14 мин.

«Ты такой дурак!» «Ред Булл» осаживает Ферстаппена в гонках – и после финиша все смеются

Гран-при Венгрии – точка большого внутреннего перелома для «Ред Булл»: Ферстаппен откровенно психует на команду, как никогда раньше, и даже всегда строгий советник компании по автоспорту Гельмут Марко открыто говорит: «Нам срочно нужен летний перерыв».

Макс был недоволен балансом тормозов («Я сдвинул баланс тормозов назад на 5 кликов назад и она все равно ******** не поворачивает. Невероятно!»), а после и стратегией на гонку («Впечатляет, как мы позволяем себя подрезать и просто ******** мою гонку»).

Особенно его задело замечание о том, что он слишком быстро начал ехать на новой резине и поставил ее под угрозу ранней деградации. Макс слова не выбирал.

«Нет, не надо мне сейчас нести эту ********. Вы, ребята, дали мне эту ******** стратегию, ясно? Я пытаюсь спасти то, что осталось. Ради всего ********».

Когда чемпион спровоцировал столкновение с Льюисом Хэмилтоном, то сразу поспешил обвинить во всем британца. Гоночный инженер Ферстаппена не оценил.

«Он [Хэмилтон] смещался на торможении», – заявил Макс по радио.

«Я не буду обсуждать это по радио. Это ребячество», – ответил пилоту Джанпьеро Ламбьязе.

Босс «Ред Булл» Кристиан Хорнер сразу анонсировал разговор с пилотом с глазу на глаз, а также встал на защиту гоночного инженера Макса Джанпьеро Ламбьязе − его  не так поняли.

«Макс был расстроен, и это можно понять. У него довольно прямолинейное общение с инженером, но они обсудят это между собой. Все видят, что нам нужно добиться от машины большей скорости, и все в команде много работают над этим. Мы все обсудим с Максом за закрытыми дверями. Втом эпизоде Джанпьеро имел в виду не Макса. Его слова относились к другим [«Мерседесу»], которые жаловались по радио и требовали штраф. Я не думаю, что слова Джанпьеро относились к Максу. Стюарды тоже слушают радиопереговоры, поэтому вполне логично, что другие требуют штрафов. Макс и Джанпьеро работают вместе уже восемь лет. Да, есть вещи, которые мы могли сделать лучше в гонке, но мы поговорим об этом в команде».

Советник «Ред Булл» по автоспорту Гельмут Марко в традиционной колонке для австрийского Speedweek (входит в спортивную империю конгломерата) тоже высказался однозначно: «Одна вещь вела к другой, эмоции нарастали, с комментариями, которые оказались неуместными, скажем вежливо так, и от гоночного инженера, и также от Макса».

Комментатор и бывший пилот «Формулы-1» Мартин Брандл тоже не согласился с претензиями Макса:

«Ферстаппен не должен был обращаться с командой так, как это он сделал. Макс в ярости посчитал, что его команда провела пит-стоп слишком поздно, ведь он потерял позицию по отношению к Хэмилтону. Многочисленные запикивания потребовались для радиопереговоров Макса, когда он ругал своего многострадального инженера и друга Джанпьеро Ламбьязе и команду, которая дала ему каждую из побед и три – скоро, вероятно, четыре – чемпионства.

Я всегда говорю, что нельзя выбирать черты, которые тебе нравятся в спортивных деятелях мирового уровня – детали идут в комплекте и способствуют достижению успеха. Я большой фанат Макса как гонщика и как человека и восторгаюсь его талантом, но жаль, что он так относится к команде. Его наследие должно быть более спортивным, но теперь мы знаем, какими двумя словами и всего лишь семью буквами он бы ответил на данное заявление», – написал эксперт Sky Sports в своей колонке.

Однако Макс ответил на недовольство однозначно:

«Я не считаю, что должен извиняться. Я думаю, нам нужно лучше выполнять свою работу. Не знаю, почему люди считают, что нельзя быть яростным по радио. Это спорт. Если кому-то это не нравится, то он может остаться дома».

