Слышали о $250 млн на проекты Хэмилтона от «Феррари» ради трансфера? А что там у Льюиса за империя?
Однажды семикратный чемпион «Формулы-1» Льюис Хэмилтон ответил на вопрос о заработках немного внезапно: «Знаете, я давно уже не слежу за контрактом. «Формула-1» научила не только ценить жизнь, но помогла достаточно зарабатывать. Я обеспеченный парень, но не из тех, кто постоянно пересчитывает свои деньги. Знаю, что на счете есть средства даже для самых непредвиденных обстоятельств. И это меня радует».
Рядом с этой цитатой витают инсайды о подробностях трансфера в «Феррари»: говорят, президент марки в процессе переговоров предложила ему не только неплохую личк, но и целый инвестиционный фонд в размере 250 млн евро – для партнерства и вложений во все инициативы Льюиса. Речь и о благотворительности, и о бизнес-империи, и медианачинаниях – Джон Элканн высказал желание превратиться в полноценного партнера №44 и на трассе, и за ее пределами.
А что это за бизнесы? На чем зарабатывает Хэмилтон вне спорта? И есть ли у него дела, связанные с автоспортом?
Сколько денег у Льюиса Хэмилтона?
Наверное, он недостаточно богатый по меркам главных звезд из некоторых других видов спорта, но все равно очень богатый.
В июне прошлого года издание Business Insider назвало Хэмилтона 17-м в списке самых высокооплачиваемых спортсменов мира и оценило общее состояние в 285 млн долларов. В мае Forbes в подобном же списке расположил его на 21-й строчке и указал предполагаемый доход от выступлений в 2023-м в 65 млн долларов (55 – от выступлений в «Формуле-1», 10 – вне гонок).
«Я не могу участвовать в гонках вечно, – говорит Хэмилтон. – К тому же я не могу думать о них все время, потому что так можно сойти с ума. Хорошо бы иметь другие занятия, на которые можно отвлечься. У меня они есть. Часть – фотосъемки и съемки в рекламных роликах. То есть делаю все для работы с рекламодателями и быстрого заработка. Но есть и другая часть обязанностей – я трачу на нее много сил и ресурсов».
И дел у Льюиса действительно очень много: соглашения с Tommy Hilfiger, Monster Energy, Puma, IWC, Sony, Bose, Bell Helmets, MV Augusta Motorcycles, Petronas, Vodafone и Gran Turismo Sport.
И в каждую сделку Льюис пытается внести что-то личное, новое и уникальное – это его главная мотивация. При этом деньги его не особо волновали: «Я вполне допускаю, что увлекусь какой-нибудь историей, и она закроет мне глаза на финансовую сторону вопроса».
Тото Вольфф по поводу финансов Льюиса всегда придерживался постоянной точки зрения: «Руководители команды с самого начала работы с Льюисом делали все, чтобы он чувствовал себя комфортно. Когда-нибудь Хэмилтон закончит карьеру гонщика – Льюиса ждет множество занятий, доступ к которым он обеспечил собственным старанием и мастерством».
Хэмилтон еще не закончил карьеру, но уже выстроил целый конгломерат.
С 2022-го – совладелец команды НФЛ. А еще пытался купить «Челси» у Абрамовича
«Вообще я редко играю в американский футбол, – говорил Хэмилтон. – Хотя стараюсь не пропускать важные матчи и ключевые события. Совмещать автоспорт и футбол трудно из-за разницы часовых поясов, но иногда я включаю матчи в записи. Меня увлекает этот вид спорта: он жесткий и красивый одновременно».
В 2022 году Льюис стал совладельцем клуба НФЛ «Денвер Бронкос». На тот момент уже давно были известны основные управленцы – консорциум, основанный предпринимателем Роб Уолтон (совладелец торговой компании Walmart), его дочерью Кэрри Пеннер и зятем Грегом Пеннером. Сделка обошлась в 4,65 млрд долларов и стала самой крупной покупкой в истории НФЛ. Перед полноценным поглощением Уолтон обратился к ряду бизнесменов и селебрити, чтобы те вложились в проект и стали совладельцами. На запрос предпринимателя откликнулись, например, председатель совета директоров Starbucks Меллоди Хобсон, бывший госсекретарь США Кондолиза Райс и Хэмилтон. Стороны не комментировали вложения каждого из участников консорциума, но подтвердили общую сумму.
