Ферстаппен всю гонку бомбил на тормоза и затыкал инженера. Грубость или проблемы «Ред Булл»?
Версия Макса: он вообще просил вежливо.
Макс Ферстаппен выиграл Гран-при США, повторил личный рекорд по победам за один сезон и добавил 50-ю победу в карьере – причем оформил все при старте с 6-го места!
Однако все вышло не так-то просто: Максу постоянно приходилось следить за соперниками и обгонять, заочно гоняться с Ландо Норрисом и Льюисом Хэмилтоном, а отрыв на финише составил всего 2 секунды.
Причем большую часть гонки Ферстаппен откровенно негодовал на тормоза, машину и попытки гоночного инженера с ним говорить – раздражение прямо росло от круга к кругу.
34-й круг
Макс: Дружище, эти тормоза такие ##### сложные по сравнению со вчерашними, что за кусок #####.
Инженер: Понял.
41-й круг
Инженер: Для информации: потеря времени по отношению к Чеко – 39,4. Торможение – 11-12-20.
Макс: Да, я знаю, но тормоза просто #####.
Инженер: Да, я ж и говорю: просто информация.
46-й круг
Инженер: Такой же темп, что и у Хэмилтона.
Макс: Пожалуйста! Никаких разговоров! Я в зоне торможения!
Инженер: Понял, Макс.
54-й круг
Инженер: Отрыв 3,6.
Макс: Прекрати болтать в зонах торможения, мужик, #####!
Гоночный инженер Макса Джанпьеро Ламбьязе даже пропустил послефинишный брифинг. Шеф «Ред Булл» Кристиан Хорнер объяснил его отсутствие необходимостью успеть на авиарейс для возвращения в Великобританию, и это действительно может быть правдой: все-таки следующий этап в Мексике собирает всех уже к четвергу, и полет явно выглядел форс-мажорным. В конце концов, Джанпьеро и сразу после финиша сказал Максу по радио «увидимся в пятницу». Но в «обычных» условиях обсуждение гонки с пилотом без его инженера (и без главы всех гоночных инженеров команды, на минуточку) – немного нонсенс.
Что же это было? По версии Макса, объективная ситуация и вежливость
После финиша Ферстаппен в череде интервью последовательно пояснил, что же не работало в машине и когда начались неполадки:
«Я просто не чувствовал тормоза. Заблокировал передние колеса, попытался поправить баланс и заблокировал задние. В моей карьере в «Ф-1» у меня обычно никогда не возникало проблем с тормозами, а сегодня эта проблема определенно существовала. Разумеется, когда ты не чувствуешь уверенности на торможениях на такой трассе, ты теряешь ощущение и начинаешь ошибаться. Я ощутил себя не слишком уверенно, поэтому вежливо попросил со мной пока не говорить. Вы смеетесь, но вообще-то я сперва сказал «пожалуйста»!
На протяжении всей гонки у меня были большие проблемы с тормозами. На этой трассе есть сразу несколько точек с жестким торможением. Ощущения были совсем не такими. Особенно когда ты не хочешь уничтожить шины. Поиск хоть какого-то обходного пути занял достаточно длительное время.
Я не мог достаточно полагаться на тормоза, на стабильный износ шин в зонах торможения, все просто было очень нестабильно. И такое поведение вообще наблюдалось всю гонку.
Оно началось с первого же круга. А ведь по сравнению со спринтом тормоза – единственное, что мы поменяли. Было очень трудно, я все время не мог подстроиться».
Неужели виновны только тормоза?
«Мы заменили тормозные колодки, но по ходу гонки они каким-то образом быстро изнашивались, – подтвердил и советник «Ред Булл» Гельмут Марко. – Из-за этого ощущения от управления болидом у Макса была совсем не идеальными. Из-за смещения баланса тормозов иногда Макс тормозил преимущественно передней частью машины, и иногда преимущественно задней частью. Это сильно затрудняло ему задачу атаковать на пределе, но он все равно мастерски справился».
Однако на самом деле изменился не только комплект тормозов, но и многие другие обстоятельства.
Например, гонка стартовала прямо во время главного солнцепека в 2 часа дня по местному времени – когда спринт начинался в 16 часов. Разница в температурах была заметной (+36 градусов против +33 градусов), но еще важнее изменившееся направление ветра. Его подмечали все в пелотоне – и порывы ветра временами здорово снимали прижимную силу. Хэмилтон и Норрис на изношенных шинах тоже несколько раз блокировали колеса и теряли апексы – проблема коснулась всех.
Также изменилось и положение Ферстаппена: в спринте он стартовал с поула и после обороны лидерства в первом повороте ехал в чистом воздухе. Гонку же он начал 6-м и постоянно с кем-то боролся – первое место покорилось ему только к 28-му кругу (а это середина дистанции!). А гонка в трафике всегда перегревает тормоза, снижая их эффективность.
Еще спринт Макс провел целиком на «медиуме», а в гонке на последний отрезок ему достался менее цепкий «хард». Последний пит-стоп Ферстаппен провел на 35-м круге – и именно прямо перед ним на самом изношенном «медиуме» и после него фрустрация и достигла матерной стадии!
Не забывайте и про кочковатый трек «Трассы Америк»: «Ред Булл» специально пожертвовал частью прижимной силы и увеличил дорожный просвет, чтобы не стесать днище о неровности. «Мерседес» и «Феррари», например, рискнули чуть больше – но Хэмилтона и Леклера в итоге дисквалифицировали за чрезмерный износ планки безопасности.
Однако этой прижимной силы как раз и критически недоставало Ферстаппену в первой фазе гонки, когда надо было атаковать, прорываться через трафик и грязный воздух по более жаркой ветренной погоде. Именно тогда он перегрел и немного прожег тормоза – и потому финальная часть заезда превратилась в страдание с матами и претензиями инженеру.
Вероятно, проблема нового комплекта была совсем минимальной – а может, за 19 кругов спринта Макс просто не успел довести предыдущий комплект до того же состояния при более щадящих условиях. С другой стороны, в таких сложных условиях и самого небольшого брака хватит, чтобы сломать всю отложенную систему.
Проблемы вновь нагнали «Ред Булл», как и в Сингапуре – но на этот раз Ферстаппену удалось удержаться.
Хэмилтона и Леклера выкинули из итогов Гран-при США за износ детали под днищем. Это как?
Фото: ; Hasan Bratic/
Но как же мне хочется, чтобы Ферстаппен оказался в Феррари. Просто чтобы после каждой гонки слушать все его радиопереговоры.
ну да, интернет у них не изобрели ещё