15 мин.

ГРАН-ПРИ КАТАРА 2023

Доброго времени суток, уважаемые читатели блога «Lights Out»! Подведен главный итог сезона 2023 в Формуле 1: Макс Ферстаппен стал чемпионом мира теперь и математически, лишив конкурентов всяких шансов догнать и обогнать его. Поздравляем нидерландца с третьим титулом подряд! Чем еще запомнился предпоследний ближневосточный этап нынешнего сезона, обсудим в свежем материале.

На первом же круге субботнего спринта Лиам Лоусон вылетел за пределы трассы и завяз в гравии. Появившийся на треке автомобиль безопасности зафиксировал промежуточный результат: Кевин Магнуссен с последнего ряда стартовой решетки доехал до 15-го места, на 2 позиции в протоколе поднялась целая группа гонщиков, включая Джорджа Расселла, Карлоса Сайнса, Шарля Леклера, Эстебана Окона, Логана Сарджента и обоих гонщиков «Астон Мартин».

Совсем не удался старт Ландо Норрису: британец с первых метров дистанции ввязался в борьбу с Максом Ферстаппеном, чем не преминули воспользоваться Джордж Расселл и Карлос Сайнс, а в затяжном первом повороте Норрис едва не потерял управление, пропустив вперед еще и Шарля Леклера. Ко второму повороту пилот «МакЛарен» уступил в схватке с Ферстаппеном. Таким образом, к отсечке первого круга Норрис со 2-го места упал на 6-е.

По 2 позиции потеряли Серхио Перес, Нико Хюлькенберг и сам Ферстаппен, уступивший Расселлу и гонщикам «Феррари» (все трое стартовали на шинах с красным ободком).

Стратегия с шинами «софт» дала гонщикам мощную прибавку к скорости в начальной фазе заезда. Джордж Расселл даже опередил Оскара Пиастри, выйдя в лидеры спринта. Однако к середине дистанции шины «медиум» вошли в рабочий ритм, и машинам на «софтах» пришлось несладко. Благодаря обилию сошедших с дистанции, а также штрафам лучшим на финише стал Алекс Албон, отыгравший сразу 10 позиций. Льюис Хэмилтон и Юки Цунода поднялись в протоколе на 7 строк

Лишь трое пилотов финишировали ниже стартовой позиции. Главным разочарованием этот спринт стал для Шарля Леклера: после заезда судьи наказали монегаска прибавкой пяти секунд к итоговому времени за неоднократное нарушение границ трассы. Это отодвинуло Леклера с 7-го на 12-е место.

Карлос Сайнс и Ландо Норрис в ходе спринта потеряли по одной позиции.

Несмотря на проблемы с резиной, помешавшие Джорджу Расселлу в заключительной части заезда, для «Мерседес» спринт прошел вполне неплохо. Во-первых, в топ-5 прорвался Льюис Хэмилтон, принеся важные очки в копилку команды. Во-вторых, удалось опередить обоих пилотов «Феррари», что позволило вздохнуть чуть свободнее в зачете Кубка конструкторов.

Стараниями Алекса Албона «Уильямс» стал командой с наилучшим показателем по отыгранным позициям. К сожалению, Логан Сарджент не смог поддержать усилия своего напарника, сойдя с дистанции в начале заезда.

Ставка на шины «софт», а также штраф Шарля Леклера не позволили «Феррари» сократить отставание от «Мерседес» в зачете Кубка конструкторов - напротив, отставание даже выросло.

Да и по потерянным позициям в «антилидерах» - оба пилота итальянской конюшни.

Переходя к событиям воскресной гонки, отмечу, что, во-первых, FIA обязала гонщиков проезжать на одном комплекте новых шин не более 18 кругов, в случае нарушения останавливая гонщика черным флагом, а во-вторых, Серхио Перес после красочной субботней аварии был вынужден стартовать с пит-лейн. Неприятно, но куда серьезнее возникла проблема у Карлоса Сайнса: на машине гонщика «Феррари» обнаружилась утечка в топливной системе. Испанец на старт так и не вышел.