Льюис несколько раз говорил, как счастлив стать частью «Денвера» и пообещал приезжать на игры как можно чаще. Пока получилось несколько раз – в одной «Денвер» проиграл «Лос-Анджелес Чарджерс», а фанаты атаковали засыпали Льюиса извинениями за провал команды. А однажды вышло смешно – когда члены команды Хэмилтона использовали стратегию «Макс Ферстаппен».
Команда НФЛ – не единственный спортивный проект, до которого пытался дотянуться бизнесмен Хэмилтон. В апреле 2022 года он вместе с группой инвесторов участвовал в аукционе по покупке лондонского «Челси». Тогда одну из заявку на приобретение клуба подали бывший президент «Ливерпуля» Мартин Бротон и глава World Athletics Себастьен Коу. Они искали совладельцев и обратились к некоторым медийным персонам. В числе тех, кто откликнулся, были Серена Уильямс и как раз Хэмилтон: они инвестировали в покупку по 10 млн евро. В итоге компания проиграла аукцион – новым владельцем «Челси» стал американский бизнесмен Тодд Боули.
А ведь Хэмилтон с детства болеет совсем за другую лондонскую команду!
«Я с детства играл в футбол, наверное, с четырех лет до 17, выступал за школьную команду, – говорил Льюис. – Мы играли рядом с местом, где я жил, и я очень хотел вписаться в компанию. Все дети болели за разные команды и помню, что я менял предпочтения, когда был маленьким. Однажды я пришел домой, и сестра врезала мне несколько раз в плечо и сказала, что я должен болеть за «Арсенал».
В пять или шесть лет я стал фанатом «Арсенала». Мой дядя – большой поклонник «синих», и мы часто ходили на матчи «Арсенала» и «Челси». В целом я фанат спорта. Футбол – самый значимый вид спорта в мире, а «Челси» – один из самых больших и успешных клубов в мире. Когда я услышал, что есть такой шанс, то подумал: «Вау, просто отличная возможность».
Болельщик «Арсенала» хотел купить «Челси» – это показалось странным даже Максу Фертсаппену: «Попытка стать совладельцем «Челси», при этом являясь болельщиком «Арсенала», кажется мне весьма интересной. То есть я, как болельщик «ПСВ», никогда бы не пытался приобрести акции «Аякса».
Безалкогольная текила
«Я большой фанат текилы, – рассказывал Льюис. – Но мой образ жизни спортсмена не позволяет употреблять алкоголь. Поэтому я нашел выход». Он оказался в создании компании Almave, который Хэмилтон представил в октябре во время Гран-при Мексики – домашнего этапа напитка.
Бренд производит безалкогольный напиток, который напоминает текилу. При этом она пропускает процесс ферментации, что и делает продукт безалкогольным. И для рекламы нового продукта №44 ходил с бутылкой во время Гран-при, пил с журналистами и после тренировки в ванной!
А в Вегасе он даже сам смешивал коктейли в трехэтажном клубе, снятом «Мерседесом» для VIP-гостей – вспомнив опыт бармена из самых первых лет карьеры, когда приходилось подрабатывать для оплаты гонок в молодежных сериях!
Стоит одна инновационная бутылочка 38 евро без учета доставки. Неплохо?
Благотворительность за половину гонорара в «Мерседесе»
Mission44 – еще один проект, основанный Льюисом. Это благотворительная организация, помогающая недопредставленным слоям населения.
Особое внимание в Великобритании Mission44 уделяет афроамериканцам: помогаем с едой, одеждой, образованием и работой. Льюис нашел достаточно инвесторов и спонсоров, в число которых входит британская телекомпания Sky и швейцарский банк UBS, и запланировал расширение по всему миру. Правда, Льюис не занимается прямым управлением фонда, у него есть собственный генеральный директор – Джейсон Артур. Про роль Льюиса он рассказывал:
«Льюис очень помогает нам: приводит на собрания известных людей, договаривается со спонсорами, жертвует силы и финансы. Хэмилтон – главный пилот планеты, у него нет возможности проводить с нами 24 часа в сутки. Но при всей своей загруженности Льюис очень помогает нам – мы ценим его усилия».
В этот фонд Хэмилтон жертвовал половину гонорара в «Мерседесе» (около 25 млн долларов в год), а сама команда тоже его поддержала и запустила параллельную программу по инклюзивности, равенству и разнообразию Accelerate 25 – очень похоже на то, что в итоге предложил Хэмилтону президент «Феррари» (только, наверное, не настолько масштабно).
