«Новый Леклер» провалился в молодежке, но повышен в «Ф-1». Как? Хватило одной гонки?
В «Ф-2» теперь сложнее, чем в «Ф-1».
В 2025-м в «Формуле-1» точно будет хотя бы один новичок: после пары лет затяжных трудностей с подбором, доводкой и подписанием юных талантов команды вроде возвращаются к рассмотрению юных талантов. Мешало нежелание рисковать после наступления эры ограничения расходов и расширения календаря со спринтами – приходилось беречь машины и быстрее подбирать настройки, а в таких условиях надежнее брать опытных гонщиков, а не обучать юниоров. Только главные, самые умные, продвинутые и суперадаптивные молодые звезды вообще рассматривались как кандидаты – особенно середняками и аутсайдерами.
И юниор «Феррари» из «Ф-2» Оливер Бермэн взломал проклятие: «Хаас» подписал его на место боевого пилота на 2025-й – причем контракт даже заявлен как «многолетний», а по инсайду британской прессы, парень заработает около 380 тысяч долларов за сезон. С учетом тесных технических и производственных связей итальянцев и американцев можно считать сделку долгосрочной арендой таланта – либо пока «Хаасу» не надоест опять возиться с новичками (после опыта с Шумахером и Мазепиным-то!), либо пока Хэмилтон не освободит алый кокпит.
Но для бело-черных сделка действительно демонстрирует новую фазу перестройки – теперь они чуть больше готовы к риску, ведь приглашение ветеранов Магнуссена и Хюлькенберга как раз объяснялось необходимостью «быстрого впрыска опыта ради моментального прогресса и возвращения в сражение за топ-10». Команда не могла ждать и заниматься обучением – теперь все изменилось.
«Мы практически перезапускаемся, – признал новый шеф «Хааса» Аяо Комацу после подписания. – Мы улучшаемся и имеем надежды стать более конкурентоспособными. И нам нужен кто-то динамичный, кто-то молодой, и талантливый, и с хорошей головой на плечах. В моих глазах Олли – идеальное совпадение с нашим положением как команды и направления, куда бы мы хотели двигаться
Олли – талантливый и умный молодой гонщик. И одновременно очень спокойный, зрелый, быстрый, ныряющий в командную работу полностью. Именно это мы хотим видеть, вот что я имею в виду под идеальным сочетанием.
Он всегда старается ускориться, но очень хорошо видит общую картину. Это впечатлило нас с первой же встречи, и не изменилось сейчас. Уверен, он был счастлив проехать по домашней трассе после заявления о контракте, но подход остался точно таким же. Теперь мы постараемся пригласить кого-то с большим опытом в «Формуле 1».
А ведь по его результатам в нынешнем сезоне «Ф-2» так и не скажешь! На момент заключения сделки Бермэн находился на 14-й позиции с одной победой, одним поулом и отставанием от лидера в 90 очков. И победа случилась в коротком спринте на «Ред Булл Ринге» как раз накануне подписания – это что выходит, одной гонки теперь достаточно для заполучения места в «Ф-1»?
Бермэн – не просто так «Следующий Леклер»
Конечно, все не так просто: будь Оливер лишь однократной вспышкой, у него бы и очков не хватило для получения суперлицензии для допуска в «Ф-1». А ее оформили еще до старта сезона, когда зачисляли в резервисты «Феррари» и «Хааса» и планировали ему участие в шести практиках календаря Гран-при – ведь парень действительно талант и уже все в молодежках доказал.
Он из графстве Эссекс и родился 8 мая 2005 мая в семье Дэвида Берман, основавшего в 1996 году основавший страховую компанию Direct Insurance. Сейчас это – международная корпорация Aventum Group с активами свыше 700 млн долларов по собственным оценкам, потому в деньгах на развитие карьеры Оливер никогда не нуждался.
Однако и рентачем его точно назвать нельзя! Давайте просто вкратце пройдемся по главным вехам его карьеры:
2019-й – выиграл весь картинг юниорского класса X30 – национальный, европейский, мировой… Его тут же подхватил «Макларен» через программу совсем юных талантов DNA.
В 2020-м после первых же успешных тестов в «Ф-4» в 15 лет перешел в «Формулы-4».
В 15 лет выиграл по гонке в дебютных сезонах итальянской и немецкой «Ф-4».
Выиграл оба титула на следующий сезон и к концу 2021-го перешел в Академию «Феррари».
В 2022-м в дебютном сезоне «Ф-3» взял третье место за 20-летним Мартинсом и проиграв 2 балла Зэйну Мэлоуни из академии «Ред Булл».
