20 мин.

От босса «Феррари» требуют восьмой титул для Хэмилтона. И как справляется этот добряк?

Работа в «Феррари» – одна из самых напряженных в «Формуле-1».

Здесь давит все: страстные тифози, исторические достижения, длительная серия без трофеев. В последний раз «Феррари» выигрывала чемпионат мира в зачете пилотов в 2007 году, а командный титул – в 2008-м.

Фредерик Вассер начал работу в Маранелло два года назад. Он вернул «Феррари» в борьбу за высшие позиции (хотя до сих пор не привез в Италию самые важные трофеи), но в 2025-м его ждет самый сложный вызов: совместить Шарля Леклера и Льюиса Хэмилтона, подготовить победную машину и сделать команду лидером пелотона в год смены технического регламента (2026-й).

Как он справляется с напряжением? Как вообще работает в «Феррари»? И чего реально добился за два года?

Чем запомнились два сезона «Феррари» под руководством Вассера

Лучшие годы «Феррари» – середина нулевых, когда алыми машинами управляли Михаэль Шумахер, Рубенс Баррикелло, Фелипе Масса и Кими Райкконен. С тех пор ни одному звездному гонщику не удалось помочь Скудерии вернуться на вершину: ни Фернандо Алонсо, ни Себастьяну Феттелю.

Регулярно менялись и руководители: с ухода француза Жана Тодта и до появления его соотечественника Вассера легендарной командой рулили итальянцы Стефано Доменикали, Марко Маттиаччи, Маурицио Арривабене и Маттиа Бинотто. Но никому из них не удалось в полной мере преодолеть кризис: при Доменикали Скудерия провалила переход на новый моторный регламент, Маттиаччи упустил Алонсо, при Арривабене команда ненадолго вернулась в лидеры «Ф-1», но скоро влипла в моторный скандал – распутывать пришлось (как раз бывшему главе мотористов) Бинотто.

Последний при вступлении на должность шефа утверждал, что четко понимает поставленную задачу, а в голове уже составил примерный план восстановления величия.

Но в реальности «Феррари» перестала поставлять инновации в гонки, технический штаб консервативно и медленно работал над развитием техники, действия капитанского мостика на трассах стали предметом насмешек, а попытка Маттии построить коллектив с культурой всеобщего роста и совместного исправления ошибок привела к развалу внутренней структуры. В итоге аждый специалист пытался спихнуть с себя любые трудности на кого-либо другого.

Одно из главных разочарований – регресс Себастьяна Феттеля. Немец приходил в «Феррари» в статусе четырехкратного чемпиона «Формулы-1», но быстро погряз в микроменеджменте (вряд ли Себ предполагал, что ему лично придется обучать механиков и стратегов азам работы в команде «Ф-1»), распылял силы на ненужные задачи, а когда оказался в сложной ситуации – не получил реальной помощи (кроме бесполезных слов Бинотто о всеобъемлющей поддержке).

Оставшись наедине с собственными проблемами в обновленной команде, Себ очень быстро выгорел – после чего был безжалостно заменен.

Впрочем, его босс продержался в «Феррари» ненамного дольше. По ходу важнейшего 2022 года (сезона, когда радикально обновилась вся «Ф-1») Бинотто не смог поддержать темп развития «Ред Булл», не уделил должного внимания подготовке к следующему году и, по сути, превратил претендента на победу в чемпионате мира в стагнирующий коллектив.

Нетерпеливый Джон Элканн ожидаемо выкинул Маттию из «Формулы-1».
 
Вассер приходил, возможно, не на руины, но в сильно ослабевшую структуру. И на фоне всех проблем – внутренняя перестройка, постоянное давление и внимание, переписывание проблемной стратегии – кажется, справился не так уж плохо.

● 2023-й «Феррари» закончила на третьей строчке Кубка конструкторов. 2024-й – на второй. Прогресс по очкам – с 406 до 652 (при условии самого длинного календаря в истории).

Хотя послевыборное обещание так и не реализовано: на первой пресс-конференции в статусе большого босса «Феррари» Вассер сказал, что команда должна бороться за чемпионство. Доминирование «Ред Булл» в 2023-м не смял никто, в 2024-м на место «быков» пришел «Макларен», а не итальянцы, хотя в последних гонках 2024-го Скудерия навязала конкуренцию лидерам.

