Международные гонки с экс-пилотами «Ф-1» и «формульными» болидами опять в Сочи! Как это было? Трек все же жив?
Мы были там и все видели.
Гонки в России уже второй год заперты в пределах местных серий, в то время как мировой автоспорт не особо задумывается о возвращении на наши трассы.
Одним из первых и жестче других международную изоляцию на себе ощутил «Сочи Автодром», с 2014 года регулярно принимавший этап «Формулы-1» и кучу других престижных стартов. Прошлой осенью первоклассный трек, который после 2021 года в основном простаивал без соревнований, было решено сократить до 2,3 километров от изначальных 5,8 км.
Трассу разобрали более чем наполовину, для упрощения доступа к олимпийским объектам – по крайней мере так ситуацию прокомментировали новые владельцы автодрома из администрации Федеральной территории «Сириус».
Потерявший почти 60 процентов прежней конфигурации трек уже успели «похоронить», но его история получила неожиданное развитие. Весной 2024-го на переименованную в «Автодром Сириус» трассу вернулись формульные болиды и зарубежные участники, даже с иностранным экс-пилотом «Формулы-1» в составе (пускай, далеко не первого порядка).
Произошло это благодаря «Играм будущего» – международному фиджитал-турниру, где физический спорт попытались «подружить» с цифровым. Насколько успешным получился гибридный формат в автоспорте мне удалось оценить лично, 2 и 3 марта побывав на гонке, где пилоты пересаживались из реальных машин за симуляторы и обратно.
Новый формат помог собрать не только россиян, но и быстрых юниоров и мегаветеранов со всего мира
Автоспортивную часть «Игр будущего» не стали проводить в Казани, принимавшей соревнования нового фиджитал-турнира, и перенесли в Сочи по вполне понятным причинам – в начале марта в Татарстане еще лежал снег. Для сочинцев возвращение гонок получилось неожиданным. Зимой рядом с автодромом местные видели строительные работы и, не особо вдаваясь в подробности, сделали вывод, что трассу закрывают. Поэтому, когда в «Олимпийском парке» вновь заревели гоночные моторы, к пропускным пунктам нередко подходили подростки и родители с детьми, чтобы узнать «не вернулась ли в город «Формула-1».»
Но вместо главной гоночной серии мира по усеченному треку в этот раз ездили болиды «Формулы-4» – самой младшей ступени в классе открытых колес, куда переходят после картинга. Машины итальянского производителя «Татуус», собранные около 10 лет назад, оказались единственной относительно современной формульной техникой, которую организаторам удалось найти в России. Впрочем, для короткой трассы и с учетом очень разного уровня участников этого было достаточно. В гонке «Татуус» первого поколения не сильно отличается по характеристикам от модели 2021 года и потому за практикой в Сочи приехало немало перспективных юниоров.
Например, китаец Энцо Йе (на фото выше) и австралиец Николас Стати в свои 16 лет уже приглашались на просмотр в Гоночную академию «Феррари». Венгр Мартин Мольнар недавно получил место в испанской «Ф-4» и прилетел на «Игры будущего» с тестов в Зандворте. Но выше всех котировался сокурсник Мольнара по престижной академии юных талантов «Ришар Милль» итальянец Маттиа Кольнаги. Швейцарский бренд с 2021 плотно сотрудничает с той же «Феррари» и пилотами ее молодежки, поэтому его поддержка открывает массу перспектив. Кроме того Кольнаги находится на радарах у агентства All Road Management Николя Тодта, работающего с Шарлем Леклером и Даниилом Квятом.
Кроме молодых проспектов соревнования привлекли опытнейших ветеранов. Необычный формат решили попробовать мексиканец Луис Диас, побеждавший еще в «Американской серии Ле-Ман» (предшественнике современного североамериканского чемпионата спорткаров IMSA), и самый успешный российский пилот в гонках на выносливость Роман Русинов, выигравший титулы чемпионата мира по гонкам на выносливость WEC, европейской и азиатской серий. Последний позвал в Сочи еще одного примечательного гостя – экс-пилота «Формулы-1» испанца Роберто Мери, в чьей карьере, кроме неполного сезона в «Маноре», были выступления чуть ли не во всех кольцевых сериях мира.
