Звезды-владельцы худшей заводской команды «Ф-1»: Райан Рейнольдс! Джошуа! Макилрой! Трент!
Команда «Формулы-1» «Альпин» уникальна. Она не просто представляет автогигант «Рено» через суббренд спорткаров, но и работает из двух стран (шасси строят в Англии, моторы – во Франции). Постоянно заявляет об амбициях на статус «французской «Феррари», но каждая пересборка в попытке соотвествовать заявленияем только отбрасывает их каждые пару лет из претендента на подиум и постоянного попадания в очки в аутсайдер за межсезонье. Просто для примера: одного из экс-боссов Отмара Сафнауэра уволили прямо посреди Гран-при!
А еще у экс-«Рено» огромное количество звездных совладельцев, многих из которых вы знаете по кино и другим видам спорта.
В июне 2023 года консорциум инвесторов во главе с Otro Capital приобрела 24% акций «Альпин» за 200 млн евро, что означает оценку команды из Энстоуна примерно в 900 млн долларов. Сделку официально закрыли к октябрю, а соучредитель Otro Алекс Шейнер вошел в совет директоров команды. Партнерами в этой сделке стали RedBird Capital Partners и Maximum Effort Investments – последнюю возглавляет голливудская звезда Райан Рейнольдс.
Портфель RedBird включает в себя крупную долю в Fenway Sports Group − да, владельцев «Бостон Ред Сокс» и «Ливерпуля», а также долей в «Милане» и «Тулузе».
А канадский актер активно инвестирует в спорт и привлек к проекту своего друга и коллегу Роба МакЭлхенни. Вместе они владеют сразу двумя клубами − валлийским «Рексхэмом» (Д3 Англии) и мексиканским «Некаксой». Затем Райан привлек еще одного актера − Майкла Б. Джордана, известного по фильмам «Крид» и «Черная пантера».
Когда сделку с Otro Capital официально закрыли, инвестиционный фонд заявил, что в «Альпин» вложилась группа спортивных легенд. К примеру, защитник «Ливерпуля» и сборной Англии Трент Александер-Арнолд, чемпион мира и Европы по футболу в составе сборной Испании Хуан Мата, победитель 22 турниров ATP и участник двух финалов турниров «Большого шлема» Александр Зверев, олимпийский чемпион по боксу Энтони Джошуа, игроки «Канзас-Сити Чифс» Патрик Махоумс и Трэвис Келси (американский футбол) и победитель четырех «мейджоров» по гольфу Рори Макилрой. Некоторые из них уже становились гостями паддока французской команды.
Мотивация от Макилроя: процветание в США, любовь к «Формуле-1», мечты о поездке за рулем болида
К примеру, в октябре Рори Макилрой появился в боксах «Альпин» и даже пообщался с официальным сайтом «Формулы-1». Главный вопрос, который волновал журналистов − зачем известному гольфисту вкладывать деньги в команду, которую нельзя назвать топовой? Оказалось, что он большой фанат гонок и активный инвестор − через Symphony Ventures он вложился в 22 компаний. И это всего за пять лет!
«Я думаю, это отличная возможность, − говорит он. − Прежде всего, я всегда был большим поклонником «Формулы-1». Бывший босс команды Эдди Джордан и Эдди Ирвайн, занявший второе место в чемпионате 1999 года, всегда были связаны с Северной Ирландией и Ирландией, и я всегда следил за ними. Раньше у меня не было такой возможности − инвестировать в команду «Формулы-1» или любую другую спортивную команду, но затем я подумал, что как популярна «Ф-1», о том, как она процветает, особенно в США... Я вкладывал деньги в несколько компаний, но мне кажется, что у этого решения больше истории и возможностей. Увидеть все, что происходит в «Формуле-1», и попытаться продвинуться в чемпионате, − это то, что мне близко. Это отличный опыт, это нечто действительно крутое, но в то же время, вкладывая деньги, вы хотите попытаться заработать на этом.
Когда мы получили от «Альпин» презентацию и бизнес-план, они поделились своими мыслями о будущем и о том, что, по их мнению, они могут сделать. У них действительно крутая академия и план развития на будущее − они думают о воспитании следующего поколения гонщиков. Чувствовалось, что у них действительно хороший настрой, много долгосрочной стратегии. Я увидел отличную возможность поучаствовать.
Если вникнуть в цифры, то на гоночной решетке есть несколько команд, у которых нет ни малейшего роста. «Мерседес», «Феррари», «Ред Булл» имеют огромную стоимость. Это попытка найти баланс между разумным вложением денег и реальным участием в развитии и попыткой развивать отношения с людьми. Я не рассматривал другие команды. Это была единственная возможность, которую я рассматривал. Я поговорил с несколькими людьми, мы все решили, что это отличная идея».
И хотя смысл инвестиций заключается в том, чтобы в конечном итоге заработать деньги, очевидно, что Макилрой хочет большего от этого проекта. Он настроен погрузиться в команду и пройти с ней весь путь.
