Хэмилтона много лет предостерегали от перехода в «Феррари». Даже амбассадор Скудерии!
Говорили, не справится с итальянским характером.
В 2018-м после завоевания пятого титула в «Ф-1» Льюис Хэмилтон заявил:
«Сейчас мне очень, очень сложно представить себя где-то еще, [кроме «Мерседеса»]. Это моя семья, место, где я вырос – но я говорил то же самое, когда был в «Макларене». Думаю, одна из причин, почему я решил перейти в другую команду [в 2013-м], было желание проверить, смогу ли достичь чего-то особого где-то еще.
Я знал, что смогу, но мне нужно было доказать это всем остальным. Прямо сейчас я не чувствую, что мне нужно куда-то уходить, переходить в другую команду, чтобы выиграть там титул. Но никогда не говори никогда».
Ему вторил босс «Мерседеса» Тото Вольфф:
«Пока мы предоставляем [Хэмилтону] болид, способный выиграть чемпионат, и пока он продолжает выступать на таком высоком уровне, эти отношения могут длиться вечно».
Прошло несколько лет, в 2022-м сменился регламент – и сказка «Мерседеса» закончилась. За последние два года Хэмилтон не одержал ни одной победы, хотя до этого выигрывал хотя бы гонку в каждом сезоне. Более того, он много раз выражал недовольство результатами команды и критиковал концепцию машины. Даже возвращение на роль технического директора Джеймса Эллисона (ранее занимал должность с 2017 по 2021 год) не успокоило Льюиса. Итог: с 2025-го семикратный чемпион – пилот «Феррари».
С одной стороны, это сенсация. А с другой в этом переходе можно уловить и логику: в прошлом году из Бракли в Маранелло переехал директор отдела по эффективной настройке болида Лоик Серра (приступит к работе в 2025-м), а вместе с ним еще ряд других сильных специалистов «Мерседеса». Хэмилтон разделял их взгляд на развитие болида, так что, вполне вероятно, в Скудерию он перешел в надежде получить свою идеальную машину.
Вот только «Феррари» – безумно специфичная команда. В нее исторически тяжело себя встроить: не получилось даже у таких звезд, как Фернандо Алонсо и Себастьяна Феттеля. Для того чтобы добиться высот за рулем красного болида, нужно обладать твердым характером и несгибаемой волей (к обоим эпитетам припишите еще десятки «очень») – такими, как у главных звезд «Феррари» Ники Лауды и Михаэля Шумахера. А также еще десятки прочих факторов: поддержка руководства и владельцев, техническая команда, роль и навыки напарника, положение и форма соперников, отсутсвие невезения, в конце концов...
«Феррари» всерьез интересовалась семикратным и вроде бы предоставила ему все возможное и желаемое. Решение не такое внезапное, как может показаться, – слухи о переходе Хэмилтона в Скудерию возникали еще с 2017-го. Тогда многие эксперты скептически высказались о возможном трансфере. Сомнения были даже задолго до первых разговоров.
Теперь же некоторые мнения сложно читать без ухмылки.
Многие были уверены: Хэмилтон завершит карьеру в «Мерседесе», ведь «Феррари» – это совсем другой мир
Бывший пилот «Ф-1» Марк Жене, нынешний амбассадор Скудерии, ее тестер и пилот симулятора – цитата 2023 года:
«Конечно, я явно не тот человек, который отвечает за принятие решений по составу пилотов, но мне кажется, что Хэмилтон просто не подходит философии «Феррари». Не подходит той команде, что я знаю. Думаю, Хэмилтон завершит карьеру в «Мерседесе».
Чемпион «Ф-1» 2009 года Дженсон Баттон – цитата 2023 года:
«Для меня «Феррари» – последняя команда, где можно было бы увидеть Льюиса. Причина в том, что выступление за итальянскую команду – невероятные перемены для пилота. Это полностью отличается от того, с чем сталкивался [Хэмилтон] в «Макларене» и «Мерседесе».
Здесь очень большая разница. Команда, очевидно, базируется в Италии, из-за этого многое в принципах ее работы отличается [от работы в других командах]. Они просто по-другому ведут дела.
Но мы бы все хотели это увидеть – думаю, многие хотели бы. Нам всем нравится, когда пилот неожиданно переходит в другую команду. Весело наблюдать за тем, как он взаимодействует с новым напарником.
Но все-таки для Льюиса лучшее место – это «Мерседес». И он знает это».
