3 мин.

Лучший гонщик в истории Кими Райкконен! И я серьёзно

Нынешнее время пестрит темой выборов лучшего в истории, будь то футболист (хотя почти безальтернативно теперь это Месси, но об этом в другой раз), хоккеист (обгонит ли Овечкин Грецки, хотя ответ очевиден), теннисист (хотя у Джоковича больше титулов) и прочее.

Хочется присоединиться к дискуссии на этот счет и выбрать лучшего гонщика Ф01 в истории. И заявить на это место человека, который вряд ли оказался бы в каком-нибудь опросе на первом месте, не говоря уже об условно объективных показателях (ну не количество же лучших кругов в гонках считать таковым!). Это Кими Райкконен. Почему?

Ну потому что Баба-Яга против! А во-вторых... В одном из своих блогов «российский голос Формулы-1» Алексей Попов, комментируя доминирование Ферстаппена, вспомнил, что когда трансляции Ф-1 в России только начались, была эпоха доминирования Найджела Мэнселла, летевшего к своему единственному титулу на звездолете с активной подвеской Патрика Хэда и Эдриана Ньюи под названием «Уильямс Рено», и комментатор очень огорчился, когда вместо победы Большого Найджа в Монако на верхнюю ступеньку взошёл Айртон Сенна. Почему? Потому что Найджелу, несмотря на его лень (по меркам Проста, например), большой живот и английские усы, мешало прийти к титулу раньше дичайшее невезение, которое должно было компенсироваться кучей рекордов на самовозе, и сам Алексей за это переживал, хотя Сенна не вызывал у него антипатии. И я тоже вспомнил, что под влиянием этих рассказов я ощущал такое же огорчение...

Однако есть здесь существенное «но...». До 1992 года я толком не видел ни Сенну, ну и ни Проста, ни Пике, ни Лауду, ни тем более прочих чемпионов Ф-1, зато видел, как впереди на лихом коне скачет бывший, кстати, инженер из Вустершира. И сегодня я думаю, что главной причиной боления за него были комментаторский пиар и, конечно, победы. Потому что потом я с легкостью переключился на Сенну, но, увы, лишь до его трагической гибели, какое-то время на Шумахера, Хаккинена... И... повзрослел. Потому что в конце 90-х перешагнул 20-летний рубеж... Так или иначе за почти 10 лет смотрения Формулы (с существенными перерывами) я кое-что начал понимать в гонках (притом что почти ничего не соображаю в автомобилях) и чуть лучше стал понимать себя.

Тут-то и появился на горизонте Кими. И через пару-тройку сезонов в его исполнении я понял, что я болею за него, потому что он гораздо больше чем остальные напоминает мне себя. И пусть не то имел ввиду Иисус, но в данном случае приходит на ум формула «возлюбил ближнего своего как самого себя». Ни Фернандо, ни Рубенс, ни Култхард, ни Дженсон, ни прочие не вызывали этой симпатии. А Кими вызывал, причем без особого пиара, без дикого количества побед и тем паче поулов, а просто потому что был собой, а не пытался соответствовать имиджу и если стремился к победе, то как будто из настроения стать лучше себя вчерашнего или потому что съел с утра мороженого или потому что хорошо выспался или потому что у него родился ребенок. И в этом мне всегда виделось человеческое, а не только профессиональное. Не говоря уже о том, что парень как настоящий финн и выпить не дурак (хотя я непьющий и никому не советую), и в ралли уйти по приколу, и на словцо интересное способен, и заехать может не в тот поворот, и 11 обгонов за 1 круг совершить, и не вставать при этом на одно колено, но сфотографироваться с маленьким болельщиком Феррари на трибуне после схода. В нём была всегда живая эмоция, которая делала его не лучшим гонщиком, но интересным и, как кажется, всегда искренним человеком, даже несмотря на прозвище Айсмен и нелюбовь журналистов и болельщиков больших чемпионов.

Поэтому я и считаю его лучшим гонщиком... для себя, конечно. Потому что в этом выборе бесполезно руководствоваться «объективными» показателями - слишком многое меняется в Формуле, начиная от регламента и конструкции машины, заканчивая возрастом (молодостью и старостью) пилотов. А субъективно за Кими я болел дольше, чем за кого-либо, а теперь просто смотрю гонки... Может и появится кто-то столь же интересный, добавляющий жизни и странной, не поддающейся логике холодной, но живой эмоции к профессионализму, двигателям и шасси... И будет что-то особенно радостное в Ф-1.

p.s. даже ушел Кими как-то без прощаний и особенно по-тихому на фоне потрясающей развязки сезона 2021 года. И в этом соригинальничал. Но ему ведь по барабану?)