке активной подвески 12 месяцами ранее.

Поскольку Найджел Мэнселл должен был вернуться в «Уильямс» на следующем этапе, Дэвид Култхард проводил свою последнюю гонку за команду и занял третье место вслед за Хиллом.

Мика Хаккинен выиграл от улучшенного двигателя «Пежо» и вывел свой «Макларн» на пятое место, опередив Алези и впечатлившего в квалификации Юкио Катаяму из «Тиррелла».

Для команды «Лотус», которая испытывала трудности, не было повторения их героизма в Монце. После предыдущей гонки команда начала процедуру банкротства, и Нил Купер, человек, ответственный за определение будущего команды, следил за их прогрессом со стороны.

Хотя Джонни Херберт всё ещё пользовался преимуществами обновлённого двигателя «Мюген-Хонды», плохая аэродинамика машины ограничила его 20-м местом на стартовой решётке. Филипп Адамс вернулся во вторую машину вместо Алессандро Дзанарди, который наблюдал из боксов, как Адамс с трудом пробивался в конец стартового поля, отстав почти на две секунды от времени Херберта, хотя и с более старым двигателем.

Гран-при Португалии 1994 года                                  

Несмотря на то, что Бергер опередил пару «Уильямса» и занял поул-позицию, его беспокоила скорость FW16B в гонке. Но когда Хилл снова неудачно стартовал, Бергер удержал лидерство, и Култхард преследовал его в первом повороте.

На первых кругах пара пилотов «Уильямса» не упускала «Феррари» из виду, и когда казалось, что борьба за лидерство вот-вот начнётся, Бергера постигла неудача. Его надежды повторить успех Гран-при Германии рухнули, когда на восьмом круге сломался трансмиссионный вал, и его 412T1B остановился.

Култхард лидировал, а Хилл преследовал его, и они оставались в таком порядке, пока Култхард не сделал свою первую остановку на 17-м круге. Хилл заехал в боксы на следующем круге, и это позволило Жану Алези выйти в лидеры.

Поскольку гонщики «Уильямса» планировали останавливаться в боксах трижды, Алези, который планировал сделать две остановки, оставался впереди до 22-го круга. И когда он заехал на пит-стоп, лидировать вышли не гонщики «Уильямса», а Рубенс Баррикелло из «Джордана», впервые в своей карьере возглавивший гонку, но через три круга ему тоже пришлось заехать в боксы.

Култхард снова вышел в лидеры, но и это лидерство оказалось недолгим. Когда они в 28-й раз подъезжали к Saca Rolhas, Култхард, занятый борьбой с отстающими, не заметил, как Хилл нырнул в апекс поворота, и вынужден был уступить лидерство своему напарнику по команде.

С этого момента Хилла было уже не обойти. Алези выбыл из борьбы на 39-м круге, когда попытался обогнать «Симтек» Дэвида Брэбэма на недосягаемом расстоянии в третьем повороте, в результате чего оба вылетели с трассы. Невероятно, но стюарды обвинили в столкновении Брэбэма и дисквалифицировали его на одну гонку с отсрочкой на три этапа.

Хилла едва не выбил с трассы другой «Симтек» — Жан-Марк Гунон беспечно пересёк траекторию после одного из своих двух разворотов. Это был тревожный момент для Хилла, поскольку Култхард всё ещё был близко позади.

В отличие от Монцы, «Уильямс» Култхарда не подвёл его в конце гонки, и он занял своё первое призовое место с восьмой попытки. Хаккинен присоединился к паре «Уильямсов» на подиуме, в то время как напарник Мартин Брандл так и не смог вернуть себе позицию, которую он уступил Ферстаппену на старте, и финишировал шестым после «Бенеттона» и Баррикелло.

Следующими были Ирвайн и Кристиан Фиттипальди, а за ними линию финиша пересёк Оливье Панис. Но гонщик «Лижье» стал вторым после Шумахера, кто нарушил новые ограничения на износ планки, и был дисквалифицирован.

Положение в чемпионате

Когда Шумахер в последний раз видел клетчатый флаг четырьмя неделями ранее в Спа, его победа давала ему преимущество в 35 очков в чемпионской гонке. Но его дисквалификация в той гонке и отстранение на следующие две гонки дали Хиллу жизненно важный шанс, которым он воспользовался в полной мере.

Теперь пару ждала трёхэтапная борьба за титул. Тем временем «Уильямс» вышел в лидеры в Кубке конструкторов, и команда могла рассчитывать на опыт Найджела Мэнселла, который должен был помочь им в решающих финальных раундах.

Покажите этот пост тем, кто говорит, что «Формула-1» не была раньше цирком на колесах, а «ФИА» не превращала гонки в фарс.

Ставим лайки, подписываемся!

Источник.