У Расселла отняли победу «Ф-1» за 1,5 кг недовеса – это ж где «Мерс» так просчитался?!
Гонщик «Мерседес» Джордж Расселл на Гран-при Бельгии совершил настоящее чудо: проехал на одном комплекте целых 34 круга. При этом в конце гонки британец отчаянно отбивался от атак Льюиса Хэмилтона с резиной на16 кругов свежее – и, казалось бы, выиграл третий этап «Ф-1» в карьере.
И представьте его разочарование, когда после взятия проб топлива и взвешивания оказалось: его машина недостает 1,5 кг до миниманой планки регламента. Когда представителя команды вызвали к стюардам для дачи объяснения, они признали, что ошиблись в расчетах и никаких смягчающих обстоятельств быть не может.
«Душераздирающе… У нас недовес в 1,5 кг, и нас дисквалифицировали в гонке. Сегодня мы оставили все силы на трассе, и я горжусь тем, что первым пересек финишную линию. Впереди будут еще победы», – написал в соцсетях Джордж после решения о дисквалификации.
Как происходит процедура взвешивания?
Правило, по которому аннулировало победу Джорджа Расселла − это статья 4.1 технических правил «Формулы-1», касающаяся «минимальной массы» каждого болида.
«Масса автомобиля без топлива не должна быть меньше 798 кг в любое время во время соревнования. Если на момент проверки автомобиль еще не оснащен шинами для сухой погоды, его масса будет определена с помощью комплекта шин для сухой погоды, выбранных техническим делегатом ФИА».
В данном случае применима только первая часть, в то время как «соревнование» относится к любому моменту гоночного уик-энда, а взвешивание автомобилей и обнаружение их недостаточного веса имеет значение только после квалификации и гонки, поскольку теоретически они могут выступать в нелегальном режиме на тренировках.
Машину Расселла взвесили после гонки, и оказалось, что ее вес точно соответствует пределу в 798 кг. Но затем из него взяли пробы топлива для выполнения статьи 6.5.2.
Она гласит: «Участники должны гарантировать, что в любой момент во время соревнований из автомобиля может быть взята проба топлива объемом минимальным объемом 1,0 литр».
«После тренировочной сессии, спринта и гонки, если автомобиль не вернулся на пит-лейн на собственном ходу он должен будет предоставить пробу плюс количество топлива, которое было бы израсходовано для возвращения на пит-лейн. Дополнительное количество топлива будет определено ФИА».
Опять же, в данном случае важна только первая часть правила – ведь Расселл приехал в закрытый парк собственным ходом.
Судя по отчету Бауэра и по тому, что в результате «Мерседес» обратился к стюардам, оказалось, что когда из машины Рассела слили топливо для выполнения статьи 6.5.2 о пробе топлива после первоначального взвешивания, 2,8 литра все еще осталось в машине, когда это, очевидно, не разрешено – по причинам безопасности, чтобы не происходило последующих случайных возгораний при процедуре проверки на внутренних весах. По регламенту его вынудили дослить и перевзвесить.
И в ходе двух дополнительных проверок оборудование показало: вес составляет 796,5 кг – на 1,5 кг ниже предела в 798 кг, предусмотренного статьей 4.1.
В документе стюардов написали следующее: «Автомобиль №63 был взвешен на внутренних и наружных весах ФИА, и обе шкалы показали одинаковый результат − 796,5 кг. Калибровка обоих весов была подтверждена и засвидетельствована спортсменом. Во время слушания представитель команды подтвердил, что измерения верны и что все необходимые процедуры были выполнены правильно. Команда также признала, что не было никаких смягчающих обстоятельств и что это была настоящая ошибка команды.
«Стюарды считают, что нарушена статья 4.1 Технического регламента «Формулы-1», и поэтому необходимо применить стандартное наказание за такое нарушение».
Таким образом, как и в случае с Себастьяном Феттелем из «Астон Мартин» на Гран-при Венгрии 2021 года, когда команда нарушила правило статьи 6.6.2 Технического регламента «Формулы-1», и машина немца не смогла предоставить требуемую пробу топлива объемом 1,0 литра, Расселла исключили из итоговой классификации Гран-при Бельгии.