Условно бесплатные тесты на «Формуле-4» были не единственным поводом для иностранцев приехать в Россию, ведь призовой фонд «G-Drive фиджитал-гонки» (на «Играх будущего» официальные названия всех дисциплин включали спонсорскую интеграцию – Sports) составил 500 тысяч долларов, которые в зависимости от результатов распределялись между всеми 28 пилотами. При внезапном успехе пара десятков тысяч могла бы помочь с оплатой новых тестов – для хотя бы временного продления карьеры и нового шанса (так, за пятое место давали 25 тысяч – для понимания, болгарской звезде из Академии Фернандо Алонсо для сезона в полновесной «Ф-3» на ленточке не хватало 130 тысяч, и их добирали по стране на краудфандинге).
Кроме участников из Европы, Азии, Северной и Южной Америки на старт вышли и девять российских гонщиков. Больше других выделялись экипажи Александра Смоляра и Алексея Несова, а также Кирилла Смаля и Ирины Сидорковой – единственной девушки в пелотоне. Все четверо воспитанников программы «СМП Рейсинг» до этого показали себя на международном уровне, а побеждавший в мировой «Формуле-3» Смоляр и пилот европейской серии GT Несов с самого начала считались фаворитами, ведь оба еще и серьезно занимаются симрейсингом. Смоляр даже выигрывал официальные виртуальные «24 часа Ле-Мана» и гоняется в тех же сериях, что и Макс Ферстаппен – но на другой технике.
В квалификации, где, пилоты поочередно ехали за рулем реального болида и на симуляторе, общее первое время ожидаемо показал экипаж Смоляра и Несова, а сразу за ними расположились пара Сидорковой и Смаля. По словам легенды российского автоспорта Кирилла Ладыгина, занимавшегося в Сочи подготовкой пилотов, по темпу на реальной трассе карельская гонщица, известная по выступлениями в W Series, даже превзошла коллег-парней!
Сама гонка проходила по правилам эстафеты, где стартовавший первым на «Формуле-4» пилот после 25 кругов заезжал в боксы, а его напарник продолжал заезд на симуляторе. Спустя еще 25 кругов виртуальной борьбы, гонщики менялись в симе на ту же дистанцию. И наконец финальную четверть по реальной трассе ехал тот, кто начинал на симуляторе. В сумме совмещенная гонка заняла 103 круга, включая круги на пересменку.
Смоляр и Несов не оставили шансов никому, лидировав во всех сессиях и выиграв первую фиджитал-гонку подобного уровня. Дуэт Маттиа Кольнаги и Алекса Кутильяса ехал очень ровно, но так и не смог догнать российский экипаж, оставшись вторыми, а Сидоркова и Смаль замкнули тройку призеров. На старте Ире пришлось оттармаживать во втором повороте и пропускать соперников, чтобы не столкнуться с лидировавшим Смоляром, поэтому оставшуюся гонку она вместе с напарником была вынуждена пробиваться наверх в плотной борьбе.
Хотя в квалификации было заметно, что некоторым участникам не хватало опыта на реальном болиде, гонка на настоящей трассе прошла без инцидентов.
Зато в виртуальной реальности пилоты атаковали вплоть до аварий с переворотами и оторванными колесами, как это случилась с симрейсером из Набережных Челнов Борисом Гарифулиным и Роберто Мери!
Соревнования стали проверкой новой российской формульной серии. Старт ждут в этом году
Гибридная гонка позволила сделать и ряд неочевидных выводов: ее физическая часть по сути стала генеральной репетицией соревнований предстоящего Кубка России по «Формуле-4». В этом году класс открытых колес планируют вернуть в программу главного кольцевого чемпионата страны – РСКГ. Формульную технику вместе с обслуживающими ее специалистами для «Игр будущего», предоставляла программа развития российского автоспорта «СМП Рейсинг», она же выступает и промоутером серии.
На трассу в Сочи привезли целых 16 готовых болидов (14 для гонки и два запасных), из тех что «СМП» закупили в 2015 году для бывшего чемпионата североевропейской «Ф-4». Позднее эти машины выступали в серии «СМП Формула-4», но в пандемию свернули и ее. Перед нынешним сезоном состояние формул решили проверить в «боевых условиях» и фиджитал-гонка, проходившая по правилам монокласса, оказалась идеальной площадкой.
