17 мин.

Доминирование «Ред Булл» в «Ф-1» – все. Болид испортили? Чем недовольны гонщики?

«Формула-1» в 2024-м удивляет суперконкуренцией: помимо Макса Ферстаппена, Гран-при выигрывали еще 6 пилотов «Макларена», «Феррари» и «Мерседеса». А в последних 4 гонках «Ред Булл» вообще не побеждал – только поднимался на подиумы. За последние 7 этапов набранные очки наглядно демонстрируют, насколько же уравнялся пелотон:

От доминирования на старте года и в прежних сезонах не осталось и следа. 

Австрийцы пока не до конца не могут привыкнуть к тому, что теперь не они самые быстрые на всех трассах сезона, а их преимущество во время побед заметно уменьшилось. Например, из 22 Гран-при прошлого сезона «Ред Булл» одержал победу на 21-м, при этом на счету действующего чемпиона 19 первых мест, а еще два достались его напарнику Серхио Пересу. Сейчас позади четырнадцать гонок.

Куда же пропало доминирование? Что-то идет не так? Что об этом говорят в самой команде?

«Ред Булл» признал: с болидом перестарались, и не все обновления помогают

На последнем перед летним перерывом Гран-при Бельгии технический директор австрийцев Пьер Ваше на вопрос «оправдал ли ожидания болид этого сезона» разразился речью с привкусом отчаяния.

«Я бы сказал, не совсем. Мы точно улучшили машину по сравнению с прошлым годом, хотя в каких-то областях прибавили не так, как ожидали. Особенно в быстрых поворотах – мы ожидали большего. Даже если не смотреть на соперников, а ориентироваться лишь на себя, мы ожидали большего.

Полагаю, какие-то вещи связаны с корреляцией [между симуляциями и реальностью]. Мы используем относительно старую аэротрубу. Более того, у нас меньше времени на работу в аэротрубе из-за позиции в чемпионате. И это уже третий сезон текущего регламента.

Сильные и слабые стороны? Не знаю, остались ли у нас сильные стороны! Пожалуй, мы серьезно прибавили в средне- и низкоскоростных поворотах в сравнении с прошлым сезоном. Если сравнивать с соперниками, теперь мы не так хороши в быстрых поворотах, как в прошлом году – тогда мы были очень сильны. Наконец, по-прежнему есть очевидная слабость при прохождении поребриков, но так было и раньше. В этом плане мы не совершили ожидаемый шаг вперед», – отметил Ваше.

Про старую аэротрубу – чистая правда: шеф «Ред Булл» Кристиан Хорнер назвал ее и всю аэродинамическую базу «ископаемым времен Холодной войны» после дополнительных ограничений на ее использование за перерасход бюджета по результатам расследования в 2022-м. Дополнительные урезки смен значительно сократили возможности для развития аэрообвеса: чемпионы уже благодаря Кубку конструкторов получили бы на 20 процентов меньше рабочего времени по сравнению с «Маклареном», а дополнительные штрафы отбросили их на тот же уровень даже относительно второго места в таблице. В итоге австрийская команда работала в трубе на треть меньше, чем соперники – причем в момент вынесения штрафа основной «скелет» болида 2023-го уже разработали, и весь удар пришелся на наметки машины под 2024-й. Мы просто видим последствия.

Влияет и качество самого оборудования – вообще «Ред Булл» планировал возведение новой и даже закладывал на него 50-70 млн евро, но после скандала с перетратой и начала реструктуризации бизнеса (ребрендинг второй команды и перенос ее базы в Милтон-Кейнс ближе к основным мощностям, открытие моторного подразделения, выпуск гиперкара и расширение технологического отдела) отложил планы до 2026-го.

Так что машину этого года по-прежнему ваяли в старом окружении, и прогресс соперников не стал сюрпризом – «Ред Булл» предполагал такой сценарий еще в 2023 году.

«В 2024-м мы тоже ожидали соперничество с первой же гонки, – признавался Ваше. – И это случилось с задержкой в четыре-пять этапов. Но, честно говоря, мы ждали подобного с самого старта».

Затем французский инженер оказалсяся в руках журналист PlanetF1 Томаса Махера – и признал главные слабости болида 2024 года: им довольно сложно управлять, что сказывается на результатах. Причем ошибки в разработке слишком сложно исправить в течение года или просто настройками:

«Пожалуй, мы сильно раздвигали границы и в каких-то областях, наверное, перестарались. Из-за этого появились некоторые характеристики, не предназначенные для пилотажа. Успех приходит не сам по себе, все зависит от скорости относительно соперников. В прошлом году нам повезло, что остальные сработали не так здорово, и это также необходимо учитывать.

