Автогонок нет на Олимпиадах, но этим пилотам «Ф-1» удалось поучаствовать. Один даже велочемпион!
И хотя автоспорт не входит в программу Игр, в прошлом ряд пилотов становились участниками игр в других видах спорта, а один даже стал олимпийским чемпионом.
Официальный сайт «Формулы-1» совершил путешествие во времени, чтобы вспомнить истории тех, кто успел поучаствовать в гонках и проявил себя на Олимпийских играх.
Принц Бира, парусный спорт − ОИ-1956 в Мельбурне, Риме-1960, Токио-1964, Мюнхене-1972
Принц Бирабонгзе Банудей Банубанд, более известный как принц Бира, стал первым тайским гонщиком, участвовавшим в Гран-при «Формулы-1». В период с 1950 по 1954 год он вышел на старт 19 гонок, а также многочисленных внезачетных соревнований.
В последующие годы Бира ездил на четыре Олимпиады, где выступал в парусном спорте: в категории Star в Мельбурне-1956 и Риме-1960, в классе Dragon − в Токио-1964, в категории Tempest − в Мюнхене-1972. Интересно, что в Риме таец боролся с другим гонщиком «Ф-1» − Роберто Мьересом. Аргентинец финишировал 17-м, а Бира − 19-м.
Альфонсо де Портаго, бобслей − Зимние ОИ в Кортина д’Ампеццо-1956
Испанский аристократ Альфонсо де Портаго не только участвовал в пяти Гран-при чемпионатов мира 1956-1957 годов, но и вошел в состав первой бобслейной команды родной страны, причем вместе со своими двоюродными братьями. Они участвовали в зимних Олимпийских играх 1956 года в Кортина-д’Ампеццо. В соревнованиях двухместных экипажей Де Портаго занял четвертое место, а в соревнованиях четырехместных экипажей такого успеха не достиг.
Всего несколько месяцев спустя, в мае 1957 года, в возрасте всего 28 лет испанец погиб в аварии во время участия в автогонках «Милле Милья» в Италии.
Дивина Галица, горные лыжи/скоростной спуск − Зимние ОИ в Инсбруке-1964, Гренобле-1968, Саппоро-1972, Альбервиле-1992
В 1976 году Дивина Галица стала третьей из пяти женщин, участвовавших в Гран-при на тот момент. Хотя она даже не прошла квалификацию в ее трех гонках в 1976 и 1978 годах,, британка уже к тому времени добилась успеха в лыжном спорте.
В 1964 году в возрасте 19 лет она участвовала в зимних Олимпийских играх в Инсбруке, где выступала в скоростном спуске на горных лыжах. После этого она была на играх в Гренобле и Саппоро, а в 1992 году после продолжительного перерыва в возрасте 47 лет вернулась в Альбервиль, где соревновалась в той же дисциплине. На Играх весомых успехов не добилась (один заезд в топ-10 в слалом-гиганте), но дома была одной из сильнейших: на двух Олимпиадах капитанила в сборной, взяла два подиума Кубка мира и даже удерживала национальный рекорд в скоростном спуске (125 миль/час).
Роберто Мьерес, парусный спорт − ОИ в Риме-1960
Как уже говорилось ранее, Мьерес встретился с Бирой на Олимпийских играх 1960 года в Риме. С 1953 по 1955 год аргентинец участвовал в семнадцати Гран-при, а его лучшим результатом стало четвертое место.
Занимаясь в юности разными видами спорта, Мьерес вернулся в парусный спорт после завершения гоночной карьеры и на своей единственной Олимпиаде в 1960 году выступил в категории Star.
Бен Пон, стрельба − ОИ в Мюнхене-1972
Имя Бена Пона может быть не слишком знакомо поклонникам «Ф-1»: на старт нидерландец вышел лишь раз − в 1962 году. На домашнем этапе в Зандворте Пон сошел с дистанции через два круга после того, как его выбросило из машины. После этого случая он завершил карьеру в одноместных гонках.
Однако он продолжал выступать на спортивных автомобилях, а также участвовал в Олимпийских играх 1972 года в Мюнхене, где соревновался в стрельбе по глиняным мишеням.
Боб Саид, бобслей − Зимние ОИ в Гренобле-1968, Саппоро-1972
Как и Пон, Боб Саид принял участие всего в одном Гран-при «Формулы-1», но оно закончилось еще быстрее, чем у коллеги. В 1959 году американец вышел на старт домашней гонки на автодроме «Себринг», но из-за заноса на первом круге сошел с дистанции.
Спортивный путь Саида продолжился на Зимних Олимпийских играх, где он в составе четверки участвовал в соревнованиях по бобслею в Гренобле-1968 и Саппоро-1972. На первой Олимпиаде Саид соревновался с Робином Уиддоусом, гонщиком, за плечами которого также была всего одна гонка «Ф-1».
Робин Уиддоус, бобслей − Зимние ОИ в Инсбруке-1964, Гренобле-1968
Уиддоус дебютировал перед родной публикой в «Брэндс-Хэтч» в 1968 году. И, как и Саид, британец не доехал до финиша, так как у его болида возникла проблема с зажиганием.
Помимо карьеры в автоспорте, Робин также поучаствовал в двух Зимних Олимпийских играх в бобслее и тоже в экипаже четверки. Впервые они вышли на старт в 1964 в Инсбруке, а в 1968 году в Гренобле обошли Саида, заняв седьмое место.
Алессандро Дзанарди, велоспорт − Лондон-2012, Рио-2016
Итальянский гонщик Алессандоо Дзанарди дебютировал в «Формуле-1» за команду «Джордан» в 1991 году и с тех пор провел 41 Гран-при. Его последней гонкой стала «Сузука» 1999 года, на которой он выступал в составе «Уильямс». В промежутка между «Ф-1» Дзанарди также выиграл два чемпионата CART (нынешний «Индикар») в США.
В 2001 году после возвращения в американскую серию Дзанарди попал в тяжелую аварию, в результате которой ему ампутировали обе ноги. Ему потребовалось всего два года, чтобы восстановиться. Гонщик нашел себя в велоспорте, а именно в хенд-байке, и поучаствовал в двух Паралимпиадах − в Лондоне-2012 и Рио-2016.
В британской столице он выиграл золото в гонке на время и шоссейной гонке в классе H4, а также завоевал серебро в смешанной эстафете классов H1-4. Четыре года спустя в Бразилии Дзанарди пополнил медальную копилку, став в классе H5 вторым в шоссейной гонке, а также добавив два золота в гонке на время H5 и смешанной эстафете H2-5.
В июне 2020 года Алессандро в родной Италии вновь попал в аварию и получил серьезные травмы. Ему сделали несколько операций, после чего он долгое время находился в больнице. Его окончательно выписали домой только в декабре 2021 года.
Что еще почитать про совмещения пилотов «Ф-1» с другими видами спорта?
Безногий пилот не может давить на педали, но все равно гоняется. Секрет в прокаченном руле
Боттас проехал 30 км на спущенной шине – и приехал в топ-10 в велогонке. Это вообще безопасно?
Источник: официальный сайт «Формулы-1»
Фото: Gettyimages/Evening Standard, Evening Standard, Bernard Cahier, Central Press/Hulton Archive, Bettmann; imago sportfotodienst, Sutton Motorsport Images/Imagestate, Giuseppe Ciccia/ZUMA Press/Global Look Press
сколько на его долю выпало злоключений, а он все еще находит мотивацию соревноваться. не знаю, как у него дела сейчас, но совсем не удивлюсь, если мы его снова увидим в обойме какого-нибудь старта.
Еще 76 дней в больничке...