Дорога ярости Ферстаппена: материт команду, болид и соперников. Психует без побед в «Ф-1»!
Гран-при Венгрии этого сезона на трудном для обгонов «Хунгароринге» подарил не только классную борьбу колесо в колесо, но еще и море мемных радиопереговоров. Особенно постарался трехкратный чемпион мира и лидер нынешнего чемпионата Макс Ферстаппен – у него не выходит победить уже три гонки подряд, но, кажется, даже любой заезд без победы или шанса на борьбу за нее теперь для него немыслим. А ведь он по-прежнему комфортно первый с приличным очковым заделом – видимых причин НАСТОЛЬКО бомбить вроде бы и нет!
Но потеря доминирующего болида, проигранный поул, срыв атаки на старте, а следом и слабая стратегия от команды разъярили Макса настолько, что он бомбанул на весь мир – и вылил раздражение сразу на командный мостик «Ред Булл». И, конечно, большинство его ответов попало в прямой эфир!
Началось все уже на первом круге гонки: Пиастри и Ферстаппен среагировали на стартовые огни, Ландо пришлось обороняться, и Оскар одним движением вытеснил обоих соперников с трека. Ферстаппен оказался за пределами дорожного полотна, но вернулся на втором месте.
Стюарды начали расследование, гоночный инженер попросил Макса вернуть позицию Норрису. Действующий чемпион после трех кругов препирательств насчет выталкиваний сделал это, но без комментариев не оставил:
«Окей, значит теперь можно выдавливать за пределы трассы. Вы можете сказать ФИА, что именно так мы и будем гоняться с этого момента, просто вытесняя людей с трассы».
На 19-м круге Макс просто жаловался на шины – «Не могу тормозить, не могу входить в повороты, покрышки очень плохи». На 36-м – уже более активно на сам болид при первой атаке на Льюиса: «Я сдвинул баланс тормозов назад на 5 кликов и она все равно ##### не поворачивает. Невероятно!»
И сразу после нее «Почему ты говоришь атаковать в 9-м режиме? Он #####!»
Следующий гневный выход Макса случился на 41-м круге – когда главные его конкуренты на последнее место на подиуме провели синхронные пит-стопы. «Ред Булл» упустил момент и предоставил соперникам шанс отыграть дополнительные 5-6 секунд, а Ферстаппен взорвался от подрезки даже со стороны «Феррари» Леклера.
«Впечатляет, как мы позволяем себя подрезать и просто ******** мою гонку».
На 53-м круге Ферстаппен продолжал лютовать: особенно его задело замечание о том, что он слишком быстро начал ехать на новой резине и поставил ее под угрозу ранней деградации. Макс слова не выбирал.
«Нет, не надо мне сейчас нести эту ********. Вы, ребята, дали мне эту ******** стратегию, ясно? Я пытаюсь спасти то, что осталось. Ради всего ********».
Леклера Макс в итоге обогнал в крайне смелой манере, а затем достал и Хэмилтона – тогда-то и случилась кульминация во время время борьбы в первом повороте. Круговой пытался пропустить и Макса, и британца, а пилот «Ред Булл» решил, что места для атаки ему достаточно. Как итог − столкновение и вылет с трассы, а также возвращение позиции Леклеру.
На эмоциях Ферстаппен обвинил пилота «Мерседеса».
«Он [Хэмилтон] смещался на торможении», – заявил Макс по радио.
«Я не буду обсуждать это по радио. Это ребячество», – ответил пилоту его гоночный инженер Джанпьеро Ламбьязе.
После гонки Джанпьеро попросил пилота сходить к медицинскому делегату, чтобы тот смог его еще раз осмотреть. Ферстаппен на тот момент еще не остыл и ответил жестко: «Пусть они отправят этого медицинского делегата к стюардам, чтобы проверить, все ли с ними в порядке. Я в полном порядке».
Такова реакция на вызов к судьям на слушания по аварии – для объяснений по поводу столкновения в первом повороте. К счастью Макса, он не получил штраф во многом из-за мнения британца. Льюис посчитал, что это был гоночный инцидент.