● Вассер не избежал серьезных технических проблем – самые яркие произошли в начале первого сезона «Феррари». Тогда менеджер даже отказывался от своих слов о чемпионстве.

● В 2023-м Шарль Леклер стал 5-м, но год спустя поднялся на две строчки. Карлос Сайнс при Вассере поднялся с 7-го на 5-е место – на этом его путь в «Феррари» завершился.

● Во время первой пресс-конференции Вассер объявил, что в «Феррари» не будет первого и второго пилотов, но за два года сломал эту концепцию: акцент на Леклере был ощутимее. Теперь, видимо, с приходом Льюиса Хэмилтона придется сдерживать обещание. По-другому внутренних недопониманий избежать нельзя.

● Главное изменение после ухода Бинотто – упорядочивание внутренних процессов и избавление от хаоса. Во многом это касается технического развития болидов. Вассер говорил, как важна концепция постепенного прогресса: он не ждет, что первый же удачный вариант болидов стрельнет и будет использоваться длительный срок. Наоборот: теперь команда постоянно ищет, как исправить и улучшить технику. 

● Конкретика от главного гоночного инженера «Феррари» Джо Клиа: «Его подход помогает с легкостью относиться к риску, это его преимущество. Он призывает нас постоянно пробовать что-то другое. И если что-то пойдет не так, Фредерик готов сказать: «Мы все равно извлекли для себя какой-то вывод». Что сказать об атмосфере в команде? Сотрудники полны энтузиазма, они не боятся быть обвиненными в чем-то в случае неудачи. Теперь у них другой взгляд на вещи: они знают, что мы можем учиться гораздо быстрее, если рискуем».

При этом за прошедший год мнение о болиде «Феррари» сильно поменялось: от выпадения из оптимального окна рабочих настроек до «стал быстрее в любых условиях».

● Безусловно, один из важнейших итогов работы Вассера за два года в «Феррари» – подписание Хэмилтона. Теперь в команде два пилота, готовых бороться за титул. Шарль – как все еще прогрессирующий. Льюис – как тот, кто очень хочет обойти Михаэля Шумахера. 

С приходом Хэмилтона Вассер выводит «Феррари» (и себя) на пиковую загрузку

Карта Хэмилтона, разыгранная боссом «Феррари» Джоном Элканном, удивила всех.

Слухи о возможной заинтересованности Скудерии в англичанине ходили и раньше, но в начале 2024-го итальянцы сделали все конкретно и подписали семикратного чемпиона. Элканн говорил об историческом желании «Феррари» заполучить великого спортсмена. Хэмилтон – о новом вызове, образе Шумахера и статусе новой команды. Вассер – о цели. 

Француз приложил достаточно усилий, чтобы переманить звездного пилота в «Феррари». Первоначальный контакт, по словам журналистов La Gazzetta dello Sport, организовал именно Элканн. Дальше действовал Вассер. В начале 2023-го менеджмент Скудерии прощупывал возможность подписания Льюиса. Под конец сезона, когда преимущество «Феррари» над «Мерседесом» в техническом плане стало очевидным, француз практически без труда завершил сделку:

«Я просто сказал Льюису: «Послушай, мы быстрее вас». Потом был другой аргумент: что стать нашим пилотом в 2025-м будет более выигрышным решением. А дальше я просто напомнил ему, что он около 20 лет мечтал оказаться в «Феррари». Хэмилтон сделал выбор. К счастью, в нашу пользу».

Вассер стал идеальным представителем «Феррари» в этой сделке, потому что уже работал с Льюисом в рамках «Формулы-3» и GP2. Хэмилтон это частично подтвердил, когда сказал, что ему приятно вновь работать с Фредериком и что ему нравится его подход.

Но что дает «Феррари» это подписание?

Во-первых, безусловно, новое спонсорское внимание и имидж. «Феррари» обставила одного из главных конкурентов, забрав пилота-лидера. Для Вассера-управленца это тоже сильный кейс.

