12 мин.

Италия-94. Гран-при спас Берлускони. Алези принес первый ряд «Феррари», однако из-за клоунов в боксах победил Хилл

«Формула-1» с подавленным настроением вернулась в Италию для проведения первого Гран-при в этой стране после гибели Айртона Сенны и Роланда Ратценбергера четырьмя месяцами ранее.

Гонку хотели отменить из-за соображений безопасности, так как ровно за месяц до этапа Марко Пиччинини, президент Итальянской спортивной автомобильной комиссии, заявил, что автомобильный клуб Италии отозвал разрешение на проведение гонки.

Представители Ассоциации гонщиков Гран-при потребовали улучшить зоны вылета, особенно в скоростных поворотах в начале круга. Но для этого пришлось бы вырубить деревья в парке, что встретило бы сопротивление местных жителей по экологическим соображениям.

Недавно избранный премьер-министр Италии Сильвио Берлускони вмешался в ситуацию в течение 24 часов после заявления Пиччинини. Берлускони, который ранее помогал Берни Экклстоуну в его делах с телевизионными вещателями, достиг соглашения с боссом «Формулы-1», чтобы гонка состоялась.

В качестве уступки требованиям гонщиков был улучшен второй поворот, а вот первый остался без изменений. Однако в следующем сезоне были обещаны дальнейшие улучшения в плане безопасности трассы.

Это был признак того, что решимость гонщиков добиваться повышения стандартов безопасности ослабевает. В рядах организации появились признаки несогласия: Жан Алези из «Феррари» заявил, что его «ужасают» некоторые гонщики, которые «готовы сделать все, чтобы гонка в Монце не состоялась».

«Чемпионат мира без Гран-при Италии в Монце не заслуживает такого названия», - добавил он.

Плачевное положение «Бенеттона» без Шумахера

Напряжение царило и в станке конкурентов в «Уильямсе». Дэймон Хилл прибыл на 12-й этап чемпионата, зная, что, поскольку Михаэлю Шумахеру запрещено участвовать в двух следующих гонках, у него есть бесценная возможность уничтожить 21-очковое преимущество в чемпионате.

А начать британец хотел с лидерства в собственной команде. Дэвид Браун, который был гоночным инженером Сенны и предыдущих чемпионов «Уильямса» Алена Проста и Найджела Мэнселла, перешел на его сторону гаража от Дэвида Култхарда.

В Монцу «Бенеттон» прибыл ослабленным. Шумахер был отстранен от участия в гонке, и немец решил не посещать Гран-при.

Основными пилотами команды стали Йос Ферстаппен и Юрки Ярвилехто. Первый проводил восьмой Гран-при в карьере и никогда прежде не выступал в Монце, а про второго Флавио Бриаторе забыл на три месяца после унизительных поражений от Михаэля.

В пятницу ситуация стала еще хуже, когда Ферстаппен повредил шасси. После ночного ремонта он потерпел еще одну неудачу во время субботней квалификации, когда бортовая камера упала с машины Пьерлуиджи Мартини и разбила его боковой понтон. Как итог – лишь десятое время в квалификации, но все равно лучше на десять позиций, чем у финна.

В то время как у Алези был еще один повод порадоваться возвращению Монцы в календарь, когда с 82-й попытки он завоевал свою первую поул-позицию в «Формуле-1». Герхард Бергер присоединился к нему на первом ряду, удвоив радость поклонников «Феррари».

Ошеломляющие четвертая строчка на старте для «Лотуса»

Хилл занял третье место на решетке, но Култхард был отброшен на пятое место одним из самых больших сюрпризов сезона: «Лотусом» Джонни Херберта на четвертом месте.

За весь сезон ни один из автомобилей «Лотуса» не стартовал выше 15-го места. Но в Монце сочетание низкой тяги, гибкой настройки для преодоления бордюров Монцы и - что, пожалуй, важнее всего - более легкого и мощного нового двигателя «Мюген-Хонда» помогло Херберту разделить гонщиков «Уильямса» и вывести свой автомобиль на второй ряд.

У команды была только одна коробка передач, подходящая для работы с новым двигателем, которая досталась Херберту. Алессандро Дзанарди, вернувшийся в машину на домашнюю гонку после схода Филиппа Адамса в Спа, был вынужден довольствоваться старым оборудованием, но продемонстрировал близость машины к Монце, заняв 13-е место на решетке.

Херберта можно было простить за то, что он чувствовал себя под давлением перед началом гонки. «Лотус», некогда великая команда с 36-летним наследием, за весь год не набрала ни одного очка, а на предыдущем этапе прибегла к услугам платного гонщика после того, как суд обязал ее выплатить долг компании «Косворт». Финиш на подиуме - или даже лучше - обещал принести им финансовую помощь.

Проблемы перед гонкой для Хилла и Бергера

Надежды «Феррари» на победу в гонке в Италии впервые за шесть лет были подорваны ещё до её начала. Во время утренней разминки Бергер вылетел с трассы в шикане «Роджа», врезавшись задней частью машины в барьер из шин, и ему потребовалась медицинская помощь.

Этот инцидент вызвал дополнительные вопросы о стандартах безопасности в «Формуле-1», поскольку сессия продолжалась, пока Бергера осматривали на краю трассы. Но после посещения больницы его признали годным к вождению — хотя ему пришлось пересесть на запасную машину, которая не имела последней спецификации двигателя «Феррари».