По сети даже ходят вырезки из видео для нидерландского Viaplay, где его слова переводят как «мы должны лучше работать, а то вдруг в команде не все хотят выиграть титул», или для австрийского ORF1: «Да ребят с пит-уолл вообще нет, когда они нужны. У них там вся информация, но, может, если бы установить ее мне в болид, я бы смог все делать сам». И сразу же появились новые инсайды BBC о том, что Макс все-таки сохраняет возможности ухода – оттуда и возникли вопросы: не доломались ли отношения «Ред Булл» и их чемпиона?

Отношения не сломаются – ведь в «Ред Булл» годами так общаются по радио и за кадром

На самом деле не переживайте – это их фирменная фишка. 

Гоночный инженер Макса Ферстаппена в «Ред Булл» Джанпьеро Ламбьязе в «Формуле-1» уже девятнадцать лет. За это время он работал с такими гонщиками как Джанкарло Физикелла, Витантонио Лиуцци, Пол ди Реста, Серхио Перес и Даниил Квят. В «Ред Булл» он пришел после длительных и тщательных интервью с Себастьяном Феттелем – четырехкратный искал себе нового инженера и подобрал ДжиПи из десятка вариантов, но пока команда оформляла трансфер, сам ушел в «Феррари».

Потому «Джейсон Стэйтем «Ред Булл» сперва достался Квяту, а потом уже Ферстаппену.

Кажется, что взаимодействие с Максом требует от Джанпьеро максимального спокойствия, тактичности и точности, так как любое неправильное, по мнению Ферстаппена, слово может его неслабо завести. При этом сам действующий чемпион мира не раз отмечал, насколько точен и прямолинеен во время задействования радио Ламбьязе.

«[С Ферстаппеном] мы никогда не ссоримся. Иногда больше часа-двух после гонки занимает процесс остывания – чтобы мы снова могли собраться вместе. Когда тела обоих полны адреналина, иногда нужно дать себе немного времени прежде, чем ты скажешь вещи, о которых пожалеешь, − рассказывал в одном из немногих интервью Джанпьеро Ламбьязе. − И также есть моменты, когда я думаю: мог бы передать их лучше. У Макса тоже есть такое. Мы можем здорово расходиться во мнениях, но по вечерам или на следующий день все вновь в порядке».

Переговоры между Ферстаппеном и Ламбьязе (по крайней мере те, которые попадают в эфир) − это всегда игра на повышение ставок и каждый раз она получается яркой.

На Гран-при Бельгии прошлого года второй пилот «Ред Булл» Серхио Перес оказался в боксах раньше, чем Макс Ферстаппен. Это озадачило чемпиона, вынужденно состоялся сеанс радиосвязи.

ДжиПи: Пожалуйста, Макс, не забывай использовать голову.

Макс: Мы оба делаем это [пит-стоп], или что?

ДжиПи: Ты − просто следуешь моим инструкциям.

Макс: Нет, я хочу знать, что делают обе машины.

ДжиПи: Макс, пожалуйста, следуй моим инструкциям и доверяй им. Спасибо тебе.

По итогу Ферстаппен хоть и выехал за Пересом, но благодаря более свежим шинам спокойно обошел его на трассе. Спустя двадцать кругов Макс получил указание больше следить за износом, а также напоминание о «работе головой».

ДжиПи: Ты использовал много ресурса шин на круге выезда из боксов. Не уверен, что это осмысленно.

Макс: молчит.

ДжиПи: На последнем отрезке наблюдался серьезный износ. Я бы посоветовал тебе пользоваться головой чуть активнее.

Макс: А еще я могу атаковать сильнее, и мы сделаем еще один пит-стоп? Немного тренировок?

ДжиПи: Нет, не в этот раз.

Перфекционизм Ферстаппена проявился во время квалификации гонки в «Спа». Макс прошел в Q3 на тоненького, с десятой позиции, что для него было практически равно поражению. ДжиПи пришлось объяснять пилоту план, который они используют и почему произошло то, что произошло. К чести чемпиона, он извинился.

Макс после Q2: Я ##### должен был ехать на два быстрых круга подряд, как говорил. Ааах...

ДжиПи: Но ты прошел дальше, Макс.

Макс после Q2: Дааа, да мне #####, если я прошел на 10-й! Это все ####### исполнение.