Во-вторых, вероятные успехи на треке. Фред уже рассказывал, что с помощью Льюиса надеется улучшить результаты «Феррари» в квалификациях и гонках. Хотя после всех субботних проблем британца в прошлом году эти планы выглядят как минимум спорными.

В-третьих, прилетит дополнительная эмоциональная нагрузка как на команду, так и на Вассера лично. Но француз к этому готов.

2025-й – последний сезон перед введением нового технического регламента. И Вассер не сомневается, что за год ему удастся адаптировать Льюиса к технике «Феррари». Более того, руководитель уверен: британец привыкнет к требованиям болида уже на симуляторе и будет смотреться относительно хорошо в новой машине на предсезонных тестах.

Другая сторона – соперничество с Шарлем Леклером, который долгое время был кандидатом от «Феррари» для борьбы за чемпионство. Но Вассер и тут спокоен: «Льюис и Шарль знакомы, они очень уважают друг друга. Соперничество? Оно будет, но в разумных пределах и с уважением. Я уверяю: между нашими пилотами никогда не было конфликтов и не будет».

Верите, что два амбициозных гонщика легко поладят? В прошлом году Фред с трудом сдерживал вражду даже между Сайнсом и Леклером, которые под конец сезона-2024 намекали на разногласия друг с другом, – чего же можно ожидать от еще более нацеленных на лидерство личностей?

О противостоянии интересов говорят и авторитетные представители «Формулы-1». Ральф Шумахер утверждает: Льюису будет трудно принять факт, что новая команда не будет полностью жить по его стандартам и требованиям.

Бывший президент «Феррари» Лука ди Монтедземоло говорил: «Выбор Льюиса – это риск, в «Феррари» приходит человек, который уже выигрывал трофеи и который хочет выиграть еще. С другой стороны, есть Шарль, который хорошо выступает, но еще ничего не выиграл. Это может вызвать дисбаланс».

Итальянские журналисты называют еще одну причину для нервов – высокие ожидания. От Льюиса ждут побед. От «Феррари» – тоже. Если британец провалится в новой команде, то возникнет много вопросов. Особенно – по части зарплаты. По некоторым данным, оклад Льюиса в «Феррари» станет одним из самых больших в истории гонок.

Вассер уверяет, что появление Льюиса – это все же преимущество, а не риск:

«Что касается Льюиса, то его переход не только улучшит нашу скорость, но и существенно сыграет на производительности. Он даст нам опыт семикратного чемпиона, который работал в лучших командах. Для «Феррари» это очень позитивный сигнал: мы должны правильно отнестись к Хэмилтону, чтобы полностью использовать его опыт. Всегда важно учиться у посторонних людей: будь это Хэмилтон или кто-то другой. Я не хочу проводить сравнения с другими пилотами, поэтому скажу: Льюис идеально впишется в нашу систему».

Пока что негативные мнения о плохом влиянии Хэмилтона на «Феррари» не выбиваются из коробки с теориями. Сам Вассер идеально подготовился к его приходу и подчистил команду изнутри.

Инсайды о работе Вассера в «Феррари»: ничто не стерло улыбку с его лица

Никто не ожидал, что в 2023-м Вассер моментально вылепит из «Феррари» безоговорочного лидера индустрии. Автомобиль, с которым Скудерия вошла в тот год, был сырым, от него веяло аурой Бинотто. И хоть Фредерик сразу заговорил о чемпионстве, он прекрасно понимал, что за короткое время команда вряд ли приблизится к идеалу.

SF-23 в начале 2023-го был ужасным, но буквально за полгода трансформировался в достаточно крепкий и конкурентоспособный болид. Механики «Феррари» потратили на него много сил и нервов, но здесь стоит вспомнить слова Клиа: Вассер не давил и оставлял возможность ошибиться. Это своеобразный подход, который француз притащил из «Альфа Ромео».

Только в Италии терпения и уступок должно быть больше – все из-за статуса команды. Иначе система «Феррари» при особом давлении может посыпаться с эффектом домино.

Пока что французу удается быть силой, сглаживающей углы. Для многих в «Феррари» Вассер – не только именитый коллега, но и приятель, друг. Он часто улыбается, говорит спокойным голосом в сложные моменты и очень редко срывается на крик. У менеджера отличные отношения с Леклером и такие же прекрасные контакты с Хэмилтоном.

