Ферстаппен выбрал топ-10 побед в «Ф-1»! И признал проблемы со зрением после крэша с Хэмилтоном
Любимый болид тоже раскрыт!
В 2024-м «Ред Булл» празднует 20-летие соревнований в «Формуле-1» как отдельная команда – и за это время ими выиграно 7 личных титулов, 6 Кубков Конструкторов и 120 гонок (на данный момент).
61 из них и три последних чемпионства – на счету вундеркинда из Нидерландов Макса Ферстаппена: к 26 годам он уже накопил обширный список классных побед, из которых может выжимать полноценный драмматичный топ-10 лучших. Именно с такой просьбой к лидеру нынешнего сезона (и потенциальному четырехкратному) обратился в честь юбилея журнал компании Red Bulletin, и Макс рассказал, какие триумфы из своего портфолио сам котирует выше всех.
Гран-при Испании 2016 года: 4 место на старте, «Ничто не остановит мой триумф»
Всего десятью днями ранее Макс был переведен из «Торо Россо» в «Ред Булл». После столкновения двух «Мерседесов» на первом круге Ферстаппен внезапно оказался лидером и в итоге был вынужден отбиваться от постоянных атак значительно более опытного Кими Райкконена на «Феррари» на протяжении 20 кругов подряд.
«Мои шины полностью изношены, Кими сильно давил. Я знал, что мне нужно было максимально хорошо проходить последнюю шикану, чтобы не давать Кими шанса обойти меня на торможении в первом повороте. Я был предельно сосредоточен и пилотировал с акцентом на оборону. Вплоть до последнего поворота я не думал, что вообще смогу победить. Я был сосредоточен на своей задаче.
Ничто не сравнится с твоей первой победой в «Формуле-1». Это было просто невероятно – в том числе потому, что все получилось столь неожиданно. Команда изначально говорила мне: просто ехать, привыкнуть ко всему, а там посмотрим. Да, нам повезло с вылетом обоих «Мерседесов», но когда тебе дают шанс, им еще нужно воспользоваться».
Гран-при Мексики 2018 года : 2 место на старте, «Проблемы, которые меня разгорячили»
Последний сезон в одной команде с Даниэлем Риккардо при активном соперничестве. Плотная борьба – и победа в квалификации остается за австралийцем. У Макса навсегда сорвалась возможность оформить рекорд самого молодого обладателя поула в истории. При этом у Ферстаппена начались проблемы с болидом: он ехал «будто на ручном тормозе». Проблема была в двигателе – и была настолько сложной, что в воскресенье перед гонкой ее невозможно было решить.
«Я был очень зол. Как раз когда все стояло на кону, а был совершенно бессилен. В ночь перед гонкой я сказал себе: «Завтра я выиграю!» У меня не было чувства мести – скорее абсолютное желание победить несмотря ни на какие проблемы. Мне помогло то, что трудности с машиной в основном возникали при атаке на пределе, с максимальным сцеплением с трассой. Это давало мне шанс. Зная обо всем этом, я вышел на старт гонки очень злым – и победил!»
Гран-при Австрия 2019 года: 2 место на старте, «Кульминация на последних кругах»
Один из лучших камбэков Макса. На домашнем для команды Гран-при Австрии удалось отыграться после того, как неудачный старт отбросил Ферстаппена на 7 позицию. И догнать лидирующего Шарля Леклера на «Феррари» удалось только в самом конце гонки. Решающий обгон случился за три круга до финиша – и поскольку он произошел с контактом, вердикта стюардов пришлось ждать несколько часов уже после окончания Гран-при.
«Тогда «Феррари» была невероятно быстра на прямых. Поэтому мне нужно было пробовать совершить обгон во 2-м повороте – и я несколько раз предпринимал попытки. В последний раз между нашими с Шарлем болидами случился небольшой контакт, но я оказался впереди. Я провел три часа в компании Гельмута Марко и Дитриха Матешица в моторхоуме «Ред Булл», дожидаясь официального вердикта. Пришлось подождать, но да, это была классная гонка».
Гран-при Германии 2019 года: 2 место на старте, «Вопрос выживания»
Проливной дождь, множество вылетов и разворотов, шесть появлений на трассе машины безопасности: Гран-при Германии 2019 года был гонкой на выживание. Макс неудачно стартовал и был вынужден прорываться с 4-й позиции, пытаясь ориентироваться в происходящем вокруг хаосе.
«Дождевые шины, переход на слики, а потом снова дождь – очень тяжелые условия, в которых всегда нужно стараться держать ситуацию под контролем и избегать аварий. В тот раз нужно было просто выжить. Но мне понравилось, и я был очень доволен тем, что сумел победить».
Гран-при 70-летия «Ф-1» 2020 года: 4 место на старте, «В тот год шансов на победу было мало»
Первый год пандемии, доминирование «Мерседеса», вторая гонка на «Сильверстоуне» (названная в честь 70-летия «Ф-1»). Из-за жары износ шин стал проблемой – в основном пострадали Хэмилтон и Боттас, у которых в этом компоненте обычно было превосходство. Победу Макса с преимуществом в 11 секунд назвали одним из главных сюрпризов того сезона.
«Если говорить о темпе по ходу круга, то мы были значительно медленнее конкурентов. В той гонке главной задачей было беречь шины – поскольку они очень сильно страдали от грануляции. Я стартовал на «харде» и старался оставаться на трассе как можно дольше. И это сработало. Я смог удержать износ шин под контролем. А вскоре и наша машина стала работать лучше».
