11 мин.

Генерал бизнеса Ферстаппенов: водил Макса в школу, теперь чемпион «Ф-1 спонсирует его сына

Второй титул «Формулы-1» Макс Ферстаппен комментировал философски: «Нельзя выиграть два чемпионства подряд, если у тебя нет таланта и сильной машины. Но гораздо важнее – чтобы рядом были нужные люди».

Кого Макс имел в виду? Точно – отца Йоса, советника «Ред Булл» и «второго отца» Гельмута Марко, девушку и мать будущего ребенка Келли Пике. И, видимо, своего менеджера Раймонда Вермюлена.

Вермюлен – важный человек в жизни и карьере Макса. Защита во всех скандалах, помощь зарабатывать за пределами трассы. Но самое главное – он берет на себя всю внетрековую активность, которую так не любит сам Ферстаппен.

Вермюлен вел дела еще Йоса Ферстаппена. Позже водил Макса в школу

«Раймонд [Вермюлен] – не просто сотрудник команды Макса, – как-то рассказывал Йос. – Это надежнейший человек, который помогал и сыну, и нам всем [в семье] в самые сложные моменты. Я бы хотел сказать, что мой совет – важнейший для Макса, но вряд ли это будет честно по отношению к Раймонду. Этот человек помогает принимать нам решения абсолютно во всех сферах жизни: от гонок до бытовых историй и бизнеса».

Вермюлен стал хорошим другом семьи еще задолго до первой сделки с чемпионом. До четырехкратного чемпиона работал с Йосом, когда тот сам выступал и вошел в историю как первый нидерландский пилот, забравшийся на подиум «Ф-1». Менеджер вел переговоры с потенциальными спонсорами – искал партнеров не только в Нидерландах, но и в Германии, Бельгии и даже Англии.

Знакомство сторон вышло довольно случайным. В середине девяностых Вермюлен работал страховым агентом и в свободное время увлекался картингом. Однажды он пришел на обед в кафе Йоса в Лимбурге и заговорил с официантом о двигателе своего карта, который никак не мог наладить. Сотрудник кафе посоветовал обратиться к Йосу. Со временем они подружились, а чуть позже начали сотрудничать. Но Вермюлен не был полноценным менеджером, потому что входил в команду главного представителя Ферстаппена Хууба Ротенгаттера. В ней он отвечал за маркетинг и общение с клиентами. Когда Йос закончил карьеру в 2003 году, они остались хорошими друзьями и пересекались уже в неформальной обстановке: например, ездили на отдых вместе с семьями.

Раймонд застал и детство Макса – даже водил его в школу, когда не успевал Йос. Через несколько лет Ферстаппен-младший начал полноценную гоночную карьеру, и Вермюлен занялся его делами. Первый контракт Макс и Раймонд подписали в 2012 году. Когда Ферстаппен попал в «Формулу-1», Йос не стал менять формат сотрудничества и почти полностью делегировал дела Макса Раймонду. Сначала менеджер отвечал за спонсорские предложения, но потом переключился на полноценную помощь Максу.

Подход: крепкие и долгосрочные сделки

«Я не могу назвать Макса клиентом или брендом, – говорит Вермюлен. – Для меня он – часть семьи. Макс – искренний и честный человек. Я продвигаю его и защищаю его интересы так же, как защищал бы честь своего сына».

И защита бренда действительно стала важной частью сотрудничества.

Менеджер следит, чтобы имя Макса не использовалось без согласия. Например, пару лет назад группа из Мерссена записала песню о Максе Ферстаппене – Вермюлен сразу же прислал музыкантам претензию из-за незаконного использования образа гонщика с целью обогащения. Или другой пример: сеть нидерландских супермаркетов Picnic в своей рекламе использовала человека, очень похожего на Макса, – Вермюлен довел эту разборку до Верховного суда. Ситуацию обострял факт сильной конкуренции на нидерландском рынке с бывшим спонсором Макса – Jumbo (который свернул все свои контракты со спортом в 2023 году), ролик пародировал рекламу Jumbo, и сторона Ферстаппенов не могла не помочь одному из самых старых своих спонсоров.. Но в итоге в октябре появилась новость, что Picnic обошел Jumbo в рейтинге крупнейших интернет-магазинов Нидерландов.