Льюис даже запускал собственную Комиссию Хэмилтона по изучению недопредставленных групп в британском автоспорте, а для сокращения разрыва между традиционными слоями и прочими организовывал образовательную программу по изучению технических наук. Нанято 150 темнокожих учителей технических специальностей для ведения факультативных занятий среди молодых представителей меньшинств. Шестерым стажерам из соответствующих групп открыли вакансии в структуре самой «Формулы-1». Вся программа профинансирована из одного источника – пожертвования в $1 млн от бывшего босса чемпионата Чейза Кэри (теперь – неисполнительный председатель), но после миллион евро пообещали и от ФИА. Как раз – «молодежь, образование, работа».
Подключился и главный телеканал Великобритании Sky – где на Sky Sports F1 показывают все Гран-при и создают картинку для F1 TV и мирового показа. Вещатели вошли в двухлетнее партнерство с Mission 44 и выделили на ее инициативы $1,3 млн – для работы над вопросом непропорционально высокого уровня исключения чернокожих учеников из школ (в 2,5 раза чаще в сравнении с белыми сверстниками).
«Я не из тех, кто постоянно говорит о наследии, – говорил об этом Хэмилтон.– Но мне часто задают такие вопросы. И хотя гонки были моей жизнью, я не хочу, чтобы меня запомнили только за них.
В ранние годы очень сложно понять, что вообще такое – наследие. Я читал книгу Нельсона Манделы, и вижу, какое наследие оставил он. У меня есть возможности заниматься любимым делом и быть в нем великим. Но я никогда не хотел, чтобы меня воспринимали просто как гонщика. Я использую свою платформу для продвижения идей и для давления на систему. Надеюсь, мне удастся сделать что-то важное и за пределами гонок. Я никогда не думал, что мой голос будут слышать, что потенциально я смогу на что-то влиять.
«Ф-1» дала мне платформу, где я могу послать позитивный месседж, вдохновлять людей и призывать к переменам. В какой-то момент мне придется уйти, но миссия заключается в том, чтобы сделать автоспорт более инклюзивным – она никогда не покинет мой разум, я всегда буду за нее сражаться. Одного или двух лет явно недостаточно. Я хотел бы остаться в истории человеком, который изменил все. Или голосом равноправия. Что-то в таком духе».
Но сам №44 благодаря запуску этих программ попал в топ-5 главных филантропов Великобритании и заслужил-таки рыцарский титул. Можно со спокойной душой переезжать в Италию.
Креатор: с Puma и Tommy Hilfiger придумал собственную линейку одежды
Публично Льюис заявляет, что соглашения с Puma и Tommy Hilfiger для него важны: часто участвует в представлении коллекций и посещает спонсорские мероприятия. Но контракт с TH для него особенный. Вместе с этой компанией он создает собственную линейку одежды – так было с самого начала действия соглашения, то есть с 2018 года. Тогда стороны запартнерились на много лет, и Хэмилтон получает по 5,2 млн долларов в год.
Кстати, с Puma у Хэмилтона тоже есть собственная линейка, но не такая масштабная, как с Tommy Hilfiger. В основном Льюис в ней тренируется и время от времени выпускает свои дизайны.
Личный модный бренд для коллабораций с художниками
У Хэмилтона есть своя компания, которая продает одежду – Plus 44. Идея возникла еще в 2015 году – Льюис подчеркивал скучность конкурентов при рассказе о причине запуска чего-то личного при контрактах с другими производителями. Хэмилтон говорил: «Мы вместе с командой пытаемся сочетать в одежде разные классные цвета и образы. Мы хотим быть дерзкими и современными».
И продукция действительно получается яркой. Но есть проблема для обычных покупателей – цена. Средняя стоимость продукции Plus 44 составляет от 60 долларов, что не очень устраивает фанатов. Льюиса, похоже, это не беспокоит: он говорит, что одежда его компании премиального качества.
А самый яркий пример мир увидел на Гран-при Японии – где Хэмилтон в рамках кампании с Plus44 представил шлем в стиле Daft Punk и соответствующую линейку одежды «Человек против машины».
Это фишка его бренда: капсульная коллекция ограниченного тиража под конкертную гонку с внезапной презентацией и быстрой распродажей под ноль.
