14 мин.

Итоги первой половины сезона «Формулы-1». «Ред Булл», «Мерседес»

«Ред Булл»

3 вещи, на которые нужно обратить внимание

1. Команду рано похоронили

Перед стартом сезона «Ред Булл» и близко не рассматривался в роли одного из лидеров сезона, несмотря на гегемонию последних лет. По ходу предсезонных тестов стало ясно, что болид «быков» не получился резвым, более того – создавалось впечатление, что RB10 не способен преодолеть и половины дистанции Гран-при без поломок. В Милтон-Кейнсе царила если не паника, то как минимум глубокая озабоченность перспективами в новом сезоне, и особенно много вопросов вызывала работа двигателя «Рено». Французская силовая установка в ходе тестов не выдерживала критики, и было ясно, что именно она является самым слабым органом нового «быка».

К чести «Ред Булл», коллектив смог выпутаться из ситуации настолько, насколько это было возможно – все работали не покладая рук, а Гельмут Марко едва ли не взял в «рабство» программистов команды, заставив их совершенствовать программное обеспечение «Рено». Результат не замедлил себя ждать – синие болиды выглядели неплохо уже в стартовом Гран-при, практически не выпадая из числа ведущих команд по ходу сезона.

2. Уход Эдриана Ньюи

В этом году в «Ред Булл» де-факто закончилась целая эпоха – главный творец успехов команды Эдриан Ньюи со следующего года больше не будет активно работать над болидами команды из Милтон-Кейнса. Англичанин давно задумывался об уходе, критикуя современную «Формулу-1», в которой правила все значительнее сужают границы инженерной мысли. «Ред Булл» с Ньюи и без него – это по сути, два разных коллектива, фигур подобного масштаба в чемпионате можно пересчитать по пальцам одной руки, и в свете грядущего ухода еще и Питера Продрому, технический штаб «быков» будет выглядеть осиротевшим.

Утешить команду может только тот факт, что Ньюи остается в системе австрийского концерна, правда, уже в ином качестве. Англичанин поможет компании в других ее многочисленных проектах, но главное – Матешицу удалось не допустить перехода специалиста в другую команду «Формулы-1». «Феррари» всячески старались переманить технического гения в Маранелло, другие коллективы также следили за ситуацией – то, что усиления прямых конкурентов специалистом такого уровня не произошло, не может не радовать «Ред Булл».

3. Шаг назад по сравнению с прошлым годом

Чудесного преображения команды по ходу сезона в этом году ждать не стоит – «Пирелли» не собирается менять состав шин, а кардинально усовершенствовать проблемную силовую установку возможно разве что к следующему сезону. Запрет FRIC же не сильно изменил расстановку сил, вопреки ожиданиям слабо сказавшись на месте «Ред Булл» в пелотоне. Новинки же, подготовленные в Милтон-Кейнсе, безусловно, двигают конюшню вперед и работают неплохо, однако не позволяют догнать «Мерседес».

Очевидно, что гегемонии «Ред Булл» пришел конец, однако насколько далеким окажется отступление команды от прежних позиций, сказать пока сложно. «Быки» вроде бы уверенно удерживают вторую строчку в Кубке конструкторов и, по крайней мере на словах, не собираются сворачивать развитие болида в этом сезоне. С другой стороны, ближайшие гонки в Спа и Монце не сулят ничего хорошего медленной на прямых машине, а двойные очки в Абу-Даби могут оказаться решающими в борьбе за звание лучших после «Мерседеса». «Быкам» явно готов составить конкуренцию «Уильямс».

Сможет ли «Ред Булл» удержать вторую строчку, одержит ли Риккардо еще пару побед, преодолеет ли затянувшийся спад Феттель – интриг во второй половине сезона в отношении действующих чемпионов хватает.