Несмотря на возраст и необходимость пересобирать машины из доступных запчастей, на «Играх будущего» за время интенсивных тренировок, квалификации и самой гонки удалось обойтись практически без поломок. Незначительные повреждения задней структуры безопасности в квалификации получила машина экипажа из Казахстана, когда неопытного картингиста Артема Ченцова по касательной развернуло в стену. А в гонке уже напарник Артема – Бака Мирманов – столкнулся с неисправностью дроссельного клапана, но ребята все же смогли доехать до финиша.
Правда, один эксцесс все-таки произошел. В первой же тренировке у болида татарстанской команды на ходу сложилась стойка заднего антикрыла:
На пит-лейне механик уверенным ударом кулака поставил конструкцию на место, но машину в таком виде на трассу, конечно же, не пустили и отправили на полноценную замену поврежденной части.
«Машинки все равно уже не новые. Выпала та часть, которая вставляется в нижнюю планку антикрыла. Это сложно проконтролировать, потому что она приклеена и в какой-то момент клей просто рассохся. На самом деле ребята быстро среагировали, заменили эту планку и машина снова вернулась в бой», – прокомментировал случай Кирилл Ладыгин.
В остальном все сработало штатно, а в «СМП» смогли не только проверить технику, но и опробовать на ней новые комплектующие, масла и шины. В последнем случае выбор пал на довольно экзотическую резину индийского бренда MRF. У компании есть неплохой опыт в ралли, где ее команда выиграла прошлогодний чемпионат Европы, но от формульных сликов из Индии участники фиджитал-гонки оказались не в восторге: шины проектировались на длительные отрезки и никак не прогревались до рабочей температуры в условиях спринта.
Но по большому счету все заминки оказались поправимы и, по-видимому, в России наконец-то готовы к проведению собственных гонок «Формулы-4». Значение этих соревнований для развития нашего автоспорта подробно разбиралось в отдельном тексте и, если говорить вкратце то, это однозначно положительный сигнал.
Фиджитал-гонка – возможно, последняя для трассы в Сочи. Новым владельцам нет дела до автоспорта
Другим позитивным итогом от «Игр будущего» в Сочи должен был стать тот факт, что местный автодром даже после сокращения остался классным местом для гонок, хотя и с некоторыми ограничениями. В новой конфигурации трасса теперь сворачивает направо между первым поворотом (почти незаметным изломом на огромной стартовой прямой) и отрезком перед культовым виражом вокруг «Медальной площади». Перешеек перед ледовым дворцом «Айсберг», куда переставили трибуны, выводит к концу обратной прямой, где в прежней конфигурации начинался третий сектор. Именно в этих связках из 90-градусников и развернулась основная борьба в фиджитал-гонке. Пилоты ловили друг-друга на ошибках при выходе из медленных поворотов, перекрещивали траектории и обгоняли.
У тех гонщиков, с кем удалось пообщаться за уик-энд, впечатления от трека были только положительные. Всех приятно удивило, что после переоборудования трасса осталась рабочей, и здесь можно проводить зрелищные гонки по крайней мере на небольших машинах, как раз наподобие «Формулы-4». Квалификационное время круга на младшей формуле с придушенным до 160 лошадиных сил двигателем составило примерно 1 минуту 3 секунды. Как в шутку заметили некоторые пилоты, из-за небольших разрывов автодром стал напоминать им овал NASCAR.
«По обгонам есть места – большой прямик, медленные повороты. Быстрых поворотов нет и это хорошо, потому что в быстрых поворотах в грязном воздухе на формулах ехать довольно тяжело. – рассказал победитель Александр Смоляр. – Для машины, которую выбрали организаторы, трасса подходит хорошо. Она не слишком большая и, наверное, так даже лучше для менее опытных ребят, которые здесь раньше не ездили. Если бы они приехали на большую конфигурацию в 5-6 километров, то у них было бы гораздо больше мест для ошибок и разрывы на круге стали больше. Мне кажется для фиджитал-формата трек идеальный. Но классов в автоспорте много и для более быстрых машин, для длительных гонок трасса, наверное, не самая лучшая.»