Бывший босс «Ф-1» Берни Экклстоун – цитата 2020 года:
«Если бы я был Льюисом, то остался бы в «Мерседесе». Ему там комфортно. Он там главный. У него есть человек, который постоянно поддерживает его [речь о Тото Вольффе].
В «Феррари» такого не будет. Они итальянцы. Ему бы реально пришлось учить язык, чтобы понимать, что они там говорят у него за спиной перед стартом.
Проблема со всеми итальянцами в том, что они не хотят бороться, не хотят ни с кем спорить. Вместо того чтобы сказать тому, кто плохо выполняет свою работу: «Разберись с этим или я разберусь с тобой – делай что хочешь, но мне нужен результат» – они говорят: «Давайте пообедаем, а за столом все как раз и обсудим. Будем дружелюбны».
Хэмилтону не стоит переживать насчет того, чтобы выиграть на один чемпионат больше, чем [Михаэль] Шумахер. Если он хочет прекратить участвовать в гонках, ему не стоит продолжать гонять исключительно ради этой цели [стать восьмикратным]. Он должен продолжать, потому что [действительно] хочет пилотировать».
Бывший пилот «Ф-1» Герхард Бергер (выступал за «Феррари» в 1987-1989 и в 1993-1995 годах) – цитата 2023 года:
«Каждый пилот хочет хотя бы раз выступить за «Феррари». Здесь гонялись почти все хорошие гонщики. Айртон Сенна не перешел в Скудерию просто потому, что знал: «Я тут никогда не выиграю». Возможно, Льюис думает так же.
Но если он не получит конкурентоспособный болид в «Мерседесе», если не увидит вариантов в «Ред Булл», тогда он может подумать: «Я пока не хочу прекращать выступать, я хочу попробовать себя в «Феррари». Может быть, я смогу там все исправить.
Хотя Льюис постоянно настаивает на том, что никогда не покинет «Мерседес», который ему как семья, в «Формуле-1» это ничего не значит. Здесь никто не раскрывает карты!»
Бывший пилот «Ф-1» Дэвид Култхард – цитата 2020 года:
«Не думаю, [что Хэмилтон когда-либо перейдет в «Феррари»]. Льюис Хэмилтон выступает за «Мерседес» на протяжении большей части своей карьеры. В частности, это касается моторов «Мерседеса» – он гонял с ними, начиная с «Макларена». Я просто считаю, он создан для британских команд.
Даже если он покинет «Мерседес», я не могу представить себе, как он уживется с культурой команды, базирующейся в Италии. Я говорю это как тот, кому «Феррари» предлагала контракт в 1996-м. В конце концов мне было просто комфортнее в британских командах.
Я не проявляю неуважения и не выступаю за национализм, просто не думаю, что мне бы такое подошло. По-моему, то же самое и у Льюиса. Ему больше подходит «Мерседес». Думаю, он либо продолжит выступать там, либо завершит карьеру».
Эксперт авторитетного издания Auto Motor und Sport Михаэль Шмидт – цитата 2023 года:
«Думаю, Хэмилтон достаточно умен. Он прекрасно знает, что, даже если «Феррари» будет платить ему в два раза больше, нет гарантий, что дела там будут обстоять лучше. Болид «Феррари» не быстрее «Мерседеса». Но каждая проблема, которую можно было бы обнаружить в «Мерседесе», в «Феррари» проявилась бы еще сильнее, ведь она находится в центре внимания».
Переход в «Феррари» – отличное испытание для Хэмилтона. Он может все исправить, хоть в это и верится с трудом
Болид Скудерии странный: в течение одного сезона он может быть быстрым, медленным, снова быстрым, супербыстрым и снова медленным. Иными словами, никакой стабильности.
Как пример, вот статистика прошлого года: в середине сезона издание The Race рассчитало средний темп болидов – и SF-23 оказался аж вторым. Это забавно, ведь на момент подсчета итальянцы шли четвертыми в Кубке Конструкторов и уступали «Мерседесу» (2-е место) 51 очко.
Многие эксперты сходятся во мнении, что проблемы Скудерии кроются в самой концепции болида. Это признал и нынешний техдир Энрико Кардиле: потому машину и начали перестраивать на середине сезона, но не хватило времени и бюджета. Оттого болид 2024-го и меняют на 95%.