Оценка техническому штабу – 7/10

Эдриан Ньюи и компания не разучились конструировать быстрые болиды – RB10 традиционно отличается замечательной аэродинамикой, хорошей скоростью в любых типах поворотов и высокой прижимной силой. Камнем, тянущим команду вниз, является многострадальная силовая установка «Рено». Болиду катастрофически не хватает элементарной скорости на прямых и динамики разгона – мощность двигателя оставляет желать лучшего, да и экономичность мотора по сравнению с конкурентами также далеко не на уровне. По ходу сезона регулярно циркулировали слухи о возможном отказе «Ред Булл» от сотрудничества с французским мотористом и даже о разработке собственного двигателя. Что тут сказать, даже Ньюи не волшебник и не способен за счет аэродинамики отыграть нынешний дефицит мощности мотора – кардинально ситуацию выправить не удастся. Однако то, как технический штаб смог выправить ситуацию и не допустил падения коллектива в середину пелотона, заслуживает уважения.

Оценки гонщикам

Даниэль Риккардо – 9/10

К выступлениям Риккардо придраться невозможно – австралиец проводит великолепный сезон, демонстрируя отличный темп и практически не допускает ошибок. Даниэль едва ли не каждый Гран-при превосходит напарника, нанося удары по его авторитету и при этом повышая собственную репутацию. Риккардо превзошел все ожидания перед стартом сезона – улыбчивому пареньку предрекали попадание под каток немецкого чемпиона, но вышло все наоборот. Дэн стал настоящим открытием сезона, кроме того, австралиец пока что единственный гонщик не из «Мерседеса», побеждавший в этом году. Сегодня именно Риккардо является истинным лидером «Ред Булл».

Себастьян Феттель – 4/10

Немец откровенно проваливает сезон, если называть вещи своими именами. Никто бы не упрекнул Себастьяна в том, что он не борется за пятый титул кряду – в этом году это нереально. А вот регулярно проигрывать напарнику, недавнему зеленому новичку, четырехкратный чемпион мира никак не должен. Феттель уступает Риккардо как в квалификациях, так и в гонках, завоевав лишь два подиума на фоне двух викторий партнера. Можно кивать на неподходящую пилотажу Себастьяна технику, но так или иначе напарники находятся в равных условиях, и пока Феттель объективно не в лучшей форме. Немецкий пилот на данный момент ничем не напоминает самого себя образца последних лет.

Лучшая гонка – Гран-при Канады

«Ред Булл» лучше прочих воспользовался проблемами лидеров сезона из «Мерседеса» и добился в Монреале потрясающего результата. Риккардо провел великолепную гонку, не упустив шанса обогнать Переса и Росберга ближе к финишу и добыл первую победу в карьере. Феттель также провел хороший Гран-при – немец демонстрировал темп, а в конце гонки едва увернулся от летящего в отбойник «Уильямса» Фелипе Массы и финишировал третьим, обеспечив двойной подиум для «Ред Булл».

Худшая гонка – Гран-при Австрии

Двумя неделями позже на домашней трассе «Ред Булл» ждал оглушительный провал – Риккардо не блеснул в квалификации, а Феттель и вовсе в субботу провалился, не преодолев барьер второго сегмента. В гонке же обеим машинам явно не хватало темпа, что и привело к неутешительному итогу – Риккардо сумел добраться всего лишь до восьмого места, а напарник «потерял» гонку еще в самом начале, столкнувшись с техническими трудностями, и в итоге завершил Гран-при досрочно.

Риторический вопрос

На что в гонках был бы способен «Ред Булл» с двигателем «Мерседес»?

Слова

Кристиан Хорнер о планах команды на остаток сезона: «Не могу говорить за другие команды, но мы будем развивать машину до Гран-при Абу-Даби. Все знания, полученные сейчас, пригодятся в следующем году. Мы не собираемся сдаваться».

Гельмут Марко о Даниэле Риккардо: «Конечно, Феттель, как и мы, был немного удивлен формой Риккардо. Он знал, что новый напарник хорош, но не ожидал, что тот так быстро освоится. Никто не мог видеть настоящий потенциал Риккардо».

Жак Вильнев о выступлениях Себастьяна Феттеля: «Феттель должен уйти из «Ред Булл» как можно скорее. Люди начинают менять мнение о нем – за рулем средней машины он выглядит гонщиком среднего уровня».