«У всех нас есть разные возможности инвестировать в разное, − продолжает бывший лидер мирового гольфа. − Я и раньше занимался инвестициями, которые приносили неплохой доход − ты вкладываешь деньги, ждешь три года и снова получаешь деньги, но при этом нет реальной связи с бизнесом. Здесь же, как мне кажется, можно завязать крутые отношения, получить отличный опыт. Я чувствую, что при любой возможности не нужно выжимать из любой ситуации все до последнего доллара. В этом должен быть и элемент веселья, что я понял за последние четыре-пять лет. Я просто подумал, что это классная вещь, в которую можно ввязаться».
Вполне вероятно, что Макилрой мечтает однажды оказаться за рулем болида «Формулы-1»? Как оказалось, он действительно про это думал.
«Да, безусловно», − говорит он. − Я люблю машины. Может быть, я не люблю ездить так быстро, как раньше! Я провел несколько дней на треке, и мне это очень понравилось. Сесть за руль болида, конечно, совершенно другой уровень, но я бы с удовольствием сделал это однажды, если бы представилась такая возможность. Правда, мне нужно будет изучить условия страховки − не уверен, что она позволит мне это сделать, но я уверен, что способ найдется!»
Джошуа продвигает команду личным участием
Энтони Джошуа также, как и Макилрой, прибыл на Гран-при США 2023 года и полностью вошел в новую роль совладельца «Альпин»: встречал гостей.
И даже помог размяться теперь уже своему гонщику Пьеру Гасли.
А затем показал силу, поучаствовав в пит-стопе команды.
Причины инвестиций остальных звезд: «Ф-1» им теперь реально по нраву!
В отличие от Рори Макилроя, другой соинвестор «Альпин», защитник «Ливерпуля» Трент Александер-Арнолд, не такой большой фанат «Формулы-1», однако Гран-при по ТВ не пропускает. При этом благодаря своему вице-капитанскому статусу мерсисайдцы чаще смотрят гонки, чем любимый гольф. Вот как англичанин объяснил мотивацию вложиться во французскую команду.
«Вирджил ван Дейк тоже любит «Ф-1» – он, конечно, огромный фанат Макса Ферстаппена. Он капитан, я вице-капитан, так что мы решаем, что смотреть по ТВ. Если гонка пересекается с гольфом, мы выбираем гонку. Многие ребята любят гольф, и они недовольны.
Мне нравится следить, как команды «Ф-1» выжимают все из мельчайших деталей, чтобы опередить конкурентов. Меня это очень интригует, ведь на высочайшем уровне мы – игроки и команды – очень близки, и все решают небольшие отличия»
Одноклубники по «Ливерпулю» интересуются вложениями в «Альпин», сообщил Трент: «Все парни спрашивают, хотят узнать об этом. Им всем очень интересно, потому что подобного почти нет в футболе. Если случится плохой уик-энд на трассе, меня раскритикуют, но, надеюсь, я буду смеяться последним».
Голливудские коллаборации: шлемы Дедпула и Росомахи, реклама фильмов, съемка контента
Одну из первых и самых ярких коллабораций с новыми инвесторами показали в США. Эстебан Окон для Гран-при в Вегасе подготовил специальный шлем, на который нанес маску Дэдпула. Его роль, как известно, играет соинвестор французов и по совместительству голливудская звезда Райан Рейнольдс.
Судя по видео, которое выложил канадец, поступок Окона его по-настоящему впечатлил. Эстебану было очень приятно видеть, как его кумир реагирует на такой жест. Кстати, 31-й номер в ответ получил предложение сходить на съемки фильма.
«Я почти разревелся, ведь я так фанатею от него и от Marvel в общем, – признавался после Окон. – И видеть, как он реагирует – очень много значит. Просто сумасшествие было вот так об этом говорить».
После Райан Рейнольдс впервые прокомментировал то, что вложил свои деньги в гоночную команду «Формулы-1». Но он выступает не только как инвестор, но и как главный креативный директор MNTN – компании, которая занялась производством контента для «Альпин».
«Если бы несколько лет назад вы бы сказали, что я объединю свою компанию по разработке ПО для эффективного маркетинга и «Альпин», я бы попросил вас убраться из моей гостиной. Конечно же, после того, как попросил бы вас объяснить, что означают некоторые из этих слов. Сегодня я просто счастлив, что меня окружает такое количество талантливых людей, которые так быстро достигают совершенства. Вот так!»
А для Гран-при Бельгии 2024-го «Альпин» удивила киноливреей! По всему миру как раз готовился к выходу в прокат новый фильм с участием Райана Рейнольдса − «Дэдпул и Росомаха» – и гоночный болид «одели» в цвета двух героев.
А для гонщиков приготовили специальные шлемы и комбинезоны, причем подошли к этому делу максимально творчески: у Пьера Гасли все в стиле Росомахи, а у Эстебана Окона − Дэдпула.
Интересно, кто на чем больше хайпанул: картина на гонках или команда на голливудском фильме?