Сразу четверо гонщиков ко второму кругу поднялись в протоколе на 4 позиции (причем все они начали заезд с четной стороны стартовой решетки) - это Оскар Пиастри, Ландо Норрис, Нико Хюлькенберг и Кевин Магнуссен. Отмечу, что всем этим пилотам сыграла на руку авария пилотов «Мерседес» (об этом чуть ниже), а гонщикам «Хаас» - еще и отсутствие на стартовой решетке Карлоса Сайнса.

Думаю, многие болельщики были шокированы происшествием на первом круге, когда в первом же повороте сошлись Льюис Хэмилтон и Джордж Расселл. Хэмилтон, заходя в поворот по внешней траектории, начал активно выдавливать своего напарника к границе трассы. Чего он не видел, так это болид Ферстаппена, находившийся справа от машины Расселла. Итог - фейерверк искр, оторванное колесо, скачущее по песку катарского автодрома, и оба черных болида за пределами трека. Этот маневр дорого стоил Хэмилтону, который покинул кокпит и еще несколько минут наблюдал за проносящимися мимо машинами. Джордж Расселл сумел продолжить движение, но был вынужден заехать в боксы, что отбросило его в самый конец пелотона. Любопытно, что это второй худший старт в сезоне после этапа в Испании - там, напомню, в конец пелотона откатился Ландо Норрис. И тоже после столкновения с Хэмилтоном.

Финиш гонки преподнес свои сюрпризы. Ландо Норрис, приехавший на подиум, и Серхио Перес, с пит-лейна прорвавшийся в топ-10, - это, в целом, ожидаемый результат. А необычно здесь видеть имя Гуанью Чжоу, который мало того что оказался в призовой десятке, так еще и Переса опередил.

Совсем неудачной вышла гонка для Пьера Гасли: француз не только не удержал стартовую 7-ю позицию, но и вылетел за пределы топ-10 из-за штрафов, связанных с выездами за пределы трассы.

Абсолютно неконкурентоспособной выглядела на этом этапе техника «Альфа Таури»: ни Лиам Лоусон, ни Юки Цунода не смогли побороться за очки. Японец и вовсе завершил заезд на 15-м месте, растеряв к финишу 4 позиции.

По 2 позиции уступили Нико Хюлькенберг, Фернандо Алонсо и Джордж Расселл. Стоит отдать должное британцу - после инцидента на первом круге он активно прорывался наверх и закончил заезд в топ-4.

Удаленные времена быстрого круга у пилотов «МакЛарен» в субботу поставили их в не самое выгодное положение в гонке: оба гонщика начинали заезд за пределами топ-5. Но благодаря высокому темпу Оскар Пиастри и Ландо Норрис принесли команде на 24 очка больше ожидаемого. Учитывая очередной невнятный результат «Астон Мартин» (Алонсо финишировал в топ-6, а Стролл - за пределами очковой зоны), британский коллектив из Уокинга сократил отставание от конкурентов до 11 очков. На очереди «Феррари», правда, там отрыв поприличнее - 79 очков. С другой стороны, дела у итальянцев после победы в Сингапуре разладились, а вот у «МакЛарен» пошли в гору. Борьба за топ-3 в Кубке конструкторов обостряется.

По отыгранным позициям (11) в лидерах также «МакЛарен», но с идентичным результатом завершили гонку пилоты «Альфа Ромео» (стартовав ниже, чем Оскар Пиастри и Ландо Норрис).

Авария на первом же круге Гран-при в итоге лишила «Мерседес» 21 ожидаемого зачетного балла. Немецкий коллектив продолжает терять очки там, где этого вполне можно было избежать - сперва в Сингапуре, а теперь и в Катаре. Спасает «Мерседес» лишь то, что и у «Феррари» не все гладко.

Старания Эстебана Окона, заехавшего в топ-7, перечеркнул его напарник Пьер Гасли - и коллектив «Альпин» на Гран-при Катара стал худшим по потерянным позициям. Вторая половина сезона остается максимально турбулентной для французской команды: с одной стороны, относительно регулярные попадания в очки, включая бронзовый подиум Гасли в Зандворте, а с другой - Окон четыре раза сошел с дистанции в последних 8 гонках. «Альпин» продолжает топтаться на месте в ожидании сезона 2024.