«Мерседес»

3 вещи, на которые нужно обратить внимание

1. Росбергу плохо даются обгоны

Лидер чемпионата по сравнению с прошлым сезоном прибавил во многих областях и вполне заслуженно претендует на титул. Но есть одно важное качество, в котором Нико Росберг пока уступает Льюису Хэмилтону. Ему крайне сложно даются обгоны, в особенности, обгоны напарника.

В Бахрейне немец дважды по ходу гонки боролся с главным конкурентом колесо в колесо, но, даже имея преимущество в скорости, не смог вырваться вперед. В Испании при том же раскладе сил дело не дошло даже до попытки обгона. В Монреале отказ тормозов на болиде Хэмилтона не дал возможности выяснить исход очного противостояния. В Венгрии на последнем круге Росберг попробовал повторить маневр Риккардо, но и здесь его ждала неудача.

У Нико возникают проблемы с обгоном не только напарника, но и других гонщиков. На «Хунгароринге» он надолго застрял за «Торо Россо» Верня, лишившись шансов на победу. До поры до времени незатейливая и в чем-то топорная манера обгонов Росберга не мешала добиваться отличных результатов, но последняя гонка показала, что его чемпионские амбиции под угрозой. Кто даст гарантию, что, стартуя с пит-лейна, он смог бы приехать на подиум так же, как и Хэмилтон?

2. Ненадежность болида требует внимания

На зимних тестах новая техника радовала большим километражем и надежностью. Но уже в Австралии дефектная изоляция свечи зажигания привела к сходу Хэмилтона. Дальнейшие неприятности возникли только в седьмой гонке, но постепенно поломки приобрели характер эпидемии.

В Канаде отказ ERS на обеих машинах стоил «Мерседесу» победного дубля. В Сильверстоуне Росберга подвела трансмиссия, ну а на Хэмилтоне госпожа Фортуна отыгралась по полной. Дважды подряд в квалификациях Льюис попадал в передряги — сначала сломался совершенно новый тормозной диск (чья это вина — неясно до сих пор), а спустя неделю болид и вовсе загорелся, едва выехав из боксов.

Подсчитано, что за счет технических проблем немецкая команда недосчиталась порядка семидесяти очков и трех победных дублей. Преимущества «Мерседеса» по скорости вполне хватит для победы в Кубке конструкторов, но прямо сейчас инженерам нужно разобраться с надежностью отдельных узлов болида – иначе противостояние Льюиса и Нико рискует превратиться в лотерею.

3. Неопытное руководство совершает ошибки

Практически все ожидали борьбы «Мерседеса» за титул в переходном сезоне, но никто не мог предположить, что преимущество команды окажется настолько громадным. Поначалу у Тото Вольффа и Падди Лоу все шло как по маслу — победа за победой, дубль за дублем, а о командной тактике в условиях плотной борьбы Хэмилтона и Росберга руководство даже и не помышляло. Но отношения между гонщиками накалялись, а отказов техники происходило все больше. На Гран-при Венгрии стало очевидно — руководители «Мерседеса» просто «поплыли».

В последней гонке перед перерывом Хэмилтон ответил на просьбу пропустить напарника то, что должен был сказать Фелипе Масса четырьмя годами ранее. Далее последовал колоритный разброс мнений в коллективе: Хэмилтон спрашивал, почему он должен был сбрасывать газ, Росберг вообще ничего не понимал, Вольфф путался в показаниях, а Лауда и вовсе заявил, что командный мостик «Мерседеса» поддался банальной панике.

Спустя несколько дней Тото заявил, что гонщики должны выполнять любой приказ Падди Лоу, даже если он кажется им иррациональным. Но затем Вольфф добавил, что в соответствии с устными договоренностями Хэмилтон не обязан был пропускать напарника. То есть руководство признало, что указания Лоу в данном случае были ошибочными, да и вообще, хорошо, что Льюис не уступил. Остается только предполагать, что в следующий раз делать Нико и Льюису: слепо следовать наставлениям команды или всерьез обсуждать целесообразность странных приказов с мостика.

Да, перерыв в чемпионате пришелся как нельзя кстати для Вольффа и Лоу — у новоиспеченных руководителей есть время прийти в себя и расставить приоритеты.