Бинотто был довольно жестким и прямым человеком. Автор итальянского Eurosport Давиде Бигиани писал, что в «Феррари» Вассер в том числе и благодаря характеру, который сильно отличается от модели поведения итальянского предшественника, должен повысить общую планку.

Спустя год ситуация кардинально не поменялась.

«Феррари» не была главным кандидатом на победу в Кубке конструкторов, а Шарль – главным соперником Макса Ферстаппена за чемпионство. Но Вассер излучал позитив: «Я очень горжусь работой, проделанной в этом сезоне: мы использовали все, что возможно, и достойно завершили год. Но нам нужно вкладывать в два раза больше усилий, чтобы в 2025-м быть быстрее, надежнее и совершеннее. Я считаю, что мы на правильном пути. Команда мотивирована, я и коллеги уже начали подготовку к новому сезону».

В инфополе он действительно обдает всех приятными эмоциями: мило общается с журналистами, шутит, улыбается, постоянно говорит с надеждой. И такая реакция на сложности – не медийная калька, а натуральная модель поведения, которая прошла с французом сквозь годы. За время работы в «Формуле-1» достаточно источников говорили о приятном коннекте с Вассером.

После переезда в Маранелло инсайды не поменялись: 

1. Маттиа Бинотто – достаточно культурный человек, с которым приятно поговорить о деле. Но медиа отмечали после нескольких стартовых интервью Вассера на посту руководителя «Феррари», что ко многим проблемам француз относится еще проще предшественника. Даже комментируя стартовые неудачи «Феррари» в 2023 году, Фредерик шутил и улыбался. «Словно он хотел преуменьшить проблемы, показать, что в «Феррари» не хотят смотреть на них», – писали журналисты Corriere dello Sport в мае того года.

Спокойствие босса отмечал и Шарль Леклер: «В чем Фред чрезвычайно хорош – так это в умении в любой ситуации сделать шаг назад и взглянуть на общую картину. Ведь это очень непросто, поскольку это спорт, нас всех сильно волнует то, что мы делаем, то что мы хотим делать, на нас сильно влияет то, когда дела идут хорошо или плохо».

2. Умберто Запеллони из Il Giornale писал: «Самое интересное, что за 5 месяцев работы в «Феррари» ничто не стерло улыбку с лица Вассера. Он такой со всеми: с журналистами, коллегами, особенно – с сотрудниками своей команды. Он вдохновляет «Феррари» на рост».

3. Девиз Вассера – всегда работать над изменениями: «Вы не должны чувствовать себя в зоне комфорта, иначе это ложное ощущение отправит вас в конец таблицы». Вассер меняет все: и машины, и команду. Например, он придерживается мнения, что каждый год коллектив должен обновляться примерно на 5-6% – кто-то уходит из индустрии, кто-то ищет место потеплее, кто-то теряет мотивацию и нуждается в замене. Но Вассер всегда найдет, кем заменить ушедших.

4. La Gazzetta dello Sport, комментируя работу Вассера над SF-23, писала, что тот никогда не дистанцировался от проблем с болидом, как не дистанцируется вообще ни от какой проблемы.

5. Еще в ноябре 2023 года Вассер пообещал, что технический штаб «Феррари» будет обновляться. Так и происходило. Одно из последних больших изменений – приглашение Лоика Серры на должность технического директора по шасси. Энрико Гуальтьери параллельно стал техническим директором по силовым установкам.

Рядом были слухи, что Фредерик Вассер хотел укомплектовать все штабы команды сильнейшими специалистами в «Формуле-1». В частности, по данным Corriere dello Sport, Вассер лично делал предложение гоночному инженеру Ферстаппена Джанпьеро Ламбьязе, чтобы тот работал в новой команде с Льюисом. Ламбьязе отказался.

6. Еще инсайд от Gazzetta: изменения, совершенные Вассером, полностью поддержаны Джоном Элканном. Управленцу не хватало дерзкого взгляда на работоспособность «Феррари», на варианты с перезапуском целой системы.