RB20 лучше, чем RB19, однако, возможно, мы могли сработать сильнее. Мы попытаемся это исправить для выступлений в этом и следующем сезонах, чтобы у гонщиков были более качественные инструменты для борьбы», – произнес Ваше.

Специалист ответил на вопрос, следовало ли «Ред Булл» менять успешную концепцию в межсезонье – ведь RB20 здорово изменился внешне!

Причем туннель под системой охлаждения только продолжил расширяться! Например, вот новинка для Гран-при Испании:

«Думаю, если посмотреть на разницу по скорости между прошлым и нынешним сезоном… Она огромна. Тот факт, что мы поменяли концепцию, открыл возможность для дополнительного шага вперед. Не уверен, что вы бы задали такой вопрос после первых четырех гонок».

Некоторая усталость от периода без побед прорезалась после очередных обвнолений на Гран-при Венгрии, в котором вновь не вернулся лучший темп – доминировали гонщики «Макларена» (после ошибки команды и долгих уговоров Норрис пропустил Пиастри), а Макс Ферстаппен претендовал на подиум, но врезался в Хэмилтона и стал пятым.

Советник австрийцев Гельмут Марко даже открыто высказался о срочной необходимости перерыва!

«Нам срочно нужен летний перерыв в чемпионате. По итогам трех первых гонок этого сезона мы считали, что нас ждет что-то похожее на прошлый чемпионат, но потом ситуация внезапно изменилась.

Макс к такому не привык, да и мы немного отвыкли от такой борьбы с прямыми конкурентами. Разумеется, такая борьба повышает интерес и зрителей, и журналистов, нам же нужно перетерпеть эту ситуацию и и в конце концов взять ее под контроль. Мы по-прежнему лидируем и в личном зачете, и в Кубке конструкторов. Впереди еще много гонок, так что нам не стоит делать вид, что все уже потеряно. Но мы точно не можем позволить себе допускать столь очевидные и дешевые ошибки».

Но что же с новинками? Кажется, они просто не помогают достать соперников, хоть и слегка улучшают положение: их получил только Ферстаппен, цель заключалась в улучшении поведения машины в быстрых поворотах при сохранении той же скорости на прямых (через повышение аэродинамической эффективности шасси и повышения прижимной силы). Сработало только отчасти: выигрыш в пару км/ч действительно зафиксирован, но на камеру во время парада пилотов перед стартом этапа попал небольшой диалог Макса с Дэном Риккардо, в котором чемпион жаловался: прижимной силы иногда становится так много, что болид трудно поворачивать по оптимальной траектории.

«Обновления в целом работают, – признавал Марко. – Мы в процессе настройки болида, и пока мы полностью довольны тем, что видим. Мы пока чуть отстаем от [Ландо] Норриса в случае с низкой загрузкой топлива. Но на длинной дистанции мы были быстрейшими.

[В Венгрии у нас] довольно большие обновления – и они работают с самого начала и уже отличаются от наших прошлых трех обновлений. Они были намного меньше, но не оказывали большего эффекта. Мы снова на правильном направлении, и я уверен, мы найдем больше десятых секунды. Думаю, здесь мы сможем побороться за победу

Ясно одно: новинки должны сработать, ведь сейчас мы уступаем «Макларену» по базовой скорости – а, если посмотреть на гонку в Англии, то и «Мерседесу».

В Бельгии меньше техничных поворотов, и команда вернула старый обвес, перейдя к экспериментам с задним и балочным антикрыльями – вновь ради попыток перебалансировать скорость на прямых и в быстрых поворотах.

Кристиан Хорнер же напомнил о некорректности сравнения с прошлым сезоном в принципе – ведь он стал одним на миллион, а теперь серия просто откатилась к более нормальным результатам с борьбой в каждой гонке. Об этом он рассуждал после дождевого Гран-при Великобритании, в котором победил гонщик «Мерседес» Льюис Хэмилтон, а Макс Ферстаппен стал вторым, проиграв около полутора секунд.

«Когда мы выигрывали с преимуществом в 30-40 секунд, ситуация была чуть менее напряженной. Хотя на самом деле это странно – потому что когда вы выигрываете гонки с таким преимуществом, то думаете только о надежности техники и других элементах, волнуетесь об этом. Теперь же у нас нет времени волноваться о надежности, потому что приходится постоянно атаковать на пределе. При этом победа в гонке, которая одержана в упорной борьбе, приносит вам больше удовольствия.

Только сейчас, оглядываясь назад, мы все понимаем, что сезон-2023 был и вправду особенным, учитывая, чего тогда удалось достичь. И я постоянно говорю о том, что то был уникальный сезон, как встретить единорога. Только вот их не бывает. То, что мы сделали в прошлом году, никогда не происходило в прошлом, и, возможно, никогда не случится в будущем.