Хотя сам руководитель команды Фредерик Вассер недолюбливает слово «концепция» и делает больше упор на работу команды на трассе. Как он отметил, в Маранелло до сих пор не научились извлекать максимум из возможного:
«Даже на «Сильверстоуне», когда мы провели один из худших уик-эндов с точки зрения результата, в квалификации мы не уступали Ферстаппену по чистому темпу вплоть до 15-го поворота. Мы пропустили вторую практику (у Шарля Леклера возникли проблемы с электроникой – Sports.ru) и не провели длинных отрезков. Мы были сбиты с толку.
Когда мы затем хотели рискнуть – то нам не повезло [с появлением машины безопасности]. Мы финишировали на девятом и десятом месте. Пять лет назад с такими небольшими проблемами мы бы добрались до третьего места. Сейчас это невероятно сложно: вы не должны допустить ни единой ошибки, работу нужно выполнять идеально».
Не стоит забывать и про легендарных стратегов «Феррари» (которые уже превратились в главный мем «Ф-1»). Вассер осознавал проблему с самого прихода в команду в начале 2023-го, так что произвел небольшие перестановки: отправил главного стратега Иньяки Руэду работать на базе, а на его место поставил молодого Равина Джейна и слегка сократил пит-уолл.
Результат нулевой: по ходу сезона Карлос Сайнс то и дело контролировал стратегию команды из кокпита, а на последнем этапе в Абу-Даби осмелел даже скромный Леклер. Шарль сам начал раздавать указы мостику в попытке добыть для «Феррари» второе место в Кубке Конструкторов (ему не удалось).
Как все это переживет Хэмилтон? Явно не без потерянных нервов.
Льюис – настоящий ас. Он великолепно работает в поворотах. Хотя ему нравится позднее торможение (порой он едет чуть ли не на грани блокировки), №44 нисколько от этого не зависим. Он спокойно комбинирует различные траектории, причем порой на одном круге. Пилотаж Хэмилтона отличается невероятной точностью и умением избегать лишних перегрузок (а отсюда блестящий контроль износа резины). Британец также отличается умением адаптироваться к разным условиям и технике и здорово переключается между умеренным и быстрым темпом.
После такого Хэмилтон кажется идеальным кандидатом для «Феррари». Но есть один нюанс: Льюиса легко выбить из колеи бесконечными экспериментами. Пример – сезон-2022, когда «Мерседес» свалил на своего лидера все тесты в попытке исправить проблемы с темпом. По словам самого гонщика, именно по этой причине он не раз уступал напарнику Джорджу Расселлу:
«Я бы сказал, что Джордж и его команда, очевидно, не столкнулись с теми же трудностями, что и мы. Но все потому, что я довольно долго выступаю здесь, так что был готов пойти на риск. Я веду длинные, конструктивные разговоры с людьми, с которыми работаю 10 лет. В общем, я и Шов (Эндрю Шовлин, главный гоночный инженер «Мерседеса» – Sports.ru) можем спорить, доказывая свою позицию.
Для Джорджа это первый сезон в команде, так что он пока вливается в процесс и просто старается выложиться на полную. Ему редко приходится работать с настройками.
Я занимаюсь всей черновой работой, бегаю туда-сюда, туда-сюда, тестирую разные крылья, все эти штуки. И мне это все равно нравится. Если в следующем году мы будем куда более довольны болидом, то сможем сфокусироваться на… на том, чтобы больше не сходить с ума с настройками. Тогда мы сможем бороться серьезнее».
Однако, весьма вероятно, в «Феррари» тоже придется сходить с ума.
Тут как раз и включается фактор Лоика Серра и других специалистов, перешедших в Скудерию. Дело в том, что по сравнению с «Феррари» технический отдел «Мерседеса» серьезно ослаб и уже не способен быстро решать проблемы. Более того, из-за «нулевых» понтонов бывшего техдира Майка Эллиота инженеры в Бракли тратят кучу сил, чтобы исправить ошибки прошлой концепции. В то же время в «Феррари» хотя бы имеют представление, в каком направлении двигаться.
Иными словами, мучаться придется и там, и там – просто в разной степени. И это тот случай, когда Скудерия в выигрыше:
«Мне жаль это говорить, но я не считаю, что сейчас в «Мерседесе», моей бывшей команде, собрана достаточно сильная команда технических специалистов, – признал бывший руководитель «серебряных» Ник Фрай. – Конкурировать с Эдрианом Ньюи – задача не из легких. В «Мерседесе» собрана отличная команда, но избрав другой путь технического развития болида, они очень сильно отстали от конкурентов. Темпы развития из года в год становятся все выше, но, если вы впустую потратите год или два, занимаясь концепцией болида, которая в итоге не будет работать, у вас возникнут проблемы. Да, легко рассуждать задним числом, но сейчас в «Мерседесе» только учатся тому, о чем в «Ред Булл» все узнали уже очень давно. И догнать соперников в такой ситуации вам будет очень сложно.