Когда Вассер пришел к нему с предложениями и догадками, как можно заменить уходящие звенья и к чему это приведет, Элканн одобрил все ходы. Так постов лишились бывший главный стратег Инаки Руэда, ответственный за аэродинамику болидов Дэвид Санчес, спортивный директор Лоран Мекис и другие ключевые фигуры.

7. Источники внутри команды также отмечают два очень важных качества Вассера. Первое – дипломатичность, которая позволила ему быть на хорошем контакте как с Шарлем, так и с Сайнсом. Второе – умение мыслить на долгий срок и ясно доносить мысли до других.

Переход Льюиса в «Феррари» был чертовски сложной сделкой, поэтому Фредерик выжег последствия от нее. А именно – тяжесть адаптации. Француз не стесняется переманивать в команду тех людей, которые были знакомы Хэмилтону по «Мерседесу». Поэтому с октября в «Феррари» работают бывший директор по производительности «Мерседеса» Лоик Серра и Жером д’Амброзио, ставший заместителем руководителя команды.

При этом Вассер не полностью фанатеет от долгосрочного планирования. Придя в команду, он обнаружил, что все вокруг забегают вперед и думают только о победе в конце сезона. Француз изменил это: теперь главное – что произойдет в следующие выходные, а о чемпионских мечтах никто особо и не говорит.

8. Итальянский сайт об автоспорте Formula Critica ссылается на собственные источники и говорит, что за первый год в «Феррари» Вассер продемонстрировал «не деспотический подход к работе и продолжает следовать этой модели». Вассер показал коллегам: чтобы построить чемпионский проект, мало одного топового пилота и нескольких классных механиков. В основе должно быть что-то большее.

9. Вассер не стесняется говорить сотрудникам, что они стали лучше, и часто называет конкретику. При этом заставляет других людей относиться даже к мелочам так же, как и он: «Вы должны понимать, что каждая деталь может изменить нашу работу».

10. Есть и взвешенный взгляд со стороны. Бывший инженер «Феррари» Луиджи Маццола оценивает работу Вассера в команде и говорит, что при нем она стала лучше во всем: в выборе стратегии, в пит-стопах, в качестве болидов.

11. Вассер понимает важность 2025 года, как понимает и необходимость меняться перед 2026-м. В современной истории «Формулы-1» есть примеры, когда команды сознательно жертвовали последним сезоном перед введением нового технического регламента, чтобы подготовиться к масштабным обновлениям.

Последний яркий – «Хаас». Фредерик же выбирает баланс, понимая, что в 2025 году у «Феррари» будет хорошая возможность побороться за титул. Итальянцы пишут, что он не станет выбирать между двумя годами из истории команды.

12. А как поменялась стратегия пилотов. Слово – самому Вассеру, он рассказал это в апреле прошлого года: «Пилоты «Феррари» будут жесткими и агрессивными. На трассах достаточно достойных соперников, но не забываем: они будут бороться и друг с другом. Это не сделает их отношения хуже. Это добавит здоровой конкуренции команде».

Сделал ли в командном плане Вассер все идеально в прошлом сезоне? Тоже нет.

«Феррари» допустила много ошибок, которые аукнулись, например, во время Гран-при Канады: Скудерия не была похожа на себя, оба пилота сошли, странно переобувались во время дождя. Журналисты утверждали, что неверных решений было сильно меньше, чем в предыдущие сезоны (особенно – при позднем Бинотто), но они все же порой проскакивали.

А какие претензии к Вассеру? Кажется, всего одна, но новый сезон – во многом решающий

Весной Эдриан Ньюи, главный гений «Формулы-1», потряс автоспортивный мир заявлениями об уходе из «Ред Булл».

За полгода до первых официальных новостей о будущем Ньюи инфополе заполнили инсайды. И, конечно, в них говорилось об интересе со стороны «Феррари». Итальянские журналисты писали, что Скудерия долго следила за Ньюи, в разные годы предпринимала неудачные попытки переманить, но активизировалась после публичного решения Эдриана покинуть австрийскую команду.

Пару недель «Феррари» даже считалась фаворитом в борьбе за Ньюи, но он выбрал «Астон Мартин». А менеджер британца Эдди Джордан рассказывал:

«Конечно, у нас были долгие переговоры с «Феррари», но «Астон Мартин» и Алонсо дали то, что нужно было Эдриану для выполнения его задач. Он [Ньюи] хочет посмотреть, как сможет привести команду, подобную «Ред Булл», из первой пятерки в топ. И вот у него команда, которая, как я полагаю, теперь будет на подъеме.