ДжиПи: Окей, так трек был бы на 2 секунды быстрее на твоем последнем круге, а ты остался бы с разряженным аккумулятором. Как бы тогда все прошло? Но давай, скажи мне, что хочешь на Q3, и мы все сделаем. Составы, топливо, план выезда.

Макс после Q3 c лучшим временем: Воу, вот это отрыв! Воу. Ну хотя бы Q3 прошел хорошо. ДжиПи, извини за то, что я был… Что я так взъелся.

ДжиПи: Медленно начинаю к этому привыкать, Макс.

В сентябре 2023 года во время последнего сегмента квалификации Макс Ферстаппен довольно спокойно шел на поул-позицию. Однако, как рассказал после руководитель «Ред Булл» Кристиан Хорнер, для гоночного инженера Макса Ферстаппена этого было мало. Он начал заводить гонщика и ставить ему определенные рамки − и это сработало.

«Думаю, сегодня мы стали свидетелями чего-то особенного. Когда будете пересматривать последний круг на волшебной доске Энта (Дэвидсона, репортера Sky Sports – Sports.ru), просто обратите внимание на пятый поворот. Этот первый сектор получился невероятно мощным.

Перед последней попыткой ДжиПи начал заводить его [Макса]: «Давай доведем до 28 секунд [т.е. выйдем из минуты и 29 секунд]». Я сказал Джи-Пи: «Я бы хотел в конце круга увидеть на болиде все четыре колеса».

Первая попытка выглядела достаточно хорошо, чтобы со всем покончить, но затем он [Ферстаппен] снова проехал быстрее. Сегодня все его круги были впечатляющими. Просто умопомрачительное выступление».

Ферстаппен, как и хотел Ламбьязе, вышел из 1.29, и привез второму месту практически 0,6 с.

Во время гонки все также прошло как по маслу: первое место с преимуществом в 19,4 с над Ландо Норрисом, досрочный Кубок конструкторов для «Ред Булл» и побитый рекорд Михаэля Шумахера по количеству побед с поула подряд − 13.

Спустя всего месяц на Гран-при США между Максом и Джанпьеро вспыхнул огонь. Уикенд сразу пошел на по плану лидера сезона, так как в квалификации Ферстаппен был лишь шестым. Пришлось прорываться вперед и постоянно быть в курсе отрывов от соперников. Чемпион вел борьбу с Льюисом Хэмилтоном и на финише опередил его всего на две секунды.

С каждым кругом второй половины гонки казалось, что в какой-то момент пилот «Ред Булл» остановит машину в районе стартовой прямой, вылезет из болида и пойдет в рукопашную разбираться с командным мостиком. Ферстаппен был недоволен буквально всем − тормозами, потом всей машиной и тем, когда именно решал включаться по радио Джанпьеро Ламбьязе.

34-й круг

Макс: Дружище, эти тормоза такие ##### сложные по сравнению со вчерашними, что за кусок #####.

ДжиПи: Понял.

41-й круг

ДжиПи: Для информации: потеря времени по отношению к Чеко – 39,4. Торможение – 11-12-20.

Макс: Да, я знаю, но тормоза просто #####.

ДжиПи: Да, я ж и говорю: просто информация.

46-й круг

ДжиПи: Такой же темп, что и у Хэмилтона.

Макс: Пожалуйста! Никаких разговоров! Я в зоне торможения!

ДжиПи: Понял, Макс.

54-й круг

ДжиПи: Отрыв 3,6.

Макс: Прекрати болтать в зонах торможения, мужик, #####!

После гонки Ферстаппен оправдывался, что на самом деле он общался с гоночным инженером вполне вежливо, а на его болиде действительно были проблемы, которые сильно мешали.

«Я просто не чувствовал тормоза. Заблокировал передние колеса, попытался поправить баланс и заблокировал задние. В моей карьере в «Ф-1» у меня обычно никогда не возникало проблем с тормозами, а сегодня эта проблема определенно существовала. Разумеется, когда ты не чувствуешь уверенности на торможениях на такой трассе, ты теряешь ощущение и начинаешь ошибаться. Я ощутил себя не слишком уверенно, поэтому вежливо попросил со мной пока не говорить. Вы смеетесь, но вообще-то я сперва сказал «пожалуйста»!