Хилл столкнулся с аналогичной проблемой, когда в его машине на стартовой решётке произошла утечка масла. Он бросился обратно в боксы «Уильямса», чтобы пересесть в запасную машину, которая, помимо того что не была оснащена новейшим двигателем «Рено», также не была настроена по его вкусу.

Эдди Ирвайн сразу на старте уничтожил мечту Херберта

Мощность «Феррари» V12 позволила им занять первый ряд стартовой решётки на домашней трассе. Но их единственная предыдущая победа в 1994 году пришлась на день, когда две машины «Уильямса» были неисправны. С «Лотусом» Херберта, который также мог претендовать на победу, гонка обещала быть захватывающей.

Но надежды «Лотуса» рухнули через несколько секунд после старта. Эдди Ирвайн быстро стартовал с девятого места на стартовой решётке, но, подъезжая к шикане «Реттифилио», он слишком поздно затормозил и врезался в Херберта.

В столкновении участвовали ещё несколько машин, и, поскольку неподвижная техника усеяла первый поворот, было принято решение остановить гонку. Хотя это дало Херберту возможность вернуться в гонку, ему пришлось сделать это на запасной машине из пит-лейна без нового двигателя «Лотуса».

При втором старте пара «Феррари» повторила свой успешный старт, опередив пару «Уильямса». Алези, планировавший дважды заехать на пит-стоп, оторвался от своего напарника по команде, который всё ещё испытывал боль после утренней аварии и рано выехал в гравий в шикане «Реттифилио», и оказался под новым давлением со стороны Хилла и Култхарда.

Юки Катаяма, также планировавший два раза заехать в боксы, стартовал седьмым, а затем обогнал Хайнца-Харальда Френтцена и Мику Хаккинена. К моменту своего пит-стопа на 12-м круге он догнал пару «Уильямса», но из-за проблем с левым задним колесом выбыл из борьбы.

Алези снова не повезло

Француза ждала ещё более печальная участь, когда он остановился через три круга. Его коробка передач отказалась включать первую передачу, и машину отбуксировали обратно в гараж. Разъярённый Алези, который двумя неделями ранее был вынужден сойти с гонки со второго места, в гневе удалился.

«Феррари» активно выступала за дозаправку во время пит-стопов, несмотря на сильное сопротивление со стороны команд-соперниц, и продолжала сопротивляться попыткам отменить её в 1995 году. Но они, должно быть, задавались вопросом, стоило ли это того, когда пит-стоп другой их машины также подорвал его шансы на победу.

Остановка Бергера прошла гладко, но как только он собирался уехать, Оливье Панис въехал в соседний бокс для пит-стопа, вынудив его ждать. Толпа в Монце освистала механиков «Лижье», пока задержанный пилот «Феррари» терял достаточно времени, чтобы отстать от обоих пилотов «Уильямса».

Как и в Спа, Култхард опередил Хилла во время пит-стопа. Но на этот раз это обернулось против него. Култхард быстро уступил лидерство, когда ему приказали, но на последнем круге его двигатель засбоил в «Параболике», и он остановился из-за нехватки топлива.

Это стоило «Уильямсу» шести очков в день, когда у них был шанс нанести максимальный урон «Бенеттону». Ферстаппен столкнулся с Дзанарди на первом круге и позже сошёл с дистанции из-за повреждений. Лехто, тем временем, мог бы занять шестое место после Култхарда, если бы не отказал датчик колеса, из-за чего он не смог активировать ограничитель скорости при въезде в боксы, что привело к дорогостоящему десятисекундному штрафу.

Бергер, который приблизился к паре «Уильямса», когда Хилл снизил темп, поднялся на второе место. Мика Хаккинен занял последнее призовое место, и с Мартином Брандлом на пятом месте «Макларен» впервые за год заработал очки обеими машинами. Пару разделил Рубенс Баррикелло, которому пришлось уклоняться на прямой, когда у «Заубера» Френтцена взорвался двигатель «Мерседеса» перед ним.

Снова не сумев занять призовое место, Култхард классифицировался шестым перед круговым «Лижье» Эрика Бернара. Две «Минарди» сошли вскоре после половины дистанции, так что не было повторения их акробатики на финише 12 месяцами ранее.

«Лотус» Колина Чепмена прекратил существование

Херберт поднялся до 14-го места на старой машине, прежде чем её двигатель заглох. Менее чем через 24 часа команда «Лотус» подала заявление о введении внешнего управления в Высокий суд.

Чего мог бы достичь Херберт, если бы его не выбили со старта первоначальной гонки? Даже при стратегии с двумя пит-стопами наверняка можно было рассчитывать на призовое место. В связи с этим неизбежно возникает соблазн подумать, что история «Лотуса» могла сложиться иначе.

Высокий результат мог бы дать ценное представление об их потенциале. Как и «Брэбем» двумя годами ранее, некогда великая команда «Формулы-1» приближалась к своему закату. Хотя название «Лотус» вернулось в «Формулу-1» в 2010 году и стало предметом ожесточённого спора двумя командами, претендовавшими на право его использовать, ни одна из них не может считаться наследницей настоящего «Лотуса».

Учитывая, что Ирвайн уже отбыл трёхэтапный запрет за свою роль в аварии в Бразилии, он, должно быть, испытал облегчение, не получив дополнительного наказания за своё участие в столкновении в первом повороте.

Ирландец будет участвовать в следующем этапе в Португалии, а Шумахер — нет. «Из двух гонок, в которых Михаэля нет, одна позади, осталась ещё одна», — сказал Хилл, который теперь отставал от пилота «Бенеттона» на 11 очков за пять оставшихся гонок.

Источник.