В 2023-м перешел в «Ф-2» в 17 лет. Там и дооформил сравнения с Леклером на Гран-при Азербайджана, когда взял поул и выиграл обе гонки – прямо как сам Шарль в дебютный год главной молодежки. Правда, в итоге Оливер титул не взял – не хватило стабильности. Вышло только взять еще 2 поула (всего в сезоне разыгрывали 13, и больше 3-х не заполучил никто) и оформить еще две победы. На выходе – 6 место в общем зачете.
Дважды финалист номинации Британского клуба автогонщиков лучшему молодому пилоту года. Так уж вышло, что в Королевстве предпочитают награждать звезд своих локальных юниорских серий вроде GB3, чтобы они получали призовые деньги и тесты на болидах «Ф-1» – ведь у ребят калибра Бермэна все это есть и так.
А на 2024-й он в 18 лет получил место резервиста «Хааса» и «Феррари», обширную тестовую программу и титул самого талантливого парня из системы Скудерии от The Race.
В общем, его вполне справедливо считали «некстваном» итальянской структуры навырост в пару к Леклеру после завершения контракта Льюиса Хэмилтона с «Феррари».
Про стиль – сперва походил. Но потом пошел другим путем
И даже сравнения с Леклером появились не на пустом месте: по пилотажному стилю с манерами торможений, переносов скоростей машины через поворот движениями руля и подбору траекторий он действительно походил на Шарля. Только с развитием карьеры прорезались различия: пока №16 старался стабилизировать результаты контролем над психологией и ментальным воздействием на уровень приемлемого риска, Олли решил избрать путь более внятного просчета возможностей машины в соответствии с необходимостью атаковать.
И тогда же выяснилась главная разница между ними: Бермэн уже сейчас кажется намного устойчивее психологически, ведь не ломается из-за неудачных результатов в «Ф-2».
«Я всегда говорил об Оливере: он становится все лучше и лучше по мере приближения к «Ф-1», потому что в «Ф-1» важен настоящий ум, – комментировал срочный дебют Оливера на Гран-при Саудовской Аравии глава Академии «Феррари» Джок Клиа. – Гонщики, которые способны продумывать различные ситуации, действительно блистают в «Ф-1». Олли очень сообразительный, суперумный. Думаю, он это продемонстрировал.
Мы знали, что он быстрый, мы видели его в нашей машине. Мы понимали, что он может быстро пилотировать. Но то, как он подошел к уик-энду, к гонке, шаг за шагом – ты срываешься с места и оказываешься в окружении довольно энергичных соперников, которые выставляют локти – он сделал все чисто.
Мы сказали: если после первого круга на болиде останутся все четыре колеса, мы будем очень довольны. У него получилось. Он сохранил 11-ю позицию, а потом ситуация улучшалась по ходу заезда. Надо понимать, что каждый круг давал десять дополнительных процентов опыта для Олли в этой машине. К половине дистанции его опыт удвоился
Этому парню 18. Учитывая то, что он перешел из машины «Ф-2» в 18 лет, я никогда не видел ничего лучше».
«Хаас» очень впечатлен именно тем, как Бермэн себя применяет, – комментировал на официальном сайте «Ф-1» и репортер серии Лоренс Барретто. – Поговорите с инженерами, которые с ними работают, и они расскажут, как их впечатлил его ум. У него острый как бритва разум, тот самый, который необходим в быстром принятии верных решений в нужное время под давлением в кокпите.
Он просто впитывает информацию с первого же раза и без устали эффективен в выжимке наибольшего эффекта от тестовой программы.
Много гонщиков – быстрые, но «Хаас» видит его знания – даже в таком юном возрасте – по обузданию этой скорости и по ее подгону к выдаче максимума от шины, круга или отрезка.
И его стойкость для 19-летнего оценивается как крайне высокая: он кажется непробиваемым».
Но как тогда быть с провальным сезоном в «Ф-2»? Неужели одна гонка все же решает?
И да, и нет – на решение «Хааса» очевидно повлияла одна гонка, но не та победа в Австрии в «Ф-2», а как раз пожарный дебют в «Ф-1» в алом кокпите на смену сваленному аппендицитом Карлосу Сайнсу. Там новоявленный №87 как раз максимально себя показал: почти выбил из квалификации Хэмилтона, сохранил машину, обгонял, финишировал в очках и без риска, даже наращивал темп к концу гонки и вообще провел качественный заезд для человека с нулем опыта с той техникой. Пелотон реально восхищался в один голос – и пилоты, и эксперты, и боссы команд: все сразу признали за Бермэном право ездить в «Ф-1».
Тем не менее, нынешний сезон в «Ф-2» вообще не похож по результатам на что-то от будущей суперзвезды. Что же происходит?
Во-первых, невезение: несколько раз у Олли ломались машина или мотор или мешали соперники.