Гран-при Франции 2021 года: старт с поула: «Мы не хотели ждать и надеялись, что этого будет достаточно»
Победа во Франции выделяется в сезоне-2021. Хотя скоростная трасса «Поль-Рикар» больше подходила Хэмилтону и «Мерседесу», Максу удалось выиграть поул. Но в первом повороте он взял слишком широко и пропустил вперед Льюиса. После чего началась шахматная партия: Макс пойдет на два пит-стопа, рассчитывая отыграть время дополнительной остановки за счет более высокого темпа. Решающий момент наступил на предпоследнем круге: Макс обогнал семикратного чемпиона и забрал победу.
«Прекрасное стратегическое решение. Мы действовали агрессивно, дважды поменяв шины и атакуя на полной скорости на дистанции всей гонки. Мы не хотели ждать и надеялись, что этого будет достаточно. После той гонки мы поняли, что способны бороться с «Мерседесом» за победу в чемпионате».
Гран-при США 2021 года: старт с поула, «Будто управляешь моторной лодкой на скорости 300 км/ч»
Макс вел напряженную борьбу с Льюисом Хэмилтоном за титул. Как рассказывает сам Ферстаппен:
«После аварии на «Сильверстоуне» я столкнулся с проблемами со зрением, особенно на трассах с волнистой конфигурацией, и автодромах, где по бокам трассы расположено много рекламных щитов. В той гонке я боролся не только с Льюисом, но и с эффектом размытия изображения.
Я как будто управлял моторной лодкой на скорости 300 км/ч. Я раньше никогда об этом не рассказывал, но на протяжении нескольких кругов все было настолько плохо, что я всерьез рассматривал возможность выключить машину [и сойти с дистанции]. Мне помогла единственная вещь – я сосредоточился на дыхании. Притом, что Льюис буквально дышал мне в спину. Это была очень важная победа, в которой я отчаянно нуждался, учитывая борьбу за титул».
Гран-при Бельгии 2022 года: 14-е место на старте, «Мой «софт» продержался дольше «медиумов» у соперников»
Доминирующий болид RB18, подходящая Максу трасса и его умение обгонять склонили команду выбрать именно «Спа» для отбытия штрафа за замену двигателя. В квалификации Ферстаппен был быстрее всех, но на старте оказался 14-м. Уже на первом круге на его счету было шесть обгонов. После 11-го круга Макс уже лидировал. На финише Макс привез напарнику Серхио Пересу 17,8 секунды.
«Это был невероятный уик-энд! Я бы выиграл, даже стартуя с последнего места. При этом комплект «софта», который я выбрал на старт, продержался дольше «медиумов» у соперников. Это было просто полное безумие. Нечасто доводится проводить такие уик-энды. Все было просто идеально».
Гран-при Майами 2023 года: 9-е место на старте, «Отыграться было действительно важно»
На старте сезона Максу было трудно адаптироваться за рулем RB19. В двух первых гонках сезона Чеко Перес был быстрее. Прорывом стал этап в Баку, подтверждение пришло в Майами: из-за красных флагов в квалификации Макс не смог проехать последнюю попытку и на старте гонки оказался девятым. По прошествии 15 кругов он уже был на подиуме. Переса удалось догнать за счет более позднего пит-стопа и более свежих шин в конце заезда.
«До той гонки, в Баку, мне не удавалось победить, но я многое узнал о работе нашей новой машины. Изменения были совсем небольшими, но они сделали разницу. Тот камбэк во Флориде был действительно важен».
Гран-при Японии 2023 года: старт с поула, «Я хотел всем все доказать»
Опаснее Макса за рулем доминирующей машины может быть только Макс за рулем доминирующей машины, который стремится что-то доказать. Предыдущая гонка в Сингапуре обернулась разочарованием и лишь 5-м местом на финише. Команду, к тому же, обвиняли в нарушении регламента, считая переднее антикрыло слишком гибким. И на чрезвычайно трудной «Сузуке» Макс ответил единственно возможным для него способом: поул с преимуществом в 0,6 секунды, победа в гонке с преимуществом в 20 секунд над Ландо Норрисом и в 36 секунд над Оскаром Пиастри.
«После тех обвинений в адрес команды я был сильно заряжен на борьбу. И хотел всем это доказать. Машина ехала как по рельсам. И под шлемом я довольно ухмылялся. Такое со мной случается не часто, особенно в квалификациях».
C любимой машиной «Ред Булл» вышло не менее сложно
Также в честь 20-летия «Ред Булл» в «Ф-1» Ферстаппен поучаствовал в шоу-заездах компании на «Фестивале скорости» в Гудвуде – сел за руль своей первой чемпионской RB16B:
Но когда на шоу перед фанатами его спросили, этот ли болид – его любимый, трехкратный чемпион тоже пришел в некоторое замешательство:
«У меня три любимые, не могу выбрать одну.
Во-первых, RB12. Мне казалось, пилотировать ее – одно удовольствие, к тому же на ней я впервые выиграл. Правда, немного медленная на прямых, но думаю, что тогда вопрос был не к машине.
Затем – RB16B. Первый титул, всегда очень много эмоций. Управлять ей тоже очень классно.
Ну и, думаю, точно RB19, ведь на ней я выиграл больше всего гонок, она станет моей самой успешной машиной, что тоже точно скрывает много эмоций.
Но, конечно, с каждой машиной связаны очень важные воспоминания».
Как вам его выбор?
Что еще почитать о Ферстаппене?
Ферстаппену дали побыть собой на вью: не уважает пижамы, мечтает убрать звезд #### из «Ф-1»
Cколько же претензий летит Ферстаппену! Разобрали все по пунктам
Источник: официальный сайт «Ред Булл»
Фото: Gettyimages/Mark Thompson / Staff, Charles Coates / Stringer, Rudy Carezzevoli / Stringer, Peter Fox / Stringer, Clive Mason / Staff