Судебные разбирательства – не главная обязанность Вермюлена. Обычно он занимается бизнесом и контрактами Макса. И в делах помогает команда из 20 человек: часть отвечает за спонсорские соглашения, другая – за бюрократию, третья – за мерч. Вермюлен находится над сотрудниками и контролирует все ветки. И подтверждает, что так дела вести проще, чем при участии семьи:

«Йос всегда эмоционален, это затрудняет принятие деловых решений. Он всегда хотел для Макса только одного: самую быструю машину и лучшую команду. Деловая задача в их общей истории никогда не была движущей силой. Поэтому я всегда создавал хороший коммерческий фон для карьеры Макса. В этом плане наш тандем с Йосом практически идеален: мы прекрасно понимаем и дополняем друг друга». 

Офис Раймонда расположен в Люксембурге, и дважды в год Макс с отцом приезжают туда. Вермюлен представляет им полученные предложения, поддерживает некоторые и отказывается от других, выслушивает пожелания: с кем семье хочется работать, сколько времени нужно тратить на рекламные соглашения и когда лучше участвовать в подобных акциях. После этого Макс отправляется домой в Монако, а Вермюлен остается на тусовку с Йосом. И тогда они обсуждают уже совместные бизнес-проекты, большая часть которых расположена в родной провинции Лимбург.

Вермюлен занимается только делами Макса, хотя у него были предложения от пилотов из других серий – такая принципиальность возникла из-за теплых взаимоотношений между семьями (хотя и не мешает продавать мерч других гонщиков из числа товарищей Макса в его официальном магазине и на официальном сайте). Но Раймонд утверждает: «Когда Макс завершит карьеру, я тоже уйду из «Формулы-1». Но менеджер умеет абстрагироваться от сентиментов и сосредоточиться на бизнесе клиента:

• Общее состояние Макса Ферстаппена, накопленное за время выступления в «Формуле-1» и благодаря проектам вне гонок, оценивается в 210 млн долларов. В этом есть большая заслуга Раймонда. 

• Вермюлен рассказывал, что иногда на переговорах он появляется вместе с Йосом, хотя довольно часто семья позволяет вести переговоры от ее имени. Так Вермюлен когда-то заключил многолетние соглашения с Viaplay, G-Star, EA и Jumbo. Но ни одна сделка не завершается без встречи Макса с потенциальными спонсорами. Вермюлен говорит, что это принцип нидерландца: он хочет пообщаться перед подписью, даже если диалог продлится всего пять минут. 

• Когда Макс дебютировал в «Формуле-1» в 2015 году, менеджер разобрал все предложения для гонщика и выбрал самые выгодные. Главное условие – сделки должны быть длительными или хотя бы ориентированы на средний срок (только не на короткий). В сентябре 2021-го перед гонкой в Зандворте Вермюлен говорил:

«На прошлой неделе я внезапно получил запрос на небольшую сделку. Мы очень подозрительно относимся к таким сотрудничествам, потому что довольны партнерами, которые у нас есть. Мы с Максом предлагаем им определенную эксклюзивность».

• Партнеры должны быть максимально лояльны действиям и словам Макса. «Я могу выделить компанию CarNext, мы довольно быстро договорились с ней, – вспоминает менеджер. – Мне понравилось, как ее представители описывали видение сотрудничества. Они хотели идентифицировать себя с Максом. Многим не нравятся некоторые действия и слова Ферстаппена, но партнеры ясно дали понять: Макс меняет правила игры, они по-хорошему поражены таким стилем».

• Текущий контракт Макса Ферстаппена с «Ред Булл» действует до 2028 года. Огромную роль в переговорах сыграл Йос. Но в заключении сделки здорово помогал Вермюлен, который пару раз лично встречался с Кристианом Хорнером.

• «Йос – стихия, он часто обсуждает что-то на эмоциях, – говорил Раймонд. – Макс всегда спокоен и уравновешен. Мне нужно уравновешивать их и принимать решения, сохраняя холодную голову». 

• В 2023 году нидерландская газета De Volkskrant опубликовала предположение, что Макс уклоняется от уплаты налогов на родине: пилот якобы оптимизировал налогов до 200 млн евро. На защиту, конечно же, встал Вермюлен. Он заявил, что Ферстаппен не может платить деньги властям Нидерландов, потому что все его проекты – иностранные активы:

«Данная статья – ложь. Мы платим налоги от доходов за Гран-при Нидерландов. Когда мы получаем деньги за гонки в других странах, то и там платим налоги. Но у нас нет никакой деятельности в Нидерландах, поэтому мы не обязаны выплачивать налоги этой стране. Согласитесь: было бы странно платить за доходы от своего иностранного бизнеса дважды». 

• Ферстаппен обожает симрейсинг и даже содержит собственную команду. Вермюлен видит в этом большую имиджевую отдачу и хвалит клиента за покорение смежной области. Но против проекта выступает Йос, и, по данным английских и нидерландских медиа, это даже привело к небольшому конфликту между менеджером и отцом пилота. Пока никто размолвку не подтвердил.