И шлем, и мерч рисовал японский художник и дизайнер Хадзимэ Сораяма: Его фирменная фишка – эротические рисунки и скульптуры полуобнаженных женщин-киборгов. Но прежде всего на весь мир Сораяма прославился дизайном собаки-робота AIBO – сейчас первые чертежи его тела выставляются в Музее Современного Искусства в Смитсоновском Институте. Ради таких коллаб, пожалуй, стоило запускать бренд, как думаете?
Собственная марка мотоциклов и часов
С 2016-го Хэмилтон работает с итальянским мотоциклетным брендом MV Augusta. Изначально компания представляла его просто как свое рекламное лицо. Но через пару месяцев после анонса сотрудничества Льюис представил первую совместную модель.
На данный момент он представил четыре модели. Главная – RR LH44, появившаяся в 2019 году. Компания выпустила ограниченную серию в 144 экземпляра, стоимость каждого из них составляла 38 тысяч долларов.
Производитель часов IWC – еще один спонсор Льюиса. И с ним у гонщика давние отношения. В 2024 году их контракту исполняется 11 лет. По нему, Хэмилтон часто появляется в готовых моделях от IWC во время перед и после Гран-при и на практиках. Плюс в 2020 году он задумался об изготовлении собственной модели часов. На данный момент он уже представил несколько своих часов, плюс регулярно рекламирует продукцию IWC:
А вот совместная работа с IWC:
Бывают и курьезы – например, с 2017-го по 2020-й Хэмилтон судился с производителем часов Hamilton International. Компания использовала это имя в Европе с 2014-го, подконтрольная Льюису организация 44IP просила суд запретить использовать его. 44IP проиграла суд, не добилась ничего благодаря поданной апелляции и выплатила 1200 долларов в качестве издержек – ведь вообще-то в США эта марка запустилась еще с 1892-го, то есть задолго до рождения Льюиса Хэмилтона. В первой половине XX века она снабжала американскую военную почту и до сих пор остается официальным хрономентражистом чемпионата мира по «воздушным гонкам» на самолетах. Более того, ее продукцию носили во многих голливудских фильмах (к примеру, Элвис Пресли в «Голубых Гавайях»).
Энергетик с собственным вкусом. Угадаете, с каким?
С Monster Energy у Льюиса тоже рекламный контракт, и он регулярно участвует в различных промо-акциях компании. Пикантности ситуации добавляет, что Monster ушел от «Мерседеса» к «Макларену». Партнерство с Хэмилтоном даже смущало Зака Брауна. Но Льюис сказал, что верен контракту с производителем энергетического напитка: на это не повлияет даже смена команды.
У Льюиса есть собственный вкус в Monster Energy – нежный персико-нектариновый напиток без сахара.
Кино и сотрудничство с Apple
В 2022-м Льюис основал продюсерскую компанию Dawn Apollo Films – объединился со студией Cooper. Одна из его первых работ (и главная) – фильм о «Формуле-1» с Брэдом Питтом в главной роли. Британские медиа писали, что Льюис лично вложился в этот проект как создатель – изучает сценарий прямо в самолете и помогает с реализмом.
Планы у Хэмилтона огромные: «Я уважаю бренд Apple, он дает мне уверенность, что кинематограф развивается и еще достигнет невероятных высот. А мы будем рядом с ними
Что касается меня, то я должен убедиться, что все будет реалистично и что все вы – и фанаты гонок – увидите эту реалистичность и скажете, что это правдоподобно. Мы также хотим посмотреть на гонки по-другому, не так, как вы можете их увидеть по ТВ. Я уже видел часть отснятых сцен с Питтом, для которых нужно мое видение. И я теперь еще больше воодушевлен потенциальным результатом».
А еще в марте 2022 года стало известно, что Apple выпустит документальный фильм о Льюисе, его карьере, сезоне и пути. А еще раньше Хэмилтон выступил сопродюссером фильма The Game Changer о спортсменах-веганах для Netflix.
Веган-ресторатор!
Льюис – один из основателей и инвесторов сети ресторанов Neat Burger. Изначально несколько точек были только в Лондоне, потом он открыл еще в других крупных английских городах. А чуть позже основал филиалы в США – благодаря партнеру Леонардо Ди Каприо.
Neat Burger специализируется на приготовлении еды с искусственным мясом. Хэмилтон, часто выступавший в защиту окружающей среды и животных, говорил, что основание сети – одно из важнейших решений в его жизни. Neat Burger был основан в 2019-м, в 2022-м он понес убытки в 38 млн фунтов. А уже в 2023-м компания оценивалась в 100 млн долларов.
