9 мин.

Что случилось на Гран-при Аравии: 18-летний дебютант «Феррари» выше Хэмилтона и Норриса, кошмар «Макларена» и «Мерседеса»

Хроника второго этапа «Формулы-1».

Второй акт сезона «Формулы-1» – уже традиционный хаос городского и ультраскоростного трека в Саудовской Аравии. Здесь низкий износ шин из-за нового асфальта, очень много быстрых виражей, несколько опасных поворотов, максимально близкие барьеры и минимум пространства для ошибки, особенно при порывах хвостового ветра до 25 км/ч (такое гарантирует перебои с прижимной силой  в 5-10%!). Потому стратегия команд – вечная игра в ожидание автомобиля безопасности (вероятность 100%) и балансировка желания выиграть бесплатный пит-стоп с риском подрезки.

Квалификация опять вышла суперплотной, хоть на первый взгляд из-за отрыва робота Ферстаппена так и не кажется.

Однако за ним шесть машин пяти разных команд в 0,6 секунды обещали серьезную схватку как минимум за подиум – особенно с учетом туманной расстановки сил накануне.

Причем и «Мерседесы» откровенно заявляли: их гоночный темп лучше, чем у других, а Расселл хвалился скоростью на прямых. Красочные и масштабные аварии проходили тут каждый год, потому огромные отрывы любого лидера могли обнулиться в любой момент, дав шанс кому угодно.

На старт все вышли на «Медиуме», кроме Боттаса и новичка Бермэна – им позарез требовался хороший уверенный старт, и им отдали свежий «софт».

Планируемый срок службы комплекта «софт» – 33 круга, «медиума» – 41 круг, «харда» – 56 круг, при приблизительных разрывах в скорости между красным «софтом» и желтым производитель по данным практик оценил в 1,2 секунды, а разрыв от среднего состава до самого жесткого – уже в 0,3 секунды с первых «свежих» кругов и при прочих равных. Дальше все уже зависит от машин, пилотажа, настроек, плана и длины отрезков.

Как же в итоге все обернулось?

  • У Гасли возникли проблемы с коробкой передач еще до старта. Его сняли с гонки после первого же круга.

  • Перес выиграл старт у Леклера, но Шарль отбился и сохранил вторую позицию. По сообщению Расселла, Норрис допустил фальстарт. Стролл обогнал Цуноду – и Бермэн тут же на него нажал тоже.

– Пиастри облетел Алонсо на прямой в конце первого круга. Бермэн на «софте» продолжил атаки на Цуноду.

  • На четвертом круге Перес все-таки разделал Леклера в конце прямой. 

  • На 7-м круге Стролл улетел в барьеры. Выпустили автомобиль безопасности. Бермэна тут же зазвали в боксы, а затем и весь пелотон – кроме Норриса, Хэмилтона, Хюлькенберга и Чжоу.

 

  • На девятом круге болид Стролла убрали, режим сэйфти-кара отключили. И на старте 10-го круга Пиастри тут же обогнал Леклера – но Шарль вернул позицию.

  • Стюарды приняли к расследованию потенциальный фальстарт Норриса только на 12-м круге: в итоге простили, поскольку Ландо успел остановиться, хотя раньше за такое выдавали автоматический штраф. 

  • На 13-м круге Ферстаппен обогнал Норриса, а Перес – Хэмилтона.

  • На 14-м круге Бермэн прорвался в топ-10 мимо Цуноды и Чжоу.

  • На 15-м круге Леклер обогнал Хэмилтона и поднялся на четвертое.

  • На 16-м круге Перес получил 5 секунд штрафа за небезопасный выпуск в Алонсо во время волны пит-стопов – вот этот момент.

  • На 18-м круге Перес обогнал и Норриса – поднялся на второе.

  • На 21-м круге Бермэн обогнал Хюлькенберга после трех кругов прессинга и поднялся на девятое. 

  • На 25-м круге «Макларен» пожаловался судьям на сдвиги Хэмилтона на торможении против Пиастри – Оскар 10 кругов не мог опередить Льюиса на более свежих покрышках, как ни старался. 

  • На 27-м круге Леклер облетел не побывавшего в боксах Норриса в битве за подиум. 

  • Магнуссен после двух 10-секундных штрафов из-за аварии и обгона за пределами трека сдерживал «Альпин», «РБ», «Заубер» и «Уильямс» так, что Хюлькенберг чуть не получил преимущество в пит-стоп над всеми позади 12-й позиции. Кевин сбрасывал так сильно, что комментаторы удивлялись работе его педали газа – он ее почти не активировал, экономил на разгонах весь аккумулятор и выдавал его на прямых против DRS у соперников. 

 

  • Стратегия сработала: после пит-стопа на 34-м круге Хюлькенберг выехал 11-м: в точности позади Чжоу, у которого впереди еще обязательная остановка.

  • На 35-м круге Пиастри вновь обогнал Хэмилтона за пределами трека и вновь вынужден был вернуть позицию.

  • Хэмилтон – на решающем пит-стопе на 37-м круге. Вернулся на «софте» в восьми кругах за Бермэном на девятом месте.

  • На 38-м круге в боксы заехал Норрис – вернулся прямо перед Хэмилтоном, тоже на «софте»! «Макларен» подвел Ландо длинным пит-стопом на 4,1 секунды.

  • На 41-м круге оборону Норриса от Хэмилтона со смещениями на прямых (для срыва слипстрима) отметили стюарды. И выписали официальное предупреждение. 

  • Даниэль Риккардо развернулся на поребрике первого поворота 49-го круга на 16-й позиции. Печальный финал его гонки. 

  • Ферстаппен выиграл, Перес дооформил дубль, а Леклер на финальном круге взял лучший круг и дополнительное очко в личный зачет.

Все же «Ред Булл» с новым шасси по-прежнему кошмарно эффективен на скоростных треках. «Феррари» пока ничего не может противопоставить – зато стреляет молодежной Академией: 18-летний Бермэн выступил абсолютно безошибочно на замене выбывшему из-за аппендицита Сайнсу. Давно срочно поднятый из «Ф-2» пилот не впечатлял настолько мощно – «Феррари» явно займется поиском места парню на следующий год в любой команде. Его уже выбрали гонщиком дня – 46% голосов!

«Макларен» пытался перехитрить пелотон стратегией, но Норрис не удержался перед соперниками достаточно долго, Пиастри убил гонку Хэмилтону, а бригада механиков довершила процесс.

«Мерседес» тоже проиграл в лотерею настроек и стратегии. И это при шедевральной обороне Хэмилтона от Пиастри на старых шинах! Все меньше вопросов к Льюису насчет ухода?

Провалы конкурентов помогли Алонсо и «Астон Мартин» с прорывом в топ-5: Фернандо отработал гонку в квалификационном режиме, и на большее зеленый болид пока явно не способен.

И какие же исторические очки набрал «Хаас» благодаря командной работе! Может, в конце года работа Магнуссена на Хюлькенберга еще спасет команду от позора?

В общем зачете все крайне плотно – и Бермэн, кажется, сохранит место в топ-10 еще очень долго. Ближайшие несколько Гран-при – точно.

И Леклер пока совсем недалеко от места №2!

В Кубке конструкторов пока полная справедливость. Давненько такого не бывало?

Следующий этап – Австралия, 22 марта. А как вам Аравия?

Читайте еще о Гран-при Саудовской Аравии:

Фото: Gettyimages.ru/Clive Rose