В «Ред Булл» еще и ставят на безумства Макса

На Гран-при Бахрейна этого года Гельмут Марко и Джанпьеро Ламбьязе умудрились поспорить на итоговое место Ферстаппена в квалификации. Советник «Ред Булл» считал, что Макс возьмет поул, а гоночный инженер чемпиона, что нет.

«Мне так жаль, ДжиПи», – произнес Макс Ферстаппен, когда стал первым в квалификации..

Советник команды Гельмут Марко объяснил, что Ламбьязе проспорил ему 50 евро, поставив на то, что Макс не выиграет поул.

«Макс получит половину от моего выигрыша, у него жесткая позиция в переговорах. Мы поспорили просто ради забавы. Это поднимает дух и чувство борьбы», – заявил Марко в интервью ServusTV.

А незадолго до Гран-при Великобритании Макс Ферстаппен и Джанпьеро Ламбьязе устроили традиционный заезд на симуляторе: с 2024-го правила сменили, и за рулем теперь гоночный инженер чемпиона. Сам  Макс теперь руководит процессом, комментирует и дает оценку кругу, но именно тогда сделал неожиданное признание о «Сильверстоуне» прошлого сезона.

Макс: Помнишь то пари? Год, в котором мы поспорили, что я открою DRS во время проезда первого поворота, а я сказал, что собираюсь проехать так на полную на первом же круге?

ДжиПи: Помню.

Макс: На самом деле, я был немного напуган... Я думал, что не могу проиграть пари, так что придется ехать на пределе... Меня чуть не развернуло.

ДжиПи: Ты такой дурак.

Так что не беспокойтесь за их отношения: они вместе уже девять лет, совершенно разные по характеру, но нашли точки соприкосновения и даже могут отдыхать вместе во время небольшого перерыва в гонках. Гонщик «Ред Булл» признает большой вклад гоночного инженера в его победы.

«Иногда итальянская сторона моего гоночного инженера (Джанпьеро Ламбьязе) дает о себе знать – и мне это нравится, – рассказывал Ферстаппен в интервью британскому Channel еще в 2022-м. – Он немного раздражается, приходит в ярость – я люблю это. Он должен отчитывать меня, а я – его. Немногие это ценят, но я с самого начала говорил, что именно так мне и нравится работать. Потом мы можем посмеяться. Если он вдруг перестанет критиковать меня, я упущу незаметные детали, которые могли бы привести меня к успеху. Я требую, чтобы он мне все говорил.

«Развитие отношений занимает время, но теперь ДжиПи сразу знает, что поменять в машине, когда я жалуюсь на недостаточную или избыточную поворачиваемость, – пояснил Макс в одном из выпусков подкаста Talking Bull. − Вот почему я против замен гоночных инженеров или спецов по данным. Они создают основу твоих выступлений, и чем дольше вы вместе – тем лучше».

«Люди плохо понимают, какие у нас отношения. Мы оба хотим лучшего, поэтому когда я на адреналине повышаю голос или говорю что-то жесткое. Он тоже хочет лучшего, потому если бы я в ответ на недовольное замечание услышал бы просто обычное «Принял» (Copy that – стандартный ответ гоночного инженера), я бы сразу «Какого хера происходит?!» Я научился у ДжиПи пониманию инженерной части машины, с точки зрения механики, экономии шин. И быть немного спокойнее».

А еще в том же подкасте Ламбьязе признал: Макс станет последним его протеже в «Ф-1». Пока Ферстаппен будет гонять за «Ред Булл», Джанпьеро – вообще-то глава всех гоночных инженеров команды, часть штаба по настройке и стратегии – все равно остался переговорщиком с чемпионом как раз из-за сложившихся личных отношений. Потому он надеется, что Макс доработает контракт как минимум до 2028-го – а если после уйдет, то это станет последним сезоном ДжиПи в нынешней роли. Только тогда мы больше не услышим его споров с Ферстаппеном.

Пара матерных комментариев чемпиона точно не развалит их отношения с командой. А вот больше не доминирующий болид – проблема посерьезнее.

Что еще почитать про Макса Ферстаппена?