«Я видел, как Макс приближается, и он мог тормозить намного позже меня, но затем он занял внутренний радиус, я остался на своей траектории, он задел колесо и подлетел вверх. Я считаю это гоночным инцидентом».
Стюарды согласились и обошлось без санкций. Хотя Ферстаппен пытался их убедить, что нарушал правила Хэмилтон, назвав его маневр «сменой направления на торможении».
С ним не согласился чемпион мира Нико Росберг: «Я думаю, что ему [Ферстаппену] нужно посмотреть момент где-нибудь по телевизору. Кто-то должен сказать ему, что там на самом деле был поворот, поэтому Льюис поворачивал».
Кроме этого Льюис Хэмилтон подходил к Ферстаппену, когда тот выполнял медиа обязательства перед прессой, и похлопал его по плечу. Похоже, что не помогло.
Макс Ферстаппен не остановился и поддал жару в послегоночном интервью. Его спросили, не слишком ли он был неуважителен к мостику «Ред Булл» в пылу борьбы и как относится к словам о том, что сегодня он зашел слишком далеко.
«Они все могут идти на ***. В Австрии на меня вылилась куча дерьма, когда люди говорили, что я смещался на торможении. Бла-бла-бла. Я изначальным движением задал болиду направление, а потом держал его на прямой траектории.
Но сегодня во время торможения он [Хэмилтон] просто продолжил поворачивать направо. Вот почему я еще и заблокировал шины – ведь я, очевидно, шел на маневр, но увидел болид на внешней траектории, который продолжал двигаться на меня.
В противном случае мы бы столкнулись еще до произошедшего контакта. Я должен был попытаться остановить болид – вот почему мне пришлось заблокировать колеса».
Также гонщик объяснил, почему раскритиковал стратегию «Ред Булл», которая позволила опередить его дважды: сначала это сделал Хэмилтон, а затем Леклер.
«Нам не хватило темпа для борьбы с «Маклареном». Но думаю, мы могли бы занять третье место. Неправильные стратегические решения поставили меня в затруднительное положение, когда мне постоянно приходилось бороться, пытаться обогнать, и сегодня это не сработало.
Трасса очень горячая, когда ты только приближаешься к машинам, шины перегреваются. Все преимущество, которые ты имеешь по шинам, больше не работает».
А потом от Макса Ферстаппена досталось команде. Как ему кажется, теперь у него не самый быстрый болид в пелетоне.
«Очевидно, что это не кризис, но уже несколько гонок ситуация осложняется. Машина явно не соответствует темпу. Я имею в виду, что это не значит, что в следующий уик-энд мы вдруг сможем установить на машину новые обновления. Так что да, это проблема».
Во время интервью телеканалу Viaplay, которое он давал на нидерландском, чемпион пояснил, почему был так зол по радио: «Потому что я получал тупые комментарии по радио. Вместо того чтобы попытаться поговорить со мной, может быть, признать, что все было не идеально... Это меня тоже успокаивает, но потом они еще и спорят со мной. Для меня это стало последней каплей».
«Уик-энд, который стоит забыть. Двигаемся в «Спа». Спасибо за поддержку», − написал Макс Ферстаппен в X.
И да, а вы заметили, что каждый раз в таком случае побеждает «Макларен»?
Что не так с Ферстаппеном?
Ситуацию попытался объяснить советник гоночной программы «Ред Булл» Гельмут Марко:
«Cтратегия основывалась на плане: с нужными шинами мы сможем обогнать в нужный момент, как в прошлом году. Мы переоценили шансы – обгоны оказались практически невозможны. Именно поэтому мы потеряли третье место. Да, мы не победили бы «Макларен», но могли подобраться намного ближе.
Макс не привык, и мы не привыкли к тому, что приходится настолько упорно сражаться с соперниками. Мы сядем с ним и спокойно все обсудим. Понимаю, он ожидал большего от новинок, но если бы в квалификации мы опередили бы «Макларен» на 0,02 секунды, а не отстали на 0,05 секунды, на самом деле, возможно, сложилась бы другая история
Конечно, такая борьба нравится болельщикам и медиа, и нам приходится терпеть, но, в конце концов, мы должны справиться. Мы по-прежнему лидируем в личном зачете и Кубке конструкторов. Впереди еще много гонок, поэтому нет смысла делать вид, что все потеряно. Но мы больше не можем себе позволить совершать даже малейшие ошибки».