Теории о том, почему произошел недовес: «Мерседес» подозревает износ покрышек, соперники верят
Официальные лица «Мерседеса» и «Ред Булл», а также журналисты и эксперты «Формулы-1» сразу выдвинули очевидные теории о том, по какой причине болид британца оказался легче допустимого. Все они пришли к выводу, что команда ошиблась в расчетах и все дело в рискованной тактике одного пит-стопа и слишком большого износа шин.
«Джорджу очень тяжело, что после такой впечатляющей гонки его лишили победы, − сказал главный гоночный инженер Эндрю Шовлин. − Он проделал блестящую работу, сохранив шины и защищавшись до самого финиша.
Мы пока не понимаем, почему после гонки у машины был недостаточный вес, но мы проведем тщательное расследование, чтобы найти объяснение. Мы предполагаем, что потеря резины из-за одного пит-стопа была одним из факторов, и мы будем работать над тем, чтобы понять, как это произошло».
После дисквалификации Расселла руководитель «Ред Булл» Кристиан Хорнер не сомневался, что резина, потерянная Расселом во время стратегии с одним пит-стопом, могла снизить вес машины настолько, что он не смог бы уложиться в минимальный лимит веса.
«Абсолютно уверен, что он вполне мог потерять более одного килограмма веса за счет расхода шин, − сказал он Sky. − Мы видели это еще на тренировках в пятницу».
«Также вам нужно оставить в баках достаточно топлива, чтобы в ФИА могли взять пробу после финиша. Также топливо можно использовать в качестве балласта. Так что да, это очень печальные новости для Джорджа Расселла, но это явная ошибка в расчетах со стороны «Мерседеса», – заключил Хорнер.
Кроме британца нашелся еще один гонщик, который выбрал тактику одной остановки. Это был Фернандо Алонсо, который также использовал жесткие шины на своем последнем отрезке, хотя перешел на них на три круга позже Расселла. Тем не менее, он использовал жесткие шины на тренировке, поэтому в «Астон Мартин» должны были знать больше о степени их износа.
«Изначально он заехал за свежим «хардом» уже на 10-м круге, и, поскольку темп был стабильным, а деградация не слишком серьезной, перед ним открылась возможность ехать до конца, − пишет журналист Autosport Джонатан Нобл. − Расселлу удалось это сделать, и в тот день, когда дополнительная остановка обеспечила бы ему не более пятого места, в плане управления шинами он выглядел просто блестяще. Однако решение проехать на этом комплекте 34 круга могло в конечном итоге стоить ему победы, поскольку это имело последствия для их веса − шины изнашиваются (и, следовательно, теряют массу), чем дольше на них ездят».
А Расселл выкатал покрышки практически до основания – видите, как просматривается решетка корда?
А обычно износ действительно скрыт за набранными на круге возврата в боксы ошметками – их действительно накапливают специально, чтобы точно пройти все проверки, пилотам каждый раз по радио напоминают съезжать с траектории:
Эти «червячки» раскиданы ближе к обочине.
Журналист Крис Медланд поделился инсайдами от «Мерседеса»: «Команда считает, что это, скорее всего, чрезмерный износ шин (375 г на шину) − у Расселла был самый длинный отрезок на них в гонке. На это повлияли такие факторы, как отсутствие жестких шин в пятницу, изменение настроек и новый асфальт трассы».
Обозреватель The Race Марк Хьюз также выдвинул теорию о том, что всему виной длинный отрезок на «хардах» и естественный уход резины, стоивший недовеса в полтора килограмма.
«Ни Пиастри, ни «Макларен» не рассматривали стратегию с одним пит-стопом, на которой настаивал Расселл. Если бы «Макларен» так поступил, трудно представить сценарий, при котором Пиастри бы проиграл. Это рассуждения задним числом, разумеется.
Хотя на самом деле он мог проиграть так же, как Расселл: путем дисквалификации за недовес в 1,5 кг. Ведь никто не ожидал, что стратегия с одной остановкой сработает. Стандартный вывод заключался в том, что деградация покрышек слишком высока – никто не рассчитывал массу с учетом изношенных шин после одного заезда в боксы.