Во-вторых, новые болиды: с 2024-го «Ф-2» перешла на полностью измененную технику с идеей генерирования прижимной силы больше в сторону к нынешней «Ф-1».
И весь накопленный инженерный опыт команд по настройкам и подходу к их тестированию обнулился – именно «Према» Бермэна и другого суперюниора Андреа Кими Антонелли (протеже «Мерседеса», которому тоже прочат повышение в «Ф-1») провалилась больше всех. В первой части сезона их болиды оказывались стабильно медленнее на несколько десятых секунды с круга – разницу приходилось добирать пилотажем, но чем больше так атакуешь, тем быстрее умирают покрышки.
Потому команды «Формулы-1», видимо, рассудили, что адекватно оценивать можно будет только итоги отдельных гонок, где все пилоты получали-таки более-менее равные условия, а по результатам остальных или общей турнирной таблице нельзя будет ничего сказать из-за этих самых стартовых и технических искажений.
Также на первый план вышли и собранные самостоятельно данные с частных тестов и практик – в этом году юниоров катают по испытаниям и официальным тренировкам особенно часто
«Конечно, если он постоянно побеждал, вообще все [с продвижением и подготовкой] сложилось бы проще! – признался Комацу после подписания контракта – через два дня после победы парня в Австрии. – Но реальность не такая, не так ли? Нужно доверять тем данным, которые у вас есть».
А реальность теперь такова, что нынешняя «Формула-2» вышла вообще сложнее «Формулы-1» – а «Ф-3» теперь ближе машинам Гран-при! Таковы выводы из сравнений самого Бермэна для Motorsport Total задолго до победы и финализации сделки.
«Болиды «Ф-2» медленнее, но, чувствую, пилотаж болида «Ф-2» больше подходит моему природному стилю. Для меня очень интуитивно ехать быстро на болиде «Ф-1».
Нет, это сложно, но тут всегда можно проехать много кругов. А в «Ф-2» нет такого: один комплект шин на всю практику, а затем сразу квалификация. Так что там времени найти ритм просто нет.
В «Ф-1» можно реально давить на газ и возвращаться на газ, так я и могу улучшать и улучшать времена. А «Ф-2» тем временем мне приходится уважать машину, пилотировать более осознанно. «Ф-1» выходит более интуитивной и естественной для меня.
Теперь, выходит, болиды «Ф-3» походят на «Ф-2» чуть больше по стилю пилотажа. Там я тоже могу швырять машину в поворот и доверять ей. В «Ф-2» немного не так. 18-дюймовые шины в «Ф-2» сложнее в оперировании, просто не ощущается естественно. И если в квалификации я пытаюсь выжать процент сверху, но допускаю ошибку, то моментально теряю уверенность в машине. Но в «Ф-3» и в «Ф-1» у меня хорошие результаты – там интуитивно проще».
Но из-за смены техники практически невозможно пока достоверно выяснить причины несовпадения ощущений, сложностей при работе с шинами и потерей уверенности. Может, это команда не может подобрать настройки? Или все-таки машины настолько не подходят? Или производитель резины не сумел подобрать нужные составы к новым болидам? Точных ответов пока нет.
Именно поэтому и первый уик-энд в «Ф-1», и обширная тестовая программа с практиками и частными заездами оказалась настолько важными для Бермэна – вместе с поддержкой Скудериии.
«Феррари» сыграла предметную роль по доводке меня до «Ф-1», – признал Бермэн. – В самое последнее время Фредрик Вассер доверился мне и очень тесно работал со мной над вопросом. Благодаря их помощи я постоянно поддерживал скорость на симуляторе, получил много тестов, и они же дали мне 18-летнему гонку! Сотрудничество с ними стало главным инструментом».
Так что Оливер прежде всего сумел продать себя сам – еще до провального и хаотичного сезона в «Ф-2». А поддержание уровня, скорости и боевого духа на фоне неудач даже сыграло в плюс.
Парень заслужил?
Что еще происходит на трансферном рынке «Ф-1»?
В «Ф-1» грядет новая бомба? Автозавод меняет собственные моторы на «Мерс» ради Сайнса
Отец Ферстаппена разрывает «Ред Булл»: придумал обидку и грозит увести Макса в «Мерс»!
«Ред Булл» продлил Переса еще на 2 года! И зачем он чемпионам «Ф-1»?
Алонсо ушел с трансферного рынка «Ф-1» – а интриги еще остались?
Фото: Gettyimages/Getty Images, Ryan Pierse; IMAGO/Hasan Bratic/DeFodi Images, Panoramic, IMAGO/Ricardo Larreina, Hoch Zwei, HOCH ZWEI, Clive Rose, IMAGO/Sebastian RozendaalGlobal Look Press
как можно так писать это первое предложение 🙂