Не все инвесторы поддерживают «Альпин» – акционеров замечали в чужих боксах
Забавно, что один из соинвесторов – именно немецкий теннисист Александр Зверев, имя которого стало известно одним из последних, спустя месяц после официального закрытия сделки оказался в боксах... «Мерседеса». Может ему не сообщили, что «серебряные стрелы» − это не французы, или вообще вложили деньги без его ведома?
Более того, он написал под фото такой пост: «Одно из лучших спортивных впечатлений, которые у меня были. Спасибо большое Тото за это потрясающее время и теплый прием».
Звезды в боксах «Альпин» – не только за деньги и покупку акций. Зидан – лицо команды!
Нельзя не упомянуть и великого французского футболиста и тренера Зинедина Зидана, который предвосхитил приход известных спортсменов-соинвесторов – в феврале 2023 года его сделали амбассадором «Альпин» на смену ушедшему Фернандо Алонсо в качестве лица команды. Причем его видели уже на несколько Гран-при «Формулы-1», а также на «24 часах Ле-Мана». Вот как он объяснял назначение на эту должность.
«Я видел великие вещи и счастлив стать частью этой команды, быть частью «Альпин». Почему? Всегда есть встреча, с которой все начинается, и у меня была возможность встретиться с Лораном Росси и всей командой на Гран-при, так что, думаю, мы смогли поймать хороший вайб. У «Альпин» и Лорана [Росси] был проект, который они могли предложить молодежи, чтобы дать возможность молодым талантам для роста и развития. Мне этот проект стал очень интересен. Это очень ценно. Это интересно для меня, потому что я в детстве получил свою возможность. Это многое значило для меня, и сейчас, может быть, мы собираемся дать возможность молодым талантам стать инженерами, механиками»
Кажется, цель – в дальнейшей продаже за максимальную цену
Зачем все это надо «Альпин»? Их цель − выйти на большой американский рынок, повысить престиж команды на нем, а вместе с ним – и стоимость. Через известных людей куда проще привлекать новых спонсоров. Участие таких инвесторов говорит громко о желании команды быть лучше и добавляет веры в будущее.
«То, что они приносят, − это доверие к проекту, что очень важно, − заявлял после сделки теперь уже бывший глава команды Бруно Фамен. − Если в нас вкладывают большие деньги, это означает, что люди нам доверяют и верят, что проект будет работать. Это самое главное, мы очень рады этому. Второе, что они привнесут и что тоже очень важно, − они очень известны и у них есть связи с партнерами и спонсорами, которые могут быть интересны нам».
У экс-исполнительного директора «Альпин» Лорана Росси, которого после увольнения не пинал только ленивый, цели были куда более грандиозные. Вот только по описанию они не стремились к топам, а, скорее, к повторению пути «Астон Мартин».
«Моя цель – к 2025-му «Альпин» получил те же средства, что и топ-команды, и будет использовать их так, чтобы стать надежным претендентом на подиум. Вот так. Мы все еще в пути. Нанимаем, устанавливаем оборудование, собираем ресурсы, и вложения ускорят нас еще больше.
Возможно, мы сможем забустить некоторые вещи и срезать углы. Ели раньше о чем-то мы думали как «Это займет 7 недель, 3 месяца», теперь мы подходим к вопросу: «Почему семь? Может, четыре? Почему три месяца? Вдруг выйдет за два?»
Что у нас есть для веры в возможность всего этого? Люди начинают чесать головы больше в размышлениях: «А может, мы слишком осторожничали, может, мы слишком много проверяли, может, сократим процессы там и тут».
Но идейных вдохновителей всего движения на «голливуд» и известность уже нет в «Альпин». Все они уволены, причем некоторые – с негативными характеристиками. Тем не менее, на их место фактически возвращен старый шеф «Рено» Флавио Бриаторе, перед которым, по слухам, стоит цель провести новую ревизию команды, оптимизировать все процессы и подготовить ее к дальнейшей перепродаже по наивысшей цене. Косвенное доказательство – рассмотрение плана по закрытию производства собственных моторов и перехода к «Мерседесу» на клиентской основе – как и планировал, например, проект нового шефа Оливера Оукса H26 при заявке на вступление в «Ф-1». Акции его «Хайтека» из молодежных серий частично выкупил казахский миллиардер Владимир Ким, который и финансировал заявку – кто знает, может, и для звезд спорта фиксация прибыли через простое медийное личное участие не за горами?
Что еще почитать о ситуации в «Альпин»?
На чем ездят владельцы команд «Ф-1»? Есть связи с их вложениями?
Новый босс заводской команды в «Ф-1» – агент Мазепиных. Никита вернется? Откуда он взялся?
Аутсайдер «Ф-1» раздобыл победителя Гран-при на пике формы. Как им это удалось?
Карусель автозаводов в «Ф-1»: «Рено» хочет моторы «Мерса»? Или китайцев? «Тойота» возвращается?
Худшая заводская команда «Ф-1»: 10 лет страданий с мотором. Зато амбиций – как у «Феррари»
Фото: Gettyimages/Bryn Lennon / Staff; Dppi /Dppi/Global Look Press; x.com