Учитывая то, что это был гоночный отрезок с очень жестким темпом на треке, который «просто становился все более и более цепким», как это описал Расселл, без машин безопасности, с массой все было на грани. Насколько реально предположение, что каждая из шин после гонки с одним пит-стопом весила на 0,375 кг меньше, чем свежая покрышка после заезда с двумя остановками (0,375 кг х 4 = недовес в 1,5 кг)? Абсолютно реально», – написал Хьюз.
Марк также высказался о том, сильно ли легкий болид помог Расселлу: преимущество могло быть, но теоретически недостаточным или не решающим.
«Он должен был действовать идеально в зонах сцепления и с умом использовать батарею. Возможно ли, что ему помогли 1,5 кг? Это стоило бы примерно 0,06 секунды с круга, так что немного. Но, пожалуй, это не решающее преимущество. Ключевую роль сыграла стратегия.
Есть два фактора, которые так сильно поменяли оптимальную стратегию: 1) Ситуация с деградацией шин оказалось куда лучше, чем ожидалось, однако машины работали значительно лучше в чистом воздухе в сравнении с грязным – в большей степени, чем обычно, и оба фактора сыграли на руку стратегии с одним пит-стопом, 2) Обгонять было существенно сложнее, чем ожидалось».
Не остался в стороне и экс-пилот «Формулы-1» Дэймон Хилл: «Два момента, которые нужно понять: 1) Он сделал один пит-стоп. Значит, шины на пределе износа, что дает меньший вес. 2) Не было «круга охлаждения», на котором он мог бы «добавить вес», собирая изношенную резину на трассе с помощью своих шин. Часто используемый и легальный метод для обеспечения максимального веса автомобиля».
Директор автогоночных программ «Пирелли» Марио Изола объяснил Autosport, что 1,5 кг − это вполне в пределах того, сколько теряет изношенная шина: «Обычно, и мы говорили об этом пару дней назад, потеря должна быть около одного килограмма».
Как объяснил Изола, перед гонкой трудно с полной точностью предсказать, каким будет коэффициент износа .
«Каждая трасса отличается, каждая ситуация отличается, и износ не является линейным, − сказал директор «Пирелли» − Все зависит от того, насколько сильно давление, и от того, насколько идеальным будет ваш баланс, потому что тогда вы будете изнашивать все четыре шины».
«Но здесь [в Спа] объемный износ был невелик, потому что иногда вы просто изнашиваете шину в той части, которая находится на внутреннем участке».
На Гран-при Бельгии из-за длинного круга у гонщиков нет возможности набрать «лишней» резины. По мнению Изолы, отсутствие «червячков» вполне может объяснить разницу в весе, из-за которой Расселла дисквалифицировали.
«Учитывая, что вес его шин на 1,5 кг меньше, набрать 1,5 кг на четырех покрышках вполне возможно, если речь идет только об отработанной резине, − сказал он. − Если у вас много «червячков», то для 1,5 кг это будет менее 400 грамм на каждой шине. Это вполне реальная цифра».
Насколько это все правда? «Мерседес» правда просчитался, а не считерил? Почему не наказали Хэмилтона?
Гран-при Бельгии вышел непростым для восьмикратных чемпионов: они привезли на гонку обновление – новое днище для повышения прижимной силы. Однако пятничные практики выдались не слишком удачными в смысле баланса и настроек – они добавили пиковой прижимной силы, но разбалансировали болид и помешали контролю. Это «серебрянные стрелы» осознали главную проблему нового регламента, с которой раньше расправлялся «Макларен», затем уперлась «Феррари», а недавно еще и «Астон Мартин» с «РБ». Теперь почти все на решетке знают, сколько прижимной силы нельзя добавлять за раз без предварительного проектирования методов баланса или аэродинамической стабилизиации – только «Ред Булл» вошел с этим осознанием в новый регламент еще в 2022-м.
Возврат к понятной машине помог и в квалификации, и в гонке – восьмикратные чемпионы отлично сбалансировали болид и нашли подход к покрышкам, реализовав смелую стратегию и подхватив неудачи конкурентов.