Инвестор в доставку еды
В 2022 году в Великобритании запустился сервис доставки еды ZAPP – привозит заказы и предметы первой помощи за короткое время (до 10 минут) и каждый раз оправдывает это определение. Поэтому инвесторы высоко котировали ZAPP на рынке. Это позволило компании собрать в 2022 году 200 млн фунтов в качестве дополнительных инвестиций. В числе инвесторов были Lightspeed, 468 Capital, BroadLight Capital и Льюис Хэмилтон. Компания не назвала размер вложенной Хэмилтоном суммы, и чемпион тоже не рассказывает секреты о сотрудничестве ZAPP. Зато его пес Роско участвовала в рекламной компании на пару с самим чемпионом:
Глобальный посол
Есть спонсоры, с которыми Льюис заключил контракты из-за их сотрудничества с «Мерседесом»: Petronas, изготовитель солнцезащитных очков Police, компания-производитель аудиотехники Bose. Есть бренды, с которыми он связан только участиями в рекламных акциях и поддержкой в соцсетях: Vodafone, Bell Helmets (но компания еще производит для него шлемы) и Gran Turismo (здесь Льюис играет еще роль глобального посла).
В Gran Turismo регулярно играет и брат Льюиса – Николас. Он родился с церебральным параличом, но все равно пробился в автоспорт – как раз через симрейсинг и регулярные гонки в онлайн-режиме.
Но гонки все равно не отпускают Льюиса
X44 – история, в которую, вероятно, Хэмилтон вкладывает больше всего сил и нервов. Об этом он рассказывал сам: «Я основал команду, чтобы реализовать свои амбиции управленца. Пока она не отнимает у меня много времени, а большую часть работы выполняют мои помощники. Но я слежу за каждым аспектом, контролирую все операции».
X44 участвует в серии гонок по бездорожью Extreme E – на экстремальных электровнедорожниках Odyssey 21 мощностью 561 л.с. Одним из основателем которых стал Алехандро Агаг, который помогал запускать «Формулу Е». Руководители Extreme E через автоспорт хотят подчеркнуть проблемы экологии. Поэтому серия, проводя Гран-при в различных местах, подчеркивает какие-то природные аномалии на этих территориях. Например, в Саудовской Аравии руководство серии публично высказывалось о нехватке воды и нерациональном использовании полезных эскопаемых.
Extreme E обеспечила каждую трассу специальными зарядками, а для создания авто производители используют меньше материалов. Это снова экологически хорошее решение, но иногда оно идет не в пользу для самих внедорожников – все пилоты, участвовавшие в проекте, говорили, что автомобили очень хрупкие. А с 2025-го серия переходит на водород и назовется Extreme H!
Льюис в восторге от этой гоночной истории и говорит, что с удовольствием спонсирует X44. Даже красил машину в цвет своего шлема!
В 2022-м команда Хэмилтона с девятикратным чемпионом мира по ралли Себастьеном Лебом и новоявленной победительницей «Дакара» Кристиной Гутьеррес выиграла титул. В 2023-м команда сменила стратегию на сотрудничество со специалистами разных рас – это касается и мужчин, и женщин, уступила чемпионство и пока снялась с чемпионата. Точную причину не объявляли, но команду обслуживала легендарная британская «Карлин» (она же готовила и болиды команды Брэда Питта для голливудского фильма Хэмилтона), которая как раз пережила масштабную реструктуризацию из-за корпоративного конфликта.
***
«Я бы не хотел крутиться только в мире автоспорта, – говорит Льюис. – Это очень скучно и напряженно. Если у тебя есть деньги и смекалка, то, по мне, нужно работать в разных областях. Меня заботит экологические проблемы нашей планеты. Мне нравится индустрия моды. В последнее время развиваются какие-то другие сферы. Думаю, у меня появится много времени для развития после завершения карьеры!»
Переход Хэмилтона в «Феррари» доказывает: в «Ф-1» еще остались эмоции. Не все решают деньги
Фото: instagram.com/lewishamilton; East News/JAVIER GARCIA / BACKPAGE IMAGES Ltd / DPPI via AFP
Я бы сказал, что его описание, оно настолько типичное и скучное, что даже комментировать особо нечего
"Особое внимание в Великобритании Mission44 уделяет афроамериканцам" - вот что это такое?