Так что ситуация в нынешнем сезоне гораздо больше похожа на нормальную для «Формулы-1». При этом в личном зачете у нас по-прежнему есть преимущество в 80 очков, да и преимущество в Кубке конструкторов мы по итогам последней гонки только увеличили».

А в начале августа Хорнер вообще отрицал трудности с развитием болида – на фоне четырех гонок без побед и сокращения расстояния между «Ред Булл» и «Маклареном» в Кубке конструкторов.

«Команда работает над этой машиной по-прежнему, потому что при стабильном регламенте все, что мы узнаем сейчас, в любом случае будет актуально в следующем году. Если вспомнить первую часть года, то мы уже прошли больше половины дистанции, выиграли семь Гран-при, две или три спринтерские гонки, лидируем в обоих чемпионатах. Но в последние недели наше преимущество несколько сократилось.

Вы неизбежно оказываетесь на вершине кривой, и у нас меньше времени в аэродинамической трубе, чем у кого-либо, из-за системы ATR (регламент аэродинамических испытаний). Это нормально. Сближение будет продолжаться и в следующем году. Я думаю, что все приближаются к вершине кривой. На одной неделе это «Мерседес», на другой − «Макларен», на третьей − «Ред Булл». «Феррари» давно не было рядом, но они продолжают двигаться».

Структура ограничений в регламенте в виде потолка расхода бюджетов, срезки ресурсов для развития топ-команд и достаточно жесткий технических правил как раз и задумывалась как «великий уравнитель» и «антидоминатор». Как видите, она наконец сработала – просто мы так привыкли воспринимать «Ред Булл» как главного фаворита, что теперь считаем ситуацию крайне необычной.

Но и в стане чемпионов привыкли к тому же – потому нынешняя расстановка и привела к такой нервозности. Жалобы и проблемы Ферстаппена с Пересом рассматриваются намного пристальнее и внимательнее – ведь в них и скрыты намеки на будущие расклады в Гран-при!

«У нас больше нет баланса в машине по сравнению с первыми тремя гонками, – признал и Гельмут Марко во время летнего перерыва. – Трудно оценить скорость потенциальных улучшений. Пока проблем с болидом нет решения, и я не думаю, что оно появится на Гран-при Нидерландов. Идет активный мозговой штурм, перебираются разные идеи, но я пока не могу сказать, что мы будем исполнять и как именно.

В квалификации мы были быстрейшими в Австрии, а также в Бельгии. В Венгрии мы отставали всего на несколько сотых секунды, уровень еще высокий – надеемся, Ферстаппен сумеет компенсировать недостатки болида и остальное».

Какие проблемы подсвечивают гонщики «Ред Булл»?

На полудомашнем для Макса Ферстаппена Гран-при Бельгии чемпиону пришлось стартовать 11-м из-за замены двигателя, но он смог прорваться на пятую строку. После прошлогодней победы с огромным отрвывом в схожей ситуации результат выглядел шагом назад, и Максу пришлось пояснять проблемы болида на части трасс.

«Когда у тебя нет большого преимущества в скорости, ты не можешь атаковать [и обгонять]. Так что я думаю, что мы сделали все, что могли. На самом деле, они уже впереди нас – зависит от трассы: многда «Макларен», иногда «Мерседес». Соперники отлично справляются – и в такой ситуации вам уже самим нужно упорно трудиться, чтобы прибавить».

В Венгрии же после пятого места действующий чемпион был недоволен тактикой команды, работой шин, но также вновь досталось болиду, который уже не был так хорош, как в предыдущем сезоне.

«Нам не хватает темпа относительно «Макларена», мы стараемся и надеемся, что наша стратегия окажется верной – но сегодня не тот случай. Когда против тебя срабатывает андеркат, это неидеальная ситуация, но, быть может, с этим можно что-то сделать. Мы пытались продлить отрезок, темп оказался не совсем хорошим.

Я пытался сократить дистанцию на «харде», но вновь надолго застрял – позади Льюиса [Хэмилтона] – и потерял много секунд. На среднем отрезке я думал, что у нас был приличный темп, не фантастический, но вполне приличный для «харда». Но мы не могли им воспользоваться, ведь я застрял [за соперниками].

Затем они [«Ред Булл»] опять же оставляют меня в ситуации, когда я тут же застреваю в трафике за отстающими на круг. Когда болид не самый быстрый, нужно стараться получить выгоду за счет андеркатов. На такой трассе, где слишком высокие температуры для шин, как только вы застреваете за другими болидами, шины перегреваются в течение двух кругов.

Нельзя полагаться на небольшое преимущество в темпе. Может быть, в прошлом году, когда болид был намного быстрее остальных, [все бы сработало], но в нашем нынешнем положении мы больше не можем так рассуждать.  Естественно, это разочаровывает меня, потому что я хочу, чтобы мы справлялись лучше. Я реалист. Сегодня мы не смогли бы победить «Макларен», но третье место было достижимым, если бы мы уделили больше внимания стратегии».