Интересно и захватывающе посмотреть, как это будет происходить. В руках Лоренса Стролла «Астон Мартин» под управлением Эдриана Ньюи имеет невероятную возможность стать одной из великих команд».

Переговоры были действительно сложными, они были обречены на провал еще летом, до решения Ньюи присоединиться к «Астон Мартин». «Феррари» не экономила на статусном инженере, предлагала ему $10 млн в год, должность специального технического консультанта.

Но тот, получив от «Астон Мартин» оффер в $100 млн на 4 года, требовал от «Феррари» перехода команды из 20 инженеров – это смущало итальянцев. В конце концов причин по размолвке, судя по сообщениям журналистов, было еще больше, поэтому Ньюи не подписался с «Феррари». И это можно засчитать как личное поражение Фредерика Вассера.

«Знаете, я очень уважаю Ньюи, – говорил Вассер пару лет назад. – Это гений, настоящий гений. Он мыслит иначе, он сочетает технический ум и творчество. Немногие могут сравниться с «Ред Булл» по финансам. Но почти никто не может сравниться с ними в техническом плане. Ньюи обеспечил шикарные возможности для роста [«Ред Булл»] и доминирования в Кубке конструкторов. Работать с Эдрианом? Я думаю, в паддоке нет ни одного руководителя, который бы не хотел этого». 

Эта фраза Вассера – ключевой тезис, от которого нужно отталкиваться. Получить Ньюи-сотрудника было бы нереальной задачей для любой команды «Ф-1». Но Вассер и «Феррари» не убедили инженера в самой удобной и легкой ситуации. Французский босс объяснил неудачные переговоры разногласиями в идеях.

На самом деле, кажется, пока это самая большая неудача Вассера в «Феррари», ведь изначально он заходил на очень тепличные условия.

Первый сезон – стабилизация обстановки после Бинотто. Второй – развитие командной стратегии, повышение «политического» статуса в «Ф-1» и просто попытка быть конкурентоспособным в борьбе с «Ред Буллом». И с тем, и с другим справился.

В первый год в «Феррари» Вассер шаманил над техникой Скудерии и довел ее до более-менее оптимального состояния (хотя в середине 2023-го были слабые слухи, что Джон Элканн настолько недоволен состоянием болидов, что рассматривает увольнение француза). В 2024 году он улучшил гоночные автомобили «Феррари», добился контракта с Хэмилтоном и долгое время сохранял претензии как в личном зачете, так и в Кубке конструкторов. А это смахивает на резкое повышение статуса команды.

Итальянцы любят драматизировать. После неопределенного позапрошлого года они обещали, что прошлый будет для Вассера важнейшим в Маранелло. В реальности же это утверждение сложно назвать достоверным, потому что задачи перед ним стояли не самые сложные.

Гораздо важнее – что дальше. Провалиться с Хэмилтоном и Леклером на одной из сильнейших машин в «Формуле-1» в последний год перед глобальными изменениями – кажется, это больнее, чем ошибиться в любом из предыдущих сезонов в «Феррари».

Какой кредит доверия у Вассера? Пока можно сказать, что большой. Ходят слухи, что им достаточно довольны. Но не забывайте, что в «Феррари» всегда наэлектризованная атмосфера – и изменения могут посыпаться после любого неудачного периода. Особенно на фоне многолетней серии без больших побед.

***

Бинотто показал в «Феррари» нервы.

У Вассера другой подход: улыбка, упорство, тщательная проработка всех важных моментов, француз добавил этому сложному механизму легкости. Кто знает: возможно, именно такой атмосферы и не хватало итальянской команде для завоевания долгожданных трофеев.

Что еще почитать о «Феррари» перед стартом сезона-2025?

Фото: Gettyimages/Eric Alonso / Contributor, Chris Graythen / Staff, Clive Rose / Staff, Ryan Pierse / Staff, Rudy Carezzevoli / Stringer; Panoramic/ZUMAPRESS.com, /Global Look Press