Вопреки всем опасениям вместо картодрома трасса скорее стала похожа на «Норисринг» – культовый трек в Нюрнберге, где на круге длиною в те же 2,3 километра до сих пор проводят гонки ДТМ и других серий, а также множество частных локальных тестов для новичков на болидах «Ф-3» и «Ф-4». Только в отличие от немецкого автодрома в Сочи есть еще современный паддок, красивейшие виды на горные пейзажи и уникальная главная трибуна, которая, как резонатор, усиливает звук от пролетающих мимо болидов. Казалось бы, под такое знаковое событие, как «Игры будущего» и возвращение формул, соберется аншлаг – но нет. За весь уик-энд на главную трибуну не пустили ни одного зрителя, а места в связке перед «Айсбергом» получили только участники Всемирного фестиваля молодежи, проходившего в одни даты с гонкой.
Формальная причина недопуска болельщиков – неудовлетворительное состояние построек. История тянется еще с прошлой осени, когда трибуну впервые не разрешили открыть в день соревнований. Поэтому в ноябре 2023 РСКГ пришлось проводить прощальную гонку большой трассы с минимальным присутствием зрителей.
В подтверждение ветхого состояния трека пресс-секретарь Российской автомобильной федерации Мария Мельникова опубликовала в личном телеграм-канале фотографию разошедшегося шва на козырьке главной трибуны, который якобы образовался «из-за разницы строительных методов при забивании свай». По данным Мельниковой сооружение планируют полностью демонтировать до конца года, а это в свою очередь может повредить асфальт на прямой старт-финиш и окончательно вывести трассу из строя.
С другой стороны, внутри главной трибуны, где расположен музей автодрома и административные помещения, признаков износа конструкций не наблюдается, равно как и на фасаде здания, не считая того самого деформационного шва (что нередко случается с большими сооружениями из-за температурных колебаний, но не особо мешает в их эксплуатации).
Возможно, постепенное ужимание инфраструктуры бывшего «Сочи Автодрома» не совсем связано с «неудовлетворительным» состоянием, как заявляют владельцы. «ООО НИЦ», которое пришло управлять трассой вместо опытнейших промоутеров из «Росгонок», не спешит проводить гонки на обновленной конфигурации и пока без объяснения причин отменяет все запланированные старты. Так, в начале февраля компания внезапно отозвала разрешение на проведение этапов сверхпопулярной дрифт-серии РДС – единственных соревнований, которые вроде бы удалось согласовать на 2024 год, а в недавнем комментарии для «Чемпионата» автоспорт и гонки вообще не упоминаются – только «умный туризм», забеги, велозаезды и беспилотники. Судя по всему, гоночное будущее единственного в России всесезонного трека остается под очень большим вопросом.
Формат уникален, у него есть потенциал. Но нужен следующий шаг – для обретения смысла и зрителей
Фиджитал-гонка в Сочи доказала, что в России могут создавать новые привлекательные форматы и организовывать их спортивную часть на безупречном уровне. Экспериментальные соревнования стали первой успешной попыткой провести бесшовный заезд на сложной гоночной технике в физическом и цифровом пространствах. И этот успех стал возможен благодаря огромному опыту, накопленному за время проведения в стране международных гонок.
Тем обиднее, что из по-настоящему свежей для автоспорта идеи по целому ряду причин не смогли сделать крутое шоу. Уникальное для страны событие, особенно сейчас, когда о приезде мировых серий не может быть речи, провели практически при пустых трибунах. При этом даже такой скромный масштаб показался организаторам «Игр будущего» неоправданно дорогим. В интервью «Спорт-экспрессу» руководитель проекта Игорь Столяров посетовал, что вместо формульных машин и трассы, надо было ограничиться картингом:
«По-другому я бы организовал гонки. Это очень дорогой вид спорта. И те гонки, которые проходят у нас сейчас в Сочи, – невероятно дорого. Наверное, немножко мы с «Формулой-1» (в фиджитал-гонке использовалась техника «Формулы-4» – Sports) переборщили. Не буду называть цифры, но, думаю, порядок сумм понимаете. Мы затеяли Игры будущего, чтобы технологию можно было быстро масштабировать. Поэтому не брали какие-то дорогие виды, по которым нельзя провести локальный турнир в небольшом городе и заниматься им регулярно широким массам людей. Поэтому я бы вернулся к гонкам на картах. Картодром есть практически в любом городе. И это массовая история, которой можно завлечь и детей, и взрослых. «Формула-1» – элитарный спорт. И в эту элитарность уходить не хочется, будем анализировать».