В заключение хотелось бы вернуться к дискуссии о месте Серхио Переса на стартовой решетке. Очевидно, мексиканец сейчас не в лучшей форме, и многие болельщики хотели бы видеть в кокпите самой быстрой машины в пелотоне другого пилота - более молодого, более сконцентрованного, более агрессивного. Такое желание понятно. Но надо помнить вот что: Формула 1 - это бизнес. И оценивают пилотов в основном с точки зрения бизнеса, а не по количеству зрелищных обгонов. Так вот, в этом сезоне Пересу предстояло решить две задачи: не мешать Ферстаппену в борьбе за титул чемпиона мира, а также по максимуму отобрать очки у конкурентов. И с обеими задачами Перес справился. В начале сезона, правда, он забрал пару побед, и СМИ стали делать прогнозы о новом претенденте на титул. Но после Монако все это было забыто, и мексиканец просто ехал - так быстро, как получалось. В итоге уже к середине сезона Ферстаппен был вне досягаемости, а конкуренты, которые могли бы попытаться навязать нидерландцу борьбу (в первую очередь в лице Фернандо Алонсо и Льюиса Хэмилтона), оказались слишком далеко - в том числе стараниями Переса.

Да, прямо сейчас мексиканец выглядит скорее как балласт, чем как актив, но со своими задачами на сезон он справился. И уже поэтому нет причин выставлять его на мороз. С другой стороны, следующий сезон поставит перед Серхио те же задачи, и если он не вернется в свою лучшую форму, чемпионские медали «Ред Булл» и лично Макса Ферстаппена окажутся под угрозой. По многим прогнозам, конкуренты австрийского коллектива сократят отставание в темпе - впрочем, мы можем наблюдать это уже сейчас на примере «МакЛарен». Учитывая этот фактор, именно неудачный старт следующего сезона поставит большой вопрос о месте Переса в системе «Ред Булл». Но даже при наличии Даниэля Риккардо в качестве боевого пилота «Альфа Таури» и Лиама Лоусона, которого маринуют в резерве, я не ожидаю перестановок в чемпионском коллективе до следующего лета.

Уже через неделю стартует большой «тройник» Формулы 1 - этапы в США, Мексике и Бразилии следуют один за другим, без перерыва. До встречи в Остине!

БОНУС - Момент уикенда для сериала Netflix «Drive To Survive»

В первую очередь, хотелось бы отметить первую победу Оскара Пиастри в Формуле 1. Да, пока лишь в спринте, но гонщик «МакЛарен» прогрессирует невероятными темпами, показывая незаурядную для его возраста выдержку и концентрацию. Место Ландо Норриса в качестве безоговорочного лидера коллектива под угрозой?

Второй момент уикенда также связан с «МакЛарен». Британский коллектив установил новый рекорд Формулы 1, проведя пит-стоп за 1.8 секунды! Предыдущий рекорд, разумеется, принадлежал «Ред Булл»: австрийцы поставили его на Гран-при Бразилии в 2019 году, обслужив машину Макса Ферстаппена за 1.82 секунды. Значит ли это, что именно «МакЛарен» превзойдет остальные рекорды «Ред Булл»?

Наконец, нельзя не отдать должное пилотам «Альфа Ромео»: впервые в сезоне они оба попали в очки. На не самой простой трассе в календаре для Валттери Боттаса и Гуанью Чжоу наконец все сложилось как надо: они избежали аварий и вылетов в гравий, а команда четко сработала на пит-стопах и избежала стратегических ошибок. В итоге удалось не только уйти с предпоследнего места в зачете Кубка конструкторов, но и вдвое сократить отставание от «Уильямс». Правда, у меня есть ощущение, что этот успех «Альфа Ромео» закрепить не удастся: уж слишком много факторов должно сыграть в их пользу. Разумеется, буду рад ошибиться и приятно удивлюсь мощной концовке сезона от коллектива из Хинвиля.