Оценка техническому штабу – 9/10

Инженеры «Мерседеса» в межсезонье славно потрудились — болид W05 получился настоящим самовозищем. Секрет успеха не только в лучшем моторе «Формулы-1», машина аэродинамически эффективна на любом типе трасс. Но высшего балла Альдо Коста и компания пока не заслужили — для начала немецкая техника должна перестать загораться, перегреваться и разваливаться на ровном месте.

Оценки гонщикам

Нико Росберг – 8/10

В начале сезона Нико проигрывал по чистой скорости и Хэмилтону, и другим гонщикам, но, начиная со скандальной квалификации в Монако, Росберг выиграл пять поулов, лишь единожды уступив первую стартовую позицию.

Впрочем, далеко не в каждой гонке 29-летний немец смог добиться максимального результата. В Сахире и Барселоне Нико был быстрее Льюиса, но не сумел реализовать потенциал болида. Пилот мог добиться большего и в Будапеште, но провел бледную гонку и вместо уверенной победы получил финиш вне подиума позади Хэмилтона.

Тем не менее, за исключением отдельных неудач, Росберг проводит лучший сезон в карьере — 9 подиумов и 4 победы только в первых одиннадцати гонках. Но хватит ли этого для титула?

Льюис Хэмилтон – 8/10

Льюис начал сезон с четырех поулов и четырех побед подряд, но дальше все пошло наперекосяк. С Гран-при Монако чемпион мира потерял психологическое превосходство над Росбергом, а следом за ним ушло и преимущество в скорости. Победа в Сильверстоуне помогла вернуться в борьбу в критически важный момент. Дважды подряд гонщику пришлось стартовать из самого конца пелотона, но обе гонки англичанин закончил на подиуме.

С точки зрения гоночных качеств к Хэмилтону претензий нет — в отличие от Феттеля и Райкконена, у пилота нет проблем с управлением новыми болидами, Льюис бережнее кого бы то ни было расходует топливо, а с резиной обращается едва ли не лучше напарника.

Лучшая гонка – Гран-при Бахрейна

Сложно выбрать лучшую гонку для команды, отметившейся шестью победными дублями за полсезона. Какой из многочисленных подиумов «Мерседеса» краше другого? Пожалуй, воскресный уик-энд в Сахире. На Гран-при Бахрейна Росберг и Хэмилтон не только с легкостью уехали от всего пелотона, но и порадовали порядком заскучавшую публику «Формулы-1» олдскульной борьбой колесо в колесо.

Худшая гонка – Гран-при Канады

В Монреале дело шло к неминуемому дублю «Мерседеса», но отказ ERS сначала привел к резкому падению темпа обеих машин, а затем и к сходу Хэмилтона. Оставшийся один на один с более быстрыми соперниками и непослушным болидом Росберг все-таки смог довезти технику до финиша, но заработал лишь 18 очков для команды — худший результат для коллектива из Бракли в нынешнем сезоне.

Риторический вопрос

Если бы не проблемы с машиной Хэмилтона, кто бы лидировал в чемпионате?

Слова

Дитер Цетше об эпизоде в Венгрии: «В «Мерседесе» нет командной тактики и мы можем вмешаться в борьбу только в чрезвычайной ситуации. На Гран-при Венгрии не было чрезвычайной ситуации, хотя пилоты не должны мешать друг другу при разной тактике. Но они не были близки, поэтому я понимаю, почему Льюис Хэмилтон отказался пропускать Нико Росберга».

Тото Вольфф о роли двойных очков в борьбе за титул: «Думаю, никто не против победы в чемпионате за счет двойных очков, но тому, кто проиграет, потребуется помощь психолога».

Льюис Хэмилтон о патриотизме и этнической принадлежности Нико Росберга: «Честно говоря, Нико никогда не был настоящим немцем. Помню, когда мы выступали в картинге, он никогда не вставал под немецким флагом. Никогда. Мы должны были выстраиваться на стартовой прямой, девушки держали флаги разных стран. Нико всегда вставал под флагом Монте-Карло. Он никогда не вставал под флагом Германии».

Фото: Fotobank/Getty Images/Mark Thompson, Vladimir Rys Photography