Однако разные детали имеют разные свойства – и по массе в том числе. «Мерседес» же не смог оценить, сколько топлива прожигает их болид на старом днище на длинных отрезках по «Спа» в сухих условиях – и субботняя практика, и квалификация прошли в дождевых условиях на промежуточных шинах. В тренировке вообще отъездили несколько кругов, а квалификации обычно топливо и так заливают только для пары кругов – прогревочного, отчетного и для возвращения в боксы.
Горючее же часто используют и в качестве балласта для баланса в определенном месте, как и ответил Хорнер. Вероятно, из-за срочного решения об откате обновлений у команды не было времени или деталей на перераспределение обычных средств по обоим машинам, и они решили пойти более простым на первый взгляд способом: установить пилотам настройки сперва как им будет удобно, а остальное компенсировать недозаливкой или перезаправкой.
И «Мерседес» явно ошибся с расчетами – причем, вероятно, даже на двух машинах, потому что Хэмилтона попросили перейти в режим экономии еще на 8-м круге – поднимать ногу с педали газа до точки торможения и разгоняться позже.
Это произошло из-за явного расчета на автомобиль безопасности – вероятность его выезда в Бельгии исторически 88%, значит, машину можно заправить поменьше и выиграть за счет большей легкости. Особенно на старте.
Хэмилтону сэкономленного хватило.
Расселл попал в другую ситуацию: похоже, для обороны и поддержания более высокого темпа он не экономил, а жег больше топлива, залитого в качестве балласта. Реального выигрыша за счет массы и вовсе не было – ведь топливо находилось в баке. Для взвешивания обязательно сливать все оставшееся горючее, потому, вероятно, команда изначально планировала больше пит-стопов (вплоть до трех) для Джорджа и считала, что ресурса шин хватит.
Ведь до старта никто не ожидал, что выйдет проехать всю гонку с одной остановкой – и такие же везунчики из «Астон Мартин» прошли тесты, скорее всего, потому, что решили не рисковать с недозаправленным баком. Либо сэкономили еще больше.
Также сравнивать их машины вообще не совсем корректно: Расселл единственным из этой четверки катал Гран-при с полностью новым мотором. Агрегат мог оказаться другим и по физическим параметрам, и по картографии настроек, и по скорости с агрессивностью выжигания горючего. Оттуда и логичный выбор машины для «перезаправки» – для более активного использования нового мотора. И оттуда же дополнительное горючее после изъятия проб.
Просто на болиде Расселла «Мерседес» просчитался дважды: когда его балансировал и когда отслеживал показатели при срочном перепланировании последнего отрезка. С другой стороны, иного шанса на победу у Джорджа и не было.
Но вряд ли «Мерседес» нарочно так пытался кого-то обмануть – слишком легко вскрывается недовес машины, за которым следует автоматический бан. Это просто бессмысленно.
Что еще почитать о Гран-при Бельгии? О да, он вышел скандальным!
Что случилось на Гран-при Бельгии: как «Мерседес» взял и потерял дубль? Где Леклер и Перес?
Пиастри едва не снес механика на пит-стопе: герой с домкратом спасал подиум «Макларена»!
Быстрые мысли о квле: как Леклер попал на поул? А почему Перес на первом ряду?
Главные интриги «Ф-1» в Бельгии: последняя гонка Переса за «Ред Булл»? «Мерс» продолжит взлет?
Экскурсия по фону для «Ф-1» в Бельгии: что за город, как там смотрят гонку и развлекают
Дизайн для «Дэдпула и Росомахи» – победа команды-катастрофы в «Ф-1». Наконец выкрасила болид!
Фото: Gettyimages.ru/Rudy Carezzevoli, Alex Bierens de Haan, Dean Mouhtaropoulos, Mark Thompson; East News/FLORENT GOODEN / DPPI via AFP, Andrea Diodato / NurPhoto / NurPhoto via AFP, DPPI via AFP
Ну и насчёт веса и роста, в регламенте есть дельта веса, за которую пилоты не заходят. И мне очень интересно, как из новости о том, что у Рассела недовес, ты (вы) сделал/-и вывод о том, что Рассел на более тяжёлой машине не уступает Хэмилтону.
Очень жаль, что ФИА не выкатывает подробные отчеты с результатами таких обследований
Например, сколько весила машина Хэмилтона после Сильверстоуна? Там тоже все в упор делали, что разница была минимальна, или с запасом?