Я уверен, что «Мерседес» будет хорош в новом сезоне – я просто не уверен, что команда сможет выйти на выдающийся уровень, чтобы регулярно опережать «Ред Булл». Мне трудно это признать, ведь я по-прежнему связан с «Мерседесом», но я думаю, что в этом году им будет непросто.
Что касается «Феррари» – я думаю, команда продолжит совершенствоваться. Фредерик Вассер очень опытный руководитель и лидер, и я думаю, что он обеспечит команде прикрытие и защитит ее от давления со стороны итальянских СМИ. Думаю, он хорошо справится с этой задачей и сохранит в команде спокойную атмосферу. Ведь для того, чтобы добиться успеха, вам нужно стараться не поддаваться эмоциям.
Так что в борьбе с «Ред Булл» именно «Феррари» я считаю фаворитом».
Так что будущий переезд Льюиса в Маранелло – не такая уж неожиданность. Вместе с другими «беженцами» из «Мерседеса» британец собирается создать болид мечты – и он готов работать ради этого. Об этом говорят те же сроки контракта: по данным приближенного к Скудерии журналиста Лео Туррини, Хэмилтон подписал соглашение «2+1» – он гарантированно проведет с итальянцами 2025 и 2026 год (а вот 2027-й уже опционально). То есть с приходом №44 к работе как раз приступят его бывшие единомышленники из Бракли, которые знают, что такое чемпионская техника.
Так что через два года (с переходом на новый регламент) у «Феррари» есть неплохие шансы получить сильный болид. Если только по традиции итальянцы не найдут способ все себе испортить…
Хэмилтон в «Феррари»: все инсайды, детали, срок контракта и причины ухода из «Мерседеса»
«Не могу представить такой переход». Хэмилтон годами открещивался от «Феррари» – что же изменилось?
«Можете посадить за руль хоть Бэтмена». Реакция звезд «Ф-1» на переход Хэмилтона в «Феррари» – 🔥🔥🔥
Фото: the-race.com; Gettyimages.ru/Charles Coates, Lars Baron, Dan Mullan, Paul Gilham; HOCH ZWEI, Panoramic/Keystone Press Agency/Global Look Press;
И вовсе не каждый пилот мечтает о Феррари. Пилоты мечтают о быстрой машине прежде всего. Шумахер переходил в Феррари не потому, что хотел именно в Феррари, а потому, что это было лучший на тот момент вариант продолжения карьеры. Тоже самое и с Алонсо, и с Феттелем. Фернандо в 2009 году ушел бы в РБ вместо Феррари, если бы предложили. А Себастьян в 2015 году гораздо с большей радостью ушел бы в Мерседес, если бы позвали.
Зачем это Феррари, Льюису будет сорокет на момент перехода, вопрос риторический - это же Феррари
Например Алонсо как раз звали в РБР и предлагали контракт с 2009-го года. Но он хотел контракт только на 1 сезон, чтобы затем уйти в Феррари. И в итоге из-за Феррари отказался от РБР.
Или Феррари середины девяностых - лучший вариант продолжения карьеры. Это такая шутка? Больше на бред похоже.
И Феррари в 1996 году действительно был отличным вариантом для Шумахера. Бенеттон да, даже выиграл КК, но все понимали, что это временный всплеск, серьезных ресурсов у команды не было. Макларен после Хонды был в глубоком кризисе. А у Феррари все ресурсы для победы, даже свой тестовый трек (на котором Шумахер и накатывал тысячи кругов во время создания чемпионских машин). В 1995 году машина у них была вполне приемлемой, даже выигрывала гонки и была на поуле. И когда Тодт предложил Шумахеру перейти в долгосрочный проект, то выбор был вполне логичным со всем сторон (и в плане контракта кстати тоже).
Ну а все написанное про Феррари простое послезнание. Все равно, что сейчас доказывать каким хорошим выбором для любого пилота был Браун ГП на сезон 2009. По факту, для современников, Феррари середины 90-х, строящаяся команда с туманными перспективами.
Хватит натягивать сову на глобус.