По сути фиджитал-гонки переросли формат «Игр будущего», которые предполагают полулюбительский уровень соревнований с не очень высокими требованиями к участникам. Гонка же в Сочи наоборот оказалась самой профессиональной дисциплиной, куда допускались только настоящие спортсмены, а организация привела к большим тратам.
Однако, отказываться от нового вида гонок или низводить его до картингового турнира, как предлагает Столяров, не стоит. Соревнования показали, что концепция работает, но должна стать технологичнее и зрелищнее.
Например, если фиджитал-гонки продвигаются в качестве некоего инновационного вида автоспорта, то и машины для них должны быть соответствующими. Хочется верить, что в перспективе у нас задумаются не просто о собственных формульных болидах, а попытаются создавать технику с учетом передовых решений, вроде водородного и синтетического топлива, или болиды на аккумуляторах, как в «Формуле Е».
Тому же «СМП Рейсинг» удалось организовать в Москве производство собственных спортпрототипов с большой долей локализации, так почему бы не поэкспериментировать и постараться развить проект под электродвигатели? Тем более, что в России гоночные машины с электромоторами создают даже студенты, а китайский автопром с его мощными электрокарами для нас открыт.
Не менее остро стоит вопрос смотрибельности фиджитал-гонок. Гибридный заезд, где реальная часть сменяется виртуальной и наоборот, выглядит неплохо, когда следишь за трансляцией дома или из какого-нибудь уютного медиа-центра. Однако, стоит переместиться на трибуны и впечатления становятся, мягко говоря, сомнительными.
В Сочи, когда после первого отрезка гонки пошла виртуальная часть, зрителям пришлось почти час всматриваться в пиксели на небольшом экране. Причем установили его максимально неудобно – у основания трибуны, да к тому же между ограждениями!
Кому из людей было интересно смотреть так гонку и сколько из них в целом понимали происходящее – вопрос, похоже, риторический.
В дальнейшем эту «пустоту» на автодроме во время виртуальных отрезков необходимо чем-то заполнять и речь совсем не о выступлении чирлидерш с диджеями, как сделали на «Играх будущего». Выходом могла бы стать визуализация цифровых копий машин прямо на треке, что смотрелось бы одинаково эффектно и в жизни, и на ТВ-картинке. Например, как насчет дронов, летающих по ночной трассе и проецирующих голограммы болидов прямо на дорожное полотно? Звучит футуристично, если не фантастически, но с нынешними лазерными технологиями и беспилотниками, которые уже обгоняют «Формулу-1», эта идея явно из ближайшего будущего.
Либо стоит сконцентрироваться на стриминговом и телеформате – для маркетирования и привлечения зрителей со всего мира. Но в таком случае идея формата со смены симов на «Ф-4» и тем более на картинг тоже пока не выглядит слишком грандиозной для конкуренции с новыми дроногонками, постоянно развивающейся и удивляющей «Ф-1» и даже традиционными сериями.
Безусловно, реализация в обоих случаях потребует серьезных вложений, но, как доказала фиджитал-гонка, двигать автоспорт в стране и делать его привлекательным для остального мира (даже несмотря на изоляцию), можно, только изобретая что-то новое.
Читайте еще о состоянии автоспорта в России:
Гонщик из Питера – в «Феррари» на главном марафоне планеты! Шанс на победу выше, чем у Квята
В России утечка топовых гонщиков: массовая смена флага и лицензий. Кто-нибудь вообще останется?
Где сейчас гонщики из России, светившие в «Формуле-1» или около нее
Rossa – новый отечественный суперкар. Похож на «Бэтмобиль» из фильма о супергероях?
Фотографии: Games of the Future, Dmitry Galchun/Autosportmedia.ru, Games of the Future/Youtube, Эрик Расулев, Steffen Prößdorf
И вопрос от чайника, может даже на текст тянет. А Формула-4 - это прям далеко от Формулы-1?)