Перед квалификацией Ферстаппен сообщил: у него проблемы со сцеплением с трассой.

«Весь уик-энд мы находились немного позади, и в квалификации ситуация не изменилась. И мне сложно определить точную причину этого – наверное, хотелось бы большего сцепления машины с трассой, чего пока мы не можем добиться».

При этом вопросы были еще до Венгрии, но как и Гельмут Марко, Ферстаппен жил надеждой, что обновления помогут найти скорость.

«Вопрос не в том, насколько «Макларен» и «Мерседес» будут близки к нам. Все равно наоборот, вопрос в том – насколько близко к ним можем оказаться мы? В двух последних гонках наша машина не была самой быстрой на трассе, и я не жду, что сейчас ситуация внезапно изменится.

Конечно, здесь у нас появились обновления, и они крупнее чем все, что мы делали с машиной ранее по ходу этого сезона. Это важный гоночный уик-энд для всех, поскольку я не знаю, как сложится оставшаяся часть сезона, если обновления не принесут соответствующих улучшений времени на круге».

После восьмого места на Гран-при Бельгии второй гонщик «Ред Булл» Серхио Перес рассказал о трех проблемах − с темпом, скоростью на прямых и, как следствие, вынужденной экономии заряда батареи.

«Нам многое нужно проанализировать.Гонка вышла разочаровывающей. У меня просто было много проблем на прямых. Не знаю, что происходило, но на нескольких первых кругах мне приходилось беречь батарею.

Я был очень слаб на прямых. И как только я смог разобраться с этим, частично собрать заряд, я был вполне в одном темпе с Льюисом [Хэмилтоном] и Шарлем [Леклером] – я оставался среди лидеров».

Пока для мексиканца главный вопрос- хотя бы разобраться в настройками, ведь аварии происходят даже после того, как он вроде бы хвалит болид: 

«Хорошая пятница. Думаю, между первой и второй практикой мы сделали хороший шаг вперед. Внесли верные изменения и выбрали правильное направление. Это были самые приятные ощущения от управления болидом за последнее время. В течение дня мы принимали наилучшие решения из возможных – это позитивный момент. У нас все хорошо, темп на длинной дистанции также выглядит многообещающе. Думаю, мы еще можем лучше настроить машину. В конце концов все сводится к тому, чтобы соединить все воедино в нужное время».

Но все равно видна главная проблема: из-за ускорения конкурентов «Ред Булл» приходится больше рисковать и с настройками, со стратегией. Планы не всегда срабатывают, гонщикам чаще не подходят свойства болида, они чаще застревают в трафике не могут реализовать даже то, что есть. Ведь преимущества в 2-3 км/ч или в 0,1-0,2 секунды с круга для обгона или прорыва недостаточно – а превосходство RB20 если и осталось вообще, то не больше такого уровня.

Проблема в уходе Ньюи?

Одно из предположений, почему у «Ред Булл» начались некоторые проблемы, а точнее, закончилась эра тотального доминирования, заключается в фигуре Эдриана Ньюи − архитектора всех побед австрийцев последнего десятилетия. Уже известно, что он уходит из команды, уже не влияет на доработку болида этого года и точно не участвует в разработке в машине следующего – только помогает с настройками.

Но Пьер Ваше не считает потерю инженера главным фактором – ведь к нему заранее готовились!

«Его уход − вызов для компании. Очень жаль, что он уходит. Но в какой-то момент нам нужно двигаться вперед вместе, как инженерной команде. То, что вы видите со стороны, − это один аспект, но с со своей мы уже знаем, что когда люди покидают нас, мы переорганизовываемся.

Мы бы предпочли, чтобы он был с нами, но когда не выходит – рассуждаем иначе, пытаемся увидеть, что можем сделать для себя, как стать лучше. Если находим какие-то слабые места, то работаем над ними. Именно так все есть в команде − концентрация на том, что мы можем сделать лучше».

Самые главные слова технический директор «Ред Булл» произнес позже. Он попытался убедить, что хоть важность Адриана Ньюи и огромна, но все же за всеми достижениями стоит целая команда.

«Важно, что мы знаем, что каждый человек в команде участвует в системе. В противном случае, это была бы команда одного человека, но это не так − у нас более 300 инженеров, который должны развивать болид и делать его быстрее».

Рады концу доминирования и проблемам недавних непобедимых сокрушителей «Ф-1»?

Что еще почитать про обстановку в «Ред Булл»?

Фото: Gettyimages.ru/Mark Thompson, Bryn Lennon, Dean Mouhtaropoulos