А руководитель «Ред Булл» Кристиан Хорнер не оценил и прямо сказал, что им стоит поговорить с глазу на глаз, а также встал на защиту гоночного инженера Макса Джанпьеро Ламбьязе − его не так поняли.
«Макс был расстроен, и это можно понять. У него довольно прямолинейное общение с инженером, но они обсудят это между собой. Все видят, что нам нужно добиться от машины большей скорости, и все в команде много работают над этим. Мы всё обсудим с Максом за закрытыми дверями».
«В том эпизоде Джанпьеро имел в виду не Макса. Его слова относились к другим [«Мерседесу»], которые жаловались по радио и требовали штраф. Я не думаю, что слова Джанпьеро относились к Максу. Стюарды тоже слушают радиопереговоры, поэтому вполне логично, что другие требуют штрафов.
Послушайте, Макс и Джанпьеро работают вместе уже восемь лет. Да, есть вещи, которые мы могли сделать лучше в гонке, но мы поговорим об этом в команде».
Ответ Макса – однозначный:
«Я не считаю, что мы должны извиняться. Я думаю, нам нужно лучше выполнять свою работу. Не знаю, почему люди считают, что нельзя быть яростным по радио. Это спорт. Если кому-то это не нравится, то он может остаться дома».
Согласны?
Что еще случилось на Гран-при Венгрии?
Что случилось на Гран-при Венгрии: почему впервые выиграл Пиастри? Куда пропал Ферстаппен?
Экскурсия по фону для «Ф-1» в Венгрии: что за город, как там смотрят гонку и развлекают
Фото: Gettyimages.ru/Mark Thompson
А Росберг неплох)
А на деле у Макса явные беды с головой. Стратегией ему испортили гонку? Да. Он первый пилот, кому попадается неудачная страта? Нет. Все потом ведут себя так же? Нет. А тут ему 1 раз ошиблись, при условии что глобально мостик РБ действует более чем адекватно почти всегда, он уже вылил на них тонну помоев за это, а потом еще и после гонки, когда уже все должны были остыть, продолжал обвинять во всем подряд. Он уже явно давно ставит себя выше всей команды, у других чемпионов в этом веке такого мерзкого поведения я не помню.
Повеселила его фраза про: "Скажите ФИА, что мы будем так же гонять". Думаю, если посчитать за годы его выступлений количество подобных эпизодов, Макс будет с огромным отрывом лидировать, но он продолжает лицемерить. Самый смех был в Бразилии, когда он вывез Льюиса за пределы трека, не помогло, и он повез его еще дальше в стену, а потом обиделся и убежал после награждения плакать к папочке.
Ну и я не понял о чем говорит Хорнер. "Слова к другим, которые жаловались и требовали штраф". Что за чушь? Джанпьеро сказал это через несколько секунд после контакта, никаких жалоб на штраф от Льюиса и Мерседесов так быстро не было. Ламбьязе сгорел уже от нытья Макса, но там боятся это признать.
Есть четкое ощущение, что Макс не понимает влияние команды на победу и считает, что именно он является той самой единственной и очевидной причиной побед РБ в последнее время. Кажется, он думает, что от команды (мостика, гаража и ребят из Милтон-Кинс) если что и бывает, то именно ошибки, все хорошее - дело рук великого пилота Ферстаппена.
Помню, как фанатки Макса тут вечно критиковали Льюиса за эгоизм и надменность. Интересно, как у них дела.
У Переса та же команда вроде, однако это ему не сильно помогает, как и команде в КК)
Макс: хренососит своего инженера, летит всех обгонять, дайвбомбит, выбешивает мостик, не улетает в стену и продолжает треш-ток) Скучали по настоящему Ферстапенну? Я нет)
Сами решайте, кто тут "childish"...
