5 худших гонщиков «Формулы-1» в этом году
Появление англичанина в этом списке кому-то покажется странным. Мол, как же так – парень едет, никого не трогает и настолько часто доводит красно-черную колымагу до финиша, что даже устанавливает рекорд для новичков по числу финишей подряд.
Все это так, вот только «Формула-1» – не соревнование водителей трамваев: здесь мало приехать к клетчатому флагу, важно сделать это еще и быстрее конкурентов. А у Чилтона с чистой скоростью настоящие проблемы.
Гонщики аутсайдеры – словно боксеры-легковесы, выступающие на разогреве у более статусных бойцов: они машут руками и мутузят друг друга в квалификациях, но почтенная публика мало замечает, кто кого метелит – все в предвкушении чего-то более значимого.
В итоге все видят явного победителя в паре, но не обращают внимания, насколько сильные плюхи тот по ходу боя отвешивает сопернику. 1,7; 0,6; 1,6; 0,4; 1,1; 0,7 – что это такое? – Это отставание Чилтона в секундах в квалификациях от напарника Жюля Бьянки. Да, бывали и обратные примеры (англичанин иногда привозил французу 0,3 – 0,4 секунды на быстром круге), и такие отрывы нормальны для малоопытных гонщиков, к тому же выступающих на далеко не совершенной технике. Но важнее здесь тенденция, и она явно не в пользу Макса.
Не добавляет очков англичанину авария на потенциально важном Гран-при Канады – увидев, как напарник проезжает мимо, Чилтон потерял разум, выбил Бьянки с трассы, а заодно расколошматил свой болид.
Пока Чилтон-старший выписывает солидные чеки «Марусе», команда ничего не скажет, но давайте хотя бы мы будем честными – Максу не место в «Формуле-1».
Недобрыми словами можно было бы помянуть весь «Заубер» – не только несчастного немца, – что это за ужас: за 11 этапов коллектив не заработал ни одного очка, не показал ни одного внятного выступления, а в Кубке конструкторов уступает даже «Марусе».
Оправдания, однако, находятся для всех: из-за нехватки денег разработка шасси-2014 велась не слишком бурно, двоечник Гутьеррес все еще проходит стадию взросления (и плохой автомобиль явно не способствует профессиональному росту пилота), а самому Сутилю показывать хорошие результаты мешает собственное тело:
«Нам, высоким пилотам, к этому сезону нужно было сбросить много веса. При этом худеть почти некуда, и из-за этого толком и тренироваться нельзя, ведь иначе растет мышечная масса и все тот же вес».
Понятно, что в регламенте требуются изменения, но свалить все проблемы на рост и вес все равно нельзя. Посмотрите на соотечественника Адриана – Нико Хюлькенберга. Гонщик «Форс-Индии» такой же высокий (184 см), но умудрился сбросить на 5 кг больше, да и напарника по команде (куда более талантливого и быстрого, чем Гутьеррес) обыгрывает практически по всем статьям.
Но выправить ситуацию еще можно, и Гран-при Венгрии подтвердил, что Сутиль идет в верном направлении.
Да, болид F14 T не назовешь образцовым с точки зрения скорости; да, турбодвигатель «Феррари» не идет ни в какое сравнение с силовым агрегатом «Мерседеса»; да, Скудерия явно страдает синдромом «Дукати» (работать с красным пылесосом умеет только Фернандо Алонсо – как и Кейси Стоунер несколько лет назад был единственным, кто знал подход к итальянскому мотоциклу). И мы бы простили Кими, не будь он чемпионом мира.
Зачем из итальянской команды выгнали Фелипе Массу? Чтобы смотреть на то, как финн, получающий огромные деньги, выступает в том же ключе или еще хуже?
Самое печальное, что старые проблемы Райкконена никуда не исчезли: без отзывчивого управления машина едет отвратительно, скорости на одном быстром круге нет совершенно, а о проблеме пилота с прогревом жестких шин знают, кажется, даже те, кто смотрит «Формулу-1» впервые. В прошлом году на фоне горемычного Грожана все эти недостатки не играли важной роли, но в борьбе с Алонсо нельзя пренебрегать ничем – если ты по полной программе проигрываешь в субботу, то взять реванш в воскресенье уже не получится. Идеальным должен быть весь уик-энд.
В оправдание финна можно сказать, что он оказался заложником решения Луки ди Монтеземоло и собственного менеджмента – обе стороны совершенно не думали о том, за руль какой машины сядет гонщик. Из-за конструктивных особенностей болидов «Феррари» пилотам итальянской конюшни для нормального прогрева шин приходится либо агрессивно работать рулем в поворотах, либо ждать, пока инженеры сделают новинки, которые улучшат сцепление болида с трассой. Для Алонсо, научившегося пилотировать агрессивно еще в давние времена, это не проблема, а вот для таких гонщиков как Масса или Райкконен, привыкших добиваться максимума от плавного пилотажа, это сущая головная боль.
Нет сомнений, что к концу сезона «Феррари» и Райкконен найдут какие-то решения, которые облегчат жизнь пилоту, но до тех времен Кими еще не раз попадет под шквал критики.
Выступления венесуэльца завораживают и пугают одновременно – ты никогда не угадаешь, что случится с ним в следующем повороте: это может быть вылет из-за собственной ошибки, очередная техническая поломка или эпичный вынос соперника.
Мне нравится дикий, взрывной характер парня, он может быть позитивным и забавным вне гонок (Пастор хорошо смотрелся бы в какой-нибудь комедии, а пока он не начал карьеру актера, приходится довольствоваться лишь этим роликом), и без него «Формула-1» была бы намного скучнее.
Но все это мы видим лишь благодаря щедрым финансовым вливаниям PDVSA – без денег нефтяной компании менеджеры команд «Ф-1» давно бы перекрестились и избавились от парня. Приходится терпеть, аккуратно собирать металлолом и даже в середине лета объявлять о продлении контракта на следующий сезон. Давно ли вы видели, чтобы пилот, занимающий 19 место в личном зачете, обеспечивал себе место в следующем чемпионате?
Забавно, что Ромен Грожан, по всем статьям превосходящий Пастора, похвастаться новым контрактом с «Лотусом» пока не может.
Тяжело быть новичком в «Формуле-1» – новая машина, новая команда, новые трассы. Еще тяжелее быть новичком в команде-аутсайдере – твой тарантас постоянно ломается, бороться приходится с техникой, а еще ведь необходимо поглядывать в зеркала, чтобы случайно не выбить какого-нибудь лидера, обгоняющего тебя на круг.
Однако быть новичком, за которым стоят дяди с толстыми кошельками – быть легко. Ты едешь настолько медленно, что напарник на твоем фоне выглядит профессором Простом, вылетаешь на мокрой трассе и разбиваешь в хлам «Катерхэм» или выбиваешь «Уильямс» в квалификации – и все нормально. Тебе лишь улыбаются и говорят: «Ну что же, бывает».
Маркус Эрикссон – худший гонщик года, причем это звание швед выиграл досрочно и с большим отрывом от остальных. Но выгонять его никто не торопится – в «Катерхэме» готовы посадить за руль зеленого болида хоть обезьяну, лишь бы у той нашлось достаточно денег на выступления.
Фото: Fotobank/Getty Images/Mark Thompson, Dom Romney, Clive Mason
У болел Кими, конечно, будут приступы батхерта, но что поделать. Неприятно, когда их любимец так лажает.
Ребята, те 578 и последующие человек, которые тыкнули аватарку Кими: я вам сочуствую! Честно! :)