• Сам Вермюлен неплохо зарабатывает на сотрудничестве с Ферстаппеном. Фотограф из паддока «Ф-1» Ким Иллман утверждает, что его заработок составляет от 8,5 до 11,7 млн долларов в год – больше, чем у некоторых пилотов «Формулы-1». Вермюлен в свободное от работы время живет в Монако, где помог устроиться и самому Максу.

У Вермюлена есть сын – под опекой и спонсорством Макса

Раймонд как-то откровенничал: всегда мечтал, чтобы его сын стал гонщиком. И его желание фактически сбылось. 22-летний Тьерри Вермюлен прямо сейчас – пилот Verstappen.COM Racing: команд Ферстаппенов и Раймонда. И Макс играет очень важную роль в ее жизни.

Собственная гоночная команда – детская мечта Ферстаппена, поэтому он не жалел на нее денег. В 2023 году проскакивали данные, что только для участия в 24-часовой гонке на выносливость от Макса потребуются вложения в размере 1,4 млн долларов: 550 тысяч – на покупку болидов, остальные деньги – на покупку запасных деталей и организационные траты. Кроме того, Ферстаппен выделял деньги на оборудование, был на постоянном контакте с руководством «Ред Булл» и спрашивал советов по формированию рабочей атмосфере внутри своего коллектива. А затем привлек бренд и к поддержке своей гоночной инициативы – «Ред Булл» спонсирует и команду Макса, и его виртуальную Team Redline, и тесты-кроссоверы юных пилотов на разной технике. В будущем академия «быков» даже обязывалась рассматривать воспитанников программы Макса как кандидатов для своих структур.

Да, Ферстаппен-младший – формальный наставник пилотов, ведь его мечта – создание полноценной собственной схемы скаутинга и доводки юных талантов из симрейсинга в гонки. Тьерри – его первый полноценный протеже, и чемпион уделяет процессу наставничества максимум внимания. Перед гонками они часто обсуждают стратегию, после – итоговый результат и ключевые события.

Тьерри рассказывал: «У нас были тесты в Муджелло. И там мы работали не только над пилотажем. Макс помогал развивать мою уверенность в себе и следил, чтобы команда двигалась в правильном направлении. Он помогает мне адаптироваться к не самому удобному автомобилю. У нас был плохой баланс: Макс показал, как нужно справляться с этим».

Макс высоко оценивает перспективы протеже и уже говорит, что тот очень быстрый. Тесты в апреле этого года показали, что Тьерри, начавший профессиональную карьеру в 2020 году, лишь на пару десятых медленнее Макса – на тех же тестах Ферстаппен сам сел за руль «Феррари» 296 GT3. Глава команды Лоренц Фрей-Хилти говорит, что время и условия тестов были засекречены, но Макс следовал четкому плану и дал много советов Тьерри после заездов. При этом изначально Ферстаппен не был в расписании команды, но настоял на участии. Итог работы за год – первый подиум в ДТМ.

Дружба с Тьерри не мешает Ферстаппену довольно жестко критиковать его  в личных разговорах – нидерландские медиа даже пишут, что Макс иногда кричит на Тьерри. О тандеме уже высказывался Вермюлен-старший: «Это очень здорово, что мой сын работает с Максом. Такая классная школа жизни: он впитывает по-настоящему чемпионские амбиции, какие-то навыки и все время думает об одном: как хотя бы немного походить на Макса. Но Ферстаппен довольно жесткий в плане критики. Тьерри не всегда правильно воспринимает его замечания и обижается. Хотя я очень прошу его это не делать».

Но, кажется, обиды быстро забываются, потому что Тьерри и Макс знакомы с детства. Вермюлен-младший рассказывал показательную историю: «Мое первое воспоминание о Максе было в шесть лет. Тогда мне подарили машинку «Формулы-1» на пульте управления. Ферстаппен такой: «О, а можно я поиграю?» И через пять секунд машина оказалась в воде. Это был мой подарок на день рождения».

***

Ферстаппен ценит и любит своего главного помощника в мире бизнеса: «Раймонд великолепен. Я знаю, что могу обсудить с ним любой вопрос и любое предложение, и он обязательно даст какой-то дельный совет». Хорошо, когда в отношении с менеджером царят гармония и уважение. Максу повезло больше: он отдал важнейший аспект повсежневности и будущего члену семьи.

Телеграм-канал автора про «Формулу-1»

Фото: Gettyimages/Mark Thompson; IMAGO/Eibner-Pressefoto/Juergen, IMAGO/Thomas Pakusch/Global Look Press