Я, в общем-то, говорил об этом сразу после пит-стопа Хэмилтона. Чего я не учёл по ходу трансляции - какие шины остались у пилотов. А надо сказать, в Mercedes всех переиграли ещё в пятницу. Только они среди лидеров оставили себе на гонку два новых комплекта Hard (и один Medium). У пилотов Ferrari McLaren и Red Bull было по одному комплекту нового Hard - и по два Medium.
Как вы понимаете, все эти новые Medium были израсходованы на первом отрезке (кроме Переса и Рассела, но они не в счёт). На втором отрезке все поставили Hard. К третьему Hard остался только у Хэмилтона, и Medium у всех его конкурентов. Никакого выбора.
Зная, что у него в распоряжении два новых Hard, Хэмилтон мог совершенно свободно подходить к выбору момента пит-стопа. Именно это позволило ему провести андеркат ещё на первом пит-стопе, заехав в боксы всего после 16-и кругов - и за счёт этого опередив Макса. Что стало полной неожиданностью для Red Bull. Они-то собирались бороться с McLaren.
В этот момент стратег Red Bull Ханна Шмитц уже всё поняла. Шмитц - лучший стратег Формулы-1. Человек, идеально "читающий" гонку. Но гарантировать подиум уже было нельзя. Можно было лишь рискнуть, надеясь на скорость и агрессию Макса.
Тем временем в Mercedes методично разыгрывали преимущество. Они знали, что Hard есть только у них, а у всех соперников - Medium. Значит, нужно проводить ранний второй пит-стоп, ставя соперников перед сложным выбором: реагировать, согласившись на длиннющий отрезок на Medium, либо смириться с андеркатом и пытаться отыграться позже.
Хэмилтон заехал в боксы на 40-м круге. Через 24 круга после первого пит-стопа. Ферстаппен к этому моменту проехал на Hard всего 19 кругов. До финиша оставалось ещё 30. Слишком много для Medium.
Если бы Макс в этот момент был впереди Льюиса, можно было бы махнуть на это рукой и рискнуть, ответив своим пит-стопом. Макс бы остался впереди, немного оторвался - и, возможно, сохранил позицию до финиша. Но когда ты позади - это другая история. Заехав в боксы одновременно, Ферстаппен так и остался бы позади, но при этом оказался бы на неоптимальных шинах, на которых надо было бы осторожно ехать до финиша, а не атаковать.
Поэтому в Red Bull поступили иначе. Они решили затянуть свой пит-стоп, смирившись с андеркатом, но создав разницу в состоянии шин на финальный отрезок. Он остановился на 9 кругов позже.
На самом деле, вполне могло сработать. Но карты смешал Леклер. В Ferrari, находясь в проигрышной позиции, решились на гэмблинг. Леклер заехал в боксы сразу за Хэмилтоном, хотя имел только Medium. Он не пытался сражаться с Хэмилтоном, конечно. Но в Скудерии тоже всё понимали, они знали, что Red Bull в сложном положении. И сражались с ними.
Расчёт Шмитц был абсолютно верным. После пит-стопа Ферстаппен был НАМНОГО быстрее Хэмилтона и Леклера, и их отрыв, созданный за счёт андерката, отыграл за три круга. Если бы не Шарль, то ничто бы Льюиса не спасло. Но Леклер там был, и его нужно было как-то пройти. Сделать это "с наскока" не получилось. Ферстаппен застрял за Ferrari на несколько кругов. Когда, наконец, Шарль остался позади, у Макса уже не было такой разницы в темпе с Льюисом. Он всё ещё был быстрее, но лишь на пару десятых с круга. А значит, для обгона нужно было рисковать.
Но Хэмилтон грамотно оборонялся, не оставляя Максу ни одного лишнего сантиметра. И без запаса темпа пройти его Макс не мог. А состояние шин ухудшалось с каждым кругом. В конце концов, он пошёл в отчаянную атаку, затормозив попросту слишком поздно, что привело к столкновению, но хуже всего - жесточайшей блокировке, полностью испортившей шины. Битва была проиграна. Но у него хотя бы был шанс. А если бы Макс остановился тогда же, когда и Льюис, она была бы проиграна гораздо раньше, и без малейших надежд.